На одной лингвистической карте Азии (1730 г. ) справа от города Тобольск находятся две интереснейшие надписи - «Scythja Hyperborea» и «Сharacteres Sсytico-Tatarici». Гиперборея, Скифия, Татария (Тартария) – всё это взаимосвязано и помнили об этом ещё в 18 веке.
Но вряд ли можно говорить о некоей забытой сибирской державе ариев-скифов. Держава эта вполне себе известная (другое дело, малоизвестны некоторые важные аспекты её бытия). Речь идет о монгольской империи Чингизидов. В географическом приложении к «Opus de doctrina temporum» Петавиуса (1659 год) читаем: «Тартария (известная в древности как Скифия, по их первому царю Скифу, который сначала получил имя Магогиус, от имении сына Яфета Магога, чьими потомками были те обитатели) самими жителями называется Монголия. Тартарией же зовётся по реке Тартар, орошающей значительную часть страны. Это великая империя (не уступающая по размерам ни одной стране, кроме колоний испанского короля — но и здесь она имеет то превосходство, что все её части связаны сушей, когда как упомянутая сильно разделена), она простирается на 5400 миль с востока на запад и на 3600 миль с севера на юг, таким образом великий Хан, то есть император, властвует над многими царствами и провинциями, со множеством славных городов. На востоке она ограничена Китаем, Морем Цин (или Восточным Океаном) и Анианским проливом. На западе горой Урал. На юге реками Ганг и Оксус (ныне Абиам) Индостана и верхней частью Китая <…>; на севере Скифским или Замороженным Океаном — там земли столь холодны, что необитаемы».
А вот сообщение византийского автора Никифора Григоры (XIII-XIV вв.): «В то время, когда держал римский скиптер уже Иоанн Дука, многочисленная, простиравшаяся до многих мириад часть скифов, хлынув с дальних пределов севера, неожиданно достигает до самого Каспийского моря. Между тем, по смерти их правителя Чингисхана, его два сына, Халай и Телепуга, разделяют между собой власть над войсками».
Как очевидно, ядро монгольской империи было скифским (в данном случае – иранским, «аланским», хотя была и славянская ветвь – см. «Империя Солнца»). И тут множество фактов. Взять хотя бы имя – прародительницы Чингизидов – «Алан-Гоа», которое переводится как «Прекрасная (или Рыжая) Аланка». Так же можно вспомнить и сообщение Рашида-ад-Дина (1247 – 1318 гг. ), который объяснял родовое имя Чингисхана следующим образом: «Значение «бурджигин» – «синеокий», и, как это ни странно, те потомки, которые до настоящего времени произошли от Есугэй-бахадура, его детей и уруга его, по большей части синеоки и рыжи». И самого Чингисхана разные авторы описывают как высокого рыжебородого мужчину. Интересные данные об этом содержатся в ст. «О происхождении монголов Чингисхана», «Скифские и аланские имена монгольских ханов».
Чингизиды пытались возродить Великую Скифию, что и в некотором роде удалось. Что же до наших «тёрок» с ними, то это архетипично. В своё время скифы-славяне воевали со скифами-сарматами (иранцами) за лидерство на обширных пространствах. Сарматы-кочевники одолели славян, возникла Великая Сарматия, которая на западе граничила с Германией. Но со временем славянский элемент взял верх и возродилась великая Днепровская держава, известная как Киевская Русь. А Сарматия позднее рассматривалась как славянская земля, так в Густинской летописи читаем: «Розшедшуся Словенскому народу в Сармации седешу комуждо на своем месте…».
На момент же монгольского нашествия никакой Руси как единого политического образования не было, а было несколько «русских республик», которые самозабвенно колошматили друг друга. И поведение князей во время битвы на Калке весьма показательно. Кстати, в этой битве на стороне монголов выступали некие бродники, о которых византийский историк Никита Хониат (Акоминат) писал: «Презирающие смерть, ветвь Русских». Их локализуют в Азовско-Донском регионе, а это земли «сарматские», здесь славяно-иранское взаимовлияние было очень сильно.
Очень важно заметить, что Тартарию связывали с древнейшей Гипербореей. Так, на карте итальянского географа Джакомо Кантелли «La Gran Tartaria» (1683) есть надпись «Septentrionale Vera Tartaria» («Замерзшая Истинная Тартария»). Она находится там, где сегодня воды океана, это область сибирского шельфа, известного как «Западная Берингия» или «арктическая Атлантида».
И вот ещё один момент – из области «занимательных совпадений». В своё время Герман Вирт обратил внимание на рассказы эскимосских народов о неких белых эскимосах» - «людях Солнца». (Понятно, что речь идёт о гипербореях.) Ещё их называли «люди Танара». А. Г. Дугин связывает его с тюрским Тенгри. А я бы подумал о связи с богом Тором, чьё имя имеет и такую вот «вариацию» – Тонар. К слову, сам Тор – рыжебородый богатырь. Как и Чингисхан.
