Когда соприкасаешься с русской историей, невольно приходишь к мысли – что её просто невозможно рассматривать в отрыве от истории окружающих этносов, народов, племен. Осознаешь, что именно тесное взаимодействие двух миров – Востока и Запада, в ходе тысячелетних реакций, породило на свет Божий то, что мы сегодня можем назвать Русским Миром. А уж произнося заветное словосочетание Русский Мир, нам следует принимать как факт существование Русского Суперэтноса, принадлежность к которому определяется не только языком, культурой, генетикой или вероисповеданием, а его чувством справедливости. Мы не можем спать спокойно, если знаем что где-то безнаказанно вершиться насилие и угнетение. А если сердце человека пылает пламенем праведных деяний, то он непременно русский. То тут – то там, прорастаем мы по всему земному шару, освещая и оживляя пространство пробудившейся русской совестью. Расея, она ведь не от Волги до Енисея – от Аляски до Лиссабона как минимум! Когда мы говорим о русской истории, мы вспоминаем киммерийские сумерки и тысячелетнее кочевье скифов, Ойум Амалов и Хунналанд Аттилы, терпкие вина Константинополя и пенный кумыс Сарай-Бату. В нашей культурной «ДНК» крепко-накрепко спелись руны Калевалы и бейты Шахнаме, сказания о Нартах и Манас, песнь о Нибелунгах и Олонхо. Когда мы говорим о Русской Мысли, мы должны понимать, что она уникальна тем, что сумела объединить в одно целое все самые чистые и благородные устремления пангерманизма и пантюркизма, панфинно-угризма и панмонголизма, и в первую очередь, конечно же – панславизма.
Когда-то английский поэт и дипломат Джильс Флетчер, в своем описании Русского царства XVI столетия, зафиксировал: «народ, называемый славянами, получил свое начало в Сарматии и, вследствие побед своих, присвоил себе имя славян, то есть народа славного или знаменитого – от слова слава. Которое, на языках русском и славянском, означает то же, что и знаменитость или доблесть». В былые времена славяне владели землями от Балтики до Адриатики, и от изумрудных Альпийских лугов до выжженных степей Подонья, вели полукочевой образ жизни и торговлю с соседями, занимались земледелием и скотоводством, отражали вражеские набеги и сами ходили в военные походы. Интересную легенду о происхождении славянского рода, повествует «Великопольская хроника»: «В древних книгах пишут, что Паннония является матерью и прародительницей всех славянских народов… от этих паннонцев родились три брата, из которых первенец имел имя Чех, второй — Рус, третий — Лех. Эти трое, умножась в роде, владели тремя королевствами: лехитов, русских и чехов». Это хорошая легенда, но сегодня уже доподлинно известно, что славяне прибыли в западную Европу из северного Причерноморья, в составе полиэтничного конгломерата племен Аттилы. Но «Великопольская хроника» не спроста так симпатизирует легендарной Паннонии. Именно здесь, на её тучных пажитях, впервые прогремел взрыв русского сознания, вошедший в историю как «Государство Само».
