Авторский блог Максим Хрусталев 11:38 10 апреля 2014

10 апреля - годовщина освобождения Одессы

Ранним утром 10 апреля 1944 года, после ожесточенного ночного штурма советские механизированные, кавалерийские и пехотные дивизии очистили от оккупантов город и порт Одессу. Как тогда казалось, навсегда…

Ранним утром 10 апреля 1944 года, после ожесточенного ночного штурма советские механизированные, кавалерийские и пехотные дивизии очистили от оккупантов город и порт Одессу. Как тогда казалось, навсегда…

Уже 11 апреля 1944 года «Известия» напечатали стихи поэта Сергея Васильева:

-Веками будет в песнях славиться

Победный гром апрельских дней.

Одесса, южная красавица, разорван круг твоих цепей!

Нет, не покорною рабынею попала ты в полон врагу.

Стояла ты всегда твердынею

На черноморском берегу.

И кто тогда мог представить, что уже в наши дни наследники фашистов из разных «сотен самообороны Евромайдана», «Правого сектора», и прочих необандеровцев при покровительстве местных властей будут избивать людей за ношение георгиевских ленточек, а порой даже за разговор на русском языке – в том числе и ветеранов той Великой войны.

В 1941- 1944гг. жестокая оккупация Одессы немецкими и румынскими фашистами, сумевшими занять город только после двух с половиной месячной его геройской обороны, продолжалась 907 дней. За это время оккупантами было убито около 200 тысяч одесситов. Впрочем, и подполье в Одессе фактически ни на день не прекращало сопротивление. В период оккупации в городе и прилегающих районах действовали пять партизанских отрядов и более сорока подпольных патриотических групп.

Поначалу Одессу с прилегающим регионом, так называемой «Транснистрией», Гитлер широким жестом уступил своему союзнику - «кондукатору» Румынии Антонеску. Впрочем, учитывая стратегическое значение Одесского порта и, без обиняков, попеняв румынским союзникам за их «традиционную безалаберность», все же военное и морское администрирование Гитлер оставил за немцами.

Пережившие оккупацию одесситы отмечали, что румынская администрация все же была помягче к населению – хотя тоже зачастую допускала дикие зверства. Но с начала 1944 года немцы взяли всю полноту власти в Одессе и области на себя, и установили уже режим методичного и беспощадного террора. Не то, что жители – даже социально-культурная инфраструктура Одессы, вызывали у них ненависть.

Согласно данным специальной комиссии, расследующей действия оккупантов после освобождения города, ими были взорвано и сожжено 2290 наиболее крупных, имеющих архитектурно-художественную и историческую ценность, ограблены все музеи, разрушены специальные поликлиники, санатории, научно-исследовательские институты, даже детские ясли (около 60).Не говоря уж об уничтоженных фабриках, заводах и сооружениях Одесского порта.

Но, тем временем, в войне произошел решительный перелом, и с начала весны 1944 года советские войска стали широко разворачивать стратегическую операцию по освобождению Правобережной Украины..

Одной из целого ряда операций в рамках этого стратегического наступления, стала и Одесская освободительная операция 3-го Украинского фронта под командованием генерала Родиона Малиновского ( около 470 тыс солдат и офицеров, 435 танков и САУ). Противостояли ему войска группы армий «А» из 6-й немецкой и 3-й румынской армий (350 тысяч солдат и офицеров, около 160 танков и штурмовых орудий) под общим командованием фельдмаршала Эвальда фон Клейста.

Основная линия обороны немцев и румын сосредоточена на реках Южный Буг и Днестр. На берегах небольших рек Тилигул, Большой Куяльник, Малый Куяльник также были созданы укрепления. Саму Одессу немцы также постарались превратить в сильный укрепленный цент, а в Ставке Верховного главнокомандования вермахта ей даже было присвоено имя "Крепость фюрера". Танки и артиллерийские полки были развернуты в Одессе, Березовке и Николаеве. Пехотные полки расположены вдоль рек, лагун, бухт. Частный сектор крепости Очаков также был усилен пехотным полком. Минные поля и препятствия расположены вдоль западного берега реки Южный Буг и вокруг Одессы..

Непосредственно от Гитлера Клейст получил указания «удерживать, по меньшей мере, позиции по берегу Южного Буга». Ситуация для обороняющихся немцев и румын должна была также, по мнению их командования, облегчить весенняя распутица, которая сковывала бы продвижение наступающих советских частей.

