Авторский блог Александр Елисеев 14:56 19 апреля 2018

Алатырь-камень, изначальный Хаос и Навь

В геополитическом плане Твердь Алатырь-камня символизируют государства, в первую очередь, крупные и континентальные.

В русских сказаниях описывается бел-горюч Алатырь-камень, который «всем камням мати». Находится он на острове Буяне – посреди «моря-окияна», и там центр всего мира. Из-под этого камня вытекает чудесный источник, исцеляющий и питающий весь мир. А в некоторых сказаниях Алатырь-камень расположен у реки Смородины. Этой реке мы уже уделяли внимание, указывая на то, что через неё перекинут Калинов мост, связывающий наш мир и Навь. («Собака Калин-царь»)

Как представляется, Алатырь-камень и есть та твердь, о которой рассказывает «Книга Бытия»: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй». (1-8)

«Нижние воды» это та самая вода над которой носился Дух тогда, пока земля была безвидна и пуста. Это меон, недобытие, первоматерия (materia prima). Как писал Р. Генон, она совершенно непонятна – потому, что в ней совершенно нечего понимать. Между тем, этот темный хаос продолжает плескаться во всех вещах нашего мир, он как бы затопляет materia secunda.

«Верхние воды» - это Навь, мир тонких форм, регион Души, но не райско-ангелического Духа. Это пространство сплошной витальной энергии, причем внутри каждого человека есть такая энергия – душа («яростно-желательное» начало). Есть у него и дух – начало сверхинтеллектуальное.

Мир низших вод – это мир Психеи, регион Чистого Движения, чьим символом является сверхподвижность и ликвидность воды. Это некий «высший», «светлый» хаос, не имеющий даже собственного центра. (В индоарийской традиции центром промежуточного мира – Бхуваса – выступает центр земного, плотного мира – бог Агни). Указанный регион представляет собой одну сплошную Периферию, каждая его точка – конечный пункт перманентного движения. Его онтологическая функция заключается в том, чтобы оживотворять плотный, физический мир, быть его витальной энергией.

Твердь, которую символически выражает наше земное небо, минимизирует и сдерживает хаос, отделяя низшие воды от высших. Она же побуждает последние выполнять важную онтологическую функцию, оживотворяя наш мир. Нижние воды нужны для того, чтобы человек имел некую возможность спускаться вниз, иначе он был бы просто марионеткой, не способной на выбор.

Вот этой самой твердью и является Алатырь-камень, расположенный в центре мира, посреди «окияна», символизирующего разделенные воды. В острове Буяне следует видеть изначальную, полярную Гиперборею, царство Золотого Века. Он Буян, то есть, буйный, потому, что граничит с регионом чистого и абсолютного Движения. Точнее сказать так – речь идёт о некоей области Гипербореи, которая ближе всего к навьей стихии. И вполне логично, что именно в этой области и находится Алатырь-камень – твердь, разделяющая воды хаоса.

Некогда произошла ужасная метасоциальная катастрофа, в результате которой большинство гипербореев вынужденно покинули свою полярную Родину. Остались там только праведные рахманы. («Рахманы – поданные Агни») Гиперборея стала недоступной и незримой, Пиндар утверждает, что туда нельзя найти дорогу «ни сушей, ни морей». Впрочем, немногим всё же позволяется не только узреть, но и попасть в царство рахманов. («Святорусский нордизм»). Полярную страну окружают полярные же льды, символизирующие Алатырь-камень - по утверждению православного космографа Косьмы Индикоплова разделяющая Твердь была создана из льда. Таким образом, Гиперборея уберегается от хаотических вод деградирующего социума.

