Авторский блог Алексей Анпилогов 11:29 28 января 2020

Дело — труба

возобновляется строительство газопровода «Северный поток — 2»

Заявлено о возобновлении строительства газопровода «Северный поток — 2» с 1 февраля.

Во время выступления на Всемирном экономическом форуме в Давосе директор евразийского отделения известной американской антироссийской организации Atlantic Council Джон Хербст заявил, что постройка «Северного потока — 2» (СП-2) остановлена усилиями США минимум на два года. По мнению Хербста, этого срока достаточно для того, чтобы «убрать» Россию с европейского газового рынка и заменить российский газ на американский СПГ. Кроме того, эксперт заявил, что США готовы создать и «иные препятствия» для достройки СП-2, вдобавок к уже существующим.

Насколько весомы такие угрозы и смогут ли США добиться ограничения поставок российского газа на европейский рынок?

С учётом заключённого в конце прошлого года транзитного договора с Украиной, транзитные мощности по доставке российского газа на европейский рынок уже явно избыточны. Это отразилось на динамике реальной прокачки газа через Украину — за прошедшие дни января фактический транзит «Газпрома» по этому направлению упал практически втрое. При этом по условиям контракта «Нафтогаз Украины» получает от «Газпрома» фиксированную ежесуточную оплату в 5,9 млн. долл., качая каждый день в среднем мизерные 75 млн. кубометров. Да, пока это связано с тёплой зимой и со значительными европейскими запасами, которые «Газпром» накопил в момент обострения транзитного кризиса, но и в будущем украинский транзитный маршрут явно будет недозагружен. При этом новую газовую инфраструктуру, построенную под СП-2, в частности — газопровод EUGAL, «Газпром» уже успешно запустил с 1 января, хотя и с использованием газа, поставляемого через существующий газопровод СП-1.

Такая осторожность в отношении Украины вполне понятна — если её реальные хозяева практически в открытую грозятся создавать России проблемы с доступом к европейскому газовому рынку и дальше, то зачем качать больше? Ведь реализовать угрозы Хербста можно одним-единственным способом — внезапно перекрыв украинский маршрут. К сожалению, как выяснилось, «не все газопроводы одинаково полезны», и украинская ГТС явно стала токсичной для России. Украинский маршрут фактически подконтролен США — и его можно перекрыть произвольным политическим решением. Например, предъявив претензии России по любым вопросам, будь то «репарации» за Крым или Донбасс или миллиарды за «оккупацию» Украины во времена СССР. Как говорится, было бы намерение, а повод-то найдётся — ведь в этом вопросе, как все уже могли убедиться, Киев не использует никакой экономической логики.

Именно это, как видится, стало основной причиной фактического ухода России с украинского направления — Киев раз за разом выбирает во взаимоотношениях с Москвой максимально антироссийский вариант действий. Даже если на этом пути он получает болезненные экономические потери или техногенные риски. Так обстояли дела с поставками ядерного топлива для украинских АЭС, в сотрудничестве в вопросе развития железных дорог и портов Украины, в ракетно-космической и военной сферах — везде Киев в одностороннем порядке прерывал существующее взаимодействие и делал крайне недружественные шаги. Единство стандартов, общие рынки, взаимовыгодный интерес, производственные цепочки и кооперация — всё шло в топку банальной русофобии, которую на Украине уже возвели в ранг не только официальной политики, но и чуть ли не государственной религии.

Поэтому Россия просто вынуждена достроить СП-2, чтобы существующий контракт на транзит газа через Украину действительно стал последним. Причём сделать это надо в ситуации, когда приходится рассчитывать только на свои собственные силы. Пока что в «Газпроме» решили использовать для достройки трубопровода российские баржи-трубоукладчики «Фортуна» и «Дефендер», которые, в отличие от бросивших работу трубоукладчиков Pioneering Spirit и Solitaire швейцарской компании Allseas, обладают якорным, а не динамическим позиционированием. Якорное позиционирование обладает целым рядом недостатков — судно не может работать в условиях плохой погоды, прокладка труб идёт медленнее. Кроме того, якорное позиционирование надо дополнительно согласовать с Данией, так как именно в её водах надо проложить оставшиеся 160 км труб СП-2. Однако даже в таком случае, с учётом того, что «Фортуна» и «Дефендер» могут прокладывать всего лишь по 1,5 км труб в день, получается, что СП-2 будет достроен максимум к концу 2020 года. А после этого говорить про «уход» России с европейского газового рынка будет уже просто невозможно.

А Украине в подобной ситуации действительно надо будет задуматься о том, куда девать свою «золотую» газовую трубу, которой она шантажировала Россию на протяжении всей истории своей «незалежности».

1.0x