Весьма интересна этимология слова «тартар», которым эллины называли своё, если так можно выразиться, инферно, а, точнее самое глубокое и мрачное место подземелья. Особенно в связи с тем, что «загадочную» Тартарию связывали с Гипербореей и Скифией. Вот и у эллинов Тартар находится на Севере. И населяют его титаны, побежденные олимпийцами и заключенными в подземной темнице.
Здесь, как и всё в эллинской традиции, сильно искажено («Зевс: история одной инверсии», «Двойственный» Геракл», «Двойственный» Аполлон») – верное смешано с неверным. Тартар сводится к «подземному», а титаны изображены противниками небесного порядка, которым самое и место в глубоком подземелье. На самом деле, Тартар – очень сложное пространство, расположенное и на самом Полюсе и ниже его – как некое продолжение великой Оси, проходящей через точку Норда. На поверхности находится Гиперборея, сокрытая толщей льда –та самая «истинная замерзшая Тартария». Сие результат великой катастрофы, связанной с расколом Гипербореи и борьбой двух её ветвей – собственно гипербореев, сохранивших верность Традиции, и атлантов – раскольников («Благой» заговор»). На физическом уровне Гиперборея погибла, но внутри льдов есть некое особое пространство, в центре которого находится Царь Мира, Вайшванара, Чакравартин, Белобог («Революция пробужденных. Возвращение Государя по-русски»). Это «земной рай», о котором писал Святой Василий Калика, новгородский епископ (родом из Твери), живший в XIV в. Владыка был уникальный человек - настоящий подвижник. Ему, первому на Руси, был прислан драгоценнейший дар от константинопольского патриарха - особые знаки епископского достоинства - белые ризы и белый клобук. Епископ Василий вполне успешно сочетал церковную деятельность с кшатрийской - он организовывал оборону Новгорода от шведов. В своем письме к тверскому владыке Фёдору епископ утверждает о существовании наряду с небесным («мысленным») раем - рая земного, невидимого для обычных людей. Новгородский владыка ссылался на экспедицию Моислава Новгородца, достигшую этого рая. И рай сей, по словам владыки, находится где-то на севере, на высоких горах. Он осиян небывалой красой – «многочасьтным» светом - а на вершине одной из гор чудесной лазоревой краской написан Деисус (изображение Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя). До путешественников, сумевших, в силу духовной чистоты, добраться до чудесной северной земли и увидеть ее красоты, доносились сладчайшее пение и веселые возгласы.
Кстати, весьма любопытно прозвание – «Калика». «Калики перехожии», от которых получил свои силу (инициация) Илья Муромец были не просто сообществом странников, сочинявших и распространявших знаменитые духовные стихи, они ещё и посвящали себя богатырскому служению. В толковом словаре В. И. Даля «калика» определяется и как «странствующий, нищенствующий богатырь». В духовном стихе «Сорок калик со каликою» они предстают «добрыми молодцами», от их зычного крика дрожит «матушка сыра-земля». Указанное стихотворение содержит данные о том, что движение «калик перехожих» было чётко структурировано - у них наличествовал институт «атаманов», обладавших значительными властными полномочиями. По сути дела, калики перехожие являлись неким религиозно-мистического орденом.
Земной рай населяют праведные рахманы. В славянских и румынских сказаниях, в разных литературных памятниках («Слово о Рахманах», «Хождение Зосимы к Рахманам») они описываются как некий чудесный народ, живущий в Стране Блаженных. Рахманы – праведники, постоянно славящие Господа, у них нет ни печалей, ни страданий и т. д. Перед нами страна Золотого Века, которую следует отождествить с Гипербореей – сами гипербореи весьма напоминают рахманов, ибо живут в таком же прекрасном царстве. Именно об этой стране писал Святой Василий Калика, когда утверждал существование земного рая, находящегося на Севере и сокрытого от глаз людей. (Ср. с утверждением античного поэта Пиндара: «Ни сушей, ни морем не найдёшь ты дорогу в Гиперборею».)
Рахманы – это гипербореи, которые остались на Севере даже после крушения самой Гипербореи, которая пережила инволюцию и Раскол (на собственно гипербореев и атлантов). Однако, наиболее праведные остались и живут в некоем сакральном, райском пространстве, сокрытом под толщей льда. При этом сам лёд обладает важнейшим символизмом. Он символически выражает усмирение хаоса вод, ведь изначальный хаос описывается как некие первобытные «воды»: «Земля была безвидна и пуста, и Дух Божий носился над водой» («Книга Бытия»). Таким образом, ледяной покров как бы отделяет Страну Блаженных от хаоса нашего мира, подверженного тлению и распаду.