Само-Само… Кем же был этот Само? История сохранила мало сведений о нем, но о том, что он был хорошим дипломатом и обладал должным авторитетом, мы можем не сомневаться – ибо славянские вожди покорились ему. «Первый вождь славян, современник Магомета, и северный блеск одной и той же зарницы» – так говорил о нем Хлебников. Но слава постигнет Магомета позже, а пока, на дворе 623 год, где-то на ближнем востоке, 13 лет как существует Ислам, его исповедует приблизительно 40 человек, а в восточной Европе, многотысячные племенные союзы склавин и венетов, поднимают народно-освободительное восстание против франков и авар. За четыре года, Само во главе своих ратей, очистил от иноземных захватчиков земли от моря до моря – и создал первую славянскую конфедерацию. Он счастливо правил своим государством 35 лет и оставил после себя 12 славянских жен, 35 детей и могучую державу, которая хоть и пала после его смерти, но само возникновение её, можно считать отправной точкой всего славянского мира. Безусловно – Само был русским, а его освободительная борьба – первым взрывом русского сознания в славянском мире. Именно на обломках его державы, спустя два века возникнет могучее славянское государство – Великая Моравия. Уникальность Великой Моравии и значимость её для всего славянского мира, заключается ещё и в том, что именно на её землях впервые столкнулись интересы Константинополя и Рима, а христианство уверено шагнуло в земли восточных славян, положив начало формированию Русского Православия и Русской Государственности. В 862 году, правитель Великой Моравии – князь Ростислав отправил к императору Михаилу III – в Византию, послов, прося об учителях, священниках или епископе, которые бы заложили в его государстве основу собственного церковного управления. Михаил удовлетворил его просьбу и послал к моравам двух братьев из македонских славян – Кирилла и Мефодия. Именно в Великой Моравии, вошедшие в историю как «учители словенские», они создадут первые славянские азбуки – «глаголицу» и «кириллицу». Переведут церковные книги с греческого на славянский язык, обучат славян чтению, письму, и ведению богослужения на славянском языке.
Но приняв эстафету Православия, окруженные со всех сторон вассалами Рима, предки нынешних чехов и словаков, не выдержали напора и пали под ударами Священной Римской Империи. Но коль уж русское сознание начало просыпаться, то оно накроет всех и вся с головой на расстоянии и в тысячи верст. Словно неудержимая радость ядерной бомбы, оно преодолеет все препятствия и пространства, все поглотит и все напитает, замучает посредством души и совести, и спасет ими же.
Прошло пять с половиной столетий, прежде чем в славянских сердцах вновь запылало пламя народного Самосознания и освободительной борьбы. Неизбежный Феникс русского мира! Прошло пять долгих столетий, и Центральную Европу взорвали «гуситские войны» - явившиеся, по сути, православной революцией в католическом мире. Очагом этого пожара стала именно Чехия, его буревестником – Ян Гус. Великий мыслитель, талантливый лектор и проповедник, магистр искусств Пражского университета, он своим православным вариантом Реформации заставил трепетать Священную Римскую Империю и католический Рим. Приняв священство и став деканом философского факультета, он начал вести активную проповедническую деятельность. В качестве настоятеля Вифлеемской часовни в старой части Праги, Гус читал проповеди, на которые собиралось до трёх тысяч человек. Он открыто критиковал клир, феодалов и бюргеров, во весь голос заявляя: «Нельзя взимать плату за церковные таинства и продавать должности. Священнику достаточно взимать плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности. Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана. Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор. Каждый христианин должен искать правду, даже жертвуя благополучием, спокойствием и жизнью». Чтобы распространить свои учения, Гус не только проповедовал с кафедры, но также приказал расписать стены Вифлеемской часовни рисунками с назидательными сюжетами, сложил несколько песен, которые стали народными, и провёл реформу чешского правописания, сделавшую книги более понятными для простого народа. Он требовал отмены индульгенций, причастия «под двумя видами» и чтения литургий на родном для его народа языке – это и сближало Гуса с Восточным Православием. Дело в том, что в Риме сложилась точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх языках, на которых была сделана надпись на Кресте Господнем: еврейском, греческом и латинском, а богослужение на национальных языках «варварских» народов Европы, считалось святотатством. Стоит отметить, что католическая Европа в то время, напоминала балаган. Представьте себе – на протяжении 30 лет, церковью руководят 3(!) папы, Европа поделена на три лагеря, и всё это на фоне кровопролитнейших войн и эпидемий. Плюс ко всему - ужасающее разложение самой церкви. Полуграмотные, опьяненные вином и властью, похотливые священники, забывшие о своем назначении, служили обедни на память, а порой и вовсе подменяли их псевдолатинской тарабарщиной. Погрязшего в роскоши и блуде священнослужителя невозможно было привлечь к ответственности даже за убийство, ведь клир имеет свои особые суды.
