Авторский блог Константин Луговой-Давыдов 20:29 1 июля 2018

100-летию со дня первого основания Самарского государственного университета (СамГУ) посвящается

1 июля 2018 года исполнилось бы 100 лет со дня первого основания моего родного альма-матер – Самарского государственного университета. Первого, потому что СамГУ открывали два раза – в 1918 г. и в 1969 г. Второй раз он был открыт как КуГУ (Куйбышевский государственный университет), в 1991 г., в связи с возвращением исторического названия городу Самаре, ВУЗ был переименован в СамГУ. Но до своего векового юбилея старейший классический университет г.Самары не дожил 3 года.

Утром 8 июня 1918 г. Самара была захвачена чехословацкими войсками (т.н. «белочехи», которые на всём пути их следования с Дальнего Востока до Волги поднимали восстание против новой большевистской власти). За три дня до их прихода подпольно был создан «Комитет членов Учредительного Собрания» (Комуч). Своим приказом № 1 от 8 июня 1918 года Комуч распустил Советы, отменил все декреты и распоряжения Советской власти, восстановил дореволюционную систему местных органов самоуправления, в число которых были включены губернские, уездные и волостные земства, губернские и городские Думы. Было объявлено о «восстановлении гражданских свобод, отнятых большевиками». Были денационализированы заводы и фабрики, все имущество возвращалось прежним владельцам. А бывшим помещикам даже разрешалось убрать на своих землях хлеб, посеянный крестьянами ещё при Советской власти (более подробно на: http://samaratoday.ru/history/8-june).

В Самаре существовал Учительский институт, основанный ещё в 1911 году. 1 июля 1918 года он был не просто переименован в университет, но это было создание высшего учебного заведения нового типа: стали выходить печатные издания, активизировалась научная жизнь, открылись новые подразделения (факультеты) внутри только что реорганизованного ВУЗа. И это в условиях гражданской войны!

После возвращения Советской власти в Самару 8 октября 1918 г., большевики не стали закрывать университет, как «буржуазное учреждение», он продолжил свою работу вплоть до 1 сентября 1927 года, когда был закрыт из-за нехватки средств на его содержание.

Повторно университет в Самаре был открыт 1 сентября 1969 года. Подготовка к открытию началась в 1968 г. Первым ректором стал Алексей Иванович Медведев (1968-1973). В дальнейшем должность ректора классического университета занимали: Станислав Иванович Мешков (1973-1977), Виктор Васильевич Рябов (1977-1984), Ленар Васильевич Храмков (1984-1994). Геннадий Петрович Яровой (1994-2009).

На личности последнего из упомянутых мной ректоров я хочу немного остановиться. Геннадия Петровича я помню. Он у нас, студентов физического факультета, преподавал курс «Радиофизика и радиоэлектроника». На третьем курсе, один год всего. Помню, как сдавал ему зачёт и экзамен, такое не забывается. Очень хороший и специалист, и человек. Умер он в 2009 году, Царство Небесное рабу Божию Геннадию, вечный покой!

Преподавал в СамГУ (первоначально в КуГУ), начиная с 1971 г. и до конца своих дней. Одним из крупных достижений Г.П. Ярового на посту ректора стало открытие факультета второго высшего образования, Гуманитарного отделения в г.Тольятти (на основе которого был открыт филиал университета) и представительств в городах Похвистнево и Сызрань. Большое внимание он уделял информатизации процесса образования и научной деятельности вуза, было открыто дополнительно 13 новых специальностей. В 90-е годы СамГУ стал более открытым для общества. Успешно была реализована программа «Кадры», количество докторов наук выросло с 34 до 100. При непосредственном участии Г.П.Ярового была создана Ассоциация выпускников СамГУ, Международный попечительский совет. Более активно стали развиваться международные связи. В 2009 г., незадолго до смерти, Г.П. Яровой был избран Президентом Самарского государственного университета.

А в 1999 году Геннадий Петрович получил звание «Менеджер года», показав высочайшую эффективность управления старейшим и единственным классическим университетом региона. Ничто не предвещало беды, которая началась с назначения на должность выпускника СамГУ, доктора педагогических наук Игоря Александровича Носкова. Он, по совместительству, оказался функционером политической партии «Единая Россия» - секретарём регионального отделения по Самарской области.

И.А.Носков являлся ректором на протяжении 5 лет, в 2009-2014 г.г. За это время он смог разрушить всё то, что создавалось его предшественниками на протяжении десятилетий, доведя университет до состояния банкротства. Практически прекратилось финансирование естественнонаучных факультетов, с переходом на приём в ВУЗы по результатам ЕГЭ началась чехарда с набором и потеря бюджетных мест, что вело к сокращению преподавательских ставок и уходу из университета ряда профессоров.

