Искажённая история – ХАЗАРИЯ.
Во второй половине первого тысячелетия н.э. по соседству с Киевской державой в Восточной Европе зарождалось могучее государство — Хазарский каганат.
Сами хазары были одним из очень интересных народов той эпохи (и почему-то совершенно оболганных в последние годы). Первоначально их поселения сосредоточивались в низовьях Терека и по берегам Каспия. В то время уровень воды в Каспийском море находился на отметке -36 метров, иными словами, на 8 м ниже, чем сейчас. Оттого очень большой была территория волжской дельты, доходившей до полуострова Бузачи — продолжения Мангышлака. Это были настоящие каспийские Нидерланды, изобиловавшие рыбой.
Хазары — изначально кавказское племя, жившее на территории современного Дагестана. По мнению целого ряда учёных, антропологический тип, характерный для хазар, ныне сохранился у терских казаков. Следы обитания хазар у Каспия сейчас скрыты наступившим морем, и лишь дагестанский виноград, принесенный хазарами с Кавказа в дельту Волги, остался свидетельством их миграции.
Врагами прикаспийских хазар были местные степные народы той поры (в частности, степняки-буртасы) и булгары. И тех и других в VI в. подчинили себе тюрки. В начавшейся у победителей династической распре одни тюрки оперлись на булгар, другие на хазар. Победили хазары и их союзники. Степные булгары бежали на Среднюю Волгу, где основали город Великий Булгар (территория нынешнего Татарстана). Другая часть булгарской орды во главе с ханом Аспарухом ушла на Дунай, где, смешавшись с южнославянскими племенами, положила начало новому народу — болгарам…
У хазар не было государственной власти. Сейчас от языка этого племени сохранилось одно слово, служившее названием крепости, — Саркел, что значит «белый дом». Тюркские, финно-угорские и славянские языки не знают ничего похожего на это имя.
Необходимо отметить один крайне важный момент. В VII—VIII вв. хазары подверглись натиску наступавших через Кавказ арабов. В этой войне им помогли тюрки — народ очень храбрый и воинственный. Именно они первыми в Центральной Азии освоили мощное оружие конника — саблю. Именно хазары в союзе с пришлыми тюркскими племенами не пустили в своё время на территории, где позднее росла и крепла РОССИЯ, арабов-мусульман. Которые находились в те годы на пике своего пассионарного развития. Во всяком случае, западное направление экспансии арабов оказалось для последних значительно более успешным, нежели кавказское, и на какое-то время привело к исламизации практически всего Пиренейского полуострова и ряда других территорий Южной и Западной Европы (но это другая, не менее важная тема).
В середине VII века из Китая была изгнана правившая там до этого тюркcкая династия (в самом Китае воцарилась Династия Тан (618—907), которая три последующих века управляла страной, кстати, весьма талантливо и успешно). Представитель этой тюркской династии убежал к хазарам. Хазары приняли его и... сделали своим ханом. Хан-тюрк их очень устраивал. Он кочевал со своей ставкой в низовьях Волги, между нынешними Волгоградом и Астраханью, весной откочевывал на Терек, лето проводил между Тереком, Кубанью и Доном, а с приходом холодов возвращался на Волгу. Хазарам не приходилось содержать своего хана. Он не требовал с них налогов, кормясь собственным кочевым хозяйством. Хан и пришедшая с ним военная знать, удовлетворяясь дарами подданных, не вводили системы поборов и не занимались торговлей. Именно тюркские ханы и беки, возглавив хазар, ставших к тому времени совсем невоинственными, организовали их защиту от арабов, осуществлявших в те времена исламскую экспансию. Те наступали из Азербайджана через Дербент на Терек и Волгу. Тюрки — народ воинов — защищали хазар от врагов и совместно с ними образовали в Прикаспии небольшое государство.
И вот это тюркско-хазарское государство очень скоро испытало внедрение иного народа с иными традициями и культурой.