600 лет назад – в 1415 году Ян Гус был осужден как еретик и сожжен на костре. Ещё не успел остыть его пепел, как всей Чехии заполыхал пожар народно-освободительного движения. Вставшие под знамена свободы, назвали себя детьми Гуса - «гуситами». Их целью стали – независимость Чехии и Торжество Православия. Изначально гуситы выступали за возвращение в лоно Константинопольского патриархата, либо переход под покровительство Московского. Но как на беду, Византия в то время представляла собой уже агонизирующий организм, а Великое Княжество Московское, ещё было слишком неокрепшим, так было принято решение вести борьбу самостоятельно... Её возглавил другой сын чешского народа – Ян Жижка. Ранее в 1410 году, во главе отряда чешских добровольцев, он принял участие в знаменитой Грюнвальдской битве, в которой объединенные войска славян, балтов и татар остановили продвижение могущественного Тевтонского ордена на восток. В Грюнвальдской битве Жижка потерял глаз, а Тевтонский орден - все былое могущество. «Страшный слепец» – так будут звать его в будущем, враги. Позже Жижка принимал участие в целой череде венгерских походов против турок, Столетней войне на стороне французов, где проявил себя талантливым полководцем и бесстрашным воином. С началом гуситского движения, Жижка вновь оказался на острие копья, очень быстро снискал себе славу грозы для врагов, и вскоре был избран гетманом. За год Жижка создал из разрозненных и необученных крестьянских ватаг, настоящую армию, и уже в июле 1420-го, на горе Витков перед Прагой, его четырехтысячный отряд, разбил 30-тысячное войско крестоносцев, отправленное императором Сигизмундом для захвата города. Это был страшный бой, воодушевление гуситов было настолько сильно, что численное превосходство не спасло «благородных рыцарей». Военный талант их предводителя проявился во всей своей силе. В следующем году войско императора Сигизмунда, потерпело сокрушительное поражение под Вышеградом, и вся Чехия и Моравия оказалась в руках гуситов.
Жижка широко использовал тактику кочевых племен южнорусских степей – половцев, печенегов, булгар, хазар и гуннов - скрепленные цепями повозки использовались в качестве оборонительного укрепления и захвата плацдарма для последующих атак. Гуситская телега представляла собой прообраз более поздних боевых машин, казацких возов, тачанок времен Русской Гражданской Войны и современных танков. Экипаж состоял из 8-14 человек, среди которых были два арбалетчика, несколько копейщиков, два бойца, управлявшихся с лошадьми, несколько человек, поддерживавших щиты, и собственно десант. Чехи называли это «vozova hradba», что означает – «загон для скота». На Руси в тоже время подобные боевые сооружения были известны как – «гуляй-город». На помощь гуситам прибывали отряды из числа православных подданных Великого Княжества Литовского, боровшихся против окатоличивания своей страны. Поляки, мадьяры, бодричи, сербы, валахи – все пришли, всё это русские люди. Во время одного из боев, Ян Жижка лишился последнего глаза, но это нисколько не мешало ему умело командовать, и принимать участие в битвах – его возили на боевой телеге на виду у войска, а он воодушевлял бойцов перед боем пламенными речами. Во время битвы, его повозка стояла на возвышенности, он сидел в ней неподвижно, лицом по направлению к бою, опустив руки на колени. Два мальчика-оруженосца, стояли подле него по правую и левую руку, и говорили обо всем, что происходило. Словно гениальный шахматист, Жижка оценивал ситуацию, и делал молниеносный ход. Итог – ни одной проигранной битвы. Иногда, там, где дело становилось туго, на поле боя из порохового тумана, словно челнок Харона, выплывала боевая телега, на которой, мерно покачиваясь, не таясь ни стрел, ни пуль, восседал сам паромщик – Жижка. Закованный в броню страшный слепец, сохраняющий каменное спокойствие. Тогда исход сражения был предрешен.
