Авторский блог Александр Андрух 17:43 11 января 2019

Революция духа или "Сущностный парадокс христианства 2"

почему христианская мораль, нестерпима для мира
51

Нетрудно осмыслить и понять тот факт, что за многовековое существование человечества в его "высокоразвитом" виде, всё главное и важное для каждого из нас в отдельности, равно как и для всех купно, уже найдено, сказано и описано (главное и важное здесь подразумевается в смысле духовной парадигмы и руководства). Над этим постарались те недюжинные умы, те "матёрые человечищи", на которые были плодовиты предыдущие эпохи. Неоспорим также и факт, что источники гениальности в дни наши полностью иссякли, ибо не только некому, но и нечего уже говорить по существу и по большому счёту, без риска прослыть плагиатчиком и повторителем чужих мыслей и идей. Посему напрягаться в этом отношении вряд ли имеет смысл. Напрягаться, мне кажется, следует в направлении осмысления всего того наследия, что нам оставлено и заповедано великими предками! На первом месте в этом отношении для нас, всех русских людей, православных и даже атеистов (об этом ниже), стоит прежде всего учение Иисуса Христа, изложенное в Евангелиях. Оно является как бы скелетом, на котором утверждаются мышцы в виде тех учений и идей, философских направлений, которые служат дополнением и разъяснением учению основному! И, таким образом, получается, что абсолютно всё, что нужно человеку для жизни и воплощения в ней смысла, вся познавательно-идеологическая база уже имеются в наличии, а самому человеку остаётся лишь не пренебречь ею, постараться внять "гласу вопиющих в пустыне", и не полениться всё это осмыслить и усвоить для достижения своих непростых бытийственных целей! То есть, "кто имеет глаза, да увидит, кто имеет уши, да услышит", а кто имеет разум, да вразумится!..

Просьба не винить автора этих строк за своеобразное изложение нижеследующего, т.е. в игнорировании выделения (закавычивания) цитируемого материала. В этом есть свой резон – пусть излагаемое будет цельным, нераздельным и пусть читается оно, таким образом, без спотыканий (отвлекания на сноски), поскольку, на мой взгляд, это поможет сосредоточиться и надёжнее понять ту или иную мысль, равно как и канву всего утверждаемого здесь. Но всё же указать "соавтора" (позвольте тут польстить самому себе) я обязан, тем более, что его перу принадлежит не менее, я думаю, 90% текста, позаимствованного из выдающейся работы "О назначении человека", выдающегося же русского философа Н.А. Бердяева. 

*        *        *

Итак, как и было сказано в части 1, евангельская мораль отрицает мораль законнически-фарисейскую, мораль само-спасения человека через осуществление нравственного закона… Христианство не знает застывших типов злодеев или застывших типов праведников. Злодей может превратиться в праведника, а праведник - в злодея. Св. Иоанн Лествичник говорит: "Станешь остерегаться осуждать согрешающих, если будешь помнить, что и Иуда был в соборе учеников Христовых, а разбойник в числе убийц; но в одно мгновение произошло с ним чудо перерождения". Поэтому Христос и учит нас: не судите да не судимы будете… Поэтому христианство иначе относится к "злодеям", чем этика мира сего, оно не допускает резкого деления людей на две расы, на расу "добрых" и на расу "злых", которым так дорожат этические учения. Только христианство верит в преодолимость прошлого, оно знает тайну забвения и стирания прошлого. Это и есть тайна искупления, и ею создается этика иная, чем этика закона. Искупление освобождает от кармы, от кармического изживания прошлого в бесконечном будущем. От прошлого не тянутся бесконечные нити в будущее, они перерезываются…! То бишь карма, этот шлейф за человеком всех его предыдущих деяний, всех грехов, аннигилирует, исчезает – и это возможно лишь в христианстве! В этом тайна покаяния и отпущения грехов. Человек сам себе не может простить греха и низости, он не в силах забыть злого прошлого. Но Христос понес на себе грехи всего мира, и Он может снять грех и простить. Прощение и забвение возможно лишь во Христе и через Христа. Человек не может себе простить грех и зло и изжить его последствия, он освобождается через Христа. Но он должен во имя Христа другому, ближнему простить грех и зло, помочь ему избавиться от их власти (принцип взаимного искупления и прощения – если ты простишь ближним их грехи по отношению к тебе, то и тебе простятся твои грехи!). Человек не освобождается и не спасается, не улучшается и не усовершенствуется, когда его окончательно причислили к расе "злых" и проклинают его. Наоборот, он от этого погибает. Зло прошлого, которое считается непреодолимым и непоправимым, порождает все новое и новое зло. Человек начинает чувствовать, что он все равно погиб, что возврата нет, что на нем лежит проклятие. Вот против этого и восстает этика искупления. Ибо Христос пришел не для праведников, а для грешников! И нет такого греха, который не может быть снят и прощен… В этом граница всякого суда и граница разделения на "добрых" и "злых", на "благочестивых" и "богоборцев", на "верующих" и "атеистов". Иногда "злые", "богоборцы" и "атеисты" могут оказаться более угодны Богу, чем "добрые", "благочестивые" и "верующие". Это трудно понять этике закона, но понятно для этики искупления.

