Авторский блог Сергей Ануреев 00:12 21 января 2024

Школьные перспективы: к обновлению Майских указов о целях национального развития

Когда-то газета «Правда» писала: «Советский учитель делит с командиром Красной армии честь и славу победы в Великой Отечественной войне».

Попробуем сформулировать ключевые проблемы и решения в нашем образовании и тем самым внести лепту в разработку нового Майского указа.

Дебюрократизация должна выражаться в нормативе 75% штатов, оплаты труда и часов нагрузки непосредственно на работу с детьми и подготовку к урокам, а 25% можно оставить бюрократам и коммерции от образования.

Долю молодых преподавателей надо увеличить с 10-20% до 40%, сделав профессию долгосрочно привлекательной.

Следует упростить требования по непрофильным предметам вне сдаваемых ОГЭ-ЕГЭ.

По образцу единого учебника истории необходимо модернизировать учебники по предметам «Обществознание», «Литература» и «Начальная военная подготовка», которые столь же важны для гармоничного воспитания на основе традиционных ценностей.

Полезно за конкретные достижения по линии ДОСААФ и ГТО увеличить портфолио при поступлении в вузы до 100 баллов, например, за 5-6-й разряд слесаря или золотой знак ГТО давать по 50 баллов, а за 3-й разряд и бронзу по 5 баллов.

Цели Указа 2018 года в сфере образования

Президентские выборы 2012 и 2018 годов завершались Майскими указами о целях социально-экономического развития на предстоящую шестилетку с конкретными показателями их достижения. Затем эти показатели детализировались в национальных проектах ответственными вице-премьерами и министрами, с выделением дополнительных бюджетных средств. СМИ осенью прошлого года писали, что разработка новых целей поручена помощнику президента Максиму Орешкину.

В рамках небольшой газетной статьи трудно описать все достижения и проблемы нашего среднего образования. Еще сложнее разработчикам обновленного указа, которым предстоит кратко, в объеме десятка предложений, сформулировать несколько ключевых целей. Весь Указ №204 от 7 мая 2018 года уместился в 32 тысячи знаков, примерно как одна газетная полоса, и охватывал дюжину направлений с изложением каждого примерно на пару десятков предложений.

Для начала кратко перескажем формулировки целей и задач по образованию. Цели были сформулированы следующим образом: обеспечение глобальной конкуренции российского образования, вхождение в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе ценностей наших народов, исторических и национально-культурных традиций.

Задачи были развернуты несколько шире. Перечислим тезисно: новые методы обучения, особенно в предметной области «Технология»; развитие способностей и талантов; раннее развитие детей до трех лет; цифровая образовательная среда; профессиональный рост педагогических работников; модернизация профессионального образования и образовательных программ; непрерывное обновление работающими своих знаний; наставничество и волонтерство; увеличение вдвое количества иностранцев в наших вузах.

Часть из этих целей относится к садикам, школам и колледжам и сфере ответственности Министерства просвещения, другая часть – Министерства высшего образования и науки. Не будем «сыпать соль на раны» работников сферы образования, поскольку в этой сфере имеется широкий спектр успехов и неудач конкретных педагогов, образовательных учреждений, регионов и нашей страны в целом. Постараемся емко сформулировать основные векторы изменений, необходимые нашему образованию, которые, возможно, пригодятся разработчикам предстоящего Майского указа.

Дебюрократизировать образование: 75% штатов, фонда оплаты труда и часов работы непосредственно на работу с детьми и молодежью и подготовку к занятиям

Для начала цифры занятости в сфере образования, которые «Завтра» уже давала в статье «Дефицит кадров...» в ноябре 2023 года (такой дефицит стал одной из самых популярных тем прошлого года).

