Авторский блог Александр Елисеев 16:40 3 марта 2018

Социальная космология

Именно мир-община призван установить социальный мир, обеспечить равновесие части и целого, личности и коллектива.

Наткнулся на интересную старинную поговорку: «мир – большой человек». Это про общину, которая рассматривалась как некий целый мир. А «большой человек» - это память о тотальном Субъекте, о Первочеловеке, Пуруши, Адаме-до-Грехопадения. Находясь в Раю, изначальный Антропос обладал абсолютной Полнотой. Однако, в результате Грехопадения произошёл «Большой Взрыв» и вместо райской Земли возникла «вселенная осколков». («Неообщинная революция»)
Общинное сознание хранило память об изначальном Субъекте, отсюда и персонификация мира-общины. Община – образ райского единства и полноты, здесь всё родное и близкое, всё как бы находится внутри некоей соборной личности – как некогда было в раю, в плероме изначального Адама.
Отсюда и «фонетическое» совпадение с миром, понимаемым как отсутствие войны и вражды. Именно мир-община призван установить социальный мир, обеспечить равновесие части и целого, личности и коллектива. («Метафизические основы русского социализма»)Конечно, на практике какой-то идеальной гармонии не наблюдалось, более того, мир подтачивался ростовщиком-миро-едом, чья активность вписывается в логику «всепожирающего космоса». («Всепожирающий Космос») Но идеал четко очерчен, к нему надо двигаться, готовить возрождение общины на новом технико-экономическом уровне.
Наряду с малым пространством мира-общины существует и Большое Пространство мира-страны. Русь, Россия также воспринималась как целый мир. У В. Даля «русь» - это и «белый свет, мир людей». Страна таким образом считалась целой вселенной. И об этом великолепно написал С. Н. Глинка в 1808 году:
«Жить для Отечества, вот бытие одно;
Нам счастье от небес в нем истинно дано.
Мечтатель говорит: «Я гражданин вселенной",
А русский: «Край родной - вселенная моя...»
У этой Большой Общины есть свой конкретный Большой Человек, символизирующий изначального Первочеловека. Это – Царь, в плероме которого множество подданных персонифицируются, обретают единый Лик (отсюда и Царственное «Мы»).
Таким образом, большой человек-община уже во многом личностен, в отличие от аморфных «масс» или крупных «ассоциаций». В плероме Большого человека-страны эта персонификация ещё более усиливается и конкретизируется.

«Государь и государство»

«Государь и Община»

1.0x