Здесь налицо самая настоящая контр-инициация, то есть душевная (психическая) пародия на духовное (райско-ангелическое). Когда умерла жена былинного богатыря Михайло Потока (Потыка) – Авдотья Белая Лебедь, то он отправился вместе с ней в могилу. Таков был их зарок – живой должен уйти из этого мира вслед за умершей. В могиле на богатыря нападает Змей, Михаил убивает его и кровью убитой рептилии оживляет супругу.
Смерть (символическая, но символ - содержит символизируемое) является необходимым условием для любой инициации, но только имеется ввиду смерть ветхого Я во имя Я нового. Здесь человек направляется к Духу, Раю, Прави. Но Михаил выбирает смерть ради душевного, он отправляется куда-то в Подземелье, к Нави (региону «эмоций»), на встречу со Змеем. А сам Змей есть Периферия нашего мира, но отнюдь не Центр, не Полюс, который ведёт в райско-ангелические небеса. («Неообщинная революция»;«Революция против торгового строя»)
Показательно, что Михайло оживляет жену кровью Змея. По сути, речь идёт о потреблении Змеиной крови, то есть, о поглощении навьих энергий. (Они и являют собой кровь мировой Рептилии). К слову, на поглощение крови Змея были ориентированы некоторые контр-инициатические сообщества, например, Орден Дракона. Тут, вообще, налицо очень показательная диалектика превращения Драконоборца в Дракона. В своё время мы, уже рассматривали данный процесс. ( «Кровь Змия» )
Инициация же предполагает не столько убийство Змея, сколько его усмирение. («Усмирить Змея»)
В конечном итоге, Михайло умирает сам, а его жена направляется вместе с ним в могилу. Апофеоз Смерти.
Михайло Поток (Потык) – темный герой, точнее контр-герой. Таковыми контр-героям были древнейшие «переродившиеся Стражи». («Перерождение «стражей»)
Именно они и основали «черные роды», практикующие, в частности, и вампирическую магию, которая предполагает приобщение к душевным энергиям, содержащимся в крови. («Метафизика вампиризма»)
Авдотья Белая Лебедь символизирует Мировую Душу, взятую в её ветхом аспекте. В процессе оживления Змеиной кровью она не преображается, но только усиливает свою ветхую, больную сторону.
Очень близок к подобной контр-инициации был Добрыня Никитич, но ему удалось бежать Змеиных соблазнов. («Навье купание Добрыни Никитича»)
В других былинах Авдотья опаивает мужа и превращает его в камень. После этого она бежит с Кощеем, но её настигают друзья Потока. Они убивают и Кощея, и беглянку – последнюю раздирают конями на части. Тут уже мотив расчленения Мировой Души, которая пытается «убежать» от темного антигероя и его сподвижников. При этом, не совсем ясна роль Кощея, который вовсе не является таким зловредным персонажем, каким его принято считать. Это – первый свергнутый и убитый царь. Само свержение и убийство стало возможно благодаря тому, что он поддался своему ветхому Я. Возможно, в былинах описывается попытка убежать от этого Я вместе со Мировой Душой.
«Метафизический треугольник: Иван Царевич, Кощей и Марья Моревна»
«Серый Волк и Навьи путешествия»
«Василиса Премудрая и высшие Воды»
«Кот Баюн, Укрощенное рацио»
«Баба Яга, Мировая Душа»
Авторский блог Александр Елисеев
17:13
23 июля 2019
Богатырь Михайло Поток и Змеиная кровь
Михайло Поток – темный герой, таковыми контр-героям были «переродившиеся Стражи».
1.0x