Авторский блог Алексей Анпилогов 08:05 26 декабря 2019

В последний раз?

Украина смогла получить практически всё, чего хотела; Россия пошла на сделку

19 — 20 декабря представители России и Украины при посредничестве Евросоюза подписали протокол о намерениях в сфере газового транзита на период 2020 — 2024 гг. Подписание соответствующего договора запланировано на 29 декабря.

Украина смогла получить практически всё, чего хотела: Россия, учитывая трудности с достройкой газопровода «Северный поток — 2», которые были созданы введением антироссийских санкций со стороны США, и двуличную позицию европейцев, пошла на сделку с Украиной. В результате договорились, что в 2020 году транзит российского газа через «незалежную» газотранспортную сеть составит 65 млрд. м³, а в 2021-24 гг. — минимум по 40 млрд. м³. Размер тарифа пока что не оглашается, но, судя по всему, он будет достаточно высоким, чего и добивались в Киеве. Кроме того, стороны договорились о выплате Украине 2,9 млрд. долл. присуждённых по решению Стокгольмского арбитража штрафов вместе с процентами. Единственным, достаточно слабым утешением для России выглядит лишь полный отказ украинской стороны от всех иных претензий в отношении «Газпрома»: как внутри страны, так и за рубежом. Впрочем, тут тоже есть важная оговорка: это касается контракта 2010-2019 годов, а вот по новому транзитному соглашению судиться Украине, понятное дело, никто не запрещал.

Вроде бы налицо очевидный провал. Но есть одно «но».

Ещё десятилетие назад Россия критично зависела от европейского газового рынка — европейские страны выкупали практически весь экспортный газ России. Альтернативой были газопровод «Голубой поток» в Турцию, небольшие поставки азиатским и кавказским странам СНГ плюс терминал сжиженного природного газа на Сахалине.

Двадцать лет назад та же ситуация наблюдалась и с транзитом — львиная доля европейских продаж шла через Украину, которая вертела своей газовой трубой, как хотела. Постсоветский рекорд украинского транзита был поставлен в дефолтном 1998 году — тогда Россия продала через Украину 141,1 млрд. м³. В такой ситуации особо права не покачаешь. Никаких альтернативных путей у России просто не было: хочешь заработка на газе — продавай в Европу через Украину.

Уже позже, в 1999 году, появился газопровод «Ямал — Европа», построенный через Белоруссию. В Киеве задумались, но решили, что это несущественно, хотя 20 млрд. м³ транзита с Украины ушло. Затем, в 2011 году, на карте Европы появился первый газопровод «Северный поток». Украине в этот момент уже явно поплохело — и вместо надменного «куда вы денетесь?» мы услышали совсем иное: «Шеф, всё пропало: грабят, трубопровод уезжает!» Хотя до этого момента два десятка лет грабили именно Россию — под презрительным взглядом Европы, всегда поддерживавшей Украину в любом газовом споре с Россией.

Европейцы, подчеркнём, на протяжении всех газовых взаимоотношений с Россией вели себя как покупатели-монополисты. И Россия всё это терпела — ведь других покупателей газа у неё просто не было.

Осознав критическую зависимость от Европы, мы начали один за одним проектировать и строить заводы СПГ, заказывать танкеры-газовозы, вести переговоры с новыми покупателями газа: как сжиженного, так и трубопроводного. Уже сегодня ситуация с разрушением европейской монополии на покупку российского газа выглядит гораздо определённее — в России заработал на полную мощность «Ямал СПГ», строятся ещё три мощных СПГ-завода: Балтийский ГПЗ, «Арктик СПГ-2» и «Владивосток СПГ». Потянулись трубопроводы в Китай — уже запущена «Сила Сибири» и проектируется газопровод «Алтай», который перекинет в Азию газ Западной Сибири, до этого поставлявшийся только в Европу.

Этот глобальный «поворот на Восток» в деле экспорта российского газа казался невозможным ещё каких-то пять лет тому назад: никто до этого не строил целый флот танкеров-газовозов ледового класса за каких-то полтора года. Да и представить себе совсем недавно, что та же Япония будет прямо инвестировать в российские газовые стройки, как это произошло с «Арктик СПГ-2», было практически невозможным. Невозможным выглядел и восточный маршрут экспорта СПГ — через самый сложный участок Северного морского пути. Сегодня всё это стало реальностью.

В итоге уже виден конечный результат процесса. Не так уж далеко то время, когда «Газпром» начнёт ограничивать поставки в Европу трубопроводного газа. Просто потому, что объём добычи в России ограничен — и наращивать его бесконечно нельзя — тут бы удержаться на достигнутом, и без того весьма значительном уровне. Кроме того, у России есть свой собственный внутренний рынок газа, потребляющий свыше 500 млрд. м3, т.е. почти 70% добытого в стране «голубого золота», а фактор растущего рынка азиатских стран будет постоянно давить на «Газпром» в вопросе того, куда направить экспортные газовые потоки. В такой ситуации уже европейцы будут искать на мгновенном спотовом рынке дешёвый газ — как им того, впрочем, и хотелось, и к чему они много раз пытались принудить «Газпром».

Конечно, следующие пять лет будут самыми трудными. Стоит сказать честно: Россию снова заставили финансировать открыто враждебное ей и русским людям украинское государство, которое с удовольствием использует полученные «газовые» деньги для продолжения войны на Донбассе. В этом страшном конфликте продолжат умирать мирные люди, что выглядит практически неизбежным. И это — самое страшное в подписанных документах. Но хочется верить, что Россия пошла на такую «сделку с дьяволом» в последний раз.

1.0x