Авторский блог Сергей Ануреев 00:30 11 апреля 2024

Бюджет США: треть расходов за счёт дефицита, эскалация долга и обнуление роста занятости по долгосрочному прогнозу Конгресса

8 апреля 2024 года был опубликован отчёт об исполнении бюджета США за октябрь-март. Администрация Байдена может выдернуть несколько цифр из контекста и показать минимальное сокращение дефицита бюджета США, однако дефицит вырос с учетом перекладки части расходов между днями конца и начала кварталов.

Дефицит составляет треть расходов, а не пресловутые несколько процентов ВВП, поскольку ВВП в погашение госдолга не переложить. Такой дефицит сложился на фоне вроде приличного 2023 года с экономическим ростом 2,5%, сокращением инфляции до 3,3% и бумом фондового рынка на 24%.

Прогноз 2019 года на 2024 год обещал дефицит бюджета 2,5% ВВП и госдолг 104% ВВП, а фактически получается 6% ВВП и 126% ВВП. Теперь на следующие 10 лет администрация Байдена обещает снизить дефицит до 3,9% ВВП и долг до 123% ВВП.

Бюджетный офис Конгресса настроен пессимистичнее и прогнозирует дефицит в 6,1% ВВП и рост долга до 146% ВВП через 10 лет, но даже такой прогноз может оказаться слишком оптимистичным.

США прошли пик численности детей и молодежи в возрасте до 24 лет в 2010 году, а затем роста нет, и прогнозируется небольшое сокращение. Численность людей трудоспособного возраста вроде умеренно растет и выйдет на плато только в 2039 году. Однако падает занятость трудоспособного населения с 80% до 70%, и предстоит ещё падение до 60%, что уже обнулило рост реально работающих, и далее будет их сокращение. Численность возрастных американцев удвоилась с 1990-х к 2024 году и продолжит расти.

Затухание роста экономики и увеличение расходов на социальное и медицинское обеспечение возрастных американцев и обуславливает пессимизм Бюджетного офиса Конгресса. Эти проблемы эскалируют к 2044-му и 2054 году, с официальным прогнозом роста дефицита до 7,3% и 8,5% ВВП, а долга до 166% и 193% ВВП соответственно.

Прогноз будет еще мрачнее, если исходить из реального обнуления роста экономики из-за демографии, эскалации процентных расходов (ставки ниже 4% годовых опускать не могут, а пока госдолг обходится в 2,5% годовых за счет старых выпусков облигаций), а также кризисов раз в десятилетие со скачками госдолга при антикризисной поддержке.

Полугодовой дефицит в 1,1 трлн долл. и в треть расходов: сокращение на 37 млрд или рост на 46 млрд?

Бухгалтера американского правительства за последние десятилетия многократно усложнили отчетность (корпораций – ещё больше). Этим они сдвигают свою ответственность на политиков и пользователей отчетности, которые, дескать, не все прочитали и что-то не так поняли. Основные отчеты содержат такой веер показателей и чисел, что выдернув из контекста отдельные из них, можно доказать, что черное – это белое, и наоборот.

Отчет об исполнении федерального бюджета США за полгода, закончившиеся 31 марта, показал небольшое улучшение (бюджетный год у них начинается с октября). Дефицит стал меньше аж на целых 37 млрд долл., однако с поправкой на календарный фактор дефицит вырос на 46 млрд долл. Заключается этот фактор в отсрочке уплаты части налогов со времен пожаров в Калифорнии (с 2022 года на конец 2023-го, входящий в бюджет 2024 года). Также часть расходов была авансирована несколькими днями раньше и попала в предыдущий бюджетный год (1 октября 2023 года пришлось на воскресенье).

Всего же за полугодие доходы составили 2,2 трлн долл., расходы 3,3 трлн долл. и дефицит 1,1 трлн долл. Буквально, каждый третий доллар расходов был профинансирован за счет наращивания госдолга. С фактической приостановки потолка госдолга двухпартийным соглашением в июне 2023 года на конец марта 2024-го долг вырос на 2,2 трлн долл. Помимо дефицита за октябрь-март, США занимали на покрытие манипуляций с госдолгом во время прошлогодних политических игр с задержкой пересмотра потолка долга.

