22 мая мы праздновали память одного из самых любимых русских святых Николы Чудотворца. Трудно себе отказать в том, чтобы не навестить Чудотворца. Об играх в понтификацию, святых ротациях и прочем проживании жизни здесь и в вечности, – почеркушки из паломничества монашеского и арт-сообщества к святителю Николаю в Бари, где мощи его почивают.
Уступил место в Риме
Святитель Николай Мирликийский неизменно встречает паломников в итальянском городке Бари «двоеперстием» (кто был, поймет – речь о памятнике): Victory – Победа будет за нами. Осталось только выяснить: за нами – это за кем? Италия в общем-то католическая страна, и католики тоже вообщем-то почитают святителя Николая… Но мы, русские, его так любим, что считаем иногда, к удивлени даже греков, русским православным. У нас его даже называют «епископ епископов» в пику псевдопосягающему на первоепископство понтифику. А если добраться-таки в Бари до Русского подворья, где встречает скульптура работы недавно отметившего 70-летие Вячеслава Клыкова, тут уж точно русский дух воспламеняется: Царствие Небесное Вячеславу Михайловичу, он изобразил святителя Николая с мечом. Призыв к брани за Веру!
В самой столице католичества Риме относительно недавно в 2006 г. построили православный храм великомучненицы Екатерины. Святая Екатерина также одинаково почитается как Православной Церковью, так и Католической. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II храм в Риме посвятили именно ей (святитель Николай не возражал), а Святейший Патриарх Кирилл последовательно отверг все предложения Ватикана, реконструировать что-то из обветшавшего католического наследия. Русские построили в Риме свой собственный православный храм. Причем сначала Патриарху Алексию II человек некоторый предлагал 1 млн. $ при том условии, что храм освятят в честь Николая Чудотворца, но Святейший был непреклонен.
Сбор средств на эту церковь начался в 1898 г.: 10 тыс. рублей внес Его Императорское Величество Николай II, жертвовали деньги великие князья, московские фабриканты и сибирские золотопромышленники. Осенью 1913 г. император Николай II дал резолюцию на сбор пожертвований по всей России. Спустя два года строительный комитет во главе с князем Абамелек-Лазаревым приобрел от имени Российского посольства участок на набережной Тибра, рядом с мостом святой Маргариты. Но в силу перепитий XX века тогда православный храм в Риме так и не был построен… А сейчас исполнились времена и сроки.
Надо сказать, что долгое время в католической столице у нашей Православной Церкви был один единственный однопрестольный храм святителя Николая в посольском доме, на Корсо 518. Находящийся в ведении Римской архиепископии этот храм в свое время много кочевал, и был закрыт по будням; Богослужения совершались лишь по субботам и воскресениям. Когда уже в XXI веке наш соотечественник архитектор Андрей Оболенский пришел в тамошний муниципалитет с идеей строительства русского храма, на него посмотрели как на ненормального: «Какой еще православный храм в столице Католичества?!» Но русские были упорны. Готовили письма от имени Святейшего руководству Италии. Увещевали менять законы провинции Лацио, в которую входит Рим. И русская настойчивость восторжествовала...
Чтобы не ограничиваться одним престолом, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк предложил построить еще и нижний храм с баптистерием в честь равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены. 4 февраля 2011 г. президент Итальянской Республики Джорджо Наполитано подписал указ об учреждение Администратуры РПЦ в Италии. Само словечко «администратура» – это, конечно, мост взаимопонимания с привыкшими все администрировать в церковной жизни католиками. По нынешним временам все становятся немножко понтификами… И благо если во образ святителя Николая (см. окончание третьей подглавки). Вот это настоящий раб рабов Божиих.
До этого момента Русская Православная Церковь официально не была признана в итальянских пределах. Приход святой великомученицы Екатерины на виа Палестро был единственным юридическим лицом – и назывался по-итальянски ente morale. Некая некоммерческая организация, но с религиозными целями... Теперь наши православные приходы на Апеннинах растут, как грибы после дождя…
Простит ли Господь «Натали»?
Без воли Божией и согласия Его угодников ничего в мире, а тем более в церковном созидании не делается. Святитель Николай уступил место святой Екатерине точно также как в канонических триптихах Руси Предтеча уступил место самому святителю Николаю. Одесную Спаса Божия Матерь, а ошую вообще-то должен быть Иоанн Креститель, но русские люди очень любят Николу и только загадочно улыбаются, когда их достают расспросами: «Почему же у вас чуть ли не в каждой машине и каждом доме складеньки со святителем Николаем вместо канонического Иоанна Предтечи?...»
