Думается, все помнят бессмертный эпизод из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», когда «и. о. царя» Бунше очень не понравилось определение, данное «крымскому царю». Тому самому домоуправу, который – «сукин (!)-сын, самозванец». «Но-но, распоясались, царь – собака!» Вообще, в этом фильме выражены мощные «близнечные» архетипы – и узурпация царской власти двойником («Миссия Третьей касты»), и попадание царя в шуты – как некая инициация («Царь и его Революция»). И, конечно, очень к месту образ «царя-собаки».
Так называли весьма интересного персонажа былин – Калина. Его там именуют «татарским царем», но это уже «исторические напластования». В былинах всё гораздо глубже. Имя самого Калина этимологизировали на самый разный лад, наиболее популярна «тюркская версия». А вот я бы связал его с Калиновым мостом, который находится над огненной рекой Смородиной (может кто уже и связал). Ведёт этот мост в Навь – царство теней, славянский Аид. И там обитает змеевидное Чудо-Юдо, которое противостоит русским богатырям на Калиновом мосту. Это «морской царь» - (Навь ближе всего к стихии вод), Анти-Царь, пародирующий Царя Мира – Земного Царя («Чудо-Юдо Рыба-Кит»). И как Царь Мира есть бытийный полюс нашей реальности, абсолютный Субъект, тотальный Центр, так Калин-царь есть «полюс» небытийный, абсолютный Объект, тотальная Периферия. Это Мировой Змей, Ермунганд. Вселенский Робот, космический Компьютер, злой и/или глупый «Демиург» («Неообщинная революция»).
Калин – именно «собака-царь», и это заставляет вспомнить змее-пса Кербера, сторожащего вход в Аид. В эллинской традиции Кербер – хтонический пёс, охраняющий Аид – царство теней. Его обычно представляют, прежде всего, именно псом, но он является одновременно и змеем. Кербер – сын драконоголового Тифона, волосы на голове и спине у него состоят из змей, он обладает хвостом-драконом, которым жалит. Кроме того, у охранника Аида три головы, что роднит его с драконами, а из пасти у него капает ядовитая слюна.
У Кербера есть египетский аналог – чудовищный Амт, сторожащий врата Аменти. Он же пожирает души на суде у Осириса. У него собачье тело, а голова - крокодила и бегемота. (Здесь сразу же вспоминается Левиафан – см. «Левиафан как реальность».) Показательно, что у Кербера, как и Амта, сливается воедино змеиное и собачье.
Кербер имеет аналог в скандинавской традиции – это чудовищный четырехглазый пёс Гарм, порождение коварного бога Локи и великанши Ангброды. Во время Рагнарёка, конца мира и последней битвы, это чудовище загрызёт бога Тюра и погибнет само. Однако, скандинавы знали и о другом хтоническом персонаже – мировом Змее Ерманганде, которого также породили Оки и Ангброда. Это этот космический Змей опоясывает землю. («Революция против торгового строя»). Представляется, что изначально Пёс и Змей были единым персонажем, но потом образ раздвоился. Речь идёт о вселенском Роботе, Големе, «Демиурге».
Космический змеепёс опоясывает Землю, и данный пояс есть абсолютная Периферия и тотальная Объектность, которая в силу отсвета бывшего изначального Субъекта, активно пожирает весь мир, инициируя всеобщий космический и социальный каннибализм. (Известно, что одни галактики пожирают другие. Так, Туманность Андромеды в настоящий момент с аппетитом хрумкает свою соседку, а потом примется и за Млечный Путь. На социальном плане происходит эксплуатация, когда из людей вытягивают материальные средства и жизненные энергии. Частенько, впрочем, каннибализм - буквален.) Кстати, само слово «каннибал» означает именно «песьеголовый» - от слов «канн», «канис» – «собака» и «бал» - «голова», «шар». (На это обращено внимание в своём ЖЖ-блоге rosh-mosoh).
Имя «Кербер» имеет много этимологических «расшифровок», однако, сами греки производили его от слов χῆςες («души умерших») и βιβρώσχω («пожираю»; в дальнейшем здесь будет сказано о прожорливых песьеглавцев Гога и Магога!). Думается, стоит прибегнуть именно к их толкованию.
Тут все вполне логично. Аид - это «царство теней», в других традициях он известен как Навь, Хель и т. д. Это не ад, где находятся именно души людей, но мир тонких форм, но не Духа (Рай). Здесь находятся не души, но информационные дубликаты покойных, проникновение которых в наш мир производит эффект, известный как «появление призрака» (см. «Вторжение теней»). Кербер-Змей находится на границе этого мира, точнее сказать, он и есть его Граница.