Росстат показывает рост численности работающих в образовании с 6,5 млн человек в 2008 году до 6,8 млн человек в 2021 году, а во всем СССР в 1980 году в этой сфере работало 9,2 млн человек (Россия по населению примерно половина СССР). Нам также сообщали, что школьных учителей в России 1,2 млн человек, работников дошкольных учреждений 0,7 млн человек, преподавателей вузов 0,2 млн человек. Если добавить преподавателей и мастеров среднего профессионального образования, педагогов дополнительного образования и других, получим суммарно 3,1 млн человек. В СМИ было изрядно сообщений о дефиците преподавателей в ряде регионов и учреждений.

Больше половины занятых в сфере образования, а именно 3,4 из 6,5 млн человек, не занимаются непосредственно образовательной деятельностью. Это менеджеры различного звена, юристы, бухгалтеры, сотрудники корпоративных университетов и коммерческих курсов повышения чего-то. Удивительно: вроде цифровизация должна автоматизировать многие рутинные процессы, непосредственно с работой в классах и аудиториях не связанные. Однако на практике множественность задач, кажущаяся легкость создания бюрократических отчетов и псевдообразовательных продуктов увеличивает перекосы занятости и дефицит педагогов.

Что если перевести хотя бы половину бюрократов и псевдо-педагогов в реальные учителя? Буквально установить норматив, что 75% штатной численности и фонда оплаты труда должно приходиться непосредственно на педагогов и их прямую или косвенную работу в классах и аудиториях. По статистике 2021 года фактическое значение этого предлагаемого норматива по сфере образования в целом составляло 48%.

Подобное применительно к коммерции от образования уже пытались воплотить в жизнь в 2010-х годах. Тогда стояла задача перетянуть в школы работающих в различных платных кружках, секциях, подготовке к ЕГЭ. Дополнительные платные образовательные услуги мыслились как источник выплаты педагогам второй средней зарплаты по региону.

На практике дети и учителя отчасти халтурили в первую половину дня в школах с тем, чтобы во вторую половину дня «наверстывать упущенное» на платных курсах и у репетиторов. Так общество в целом платит за образование дважды, сначала через налоги и бюджет, а потом из кармана родителей напрямую.

Сейчас заявлено об отказе от коммерциализации образования, от его понимания как услуги, и даже были приняты в конце 2023 года соответствующие изменения в закон об образовании. Но, скорее всего, количество различных псевдообразовательных кружков и курсов не сильно сократится, поскольку там зачастую денег больше и труд проще, чем в школе.

Выполнение цели в 75% потребует пересмотра многих бюрократических процедур и отчетов, псевдообразовательной деятельности педагогов. Давайте просто лучше учить детей на основных уроках, избегая профанации, связанной с большим количеством различных презентаций, конкурсов, олимпиад, мастер-классов, открытых уроков, различных тестов, вебинаров, составления учебных программ, аналитических отчетов. При этом посещение музеев, театров, походы на природу, поездки в другие города, сбор макулатуры, приобщение к волонтёрству, разумеется, полезны при их правильной организации, но только по реально оплачиваемым часам работы педагогов, как если бы этим занимались люди из коммерческих организаций.

Разверстка этого норматива означает, что в каждом конкретном регионе 75% должно приходиться непосредственно на педагогов садиков, школ и колледжей. Если кто-то занят бюрократией или коммерцией от образования, то пусть сначала отработает на ставку реальным педагогом, а потом по совместительству на полставки – на псевдопедагогических должностях. Категорически и буквально – не имеешь права вести любые образовательные мероприятия с детьми в коммерческих организациях, если не работаешь в садике, школе или колледже хотя бы на 0,75 ставки или не имеешь 10-летнего педагогического стажа в государственных образовательных учреждениях.

Разверстка этого норматива на высшее образование означает, что в каждом вузе 75% штатной численности, фонда оплаты труда и реального отработанного времени должно приходиться на аудиторную работу и подготовку к занятиям. Конкретно это означает, что половину расходов на менеджмент и маркетинг от образования необходимо перевести в непосредственное обучение студентов. Даже вузовские бюрократы в основной своей массе были и могут быть хорошими педагогами, больше времени непосредственно учить молодежь и лучше готовиться к занятиям.