Вообще в народных верованиях русских, как отмечают исследователи, святитель Николай единственный после Богоматери удостоен быть рядом с Богом. Иногда его во образ апостола Петра (еще одна святая ротация) почитали как привратника рая, считалось, что Господь дал ему в услужение 300 Ангелов.
Плывя в Италию, мысленно перелистываешь житие святителя Николая…
Николай был епископом Мир Ликийских в Малой Азии и прославился праведной жизнью, неустанным творением добра, помощью бедным в том числе девицам. Сохранилась история о трех соседках будущего иерарха. Когда все подросли Никола уже служил в храме с дядей тоже Николаем, а девчонок отец по бедности чуть было не продал в то, что ныне бы мы назвали «сексуальным рабством». Но святитель удержал руку дщерепродавца. Ночью забросил через окно один мешочек с золотом наследства своих к тому времени уже почивших родителей – так была выдана первая дочь. В следующую ночь опять забросил золото, как сеть, – пристроил вторую. А на третью ночь отец даже поинтересовался, кто вылавливает-выкупает из этой житейской бездны дочерей. Такой перевертыш сказки Александра Сергеевича Пушкина о Золотой рыбке! Так ведь даже родители – утопленники суеты и псевдотрадиции («Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого» (Мк.7:8) научаются верить в Бога. В конце концов, если на отце даже в масштабах его домоправительства не аукнулась история короля Лира, одна из дочерей упокоила его старость. А может быть, и выкупила душу для Царствия Небесного – в приближенные к святителю чертоги...
Подплываем к Бари…
Сейчас мощи святителя Николая почиют в южной Италии, в Бари, куда были перевезены из Мир в XI веке. Тогда же, кстати, именно с XI века распространяется почитание святителя Николая на Руси. Его мощи и поныне постоянно мироточат. Католики добывают миро шахтовым методом, так как, опасаясь кражи (сами-то мощи святителя выкрали!), а может быть, того, что Никола как его собрат святитель Спиридон Тримифунтский может куда-то отлучиться, святителя опустили под землю. Так что православным вразрез со своей традицией прикладываться непосредственно к мощам, приходится довольствоваться молитвой у гробнички. Добытое миро разливают по изящным бутылочкам, добавляют воду и продают.
...В лавке было тихо, по-современноому шустро. Вспоминался наш московский католический Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, в котором по итогам одной из публикаций 2012 г. о докторе Гаазе тогда же попыталась раздобыть книгу об этом русско-промышляющем католике. Книга называется «Врата милосердия». Попросил ее раздообыть духовник тогда еще протоиерей Александр Петров, после постриженный в мантию уже с другим именем:
– Ты знаешь, до какого-то момента он все же еще жалел: не все подряд и не всем подряд раздавал… А потом уже помогал абсолютно всем! Что-то случилось… Я хочу понять: что?…
Штурм лавки с пластмассовыми папами и четками аля Сваровки не увенчался успехом и сильно разочаровал. Тем более, что там на всей скорости крутили запись «На-та-ли»: «Я прошел в пустыне, в грусти полземли…». Зато пару экземпляров (духовнику и себе) вожделенной книги удалось найти на чердаке собора.
– Неужели ты думаешь, что за это… – архитектор, эстет, основатель портала www.cih.ru Семен Расторгуев заглядывает через плечо: листаю увесистый том с картинками, зачитывая фрагменты из книги, и рассказываю, как раздобыла ее, – Господь не простит «Натали»?
Кто кого?
Пока причаливаем к итальянским берегам, можно поразмышлять, повспоминать путешествия и каскадерские опыты прошлых лет…
Как, например, выбираются паломнические маршруты? Туда мне еще страшно, туда – мы еще не готовы… Иногда важно унизить себя так что, читая даже самую, на тот твой взгляд, утонченную академическую книгу по основам эстетики, в которой есть буквы, но нет картинок, набрести на описание картины взгляда святителя Николая Чудотворца: оказывается, меч можно остановить не только рукой, как на известной картине Ильи Репина, но даже, как в фильме «Мемуары гейши», взглядом. Вот летишь, помню, на всей скорости с Кавказской горы после Всенощного богослужения в этом прекрасном стилистически невероятно строгом и чистом храме святителя Николая, построенном на месте его явления... А потом только и слышишь свое собственное: ой-ой-ой… А дома то же самое в исполнении мамы при подсчете царапин.
Действительно, наверно, не надо сравнивать святителя с мастерицами сбивать взглядом с велика на полном ходу. Совриск пьянит риском свободы, но жизнь и святые чему-то все-таки учат...