Крайне интересен сюжет о том, как Геракл, сын Громовержца, одолел Кербера и вывел его из Аида на свет (потом змеепёс отправился обратно). Он схож с сюжетом о противоборстве Тора-Громовержца с Ермунгандом – тогда Змея подняли из вод, потом расплющили ему олову, но он все равно остался жить в своих глубинах. Судя по всему, здесь сообщается о том, как некогда Змею был нанесен некий серьезный ущерб. (Социальное прямо влияет на космическое. Некогда крушение Гипербореи привело к жуткой космической катастрофе – «космотрясению» Платона. См. «Мифология прогресса или оболганный Кронос») Возможно, это было наступление Века Героев, которое временно обратило вспять процесс деградации. До этого всё катилось вниз, Золотой Век сменился Серебряным, потом - Медным. Но инволюция была остановлена Героями (Геракл – как раз Герой), в чей век была возрождена Гиперборейская Империя Золотого Века.
«Герой» – данное слово этимологически схоже со словом «арий». И слово это стоит применить, прежде всего, к зоне «Сатэм» - восточным индоевропейцам. Это и есть скифы изначальные, от которых потом произошли славяне, иранцы и индоарии. Возникновение Сатэм привело к образованию величественных, но безымянных (пока, до новых изысканий!) империй – Среднестоговской, Ямной, Катакомбной (см. «Русская Гиперборея»). Им наследовали - Киммерия, Скифия, Русь, Россия. (В то же время в зоне «Кентум» проживали предки германцев, кельтов, греков и романцев. Они испытали сильное влияние атлантической контр-традиции, что и привело к образованию западной цивилизации, наследующей Атлантиде – см. «Грядущая Атлантида».)
«Нашего» змее-пса русских былин, «царя-собаку» Калина, одолевает Илья Муромец – наш Геракл. (Но есть другая сюжетная линия, где чудо-Юд одолевает Иван крестьянский сын). И вот – поразительное совпадение, последний имел прозвище «Каллиник»-победитель (на это обратил внимание исследователь Л. Гурченко). Безусловно, такие совпадения не случайны и уходят в глубокую-глубокую древность.
Продолжая тему «пса» («смердячего» - это определение звучит и в упомянутом выше фильме), нужно вспомнить о собачьи головах на седлах опричников. Их можно интерпретировать как символическую готовность уничтожать «песьеголовых», под которыми следует понимать всякую нечисть, пытающуюся разрушить Царство. К слову, на лицевых апокалипсисах той эпохи Гог и Магог (предводители войска антихристова) изображены во главе людей с песьими головами. В «Откровении Мефодия Патаского предсказано: «В последние дни перед концом мира Гог и Магог выйдут на землю Израильскую. Это цари языческие, которых закрыл царь Александр с северной стороны (…) и все, людоедами называемые, имеющие песьи головы (…). Ибо люди (…), есть начнут плоть человеческую и кровь пить, как воду. И эти люди растлят землю и осквернят ее». (Собственно, самые наибольшие отморозки до поры до времени заключены под землей – см. «Сокровенное царство») Сами песьеглавцы и, вообще, зверолюди возникли в результате чудовищных черномагических экспериментов («Культ Зверя и технологии расчеловечивания»)
Поразительное (и далеко не случайное) совпадение – в 1457 г., в самом начале царствования Ивана Васильевича Грозного был канонизирован русский князь Александр Невский – воин и правитель, давший первую битву на реке Навь, Неве. Кстати, в русской сказочной традиции есть река Смородина, отделяющая мир живых от мира мертвых (Нави). Она же – «Нева-река самородная», именно туда князь Демьян бросает правую руку своей жены с золотым кольцом. Как раз через эту реку и ведёт Калинов мост, на котором было побеждено Чудо-Юдо.
На навей реке князь Александр остановил западных варваров, не дал им символически пройти через реку Смородину, не позволил западным псам проникнуть в наш, Русский мир. И на Чудском озере князь уничтожил псов-рыцарей, загнав их под лёд, заточив их так так, арии заточили «чудь белоглазую», чудовищный («чудной», «дивий») «народ». «Не в Силе - Бог, а в Правде» - так сказал Князь, указывая на то, что Кривда - космическая Сила, Рок - Змей Ермунганд, Робот, Комп, «Демиург». (в то же время, Правда - бытийный полюс мира, см. «Правда и Кривда».) Собственно, это и Калин-царь – Собака. Именно символизм сокрушения «псов смердячих» позже выразят опричники, сражающиеся с изменниками, поборниками «западных ценностей».