Два крестовых похода разбилось о славянское единство, но само оно, так успешно боровшееся с врагом внешним, не выдержало удара изнутри. В рядах гуситов грянул раскол – движение распалось на умеренных и радикалов. Умеренные, «чашники», партия бюргеров и шляхты, купцов и дельцов, получили свое название потому, что вершиной их требований являлось причастие под «двумя видами», что требовало использования винной чаши. Они были согласны на эту подачку от Ватикана, но ни о какой независимости не помышляли, и выступали за сведение конфликта на нет. Радикалы же создали на горе Табор в Южной Чехии укреплённый лагерь и стали зваться «таборитами». Они трудились над созданием «общества равных», предсказывая скорое наступление «тысячелетнего царства Христова на земле» (хилиазм). Выгнав последних сторонников частной собственности, они провозгласили равенство и братство. Вокруг Табора образовался союз городов. Все что попадало в Табор, делилось поровну, всякий убогий и страждущий, находил там свое прибежище. В обществе таборитов царили веротерпимость и братское отношение к представителю любого этноса, главное – чтоб он был русский. Священники проповедовали, пахарь – пахал, жены воспитывали детей, а воины булавой кроили череп лживым папским порядкам. Русский Иван Жижка воплотил в жизнь идею другого русского, Ивана Гуся. В это время в Праге умеренное крыло последователей, весьма обеспокоенное своеволием крестьян, покидающих своих господ и отправляющихся прямиком в ополчение, заключило соглашение с императором Сигизмундом. По сути – олигархи вновь развязали гражданскую войну. В 1424 году, шестидесятилетний, слепой на оба глаза Жижка нанес сокрушительное поражение объединенным силам католиков и чашников, в побоище у Матешова. Он расположил свои рати на горе, в то время как чашники и крестоносцы расположились под горой. Решение Жижки оказалось невероятно простым – он приказал пустить возы и телеги со склона, и они передавили половину вражеского войска, после чего разгром закончила конница…
Священная Римская Империя считала Чехию потерянной навсегда, опасаясь как бы «Страшный слепец», уже завтра не оказался под стенами Вены, Буды или Рима. Католическое духовенство боялось приближаться к границам Чехии и на километр. Жижка вскрыл гнойник каменным ножом и, не церемонясь, вычистил либеральную заразу. Да вот только каленым железом прижечь не успел. Внезапно он занемог и умер от постоянной спутницы средневековой Европы чумы. Согласно его предсмертному завещанию с тела его сняли кожу и натянули на военный барабан – он и после смерти хотел вдохновлять своих солдат и наводить ужас на врагов. Подобно тому, как орда Аттилы, обезобразила свои лица – дабы вождь-отец был оплакан не женскими воплями и слезами, а мужской кровью, тактабориты в знак скорби выкалывали себе один глаз, отказывались от имен и именовали себя «сиротками». После смерти Яна Жижки военное руководство движением возглавил Прокопий Голый, бывший священник, опытный полководец, дипломат. Радикальные гуситы объявили Православный джихад (возврат к мышленью членов первых христианских катакомбных общин, готовых умирать за свои идеалы). Крестный Ход перерос в Крестовый Поход. Табориты совершили победоносные рейды в Силезию, Германию, Австрию, Венгрию. По всей Священной Римской Империи гремели их манифесты. Но то, что не доделал когда-то Жижка, сыграло свою роль в будущем – окрепшие к этому времени чашники, вновь заключили предательское соглашение с католиками. 