Столь огромный дефицит получен на фоне противоречиво положительного рынка акций США и доплат подоходного налога на инвестиции, поскольку фондовый индекс S&P500 (500 крупнейших корпораций) в 2023 году вырос на 24% (точнее, после сходного по величине провала 2022 года), а переоценка портфелей акций дает рост подоходного налога в следующем году. То есть дефицит текущего бюджетного года с учетом доплат за бум акций 2023 года сравнивается с дефицитом предыдущего бюджетного года с убытками по акциям за 2022 год. Подоходный налог дает федеральному бюджету США половину всех доходов, а богатые американцы в основном получают инвестиционный, а не трудовой доход.

Суммарные расходы за полугодие вроде удалось удержать с ростом всего на 3%, близко к официальной потребительской инфляции 3,3%. Однако если исключить календарный фактор, то расходы будут уже на 6% больше, выше инфляции, с демонстрацией неспособности администрации Байдена сдержать их рост. Не помогают даже манипуляции с официальным утверждением расходов на полгода позже начала бюджетного года и угрозой шатдауна (прекращения финансирования части правительства). Медицинские и социальные расходы выросли на 7%, военные – на 8% (суммарно это 56% всех расходов), а в доктринальных документах прописан их рост не более официальной инфляции.

Продолжается эскалация процентных расходов, которые выросли с 308 млрд долл. до 440 млрд долл. за шесть месяцев 2023-го и 2024 годов. Процентные расходы уже превысили военные расходы, хотя ещё пять лет назад были лишь четверть от военных. При этом средние ставки по гособлигациям пока составляют 2,5%, поскольку изрядная часть облигаций была выпущена ранее на длительный срок под низкий процент, а будут стремиться к 4%, как по размещениям гособлигаций в последние два года.

Администрации Байдена удалось немного сократить отдельные расходы, и в принципе можно педалировать эти точечные достижения. Сокращены расходы эха коронакризиса, расходы на отсрочку выплат по студенческим кредитам и на продовольственные карты бедным. Сокращения по этим трем статьям составили около 130 млрд долл., аккурат в сумме роста процентных расходов. Получается, что небедные владельцы гособлигаций получают повышенные проценты за счет студентов и бедных. Послабления студентам и бедным позволили демократам «сыграть в ничью» с республиканцами на выборах в Конгресс осенью 2022 года. Как урезание этих расходов отразится на предстоящих президентских выборах?

Администрация Байдена в апреле этого года вновь пообещала списать часть студенческих кредитов для 25 млн американцев в сумме до 20 тыс. долл. на человека с доходами до 120 тыс. долл. в год (такой небедный порог). Подобная попытка была осенью 2022 года, как раз перед выборами в Конгресс, но Верховный суд США ту попытку списания отменил как противоречащую основам капитализма, сразу после выборов.

Если упростить проблему дефицита, то можно сказать, что его большая часть сложилась в 2020-2021 годах из-за коронакризиса, носящего временный характер, а теперь постоянно нарастает из-за роста процентных расходов.

Среднесрочный бюджет: осторожный оптимизм администрации Байдена и махровый пессимизм Бюджетного офиса Конгресса

Можно манипулировать показателями дефицита бюджета год, два, несколько лет, но в перспективе десяти лет манипуляции становятся очевидными, и чтобы это проиллюстрировать, обратимся к проектировкам бюджета пятилетней давности. Каждый год Администрация США вносит в Конгресс не только бюджет на следующий год, но и прогноз на следующие десять лет, по которым и можно судить о «эволюции» обещаний.

В президентском бюджете 2019 года на перспективу 2024 года обещали дефицит 672 млрд долл., госдолг 27,9 трлн долл. и ВВП 26,9 трлн долл. (относительно ВВП дефицит 2,5% и долг 104%). Теперь в бюджете 2025 года факт на конец 2024 года обещают такой: дефицит 1859 млрд долл., госдолг 35,2 трлн. долл. и ВВП 28,3 трлн долл. Вроде бы ВВП вырос, но из-за инфляции, а дефицит и долг скакнули гораздо выше: дефицит теперь почти в 3 раза больше обещаний пятилетней давности, а долг излишне вырос на величину двухлетних расходов бюджета и достиг 126% ВВП.

