В детальнейшем исследовании Н. П. Кондакова «Русские клады». (Т. 1. СПб., 1896, с. 19-20) сообщается о том, что византийцы именовали варягов грифонами. И надо сказать, что здесь мы выходим на тему Гипербореи.
Первым о грифонах написал Аристей из Проконнеса (VII веке до н. э), который как раз был занят поисками гиперборейцев и их святилища бога Аполлона (образ, которого был эллинами сильно искажён. («Двойственный» Аполлон») Геродот утверждал, что грифоны живут в Гиперборее и охраняют месторождения золота от одноглазых аримаспов. По сообщению средневекового энциклопедиста Бартоломея Английского (XII-XIII вв., книга «О свойствах вещей»), грифоны обитают в Гиперборейсих горах.
Обратимся к варягам. Тут сразу надо отметить, что отождествление варягов со скандинавами совершенно неправомерно. В древних письменных источниках они отождествляются именно со славянами. Арабский автор Димашки (XIII-XIV вв.) пишет: «Есть большой залив, который называется морем варенгов… Они славяне славян». То же самое утверждается и в «Киевском Синопсисе» (XVII в.): «Понеже Варяги над морем Балтийским, еже от многих нарицается Варяжское, селения своя имуще, языка Славенска бяху, и зело мужественны и храбры».
Таким образом, очевидно, что этническая основа варягов – славянская. Однако, сводить всё к славянам не стоит. Варяги – этнос, речь идёт о южнобалтийских славянах – варнах-ваграх-варинах (в данном плане весьма интересна публикация «Новгородский грифон и варяжское Поморье»). Но это и «профессиональная корпорация», а точнее – орден. («Откуда есть пошли варяги»). И в этом воинском ордене состояли не только славяне, но и скандинавы, и, вероятно, представители других этносов.
А истоки у этого ордена – нордическо-гиперборейские, на что указал, в своё время, А. Г. Дугин: «Любопытно, что обителью Индры в индуизме считается в разных вариантах то Север, то Восток (читай северо-восток), а имя его слона — Айравата — совпадает с джайнским названием самой северной страны на земле. Но эта страна, как мы уже говорили, называлась также Варахи — «земля Дикого Кабана», что точно соответствует греческому корню «bor», т. е. север, или стране Гиперборее («лежащей на крайнем Севере»), родине солнечного Аполлона — тоже «убийцы Дракона». И не случайно, что, согласно древнегреческим источникам, гиперборейцы посылали в Дельфы символические дары пшеницы через скифские и более северные русские земли. Любопытно, что слово «варахи» напоминает также «варяги», т. е. легендарный народ, давший русским священного монарха». («Мистерии Евразии») (Заметим, что основа «бор» имеет большое значение для уяснения этногенеза восточных славян, см. гл. «Нордическое имя полян»)
Варяги – воины, причем в высшем, сакрально-орденском плане. В оптике Традиции воин – это кшатрий, который подчиняет яростно-желательное начало (душу) – началу разумно-волевому (духу). Война воспринимается им не только, и даже не столько, как горизонтальное действо, направленное на противодействие врагу. Для него это, в первую очередь, действо вертикальное, направленное ввысь, к духовному, Райскому Небу, и Творцу, к Абсолюту. («Христианство и метафизика войны») Начало звериное здесь обуздывается и просветляется. Зверь внутри человека как бы становится неким началом, соединяющем Землю и Небо. Но точно такое же соединение символизирует и грифон – лев с головой орла. Это и зверь, и птица, это чудесное животное, устремленное ввысь.
В тоже самое время, животное начало может быть устремлено и вниз, тогда оно захватывает человека и бросает его на периферию нашего плотно-вещественного мира, на границу с Навью, где и находится инферно. («Вторжение теней») В древнейшие времена инверсия и началась с черномагических экспериментов по «раскочегариванию» звериного начала – с целью достижения космического могущества. («Культ Зверя и технологии расчеловечивания») Эти эксперименты были начаты гиперкшатриями, элитариями, которые и породили зверочеловечество. («Перерождение стражей») Отсюда же пошла и магия капитализма, чьи адепты работают с уровнем тонкого мира, а также с водами изначального хаоса. («Магия Капитала». Ч. I)
В этом плане грифоны, охраняющие золотые рудники, символизируют защиту изначальных, гиперборейских ценностей Золотого Века. Быть варягом-грифоном это значит стоять на страже незримой, полярной Гипербореи, земного рая. («Святорусский нордизм») Это значит - противостоять одноглазым аримаспам, которые стремятся уничтожить и исказить ценности Золотого Века. И, собственно, стяжание «золота», в самом широком смысле, символизирует захват полярного царства. Сами же одноглазые люди упоминаются в числе жителей сокровенного царства. Точнее, речь идёт о его нижнем, подземном уровне, куда в своё время были заточены зверолюди. («Сокровенное царство») На верхнем же уровне находятся праведные рахманы. («Великая Тартария и гиперборейский Тартар») А сторожит зверолюдей Святогор («Грозный старец с Черной горы»)
Не удивительно, что образ грифона был чрезвычайно распространен в Древней Руси. И здесь нельзя пройти мимо сопоставления грифона и Дива «Слова о полку Игореве» («Грифон и Див в славянской традиции»). Того самого, который кличет на верху древа. Как представляется, речь идёт о Мировом Древе, о Нетварной Вертикали. Див-Грифон связан с её вершиной, что ещё раз указывает на его сакральное значение.
Также надо отметить следующее. Греки считали, что грифоны охраняют золотые копи скифов. А скифская тема тесно связана с темой Гипербореи («Русская Гиперборея»).
Кроме того, тема варягов и Рюрика тесно связана с темой Сокола. А. Г. Дугин пишет: «Теперь о варягах. Не входя в споры об этнической принадлежности этого племени (что для нас не так уж и важно), попытаемся определить символическое значение этого термина. Раз зароастризм дал нам некоторые ключи, то снова обратимся к нему. Слово «варяг» или «варингр» по звучанию, а, возможно, и по происхождению, близко имени зороастрийского бога Вархарн (или Веретрагна). Вархарн — это один из семи высших «богов» маздеизма, «бог» Победы. Но именно этот «бог» считался основным носителем и подателем хварено, и именно с ним традиционно сочетается сокол «Варган» (сравни: «Варган» — «варингр», т. е. «варяг»), его постоянный спутник или даже его инкарнация. Итак, варяги, помимо своей исторической конкретности, могли представлять собой некое символическое понятие, воплощающее в себе полноту хварено, царского счастья, одна драгоценная частица которого — Рюрик-Сокол — снизошла, как манна, на жаждущие благодати племена. Но на этом мифо-этимологическая цепочка не обрывается. Слово «варяг» также вполне сопоставимо с санскритским корнем «svar» — «небо», «солнечный свет» (кстати, очень близким к персидскому «hvar», от которого произошло хварено). Возможно, что русское «север» тоже родственно «svar», так как Север у древних арийских народов считался «небесной божественной ориентацией». Поэтому соотнесение варягов с севером и небом прекрасно соответствует общей мистериальной логике призвания первого Царя». («Мистерии Евразии»)
О связи Рюрика и Сокола, написал как-то и впс. («Борьба за Рюрика». Ч. II)