Увеличить долю молодых педагогов с 10-20 до 40%

Министерство просвещения периодически публикует данные о возрастной структуре педагогов. Приведем данные по 2022-2023 учебному году. Из 1,32 млн педагогов на возраст до 30 лет приходится 190 тыс. чел (15%), от 30 до 45 лет – 410 тыс. чел (32%), от 45 до 59 лет – 537 тыс. чел (41%), старше 60 – 187 тыс. чел (14%). Экс-министр образования Ольга Васильева говорила в феврале 2022 года, что к 2029 году будет не более 6% молодых учителей.

В июне 2023 года СМИ публиковали данные о возрастной структуре преподавателей вузов за 2021 год. Доля преподавателей в возрасте до 30 лет составила 5%, от 30 до 39 лет 20%, от 40 до 49 лет 27%, от 50 до 59 лет – 19% и старше 60 лет – 29%. Отмечалось, что общее число преподавателей вузов сократилось с 250 тыс. человек в 1998 году до 206 тыс. человек в 2021 году, а их средний возраст вырос с 46 до 50 лет.

Проблема не нова, и действует изрядное число нормативных документов по стимулированию молодых педагогов. Какие-то нормативные документы и стимулы действуют до 30 лет, другие до 35 лет, а возраст «молодого» ученого подняли до 40 лет (предлагали даже поднять до 45 лет). Где-то статус молодого преподавателя ограничен тремя или шестью годами стажа, а где-то только указанным возрастом. Существуют специальные показатели мониторинга эффективности образовательных учреждений по доле молодых преподавателей, им предлагают пониженную нагрузку и дополнительные выплаты.

Важным примером внимания к педагогам является программа «Земский учитель» для малых городов и сельской местности, с единовременной выплатой 1-2 млн руб. с условием работы в течение 5 лет, также действует много дополнительных региональных льгот. Еще одним примером является президентская программа повышенных стипендий для аспирантов и молодых ученых в размере 50 тыс. руб. в месяц, а также аналогичные программы многих крупных университетов и работодателей.

Пока удается лишь приостановить, но не развернуть негативные тенденции. Минпросвещения сообщало, что в 2023 году педагогические вузы выпустили 49 тыс. человек, а в 2022 году 75% выпускников пошли работать в школы. Вроде бы ежегодно в школу приходит 37 тыс. молодых педагогов. Даже если молодых сопоставить со всеми 1,2 млн учителей, то каждому надо будет отработать в школе по 32 года (1,2 млн разделить на 37 тыс. в год). Если же разделить 190 тыс. молодых учителей до 30 лет на восемь лет (разница между 22 годами возраста выпускника и 30 годами), то получится примерно по 24 тыс. человек за каждый год возраста молодого учителя. Тогда получается, что из всего выпуска в школе останется работать хорошо если половина, и каждому придется отработать уже по 50 лет.

Однако спустя много лет только 10-20% молодых педагогов остаются работать в школах, о чем в 2019-2021 годах неоднократно заявляли руководители образования разного ранга. К слову, министр просвещения Сергей Кравцов в начале своей карьеры в середине 1990-х отработал в московской школе всего три года, после чего перешел в Институт управления образованием РАО и далее в Министерство образования.

В вузах наблюдается сопоставимый дефицит молодых преподавателей и горизонт работы более 50 лет для простого воспроизводства педагогов. В 2022 году в аспирантуру приняли 45 тыс. человек, в том же году аспирантуру окончили 14 тыс. человек и только 13% из них защитили кандидатские диссертации. Ректор МГУ Виктор Садовничий отмечал, что в 2022 году защитили всего 11,4 тысяч кандидатских диссертаций, тогда как в 2010 году таковых было 33,7 тысяч.