Но войска 3-го Украинского, проведя в начале марта, несмотря на все сложности с передвижением транспорта и боевой техники по раскисшим от грязи малороссийским дорогам, успешную Березнеговато-Снигирёвскую наступательную операцию, уже 6-18 марта захватили ряд плацдармов на западном берегу Южного Буга. А 26 марта, фактически без оперативной паузы, советские войска начали операцию по освобождению Одессы.

Действующие в приморской части 3-го Украинского фронта советские 6-я, 28-я и 5-я ударная армии развернули наступление на Николаев – взятый 28 марта благодаря героическому «десанту Ольшанского». А 30 марта внезапным морским десантом черноморцев был захвачен Очаков. После этого Гитлер отправил Клейста в отставку, назначив на его место генерал-полковника Фердинанда Шернера.

Но, хотя последний и считался одним из лучших немецких командующих, ситуацию на фронте это не изменило. Другое дело, что отличаясь крайней жестокостью даже по нормам Третьего Рейха, Шернер усилил террористический режим. Вот один из примеров его «подвигов», совершенных как раз накануне освобождения Одессы, в посёлке Кирпичного завода и селе Куяльник (Одесская область), который отмечала специальная комиссия.

«Отступая под ударами Красной Армии, гитлеровцы вымещали свою злобу на мирных жителях. Девятого апреля немецкие солдаты и офицеры загнали в глиняный карьер женщин, детей и стариков и учинили над ними зверскую расправу. Фашистские палачи расстреливали ни в чём не повинных мирных советских людей из автоматов и пистолетов. Немецкие изверги в течение этого дня убили до 400 жителей. От рук фашистских палачей погибло более 30 малолетних детей».

Между тем советское командование продолжало развивать наступление, наращивая главный удар теперь уже силами своих правофланговых 46-й и 8-й гвардейской армий, кавалерийско-механизированной группы и 23-го танкового корпуса в общем направлении на Раздельную в обход Одесссы с северо-запада.

В первых числах апреля советские войска вышли к реке Тилигул, а 4 апреля кавмехгруппа генерала Иссы Плиева освободила Раздельную. 7 апреля кавмехгруппа прорвалась к Днестровскому лиману у Беляевки.

Наступающие же с левого фланга, 9 апреля передовые советские части 5-й ударной армии генерала Цветаева уже завязали бой на северной окраине Одессы. Войска Плиева (которые в немецко-румынской приказной литературе именовались обычно как «дикие банды русских черкесов и казаков») выходили уже в тыл врага.
Опасаясь оказаться прижатыми к морю, немцы стали отходить и ослабили сопротивление на приморском направлении. Тогда наши войска предприняли фронтальную атаку, смяли противника и штурмом заняли населённый пункт Пересыпь. Первыми в пределы города ворвались части 416-й, 320-й, 248-й, и 86-й гвардейской стрелковых дивизий .Попытки гитлеровцев удержаться на подготовленных рубежах на северной и восточной окраинах города успеха не имели, хотя, стремясь задержать продвижение наших войск, противник взорвал дамбу в районе Лузановки и вода затопила прилегающую местность к этой станции. Советская сторона, напротив, постаралась в минимальной степени использовать артиллерию, дабы не наносить лишних жертв городу и его населению.

Утром 10 апреля командир 248-й дивизии полковник Николай Галай с группой автоматчиков сам поднял знамя Победы над Одесским Оперным Театром. Одесса, томившаяся в оккупации 907 дней, была полностью освобождена.

Попытки немцев и румын организованно отойти за Днестровский лиман также не увенчались успехом. К утру 14 апреля весь восточный берег Днестровского лимана был очищен от немецко-фашистских захватчиков. Немцы потеряли 26 800 убитыми, 10 680 пленными. Их румынские союзники были полностью деморализованы и фактически стали неспособны к удержанию фронта.

Победа эта досталась дорогой ценой. Тем более горько узнавать сегодня, что в наши дни неофашисты пытаются навести в Одессе свой «новый порядок». А на 70-летнюю годовщину освобождения Одессы ими намечена зачистка Куликова поля – центра антимайданного сопротивления в Одессе. Во время оккупации на Куликовом поле немецкие и румынские фашисты организовывали место казней советских патриотов. Очевидно, нынешние бандеровцы хотели бы поддержать эту «традицию»

1.0x