Я не предлагаю сейчас детально рассматривать вопрос миграций народов. Эти миграции сильно разнятся. Случается, что народ переселяется на чужую территорию и хорошо к ней приспосабливается. Именно так распространялись славяне с верховьев Вислы до берегов Балтийского, Адриатического и Эгейского морей. Они сумели обосноваться везде: это был молодой, сильный и очень активный суперэтнос. Другие этносы (или народы), переселившиеся в районы с непривычными для них климатом и природными условиями, исчезли. Они или вымерли, или смешались с местным населением. Так в Южной Франции, в Испании, в Северной Африке закончились исторические судьбы вандалов, свевов, готов.
Но существовала и еще одна форма миграции: группа купцов или отряд завоевателей создавали свою колонию на чужой территории. Так позднее англичане колонизировали Индию. Они зарабатывали там деньги, отнюдь не становясь индусами, а потом возвращались в Англию. И французы в своих африканских колониях не превращались в чернокожих аборигенов. Поработав и послужив в Африке, они возвращались в Париж.
Для хазар колонизаторами стали представители персидской и византийской ветвей еврейского народа.
Сейчас опустим вопрос появления и становления евреев в Персии и Византии. В двух словах лишь отметим, что в Иране евреи появились во II веке, после поражения, нанесенного им римлянами в иудейских войнах. Персы охотно приняли евреев как врагов Рима и расселили их по ряду городов. Так образовались еврейские колонии в городах Исфахане и Ширазе, а также в Армении и Азербайджане.
Но в V веке в Персии произошли события драматические и для персов, и для пришлых народов, связанные с появлением движения, которое историки называют по имени визиря Персии, возглавившего его, - маздакитским.
Спасшиеся во время этих событий евреи (которые были и на стороне шаха, и на стороне Маздака) поселились к северу от Дербента на широкой равнине между Тереком и Сулаком. Тем временем в Византии освоились евреи, бывшие противниками маздакитов и бежавшие из Ирана в период торжества Маздака. Они были приняты греками (то бишь, византийцами), хотя и без всякого энтузиазма. Так создались две ветви евреев, вышеупомянутые персидская и византийская.
Евреи же, оказавшиеся на Кавказе, начисто забыли и свою древнюю грамоту, и традиции иудаизма, и его обряды. Забыв всё, они сохранили память лишь о запрете на работу в субботний день. Они пасли скот, возделывали землю и дружили с хазарами — своими северными соседями. Восстановил иудаизм среди своих соплеменников на Северном Кавказе (фактически на территории Хазарии) один из вождей по имени Булан. В 730 г. он принял имя Сабриэль и пригласил в Хазарию иудеев — учителей религиозного закона (почти как в Библии, «книжников и фарисеев»).
Между тем Византия вела отчаянную борьбу с арабами. Евреи, нашедшие в Византии спасение, должны были бы помогать византийцам. Но помогали они довольно странно. Договариваясь тайно с арабами, евреи открывали по ночам ворота городов и впускали арабских воинов. Те вырезали мужчин, а женщин и детей продавали в рабство. Евреи же, дешево скупая невольников, перепродавали их с немалой выгодой для себя. (Здесь, наверное, есть смысл отметить, во избежание активизации антиеврейских настроений у ряда близоруких читателей, что в те времена наиболее успешными работорговцами детьми были не евреи, например, а венгры, или, как их называли современники, турки)… Всё это не могло нравиться грекам. Но решив не приобретать себе новых врагов, они ограничились тем, что предложили евреям уехать (фактически, выселили значительное число евреев). Так в землях хазар появилась и вторая группа евреев — византийская.
Страна к северу от Терека понравилась переселенцам. Луга, покрытые зеленой травой, были прекрасными пастбищами. В притоках Волги водились осетры и стерлядь. Здесь проходили торговые пути. Соседние племена были беззлобны и неагрессивны. Используя свою грамотность, евреи стали осваивать и развивать занятия, не свойственные местному населению: в их руках оказались дипломатия, торговля, образование.
В начале IX века еврейское население Хазарии к своему экономическому и интеллектуальному могуществу добавило и политическое. Мудрый Обадия, про которого древние документы говорят, что «он боялся Бога и любил закон», совершил государственный переворот и захватил власть. Он выгнал из страны тюрок, составлявших военное сословие Хазарии. При этом Обадия опирался на отряды наемников — печенегов и гузов. Хазарские тюрки долго воевали с захватчиками, но были разбиты и частью погибли, частью отступили в Венгрию.