Алатырь-камень охраняют - змея Гарафена и птица Гагана. Первая загадывает загадки путникам и убивает тех, кто не способен отгадать. Здесь явная параллель со Сфинксом, который символизирует зверочеловеческое начало. («Зверочеловеческий Сфинкс»). В то же самое время, Гагану можно связать с началом духовным, которое устремлено ввысь, возможно тут нужно вспомнить о символизме Грифона («Варяжский орден гиперборейского Грифона»). Налицо некая двойственность региона, который является пограничьем между двумя хаосами. Алатырь подвержен воздействию региона Души, который от отделяет от изначального хаоса. Но сам Камень пронизан высшими, райскими влияниями, его функция именно духовная, «ангелическая».

На Руси Алатырь-камень почитался уже в довольно-таки поздние времена. Так, немецкий путешественник Адам Олеарий в своем «Описании путешествия в Московию» (XVII в.) сообщает: «В далекие времена пришли на Москву странники от самого Белого моря и принесли с собой бел-горюч камень Алатырь. Камень был разбит на девять частей. По легенде в основе Границ Московии лежат эти 9 осколков камня Алатыря. И схоронены они в стенах девяти городов: Коломна, Серпухов, Дмитров, Тула, Волоколамск, Верея, Наро-Фоминск... Русские верят, что нет на свете более могучего оберега, нежели осколки Алатырь-камня, от войны и иноземного нашествия, а также от мора и других злых бед».

Показательно, что осколки священного Камня располагали именно на границе. Это еще раз свидетельствует о его «разграничительной», так сказать, роли.

В геополитическом плане Твердь Алатырь-камня символизируют государства, в первую очередь, крупные и континентальные. Для них характерна «речная цивилизация», опора именно на речные коммуникации. Сама Река символизирует усмирение и заточение воды, она подобна покоренному Змею. (Русские мифы повествуют о Кузнеце, Кузнец славянских мифов победил и обуздал Змея, заставив его пропахать Змиевы Валы.) Россия являет собой ярчайший пример крупного континентального государства.

Против государств, особенно континентальных, выступает глобальный транснациональный капитал, который также ликвиден, расплывчат и хаотичен, как и мировые Воды. Он символизируют низшие Воды Хаоса и старается размыть государственную Твердь держав. Вообще, надо сказать, что маги Капитала работают как с «низшими», так и с «высшими» водами, стремясь к их объединению. Они надеются максимально пробудить изначальный Хаос, чтобы создать из него свой собственный мир, где им будет отведена роль всемогущих и бессмертных богов. («Магия Капитала», ч. I.; «Магия Капитала», ч. III)

Подрывная деятельность против государств символически подрывает Твердь Алатырь-камня. При этом, отдельные государства выступают проводниками воли транснационального Окияна, хотя и не всегда ему послушны, в чём проявляется архетип державной Тверди. В первую очередь, это касается западных талассократий, функционирующих в режиме «океанической цивилизации». Ярчайшие примеры – Англия и США. Последние выступают в качестве некоей военно-политической дубины, расчищающей путь мировой плутократии. Несмотря на это транснационалы давно уже составили заговор и против США – по их мнению, уничтожено должно быть любое государство, даже и самое, что ни на есть, талассократическое. («Единый транснациональный фронт»)

Священный Алатырь-камень связан с высшим, духовно-райским Небом. Именно к нему с Неба упала Голубиная книга. Он соединяет Небо и Землю, между которыми может быть «война» (как у В. Цоя), но может быть и некий мистический брак. Земная держава имеет свой высший, небесный уровень, она обладает воистину райским символизмом. («Райский символизм Державы») Другое дело, что этот уровень может быть чётко выражен (как в священной Империи), а, может быть, и сокрыт множеством наслоений и искажений (как в западных демократиях). Одной из форм соединения Неба и Земли является Монархия, где Народ (Земля) признаёт верховной Власть Государя, имеющего Небесный мандат. И не случайно, что на Алатырь-камне находится Царский трон, который явно предназначен для Царя Мира, Вайшванары, Мельхиседека. («Революция пробужденных. Возвращение Государя по-русски»)

1.0x