В поездке паломнического центра «Покров», собрались иеромонахи, художники, архитекторы, режиссеры – говорили о гранях безопасно с духовной точки зрения в искусстве допустимого. Тем более в искусстве, влезающем в сферу под высоким напряжением священного. Рассказывали анекдот: Свадьба, все напились, в первый день морды били родне жениха, во второй – невесты, а на третий думали-думали: кому?! И поехали в монастырь! Долго стучали в вековые ворота, выходит огромный метр восемьдесят плотоносный Ангел: «Ребята, побойтесь Бога, нас здесь 300 таких...» (количественная рифма с народными верованиями о данных в услужение святителю Николаю Ангелах случайна).
Тут, кстати, можно было бы сделать ремарку: режиссер, который рассказал анекдот, просто не знает, что монахам драться нельзя (и они сразу зовут охрану), – однако в книге «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова) есть глава «...как отец Рафаил Ангелом оказался» и эту книгу прочитали уже миллионы. Да и из жития святителя Николая – этого православного «правила веры и образа кротости» – знаем, как он драться умеет! А у монахов вообще одна из любимых аскетических присказок-загадок: «Если видишь брата возносящимся на небо, что надо делать?» Ответ: Хватать за сапог и бить о землю. И вряд ли вам поможет сообщение при взлете о том, что вы сестра, а не брат…
Предвестниками катастрофы в России начала XX века и были такие случаи, как в главе про Ангела-Рафаила в «Несвятых святых», когда на амвон могла влезть какая-то нечисть и прикурить у образа Пресвятой Богородицы от лампадки, а потом ударить в лицо вышедшему со Святой Чашей святому праведному Иоанну Крондштадскому. Священник вышел со Святыми Дарами, но те, кто были рядом, миряне в храме, могли же ему дать как следует? Известный духовник протоиерей Валериан Кречетов недавно сказал, что врезать можно со всей мочи (в юности он, кстати, занимался боксом) и со всей любовью, чтобы просто поставить человека на место.
Духовник Святейшего схиархимандрит Илий (Ноздрин) прокомментировал: бывает смирение народа себе во вред. Точно также как сейчас народ смиряется себе во вред, терпя труп на Красной площади виновника убийства милионнов лучших русских людей в XX веке. На Пасхальной центральной площади страны допускает эту помесь язычества с сатанизмом. Преподобного Сергия Радонежского называли «самим смирением», однако там, где требовалось отстаивать Веру, он послал своих учеников-схимников в бой. Битва за Веру неизбежна.
Сражаться можно по-разному. Каждому на своем месте – отстаивать святость и чистоту. Святость универсальна, ибо не от мира сего, хотя и действует в мире сем. А вот чистота требует некоторой диалектики в подходах…
По-свински жить не запретишь
Память опять погружается в собственные воспоминания. Во время паломничества можно покаяться за всю жизнь…
Тогда, помню, в 2006 г. по сноске сверяешь маршрут: где подлинник картины со святителем Николаем, иллюстрации которой в книге по эстетике не оказалось? Ага, Саратовский музей. Вспомнив, русскую загадку: «Шла свинья из Саратова вся спина исчарапана» и, сплюсовав ответ с опытом архитектурно-девелоперски-строительного сленга, получаем ответ: тёрка (так в деловых кругах называются переговоры). А так как очереди в Москве к вновь привозимым святыням становятся все больше и больше, а под благословение Крестителя Иоанна Предтечи, уступившего место святителю Николаю в наших триптихах – (святая ротация), – попасть все же очень хочется, исследуем карту России и едем в Саратов… На переговоры к Предтече – проповеднику покаяния…
Кстати, если уж в нынешней поездке срифмовались современные художественные, режиссерские, архитектурно-девелоперски-строительные и церковные, монашеские круги недавно все с тем же коллегой-архитектором Семеном Расторгуевым были несколько озадачены ответом одного архимандрита. Когда к нему приехал Никита Михалков с дежурным вопросом «Как спасаетесь?» «У меня собственно две проблемы, – ответил архимандрит (наши архимандриты тоже превратились уже в настоящих понтификов: наводят мосты взаимопонимания), – кастинг, билдинг»… И взаимопонимание-то на-английском…
Пересказ случая невольно провоцирует слушателей на робкое уточнение: «Архимандрит Тихон (Шевкунов)?» Он, конечно, русофил (даже при всем охвате православной географии на pravoslavie.ru), но все знают, что он строит сейчас Храм новомучеников и исповедников Церкви Русской на крови, что на Лубянке. Да и с Никитой Сергеевичем знакомы… И хотя наместника его же братия иногда сравнивает с кардиналом (а прихожане, менее искушенные в иерархических сложностях, с самим понтификом) и учился он во ВГИКе… правды ради все-таки приходится отрицать: «Да нет…» – «Ну как же, – не унимаются уточняющие, – вот иеромонах Симеон (Томачинский) сказал как-то, что они «декоративные монахи…» – «Да нет… В том смысле, что раньше подвижники Восточной Церкви в пустынях подвизались, а в центре мегаполиса совсем не то…» – «Вот… все приходят посмотреть…»
…Завязывается дискуссия о том, что раньше монахи спасались уходом из мира, а теперь – спасая мир. Кстати, во образ подвига самого святителя Николая, который, как это известно из его жития, прийдя в монастырь, услышал: «не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир». Теперь сам мир приходит в монастыри также, как когда-то мир стал искать ушедшего на отшельнический подвиг преподобного Сергия Радонежского. Лавра стала сакральным центром притяжения русских, очистив и откристаллизовав русское царство…
Что касается, святителя Николая во образ которого подвизаются сегодня монахи, то он и сейчас повседневно сходит на землю с небесных высот для помощи людям, к каждому чающему участия и поддержки. Нет святого доступнее и проще его. В одной из легенд святой Касьян не захотел марать свои ризы и прошел мимо повозки крестьянина, увязшей в грязи, а Николай измазался, помогая в этой беде, – зато получил два праздника в году 9/22 мая и 6/19 декабря, Касьян же удостоился только одного в четыре года 29 февраля. По-свински жить не запретишь…
Творчески мыслящие духовники
А вот мы уже молимся за Литургией в храме святителя Николая в Бари...