В 2012 году губернатором Самарской области становится Н.И. Меркушкин, который для укрепления своего положения затеял несколько амбициозных проектов. Одним из них было создание в Самаре федерального университета путём объединения крупных самарских вузов. Под осуществление этого проекта (с подачи Н.И. Меркушкина) в СамГУ в начале 2014 года отменили выборы и назначили исполняющим обязанности ректора выходца из Самарского университета путей сообщения Андрончева И.К - человека, не имевшего никакого отношения к фундаментальному образования, но зато, как оказалось, земляка председателя самарского союза ректоров Г.П. Котельникова, на которого сумел опереться в своём проекте Н.И. Меркушкин. Но проект создания в Самаре федерального университета заглох, не получив одобрения на более высоких уровнях власти.

В конце 2014 года Министерство образования и науки РФ (которое тогда возглавлял Ливанов) приняло план (на новомодном сленге — «дорожную карту») формирования вузовской «пирамиды». Кроме федеральных университетов было предложено выделить три группы вузов: ведущих с хорошим финансированием, вузов «второго уровня» с так называемым «нормальным» финансированием и вузов регионального уровня — без финансирования со стороны федерального министерства. Кроме того, предлагалось осуществить 40% сокращение численности преподавательского состава вузов.

Чтобы закрепится в группе ведущих университетов, и остаться программе «Топ-100», по которой СГАУ (Самарский государственный аэрокосмический университет, предшественником которого был Куйбышевский авиационный институт, созданный в 1942 г.) получал очень хорошее дополнительное финансирование, вузу необходимо было значительно улучшить показатели его научной деятельности. СамГУ прочили попадание в группу второго, или даже третьего уровня. С этой ситуации Н.И. Меркушкин и ректор СГАУ Шахматов Е.В. начали активную деятельность по созданию объединённого университета, который за счет суммирования показателей мог бы попасть в первую группу и остаться в программе «Топ-100». Для этого СГАУ требовалось, например, чтобы количество цитирований в индексируемых базах WebofScience и Scopus было не менее 300 на 100 научно-педагогических работников. Фактически у СГАУ имелось только 45,64 цитирований. При этом у СамГУ этот показатель был — 172,52. Количество цитирований в РИНЦ должно быть не менее 500 на 100 научно-педагогических работников, у СГАУ фактически имелось 169,11, а у СамГУ в это время данный показатель был равен 318,1. Показателей СГАУ явно не хватало, чтобы остаться в заветной группе. При этом показатели госуниверситета по многим критически важным позициям были значительно выше, чем у СГАУ.

В конце зимы и весной 2015 года губернатор Меркушкин Н.И. регулярно лично приезжал на заседания Учёных Советов СамГУ, СГАУ и СамГТУ (Самарского государственного технического университета – преемника Куйбышевского политехнического института) и, рисуя молочные реки и кисельные берега, уговаривал коллективы вузов «добровольно» согласиться на объединение. Что же в это время обещали коллективам Н.И. Меркушкин и Е.В. Шахматов? В проекте документа, который называется «Концепция формирования объединенного национального университета», среди основных принципов:

- этапность процесса объединения;

- максимальная автономность статуса нынешних образовательных учреждений в составе объединённого университета, сохранение… традиций и школ, создание возможностей для их развития;

- обязательное сохранение существующего профиля образовательной и научной деятельности;

- принцип дополнения: все нововведения … должны не разрушать, а дополнять имеющиеся наработки и вести к наращиванию их потенциалов.

Сотрудникам и преподавателям вузов обещали:

- увеличение зарплат до уровня 250% к средней зарплате по региону (у СГАУ было 244%, а у госуниверситета всего 141%);

- сохранение за высвобождаемыми сотрудниками полного объёма зарплат и социальных гарантий до окончания переходного периода (до 2019 года.) и т.д.

Коллектив и ректорат СамГТУ, опираясь на мощные связи в нефтяном секторе, от «блестящей» перспективы отказался. Ученый Совет СамГУ согласился на объединение на равноправных условиях и предложенных в концепции объединения принципах. Однако равноправность явно не входила в намерения ректората СГАУ. Поэтому вбросили довод, мол, объединение вузов формально помешает остаться в программе «Топ-100», необходимо осуществить объединение в форме присоединения. Коллектив госуниверситета убеждали, что «присоединение» это формальность, существуют юридические тонкости, по-другому нельзя, на самом деле будет равноправное объединение, с сохранением всех достоинств объединяемых университетов, с большим переходным периодом, в течение которого все сложности объединения удастся преодолеть….