30 мая 1434 года – черный день нашей истории - в битве у Липан, табориты потерпели сокрушительное поражение… Это был пятый по счету, крестовый поход объединенной Европы, против гуситов Чехии. Пятнадцать лет великой борьбы за плечами. Табориты больше уже не смогут оправиться. Чашники, наконец-таки получат свою брошенную, словно кость, злосчастную чашу, которая заменит им крест. Вновь зазвенят, в отощавших было мошнах такие вожделенные гроши. Если бы вы знали – с каким остервенением, они будут уничтожать малейшие проблески русского сознания в чешском народе, на протяжении следующих четырех веков. Не случайно, что именно в Чехии панславизм завоюет, пожалуй, самые крепкие позиции – большие температуры творят алмазы. Вот, откуда эти фаланги чехословацких легионов, шагающие в ногу с русским братом, уже полтора столетия. Чешские добровольцы-панслависты, помогали южным славянам добывать независимость от Османской империи в череде Балканских и Русско-турецких войн. В Первую Мировую из чехов, словаков и русин, проживавших на территории Российской Империи, формировались добровольческие дружины и корпуса. Полк австро-венгерской армии – «Пражские дети», перешел на сторону Русской армии полным составом, при всем вооружении. К концу войны за нас воевало уже несколько легионов. Вспомните Чехословацкий корпус Генерала Свободы, на полях сражений нашей, пожалуй, последней, народной войны. Надпоручика Яроша вспомните, под русским городом Харьковом связкой гранат убившего танк, и погибшего тут же. Сегодня, когда грянул гром, ребята из бывшей Чехословакии вернулись домой – на землю предков, стоять «за други своя». В этот момент Дикое Поле и Государство Само – воссоединяются. Предки довольны. Чех, Само, Гус, Жижка – все пришли. Всё это русские люди. Стоят за нами – в бороды усмехаются. И тогда понимаешь что мы одно целое, и неразрывно связаны, от сотворения времен. Чтоисторические пути России и той же Чехии, это единая и неделимая история Русского Мира и Русского Суперэтноса. Русское сознание кочует по планете, периодически взрывая реальность в разных её уголках. Оно спит до поры до времени в каждом герое, и просыпается всякий раз, когда где то творится несправедливость.Там где происходит великое научное открытие или создается гениальное произведение искусства – там непременно победило русское сознание. Уильям Уоллес, Леонардо да Винчи, Жанна д’Арк, Николо Тесла, Эрнесто Че Гевара – этот список можно продолжать до бесконечности. А между тем, все это – НАШЕ! Все это – русские люди.
Сегодня идея «братства славян» лакомая во все времена, желанна как никогда. Один из китов русского триединства (в узком этническом смысле), выбросился на берег. Колыбель славянства – южнорусская степь – кровоточащая рана. Уже второй год, на территории братской Украины, не утихает развязанная мировым капиталом, братоубийственная война. Гибнут люди, а что самое отвратительное – дети. Сегодня, в Новороссии, как когда-то в 1936-ом – в Испании, интербригады со всех концов света, стоят на защите русского мира и его мирян. Вроде только вчера держали они оборону памятников Ленину по всему юго-востоку. Стояли плечом к плечу – левые, правые, анархисты. Сибирь, Урал, Волга, Кавказ – все пришли. Сербы, чехи, поляки, венгры, французы, испанцы. Всё это - русские люди. Некоторое время назад добровольцы из Бразилии приняли православие. Афганский доброволец с позывным «Абдулла» на вопрос о причинах его присутствия на Донбассе ответил, что, приехал «воевать за братьев-славян – за этот душевный народ». А как иначе?! Ведь именно славяне есть ядро Русского Суперэтноса. И это не гордыня, а крест. Именно с русским наречием славянского языка являлся на открытые и покоренные нашими предками земли доступ к мировым культуре и знаниям. Именно Ордой-СССР, основной движущей силой коего являлся Русский Народ, был побежден фашизм и осуществлен первый полет в космос. На долгое время оторванные друг от друга волею судеб, различные по вероисповеданию, антропологическому и генетическому типам, мы сумели сохранить и пронести через все невзгоды, основу своей культуры – язык, везде разный, и все равно понятный каждому русскому без исключения. Наполненный мантрическими формулами схожих в сути своей поговорок и пословиц, он по сей день скрепляет нас, не позволяя забыть, что мы являемся одним целым.
Богдан Самоенко, Николай Преображенцев, специально для ИА "Новороссия"