Какова же этимология слова «рахман»? Часто всё тянут к брахманам, но тут видится всё-таки некая натяжка. Представляется оправданным обратиться к такому персонажу славянской традиции, как Страх-Рах, под которым понимается одушевленный суховей, огненный ветер. В русских заговорах есть такое обращение: «Создай мне, Страх-Рах, семьдесят семь ветров, семьдесят семь вихорев; ветер полуденный, ветер полуночный, ветер суходушный, которые леса сушили, крошили темные леса, зеленые травы, быстрые реки; и так бы сушилась, крушилась обо мне (имя рек) раба...».
Понятно, что перед нами уже некий выродившийся образ, низведенный до уровня вредоносной природной силы (хотя и персонифицированной). Изначально же это бог Огня, которого индоарии почитали под именем Агни. И они же отождествляли его с Вайшванарой – «Всечеловеком», «Чакравартином». Это Царь Мира, некий сверхличностный принцип, бытийный полюс нашей вселенной, архетип всего человечества. И показательно, что в русских сказках Огонь - тоже Царь, который сражается со Змеем - Змиуланом. (О Царе Мира и первом Царе земном в контексте русской Троичности – см. «Тайны русской Троицы»)
Сам Агни назывался «семипламенным». Но и Страх-Рах создает именно семьдесят семь ветров. А число семь означает единство трех (небесного, земного и подземного миров) и четырех (сторон света).
«Сложение же трех и четырех дает семь. Да, семь звезд Полярной Медведицы. Семь Великих Риши, родившихся из ума Брахмы. Семь Амеша-Спенту – «бессмертных святых» иранской традиции. Семь северно-иранских, скифско-номадических божеств. Семь богов пантеона Владимира Святославовича. А еще семь – число Аполлона Гиперборейского. И балтийские славяне поклонялись семиглавому Ругевиту. Очевидно, что это число символизирует сочетание земной горизонтали и небесной вертикали. Три и Четыре, Четыре и Три – единство Неба и Земли». («Сакральная «арифметика»: 3, 4, 7»)
Понятно, что Царь Мира, семипламенный Агни-Огонь, Страх-Рах просто обязан находиться в центре этого семиричного всеединства. А праведные Рах-маны – его поданные.
Ниже Гипербореи, под Нордом, Севером - находится сокровенное подземное царство («Сокровенное царство»), куда заключена «Чудь», зверолюди, некогда разгромленные великим Героем – Белым Царём, воплотившим архетип Царя Мира. А сторожит этих тварей Грозный старец с Черной горы – Святогор, Вий. («Грозный старец с черной горы»).
Это и есть нижняя часть Тартара, только сидят там не титаны. Их туда «поместили» эллины, которым было всячески важно оправдать «богов»-узурпаторов и, наоборот, очернить Хроноса-Сатурна и его братьев, которые были старше и «главнее» олимпийцев. Заодно и сам Тартар связали только с подземельем, чтобы уж совсем было «унизительно» - во всех смыслах слова.
Обозначив всё это, можно перейти и этимологии, которая намного древнее эллинской. Здесь налицо основа «тр» (tr). Сразу же на ум приходит Таргитай, родоначальник скифов, причем, именно земледельческих (славян-сколотов), ибо его младший сын Колаксай овладевает, в числе других сакральных предметов, упавших с неба, плугом. От Колаксая, Солнца-Царя, происходят пар(л)алаты – палы, спалы, спалеи. Поляне, «прозвавшиеся русью». И поляне не случайно звучат как «полярные», их имя нордическое, гиперборейское – («Нордическое имя полян»).
Далее надо вспомнить русского богатыря Тарха Тарховича, живущего на Сиянской горе и воюющего с Бабой Ягой. Иранского царя Траэтону, сражавшегося с трехголовым змеем. И его аналога - ведийского драконоборца Триту. К слову, налицо связь основы «тр» (tr) с числом три, с троичностью, которая преодолевает двойственность, дуализм, раскол – даже и на метасоциальном уровне («Миссия Третьей касты»).
Не забудем и фракийцев, которые, согласно Иосифу Флавию, называли себя тирасийцами и производили их род от Тираса, седьмого сына Иапета (Яфета). А в «Младшей Эдде» бог Тор отождествляется с троянским героем Трором. Причем, Тор-Трор здесь выше и самого Одина. У эскимосских народов есть сказания о неких белых эскимосах» - «людях Солнца», они же - называли «люди Танара». У имени же бога Тора есть и такая «вариация» – Тонар. Везде основа - «тр» (tr). (Подробнее - «Родная этимология»)