Уже сегодня можно сказать, что прошедшие 26 октября на Украине внеочередные выборы в Верховную раду стали блестящей победой украинской демократии. А точнее — дипломатии, спецслужб и политтехнологов США, которые эту самую "демократию" из криминально-олигархической диктатуры создали и всячески пользуют.
По состоянию на утро 28 октября, после обработки 83,87% протоколов по многомандатному округу партия "Народный фронт" набирает 22,02%, партия "Блок Петра Порошенко" — 21,66%, партия "Самопомощь" Андрея Садового — 10,96%, партия "Оппозиционный блок" — 9,48%, Радикальная партия Олега Ляшко — 7,46%, и партия "Батькивщина" экс-премьера Юлии Тимошенко — 5,70%. К победителям выборов теоретически еще может присоединиться "Свобода" Олега Тягнибока, однако её текущий результат — 4,68% делает эту перспективу маловероятной. В Верховной Раде нового созыва будет заседать 423 депутата вместо положенных по закону 450 — потому что в 27 одномандатных округах бывших Донецкой и Луганской областей выборы не состоялись.
Еще раз подчеркну, что эти цифры трудно рассматривать как волеизъявление граждан Украины, однако они во многом определят политический пейзаж "нэзалэжной" как минимум на зиму 2014/15 гг., а может быть — и на более долгое время. То есть речь идёт не о мотивациях, а о последствиях.
Последствия же этой полумистической "выбракадабры", не имеющей никакого отношения к принципам демократии, с политической точки зрения таковы. "Блоку Петра Порошенко", основу которого составлял "Удар" Виталия Кличко, модераторы выборов не дали возможности самостоятельно сформировать правительство. Более того, согласно действующей конституции Украины, такое право предоставляется лидерам той партии, которая получила большинство голосов на парламентских выборах, а на эту позицию всеми правдами и неправдами выведен "Народный фронт" с №1 в лице Арсения Яценюка. Все предвыборные опросы давали этой политической силе 7-10% голосов избирателей, однако её окончательный результат необъяснимым образом оказался в 2-3 раза выше. В то же время "Блоку Петра Порошенко" на том же основании, а также на основании внеочередных президентских выборов 26 мая 2014 года, где их лидер, согласно официальным данным, набрал 54,7%, прогнозировали не менее 30-35% голосов избирателей. Однако "что-то пошло не так". И теперь Порошенко, с урезанными конституцией собственными полномочиями и без самостоятельного парламентского большинства, становится, мягко говоря, куда менее договороспособной политической фигурой, если вообще договороспособной: большинство финансовых и кадровых полномочий будет сосредоточено в руках премьер-министра, будь это сам Яценюк (который уже давно, судя по всему, мечтает уехать поближе к своей сестре), или какая-то иная фигура из числа креатур Госдепартамента США.
Что предопределяет и неизбежный крах Минского перемирия, и срыв трехсторонних, в формате Россия—Евросоюз—Украина, переговоров по газу. Соответственно, это означает очередной провал той "мирной линии" в политике Кремля на украинском направлении, которую представляет посол в Киеве Михаил Зурабов, известный "встроенностью" в либерально-монетаристское крыло правительства РФ. Что ответил Порошенко на заявления министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова о том, что Россия признает итоги этих выборов, поскольку "ведущей силой украинского парламента в любом случае станет "Блок Петра Порошенко", который является партнёром России и президента В.В.Путина по согласованию в Минске мирных договоренностей между киевскими властями и ополченцами Луганска и Донецка", то есть "будет с кем вести диалог во вновь избранной Верховной Раде Украины и в новом правительстве страны"? Он ответил, что "большинство в украинском парламенте завоевали прозападные партии", имея в виду не только свой блок и "Народный фронт", которые составят коалиционное большинство, но и "парламентских спойлеров" из "Самопомощи" и Радикальной партии, которые будут выступать с позиций "правее ультраправого" и "уравновешивать" остатки Партии регионов, объединенные в Оппозиционный блок. Видимо, особую позицию займет "Батькивщина" Юлии Тимошенко, бессовестно обобранная модераторами выборов (5,7% — это более чем вдвое меньше даже тех 12,82%, которые бывшая "королева Майдана" получила лично пять месяцев назад, не говоря уже о её результате на президентских выборах 2010 года: 45,47 %, или свыше 11,5 миллионов избирателей).