Но память почему-то перебирает лики святителя на Родине. Ах, да, мы же привыкли к фрескам по стенам и потолку храмового пространства, чего в здешей базилике нет… Вспоминается великолепный образ Николая, написанный Дионисием в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря (1502-1503) в России. С одного из сводов он благословляет молящихся, широко распахнув руки. Странно, конечно, из Италии убегать домой – в Россию, а с Богослужения отлучаться в музей. Но все же там находится один из лучших образов Николы – новогородская икона XIII века: Русский музей, Санкт-Петербург…
Музей – дело тонкое. В Русском музее есть еще и картина Государя с сенаторами – господа присяжные заседатели полукругом сидят, а император в центре – стоит. Так вот ведь музейщики выставили бархатные скамеечки отсутствующим полукругом. Так что, если ноги у тебя могут подкоситься, осядешь на эти заботливо раставленные бабушками пуфики. Бархатные, как подушки из сказки «Русалочка» Ганса Христиана Андерсена, которого, кстати, не совсем верно на русский язык перевели: душу она хотела бессмертную, а не сильно ей надо было замуж выйти… «Ощутила себя в числе сенаторов?» – пошутит, выслушав про созерцание в Русском музее, духовник, – «Нет, – мысленно сползая в своем экскурсионном опыте на отполированный паркет, ответишь, – у ног Иисуса».
Батюшка Александр был пострижен в честь Иова Анзерского, в схиме, известно, Иисуса. Прошу молитв о упокоении иеромонаха Иова.
… Тогда было время шикарной безработицы, когда в руки «случайно» попадет серебрянный антикварный рубль с изображением царя Николая II, – и духовник, оценив состояние совести и меру непослушания, посоветует пробить у окоема навылет и на ленточке повесить на шею рядом с крестом. Странное ощущение… Но как оказалось, вполне в русле русской традиции. Я не про 33 медали на Олимпиаде. Как отмечают исследователи, святителя Николая в русских народных представлениях иногда исповедовали как Бога, включали в состав Троицы (отсюда тем более не случайно и место в триптихе). Бабушки по недосмотру могли называть его «русским богом». Так, по свидетельству, Г. Давида /XVII в./, русские верят, будто «когда Бог умрет, его место займет или святитель Николай, или царь»*.
Вот такая вот рецепция народного сознания. Более того: по сути представления о святителе, как отмечают исследователи, наслаивались на предшествующий опыт почитания Велеса – бога солнца – освещающего мир всегда только с одной стороны. Известный историк культуры Сергей Аверинцев писал, что вплоть до XVIII века культ святителя Николая а Руси был «низовым, плебейским, сливаясь на переферии с реликтами языческих медвежьих культов»** – тогда еще не умели сочетать высшее с низшим. Но со временем границы понимания мира росли, расширяя и ареал взаимопонимания нации. Свои доморощенные понтифики перекидывали между непонимающими сторонами мосты…
«Случай – это действие Провидения», – увещевает толпу и богему превознесенный одними, униженный другими Пушкин. «Кто верит в случай, не верит Богу», – глинские старцы исповедуют и отпускают грехи творцу.
* См. Успенский Б.А. Избранные труды. Т.1. М., 1994. С. 194. См. также: Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей/ Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского/. М., 1982. С. 6-14; Федотов Г.П. Стихи духовные. М., 1991. С.60-62.
**Аверинцев С.С. Николай// Мифы народов мира. Т.2, М., 1992. – С.218.