Если предположить, что хотя бы половина из защитившихся продолжает работать в вузах (всего в вузах 200 тыс. преподавателей) и фундаментальной науке (всего 100 тыс. остепененных научных сотрудников), то для простого восполнения профессии каждый из них должен будет отработать по 53 года.

Наличие молодежи является и лакмусовой бумажкой привлекательности профессии педагога и ученого, и основой хотя бы сохранения работоспособности этой сферы. Поставив норматив по количеству молодежи в качестве одного из нескольких ключевых показателей, придется реально заниматься дебюрократизацией образования, повышением материальной обеспеченности, результативности и престижа профессии. Иначе молодежь, первоначально впечатлившись государственной пропагандой значимости этой профессии, не будет массово оставаться в ней даже при ее первоначальном выборе.

Официально дифференцировать требования к знаниям по профильным предметам со сдачей ОГЭ-ЕГЭ и непрофильным предметам с ВПР

Общественное мнение, особенно людей возрастных, с советскими установками, продолжает списывать на ЕГЭ все грехи современного образования и общества. В первые годы у ЕГЭ действительно было много проблем, которые затем решались совершенствованием контрольно-измерительных материалов (вариантов заданий), независимым контролем самого экзамена (вплоть до ФСБ и видеонаблюдения). К тому же по официальным данным 60% девятиклассников продолжает обучение в колледжах, поскольку колледжи стали массовой альтернативой ЕГЭ.

Стремиться к всеобщему среднему качественному образованию необходимо, но объективно чем старше становится класс, тем сложнее школьная программа и тем больше детей прекращают реально учиться. В начальной школе хулиганят и учатся «на отвяжись» буквально единицы, в средних классах уже половина, а в выпускных классах за пятерки и высокие баллы ЕГЭ цепляются лишь единицы. Так было и в советской школе, когда аттестаты с отличием и медали получали единицы из каждого класса, в каждом районе были спецшколы, обычные школы и школы для трудных детей.

Буквально на практике реализуется известная присказка, что строгость законов компенсируется необязательностью их выполнения. Точнее, сложность школьной программы компенсируется учебой «на отвяжись» многими старшеклассниками по большинству предметов. Затем во взрослой жизни это проявляется в необязательности результативной работы, нравственных норм, семьи и детей.

Всё знать невозможно, и даже разработчики учебников и программ по литературе, включившие в нее 418 произведений, вряд ли хотя бы просто воспроизведут 491 дату из школьной программы по истории или 120 формул из школьного курса физики. Также и подавляющее большинство выпускников школ с высокими баллами ЕГЭ по физике или информатике не воспроизведут даже и четверти перечня литературных произведений и исторических дат школьной программы.

История очень важна для формирования традиционных ценностей, но только 90 тыс. школьников сдавали ЕГЭ по истории в 2023 году из 623 тыс. выпускников школ. Единый учебник истории уже разработан для 10-11 классов, с разумной детализацией для увлеченных этим предметом и выделением главного для остальных. Главное выделено в виде основных дат и фактов, ключевых интерпретаций особым шрифтом, посильно для троечников.

Фактически в последние три года школьного обучения делается упор только на 3-4 предмета, когда в 9 классе готовятся к ОГЭ и в 10-11 классах к ЕГЭ. Так происходит путем утверждения на уровне регионов и конкретных школ программ с дополнительными часами на профильные предметы за счет существенного сокращения часов на непрофильные. Бывает, что в 9 и 11 классах в расписании остаются только несколько предметов ОГЭ и ЕГЭ в соответствии с профилями конкретных классов.

В обмен на официальное упрощение требований к непрофильным классам и троечникам следует реально требовать с них усвоения необходимого минимума знаний. Таковой минимум в принципе пытаются воспроизводить во Всероссийских проверочных работах (ВПР), которые проводятся по отдельным предметам для каждого года обучения. Только официально заявляется, что ВПР не являются государственной итоговой аттестацией и не влияют на итоговые оценки школьников, хотя ВПР являются обязательными для школ, влияют на негласные рейтинги самих школ и на карьеру учителей. Именно разумно упрощенные, обязательные и строго контролируемые (на уровне ОГЭ) ВПР должны стать аналогом ОГЭ/ЕГЭ для непрофильных предметов.