Вновь зададимся вопросом: может, во всём виноват ковид? В третьей части этой заметки будет ответ на этот вопрос.

Посмотрим обещания на следующие 5-10 лет в президентском бюджете, который как раз внесли на предварительное обсуждение в марте этого года. На 2029 год обещают дефицит 1,5 трлн долл. и долг 44,2 трлн долл., 4,3% и 128% ВВП соответственно. На 2034 год обещается уже сокращение дефицита до 3,9% ВВП и долга до 123% ВВП, хотя в долларах долг вырастет до 52,7 трлн долл. Буквально, обещают очень умеренное снижение дефицита, продолжение наращивания долга в долларовом выражении и некоторое снижение как процент ВВП.

Дефицит и долг останутся огромными даже по официальному прогнозу. А что если гигантская ошибка в прогнозах 2019 года на 2024-й повторится в предстоящие 5-10 лет? Даже Бюджетный офис Конгресса сомневается в президентском умеренном оптимизме, о чем и написал в своем долгосрочном прогнозе, опубликованном в марте.

На 2034 год Бюджетный офис Конгресса прогнозирует дефицит 6,1% ВВП (никак не президентские 3,9% ВВП) и долг 146% ВВП (а не президентские 123% ВВП). Мнение Конгресса заслуживает большего доверия, поскольку отчасти учитывает ошибку прогноза пятилетней давности. Хотя, чтобы не пугать читателей огромными триллионами долларов, долгосрочный прогноз Конгресса оперирует лишь процентами ВВП. Если выразить дефицит и долг в долларах, то в 2034 году они могут достичь 2,6 трлн долл. и 62 трлн долл., зримо больше текущих огромных величин. Буквально, за предстоящее десятилетие долг почти удвоится.

Чтобы меньше пугать, в долгосрочном прогнозе Конгресса долг считается лишь в его публичной части (публичный долг исключает гособлигации в портфеле Федеральной резервной системы и государственных пенсионных фондов). В 2024 году публичный долг составил 99% ВВП, а общий долг – 126% ВВП, и «легким росчерком пера», точнее, выбором «более правильного» показателя, госдолг «сокращается» на пятую часть. Следует отметить, что потолок госдолга (сейчас приостановленный) всё же считается по общему долгу, поскольку коммерческие банки могут прийти в ФРС за своими деньгами, как и пенсионеры государственных фондов, и тогда ФРС и фондам потребуется изъять деньги из своих активов, то есть гособлигаций.

Старение населения и «плато» рождаемости после середины 2030-х обнулят экономический рост в США

Чтобы совсем «расстроить» (в кавычках) наших читателей, приведем основные цифры долгосрочного прогноза Бюджетного офиса Конгресса на 2044-й и 2054 годы: дефицит растет до 7,3% и 8,5% ВВП, а долг до 166% и 193% ВВП соответственно. Буквально, речь в официальном прогнозе идет не то что об удержании динамики огромного долга хотя бы в рамках умеренного роста, как это обещает администрация Байдена, а о продолжении бурного роста этого долга.

Теперь ответим на вопрос, во всём ли виноват ковид и чем объясняется махровый пессимизм Бюджетного офиса Конгресса. Ответ кроется в официальном демографическом прогнозе, также опубликованном в марте месяце и составляемом методом экстраполяции на будущее очевидных для специалистов трендов предыдущих десятилетий.

Итак, численность детей и молодежи в возрасте 24 года и младше достигла своего пика 108 млн человек в 2010 году, затем сократилась до 105 млн человек в ковидные 2020-2022 годы. Прогнозируется всего лишь восстановление числа детей и молодежи до 108 млн человек в 2026-2028 годах, а затем «плато» на уровне 106 млн человек до 2054 года.

