Сообщество «Салон» 14:59 26 февраля 2019

Время чёрного человека

в Лос-Анджелесе состоялась 91-я церемония вручения премии «Оскар»

Давно прошли те времена, когда приходилось рассуждать о политической ангажированности самой главной церемонии в мире кино. Ностальгия и тоска обуревает людей доброй воли при взгляде на нынешнее состояние дел. Ныне на чистом холсте киноискусства жирными мазками оставляли и продолжают оставлять свои художества борцы за права угнетенного чёрного населения, сторонники женских влажных полномочий, противники назойливого харрасмента и прочие угнетенные энтузиасты. Достаточно вспомнить громкий скандал вокруг «Оскара» -2016, когда среди номинантов не оказалось ни одного афроамериканца и последующий за этим фактом бойкот церемонии некоторыми селебрети с цветом кожи эбенового дерева. Или подчеркнуто лютую прошлогоднюю сопричастность к движению #MeToo. Но все изменилось. В этом году главную скрипку в оркестре исполняют как «ниггеры», так и представители «сексуальных меньшинств». Ну и, конечно же, мигранты, которые после сокрушительной политики Трампа, вновь завоевали себе место под солнцем. А еще в декабре стало известно, что запланированный ведущий - чернокожий Кевин Харт - добровольно отказался от появления на сцене из-за своих гомофобских высказываний в твиттере, принеся извинения целых четыре раза. Так, при полном укрощении строптивых и состоялась очередная феерия лучшего из искусств. А для поднятия настроения слившейся в едином порыве звездной биомассе нового мира были вручены подарки в виде шоколадных конфет с марихуаной. Странно, что никому не пришло в голову возмутиться и запретить шоколад – он же чёрный!

Итак, на повестку дня были вынесены ленты с ярко выраженной позицией, но две из них явно выбивались из общего ряда. Удивительно, но именно они и удостоились главных наград. «Рома» Альфонсо Куарона (приз за лучшую режиссуру) – исключительно гиперхудожественное кино в стиле «это уже было у Феллини», безусловно, интересно тем, кто предпочитает рассматривать красивую старомодную картинку, наплевав на сюжет. Жизнь Мехико 70-х годов глазами служанки, работающей в богатом доме, представляет собой медленное бытовое описание мира детства режиссера, решившего отдать дань своему прошлому, используя беспроигрышный жанр черно-белого «папиного кино». Единственная оригинальность этой картины в том, что на фоне необходимых для крупных номинаций, указанных выше, тем, она аномально нормальна.

Лучший фильм года - «Зелёная книга» режиссера Питера Фарелли хоть и повествует о сегрегации в США, но скроена по канону большого Голливуда ушедших лет и потому производит приятное впечатление давно потерянной классики. В центре сюжета – реальная история вышибалы Тони Валеллонга (Вигго Мортенсен) и чернокожего рафинированного пианиста Дона Ширли (Махершала Али – лучшая мужская роль второго плана), отправившихся в гастроли по южным штатам Америки во времена, когда там еще царил оголтелый расизм. Для большинства нормальных людей – эта картина, (несмотря на ретро и факт того, что Дон Ширли не только угнетённый ниггер, но еще и гей), о возвращении в наш мир истинных ценностей. Однако в чёрных сообществах её восприняли, чуть ли не как очередной фильм про дядю Тома, рассказанную глазами белого человека – недопустимый прием в мире новой войны рас, которую мы имеем счастье наблюдать в наши дни. «Зеленая книга» также завоевала приз за лучший оригинальный сценарий, унеся с собой в итоге три «Оскара».

Приз за лучший адаптированный сценарий получил еще один фильм о сегрегации - «Чёрный клановец» Спайка Ли. Очередная реконструкция реальных событий – уморительный и довольно пугающий одновременно пример современного неорасизма. История о том, как в 70-е произошло совершенно невероятное внедрение в ККК полицейского-ниггера и его напарника – еврея, сумевших существенно навредить организации, начинается как комедия, заканчивается как драма. Ненависть к белым можно было бы воспринимать как гиперболизацию отношений, но зная, кто стоит «у руля» данного локомотива, ясно одно. Всё это всерьез и надолго. Что не мешает быть фильму хорошим и, что характерно, неоднозначным, вопреки замыслу автора.