Модернизировать учебники по предметам "Обществознание", "Литература" и "Основы безопасности жизнедеятельности"

Гармоничное воспитание на основе традиционных ценностей, заложенное как одна из двух основных целей Указа 2018 года, предполагает не только единый учебник истории.

Обществознание является третьим по популярности предметом ЕГЭ после обязательных русского языка и математики. Сдавало ЕГЭ по этому предмету в 2023 году 270 тыс. человек, в 3 раза больше, чем по истории, и в 6 раз больше, чем по литературе. До разрешенной вариативности третьего ЕГЭ при поступлении в вузы обществознание было основным для будущих экономистов, юристов, политологов, социологов, психологов.

По сравнению с советской школьной программой именно обществознание (в советские времена – обществоведение) претерпело наибольшие изменения. Сначала изменения были связаны со сломом советской идеологии, проводником которой как раз и было в первую очередь именно общестоведение. Затем учебники по этому предмету существенно распухли по объему за счет переноса в школы многих концепций, изучаемых на первых курсах указанных выше специальностей.

Литература в советские времена, точнее, подборка состава произведений для школьной программы, также отражала идеологию государства. Наглядно показывались перегибы праздной элиты и положение угнетаемого народа в XIX веке, затем революционная борьба и энтузиазм первых пятилеток. Это было далеко не пустым звуком для первых поколений всеобщего среднего образования. К тому же книга наравне с газетой была основой интеллектуального отдыха для большинства населения, даже для любителей выпить.

В современной России литература как предмет ЕГЭ находится на втором с конца месте по популярности после самой непопулярной географии. В досуге детей и даже взрослых на смену книгам пришли смартфоны, социальные сети, ютуб и компьютерные игры.

Следует напомнить изречение «те, кто читает книги, будут управлять теми, кто смотрит телевизор», приписываемое одному из Рокфеллеров. Напичканная огромным количеством разнообразных произведений по принципу «всем сестрам по серьгам» программа по литературе точно не способствует росту интереса к чтению книг.

Начальная военная подготовка в советские времена давала много важных навыков. «Завтра» акцентировала внимание на этом школьном предмете в статье «НВП в школе: автомат Калашникова и два типа гранат за один урок» в декабре 2022 года. Пока в школьную программу ОБЖ добавлен лишь один простой модуль основ НВП, но этого крайне мало и похоже на формализм. Даже если учителя и их ведомственные руководители сплошь "пацифисты", надо им указать на следующие реальные цели НВП.

Освоение автомата Калашникова – это не столько навык боевых действий, сколько умение использовать сложные инструменты. На советских уроках НВП собственно стрельба из автомата была на треть рожка один раз за весь курс при выезде на военные полигоны. Намного больше времени учителя уделяли сборке-разборке автомата, объяснению практических физических и химических аспектов его работы и производства. Аналогичным образом с креном в практику «разбирали» гранату, снайперскую винтовку, противогаз, костюм химзащиты и многое другое.

НВП играла важную роль в патриотическом воспитании, когда отставные военные с реальным боевым опытом вели уроки, объясняя сложности миропорядка с желающими поживиться богатствами нашей большой страны. НВП также была важна для трудных подростков, часто троечников и «тормозов» класса, но зарабатывавших уважение на НВП и даже удерживаемых от хулиганства угрозой отлучения от класса НВП и школьного тира.

При поступлении в вузы давать до 100 баллов портфолио за достижения в системе ДОСААФ и ГТО

Обучение школьному предмету «Технология», вынесенному в майский указ 2018 года, где-то реализуется на приличных станках и в мастерских, а где-то в виде профанации – сборки простых конструкторов-роботов только в 5 и 7 классах.