Когда стало очевидно, что Учёный Совет СамГУ на этот фокус может не согласиться, свою предательскую роль сыграл «засланный казачок» Андроничев И.К., подписавшийся под документом, в котором ректорат СамГУ соглашался на ликвидацию госуниверситета и присоединение его на правах структурного подразделения к СГАУ. Совершенно очевидно, что Андроничев И.К. превысил свои полномочия исполняющего обязанности ректора и подписал документ, на который Учёный Совет университета не давал своего согласия. Однако «процесс пошёл». На мнение коллектива университета никто не стал обращать внимания. Несмотря на прошедшие в Самаре митинги протеста против уничтожения классического университета, осенью 2015 года он прекратил свое существование и был присоединён к СГАУ. Получив в своё распоряжение коллектив госуниверситета, Шахматов Е.В. и его проректора, нисколько не задумываясь о том, что они ничего не понимают в фундаментальном образовании, решили, что с этим коллективом можно вытворять всё, что им понадобится для достижения своих целей. Так с обмана и предательства началась история «объединённого университета» в Самаре.

Про принципы и обещания, данные всего несколько месяцев назад, мгновенно забыли. Никакой этапности объединения, никакого переходного процесса, вообще никакой автономности. Ректорат СГАУ уже осенью 2015 года попросту расформировал все управленческие структуры госуниверситета и уволил практически всех их сотрудников без обещанного сохранения полного объёма зарплат. В ректорат объединённого университета не вошёл ни один представитель СамГУ. На своих местах остались только деканы факультетов и заведующие кафедрами. Зато сыгравший свою зловещую роль Андроничев И.К. получил тёпленькое местечко в аппарате губернатора.

Следует, однако, отметить, что на первых порах ректор СГАУ Шахматов Е.В. еще пытался изобразить некую «демократию». Он говорил, что он открыт для переговоров, встречался с представителями факультетов, обещал всё сохранить и помочь в развитии. Но уже тогда стало очевидно второстепенное, подчинённое положение, которое было приготовлено для коллектива СамГУ. Когда в конце 2015 года обсуждалось положение о стимулировании научно-педагогических сотрудников, от коллектива классического университета были внесены обоснованные поправки, учитывающие специфику СамГУ и особенности переходного периода. Все эти поправки были высокомерно отвергнуты. Пытавшимся выступать членам совета университета от СамГУ просто заткнули рот. Естественно, было принято исходное положение, целиком повторяющее положение СГАУ. В этом положении собственно образовательная деятельность практически никак не стимулировалась. Основные надбавки полагались за статьи, учитывавшиеся в базах WebofScience и Scopus. Аналогичным образом был принят коллективный договор, который просто повторил договор СГАУ, в нём опять не было ни грамма от коллективного договора СамГУ. А уже в начале 2016 года внутри объединённого университета началось создание институтов и ломка существовавших организационных структур госуниверситета.

Небольшой, но показательный штрих: официальный сайт нынешнего Самарского университета в разделе «история вуза» ни слова не говорит ни об открытом в 1918 году Самарском университете, ни о Куйбышевском (Самарском) государственном университете, будто их и не было, а начинает историю вуза с 1942 года и создания в Куйбышеве авиационного института…

Про историю ликвидации моего родного высшего учебного заведения ваш покорный слуга написал достаточно много. Вот одна из ссылок: http://zavtra.ru/blogs/nachata_obshestvennaya_kompaniya_za_vosstanovlenie_samarskogo_gosudarstvennogo_universiteta_(samgu)

Про ректора СГАУ, одного из инициаторов ликвидации классического университета, Е.В.Шахматова, можно прочитать здесь: http://zavtra.ru/blogs/kto_vi_mister_shahmatov_okonchanie_stat_i_o_t_n_samarskom_natcional_nom_issledovatel_skom_universitete_imeni_akademika_s_p_korolyova

В сентябре 2017 г. губернатор Самарской области Меркушкин был отправлен в отставку «по собственному желанию». Одновременно с этим федеральное министерство (бывший Минобрнауки РФ) начало проверку вновь созданного «объединённого университета». Однако, это уже другая история…

Надеюсь, что в ближайшее время мне удастся привести в активное состояние созданную мной несколько месяцев назад инициативную группу под названием «Общественное Движение за восстановление СамГУ).

На фото – главный корпус Самарского государственного университета (г.Самара, ул.Академика Павлова, д.1), в котором автор статьи учился в 1992-1997 г.г.

1.0x