Тема афроцентризма была масштабно представлена еще одним фильмом в главной номинации лучшего кино года – марвеловский блокбастер «Чёрная пантера», в актёрском составе которого не было практически почти ни одного белого, завоевал три статуэтки – за музыку, костюмы и работу художника-постановщика. Приз за лучшую женскую роль второго плана также достался чернокожей актрисе Реджине Кинг в ленте «Если бы Бил-стрит могла бы заговорить» - сладкой, как слеза правозащитника, мелодраме о той же сегрегации – теме, воистину неисчерпаемой, в наши бестолковые времена.

Оставшиеся призы естественно были посвящены нетрадиционным сексуальным общениям. Приз за главную мужскую роль получил мигрант из Египта Рами Малек за сомнительную в качестве исполнения роль Фредди Меркьюри в шаблонном байопике «Богемская рапсодия». Всего история о группе «Квин» получила четыре «Оскара». И, вероятно, могла бы получить и главный приз, если бы режиссер картины Брайан Сингер – не удивительно ли? - не был уличен в сексуальном скандале. Говорят, он успешно растлевал несовершеннолетних еще в 90-х годах прошлого века, жертвы вдруг ненавязчиво вспомнили об этом и настрочили доносы, аккурат следуя моде на быстрое обогащение. Ни один случай не дошел до судебного разбирательства – но ярлык харрасмента уже сделал свое дело. О Сингере на церемонии «Оскар» не прозвучало ни слова от получивших награды его коллег. Не было там и его самого, что лишило церемонию полноценной интриги соперничества.

Энигма сохранялась в номинации на лучшую женскую роль. Великая актриса Глен Клоуз, уже семь раз находящаяся в нескольких шагах до заветной статуэтки, и здесь вопреки здравому смыслу осталась без приза (фильм «Жена»). Прокатили и совершенно прекрасную Мелиссу Маккарти за роль реальной личности - писательницы-лесбиянки (да, что же это такое?) Ли Израель, вошедшей в историю в качестве очередной аферистки в очень тёплой и приятной картине «Сможете ли вы меня простить?». Фильм действительно получился душевным, что в очередной раз доказывает, что мы не расисты и не гомофобы, и что данные факторы судьбы не всегда становятся лейтмотивом очевидного движения вверх по заданной схеме. Тем не менее, у киноакадемиков среди героинь, предпочитающих женщин, был выбор - и «Оскар» достался другой белой актрисе Оливии Колман за роль королевы Анны в фильме «Фаворитка» модного режиссера Йоргоса Лантимоса. Лесбийская драма о сексуальном треугольнике между Анной Стюарт, герцогиней Мальборо и Абигайль Черчилль - эти личности хорошо известны нашему зрителю по советскому фильму «Стакан воды» - получилась крайне неприятной физиологически, мрачной альковной историей. Французский драматург Эжен Скриб в своей пьесе, экранизированной Юлием Карасиком в 1979-м году, об этом ничего не писал. Деспотично-капризная Анна в окружении множества кроликов, символизирующих несостоявшееся королевское потомство, разыграна слишком гротескно, чтобы отнестись к трагедии героини всерьез. Полюбить её невозможно. Сочувствовать ей сложно. К тому же антиисторичность картины, и её вопиющая отвратительная эстетика, вообще не позволяет воспринимать ленту как серьёзный аргумент в пользу киноискусства.

Что же касается самой церемонии, то в историю она войдет не благодаря каким-то особенным фильмам или громким именам. Американский актер и певец Билли Портер пришел на красную ковровую дорожку в оригинальном наряде, сочетающим в себе смокинг и пышную юбку в пол. Выход в платьице можно было бы рассматривать как троллинг, если бы не цвет кожи и сексуальная ориентация героя вечера. И всё наперед предсказала группа «Аквариум»:

«Анютины глазки, да божьи коровки.
Нас не узнают, мы придем в обновке,
В новых одеждах, с новыми глазам.
Они спросят: кто вы? - Догадайтесь сами.
Только мы вышли, как уже вернемся.
Они удивятся, а мы засмеемся.
Как тут не плакать, как не смеяться.
Они переварят, и присоединятся».

Занавес.

Cообщество
«Салон»
5 марта 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x