Но смешения хазар с евреями не произошло. Согласно старой еврейской мудрости, «никто не может обнаружить след птицы в воздухе, змеи на камне и мужчины в женщине», поэтому евреями считались все дети евреек, независимо от того, кто был их отец. У хазар же, как у всех евразийских народов, родство определялось по отцу. Эти разные традиции не давали смешаться двум народам (этносам), и отличие этих народов закреплялось тем, что дети евреек и дети хазарок обучались по-разному. Учитель-раввин не принимал в школу ребенка, если тот не был евреем, то есть если его мать была хазарка или печенежка. И отец учил такого ребенка сам, но, конечно, хуже, чем учили в хедере (школе). Так закреплялись два разных стереотипа (образа) поведения. Это различие и определило различные судьбы двух народов: евреев и хазар.
Евреи, в отличие от хазар, к IX в. активно включились в тогдашнюю систему международной торговли. Караваны, ходившие из Китая на Запад, нередко принадлежали евреям. А торговля с Китаем в VIII—IX вв. была самым выгодным занятием. Династия Тан, стремясь пополнить пустеющую из-за содержания большой армии казну, разрешила вывозить из страны шелк. За шелком и шли караваны в Китай. Путь проходил через степи уйгуров и дальше через Семиречье, мимо озера Балхаш, к Аралу, к городу Ургенч. Очень трудным был переход через плато Устюрт. Затем караваны пересекали реку Яик и выходили к Волге. Здесь усталых путников ждал отдых, обильная пища и развлечения. Прекрасная волжская рыба и фрукты, молоко и вино, музыканты и красавицы услаждали караванщиков. И у заправлявших экономикой Поволжья еврейских торговцев скапливались сокровища, шелка, рабы. Потом караваны уходили дальше, попадая в Западную Европу: Баварию, Лангедок, Прованс, и, перевалив через Пиренеи, оканчивали долгий путь у мусульманских султанов Кордовы и Андалузии.
Еврейское правительство Хазарии, свергшее тюркскую военную знать, пользовалось услугами войск из Гургана (юго-восточное побережье Каспия). Гурганцы же были воинственны и очень храбры. Кроме того, они сражались в интересах купцов Хазарии за очень высокую плату. Отслужив, а точнее, провоевав положенный срок, оставшиеся в живых возвращались домой богатыми. Хазарские правители были истыми купцами: они покупали победы, и только победы. Если воины терпели поражение, что иногда случалось, их казнили. Бесстрашные гурганцы одержали для хазарских евреев (к тому времени захвативших власть в Хазарии) победы над гузами на реке Яик, над булгарами на Каме, а также над многочисленными племенами – соседями. Но эти победоносные гурганцы отказались воевать против единоверцев — мусульман-дейлемитов (населявших юго-западное побережье Каспия, от юга нынешнего Азербайджана до Дербента). И тогда хазарские евреи, народ находчивый, пригласили для войны с мусульманами древних русов.
Русов наняли на тех же условиях, что и гурганцев: высокая плата и обязательные победы. Русы освоили корабельное дело и мореплавание еще на Балтике. Наемное войско русов шло по Волге, строило корабли на Каспии и затем совершало морские набеги на территорию Персии. В первом походе они совершенно разграбили земли южных соседей Хазарии. С дейлемитами же русы столкнулись во время второго похода в 913 г. Дейлемиты отбили атаку, и русы, чтобы не возвращаться с пустыми руками, напали на мусульманский город Гянджу в южном Азербайджане. Тогда хазарский правитель разрешил своей гвардии — гурганцам — отомстить за единоверцев. Несколько дней сопротивлялось усталое войско русов, но было разбито мусульманами. Немногие спасшиеся бегством были истреблены на Волге кочевниками-буртасами. Так — гибелью — закончился для русской дружины поход 913 г.
Два последующих десятилетия истории Хазарии были наполнены мелкими конфликтами со славянами и уже возникшим Киевским княжеством…
Но это уже другая история, включающая в себя и период платы дани Русью Хазарскому каганату, и освобождение Руси князем Святославом от этой дани и фактическое разрушение самой Хазарии…