Среди иных очевидных тенденций прошедшего 26 октября мероприятия можно выделить следующие.
Снижение явки избирателей. В целом по стране этот показатель, как утверждает ЦИК, составил якобы 52,42%. Даже в разбомбленной и разрушенной Донецкой области, откуда в Россию выехало свыше миллиона человек, — 32,4%, а в Одесской области, где избирательные участки пустовали весь "день выборов", набралось целых 40%. Не удалось модераторам выборов "натянуть" половину голосов и в таких показательных регионах страны, как Закарпатье и Черновицкая область (соответственно — 43,3% и 49,04%), где велика доля русинов, венгров и румын. Для сравнения: на прошлых выборах в Верховную раду Украины голосовало 56,76% избирателей.
Дезориентация и децентрализация. На прошлых выборах в Верховную раду 55,54% проголосовавших высказались в пользу тогдашних лидеров: Партии регионов (остатки которой сегодня представляет Оппозиционный блок) и "Батькивщины". Всего же, если в прошлой Верховной раде было представлено пять партий, собравших 93,12% голосов избирателей, то сейчас — если названные цифры не будут сильно скорректированы (а они вряд ли будут) — на шесть партий придётся всего лишь около 77%.
Радикализация. Почти 85% "эффективного голосования" пришлось на партии националистической и ультранационалистической направленности, к числу которых, несомненно, стоит отнести и "Батькивщину", чей лидер Юлия Тимошенко призывала "расстреливать русских из атомного оружия".
Кроме того, все эти пять партий включили в свои избирательные списки множество "героев антитеррористической операции". Эта обширная "военно-полевая" фракция Рады пока не представляет собой единой силы и "растаскана" по различным политическим партиям, а потому нигде не будет играть не то что решающей, но и просто самостоятельной роли. Но "через гражданскую войну" в высший орган законодательной власти "нэзалэжной" попали люди, которые никогда бы не смогли сделать это в условиях мира, то есть для них война стала не просто социальным, но и "политическим лифтом". Возможно, какое-то время большая часть из них будет осваиваться в новом статусе "народных избранников", не претендуя на нечто большее. Но надо понимать, что осознание простого факта: удержаться у власти или даже получить еще больше властных полномочий они могут только в условиях длящейся войны, — придет к ним очень скоро. Тем более, что эти "герои нации" в подавляющем большинстве своем грузовиками и вагонами вывозили домой награбленные в Донбассе "трофеи", пытая и расстреливая своих недавних сограждан. И они прекрасно понимают, что никакого мира для них больше не будет: или им придется превратить Донбасс и всю Новороссию в пустыню, где, возможно, западные ТНК будут добывать сланцевый газ для Европы, — или за ними, рано или поздно, "придут" те, кого они грабили и убивали.
Следовательно, новая Верховная Рада будет не просто "парламентом войны", а "парламентом гражданской войны" и "парламентом войны против России", что полностью соответствует интересам США, но лишь отчасти — интересам европейских союзников Вашингтона.
Неизбежность возобновления военных действий в Донбассе. Дальнейшей конфронтации Украины против России и ополченцев Новоросии, несомненно, будут способствовать и западные "доминирующие партнеры" нынешней украинской власти. Долги и газ, газ и долги — две эти взаимосвязанные "нэзалэжные" проблемы ценой в десятки миллиардов долларов пока не имеют решения, а бесконечно откладывать их не получится — авангарды "генерала Мороза" уже на подступах и к Украине, и к европейским столицам. И раскошелиться на "нэзалэжность", судя по всему, придётся "старушке-Европе" в лице фрау Меркель (а других денег, кроме немецких, у континентальной части Евросоюза, похоже, нет). Но для этого нужно будет, чтобы Россия "перекрыла газовый вентиль" транзита через территорию Украины, а добиться такого решения без несанкционированного отбора газа из "трубы" нельзя. Но сам по себе такой несанкционированный отбор "не прокатит", поскольку Украина брала на себя обязательства по безопасности транзита. А вот в случае и под предлогом нового обострения конфликта с Россией — сколько угодно. Реализации именно этого сценария с высокой долей вероятности и стоит ожидать в ближайшие недели.