Физкультура не упомянута в начале данной статьи как одна из национальных целей развития, но она есть в Майском указе 2018 года по демографии, с показателем 55% систематически занимающихся физической культурой и спортом.

В советские времена было популярно изречение: «Лучший отдых – это смена деятельности». В современной России дети и взрослые погрязли в псевдоумственной деятельности в смартфонах и соцсетях, намного меньше двигаются. Мозг работает с перегрузками и менее результативно, если человек постоянно ведёт сидячий образ жизни, перепотребляет информационный контент. Не потому ли в развитых западных странах обнулился рост производительности труда и даже очевидна промышленная деградация?

«Завтра» несколько раз обращалась к этой теме. В статье «Военные сборы и офисный планктон, ГТО и научная организация умственного труда», опубликованной в январе 2023 года, говорилось о том, что хорошая физическая форма и техническая подготовка важны не только для потенциальных действий в окопе или в поле. В статье «Ветераны СВО – школе: военные сбор и страйкбол, ГТО и портфолио» в декабре 2022 года отмечалось, что включение начальной военной подготовки в программы школ должно сопровождаться действенными мерами по повышению ее популярности среди школьников и абитуриентов.

ДОСААФ в советские годы был мощной организацией для развития технических навыков старшеклассников во второй половине дня после школьных занятий, действенной альтернативой профессионально-техническим училищам. Самыми популярными среди подростков были получение квалификации водителя, автомеханика, радиоинженера, секции мотоспорта, стрельбы, авиа- и судомоделирования. До сих пор на отдельных страничках сайтов системы ДОСААФ можно найти программы обучения по десяткам технических специальностей, еще сохранились кадры, помнящие лучшие отечественные традиции такой подготовки.

ГТО повезло больше, чем ДОСААФ, в плане сохранения и приумножения традиций прошлого. Действует отлаженный федеральный центр ГТО в Казани в «Деревне универсиады», соответствующий сайт с личными кабинетами и кол-центром. В каждом регионе и округе работают центры тестирования. Большая часть школьников пробует сдавать нормативы ГТО, хотя и далеко не все проявляют при этом ответственность и дотягиваются до серебряного или золотого значка. Во многих взрослых профессиях действуют надбавки к зарплате за сдачу ГТО, пусть и небольшие.

Школьники рациональны и стремятся не делать того, что им не принесет очевидной выгоды при поступлении в вузы. Гармоничное всестороннее развитие личности и научная организация умственного труда кажутся в юности ерундой. Необходимы четкие стимулы, например, в виде существенного роста баллов портфолио за технические и физкультурные достижения. 5 баллов портфолио за золотой знак ГТО по сравнению с 300 баллами ЕГЭ слишком мало для подростков, к тому же сдать на золотой знак очень сложно.

Давайте немного пофантазируем: что если портфолио за конкретные физкультурные и технические достижения было бы сопоставимо с одним экзаменом ЕГЭ, то есть с увеличением максимального числа баллов до 100? Ценность золотого знака ГТО могла бы быть 50 баллов вместо текущих 5, серебряного – 25 и бронзового – те же текущие 5 баллов. За полученные по итогам обучения в ДОСААФ водительские права категории Д или Е, разряд автомеханика или другой подтвержденный технический разряд давали бы по 5-25-50 баллов в зависимости от уровня сложности и необходимости для экономики. Тогда бы дефицит кадров значительно снизился, а в вузы поступали бы более мотивированные к труду молодые люди. Только не следует забывать про первый негативный опыт ЕГЭ, чтобы обязательные и многобалльные ДОСААФ и ГТО не обернулись массовыми злоупотреблениями.

Фото: Дмитрий Ягодкин/ТАСС. Лицей "Коллеж" в Донецке, ученик девятого класса на уроке русской литературы.

Автор- доктор экономических наук, профессор Департамента общественных финансов Финансового университета

1.0x