Численность американцев предпенсионного возраста (55-64 года) и пенсионеров (65 лет и старше) выросла с 60 млн человек до 104 млн человек со времени окончания президентства Клинтона до текущего года, продолжит расти до 114 млн человек в 2035 году и до 133 млн человек в 2054 году. Численность возрастных людей уже превысила численность детей и молодежи, а через тридцать лет будет на треть больше, хотя двадцать пять лет назад была почти вдвое меньше.

Старение населения увеличивает бюджетные расходы на медицинское и социальное обеспечение. В среднем за предыдущие тридцать лет эти расходы составили 8,8 % ВВП, в отдельности каждая статья примерно как военные расходы (4,3% ВВП). Уже в 2024 году расходы достигают 10,8%, в 2034 году – 12,6%, в 2054 году – 14,2%. Это ещё оптимистично заниженный рост расходов, поскольку численность и доля возрастных людей растет зримо быстрее официального прогноза роста таких расходов.

Ещё больше растут процентные расходы. За предыдущие 30 лет они в среднем составляли 1,8% ВВП, в 2024 году – уже 3,1%, а в 2034-м и 2054 годах достигнут 3,9% и 6,3% ВВП. Такой официальный прогноз основывается на удержании в предстоящие годы процентных ставок на среднем уровне 3,1-3,8% годовых, тогда как в последние годы ставки по новым выпускам гособлигаций уже около 4% годовых.

Демография почти обнуляет перспективы экономического роста даже по официальным прогнозам. За предыдущие тридцать лет реальный рост ВВП составил в среднем 2,5%, из которого 1,3% пришлось на рост численности трудоспособного населения и 1,2% – на рост производительности труда. Рост численности трудоспособного населения уже замедлился до 0,3% в последние пять лет и обнулится с 2039 года.

Трудоспособные не означают фактически занятых, и не следует прикрываться минимальной безработицей. Сообразно официальной статистике, уже произошло падение доли занятого населения в возрастной группе 25-54 года с примерно 80% в 1990-е годы до 70% в 2010-е годы, с прогнозом падения до 61% в предстоящие 10-30 лет. Фактическая численность занятых перестала расти уже в 2010-е годы, а то десятилетие было прозвано Великой рецессией (длительный нулевой рост).

Официальный прогноз всё же предполагает рост ВВП на компоненте повышения производительности труда на 1,3% при нулевом росте численности занятых. Однако новации создаются и внедряются в основном в молодом возрасте, а плато численности молодежи новации тормозит. В американской академической среде много публикаций не то что о замедлении роста производительности труда, а о ее нулевом росте и даже предстоящем регрессе.

Американская молодёжь не рвется в исследователи, и подавляющая часть таких позиций занимается выходцами из Индии, ранее – Китая и России. Занятость молодежи в возрасте 20-24 года уменьшилась с 41-47% в 1990-е годы до 26-36% в 2000-2010-е годы (дан диапазон, поскольку в кризисы занятость меньше).

Вряд ли современная американская молодежь сможет повторить успехи в новых технологиях и росте производительности труда, как это удалось поколению беби-бумеров в 1980-е – 2000-е годы. Или поверим тем, кто говорит, что искусственный интеллект, точнее, эффект от якобы его массового внедрения, превзойдет прогресс в технологиях предыдущих десятилетий?

Таким образом, рядовым американцам, политической и бюджетной системе США ещё предстоит пережить и осознать новые экономические и демографические реалии. Станет очевидным обнуление экономического роста из-за плато численности молодежи и сокращения ее рвения к труду, из-за прекращения роста фактически занятых в экономике взрослых. Это ударит по бюджету в его доходной части, а также не позволит манипулировать трактовками роста госдолга как якобы инвестициями в рост ВВП и тем самым в рост базы, с которой сравнивается величина долга. К тому же предстоит ещё более существенный рост социальных и медицинских расходов в связи со старением населения, а также эскалация процентных расходов. И это всё согласно официальным прогнозам на предстоящие 10-30 лет.

двойной клик - редактировать изображение

Автор - доктор экономических наук, профессор кафедры общественных финансов Финансового университета

Илл. Forex Humor

1.0x