Евангелие производит полный переворот в нравственных оценках, все размеры которого мы не ощущаем, потому что слишком привыкли к нему и слишком приспособили его к обыденным нуждам. "Огонь пришел Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся" - говорит Христос. В этом огне сгорают все старые привычные нравственные оценки и образуются новые. Первые будут последними, последние первыми. Это - неслыханная по своему радикализму революция. Христианство родилось в этой революции, вышло из нее. Но христианскому человечеству было непосильно провести ее в жизнь, ибо это значило бы стать "по ту сторону добра и зла", которыми живет мир… И потому никакие внешние революции в положении людей не соответствуют радикализму переворота, возвещенного Евангелием. Евангелие не знает норм и законов. И его нельзя истолковать как норму и закон. И все, к чему призывает Христос, есть призыв к Царству Божьему и только так может быть истолковано. В церковной же жизни Евангелие омертвело и скукожилось под законы мира сего! Мораль Царства Божьего оказывается непохожей на мораль мира падшего. Мораль евангельская находится по ту сторону привычного для мира различения между добром и злом, согласно которому первые - первые, последние - последние. Евангельская этика, этика искупления, во всем противоположна миру… "А я говорю вам: не противься злому". Обыкновенная же нравственная жизнь основана на противлении злому. "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас". Если понять это как закон, то этот евангельский призыв невыполним, он безумен для этики закона, он предполагает иной, благодатный порядок бытия. "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам". В этом сущность Евангелия и сущность христианства. Но вся жизнь мира основана на том, что прежде всего ищут "это все", то, что должно "приложиться", а не "Царство Божье". И этика, мораль нашего мира, ищет совсем не Царства Божьего, а ищет оправдания законом… "Князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою". Опять радикальная революция, восстающая против князей и вельмож мира. Больший есть лишь слуга. Особенно трудно это было вместить церковной иерархии, которая действовала в мире и искажалась человеческими страстями и грехами. Символически церковь осталась верна словам Христа, но реально изменила им. И в ней господствовали князья и вельможи; и в ней больший не был слугою... "Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих". Христос жил среди грешников, среди мытарей и блудниц, с ними ел и пил. И против этого протестовали фарисеи, носители этики закона, этики мира во имя чистоты. (Вспомните фильм "Остров" П. Лунгина и такого мягенького, тёпленького и уютненького настоятеля монастыря отца Филарета, который был убеждён в том, что именно он и такие как он спасаются! Ведь он так усердно и много молится, так мягко и внушительно говорит, так благочестиво мыслит! И каково было его потрясение, когда отец Анатолий указал ему его пороки, его вожделения, его истинное место..!). Христос не знает ничего нечистого, кроме нечистоты человеческого сердца. "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию". Фарисейская этика закона не любит больных и грешников, ее представители живут в обществе "праведных и чистых" и охраняют свои белые одежды. Но Сын Божий говорит фарисеям: "Вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства". И эти слова - протест против этики закона, этики чистоты. "Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли и входящим воспрепятствовали". Вхождение в Царство Божье не зависит от ключа разумения законников, который препятствует вхождению. И опять слова, означающие полный переворот ценностей: "Что высоко у людей, то мерзость пред Богом". "Остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение". Этими книжниками полон христианский мир, для которого этика закона легче и доступнее этики благодати… Этика закона ограничивает и регулирует жизнь, но не может быть источником жизни. Этика искупления восстанавливает источник жизни. Евангелию свойствен абсолютизм и максимализм, но это максимализм особого рода. Ложь моралистического максимализма в том, что он требует максимализма от другого, максимализма в исполнении закона и нормы. Поэтому он беспощаден к людям и всех осуждает. Ничего подобного нет в благодатном максимализме Евангелия. Он лишь открывает Царство Божье и путь к нему, но не дает правил и норм. Максимализм прежде всего применяется к себе, а не к другим. Строгость к себе и снисходительность к ближнему - вот истинно христианское, евангельское отношение к жизни! Отвлеченный нормативный идеализм, хотя бы он практиковался христианами, всегда жесток и фанатичен, он хочет истребить носителей зла. Для подлинных христиан это невозможно, ибо они всюду видят прежде всего живых людей, живых существ… Тут мы подходим к величайшему перевороту, совершенному христианством в отношении к грешным и злым.

"Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных". До этого этика закона, этика, не знающая искупления и благодати, думала, что солнце восходит только над добрыми и дождь посылается только на праведных. Но вот Евангелие уравнивает перед Богом добрых и злых, праведных и неправедных. Добрые и праведные не могут больше гордиться своей добротой и праведностью (!). Прежние законнические оценки доброго и злого не имеют силы. "Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие". Идут впереди тех, которые почитают себя праведными и добрыми, впереди фарисеев. Никогда никакая этика не становилась на сторону мытарей и блудниц, грешных и неправедных. Так колеблется человеческое понятие добра, которое казалось незыблемым и абсолютным. Официальная (законническая) церковь в истории пыталась обезвредить и обезопасить нравственный переворот, совершенный Евангелием, но невозможно было совсем скрыть, что мораль евангельская, мораль Христова не походит на мораль мира, на мораль человеческую. "Кто из вас без греха, первый брось в нее камень". Между тем, как этика нашего мира, этика закона, этика фарисейская почитает нравственным долгом бросать в грешницу камень. И бросающий в грешницу камень, осуждающий ближнего как злого, почитает себя в этот момент праведным и действует по нравственному закону. Совершенно ясно, что подлинное христианство не допускает деления человека на два лагеря - "добрых" и "злых", "праведников" и "грешников". Все злые и грешные могут стать добрыми и праведными. Евангелие не хочет знать, что есть раса добрых, идущих в рай, и раса злых, идущих в ад. И праведники, фарисеи совсем не идут в рай. Все безмерно сложнее. Церковь еще в первые века осудила резкое выделение святых, праведных, спасенных... Для этики искупления и благодати не существует двух лагерей, не существует праведников закона, чистых. Ложно само искание гарантий спасения (Лютер, Кальвин, баптизм с их 144-мя тысячами "входными билетами" – вот как! и точное число "праведников", к которым, естественно, причисляют себя, знают). Ложно осознание себя пребывающим в лагере спасенных и избранных. Идея ада …связана с этим разделением мира на лагерь добрых и на лагерь злых. Законнически-фарисейская мораль легко побеждает евангельскую, ибо ее легче исполнить и исполнением чувствовать себя оправданным. …Но благодатная евангельская мораль раскрывается в потрясениях жизни, в важных и значительных событиях, к которым закон неприменим.

Каренин у Л. Толстого - типичный законник и фарисей. И его суд над женой своей Анной есть типично фарисейский суд. Он был, конечно, более грешен, чем она. Сердце его было совершенно охлаждено. Но когда Анна была близка к смерти, когда наступила минута необыкновенного потрясения, сердце Каренина расплавилось и он перестал судить по закону, наступила благодатная минута. И отношение Каренина к Вронскому перестало быть законническим, стало человеческим. Так всегда и бывает. Закон, судящий грешников и злых, оказывается пригодным лишь для обыкновенных, обыденных случаев, пока сердца людей холодные и застывшие. Но для необыкновенных, катастрофических (пограничных) положений жизни, когда только и раскрывается глубина жизни, закон оказывается совершенно неприменимым и суд его ничтожным. …Настоящая жизнь лежит по ту сторону закона. Христианство открывает образ Божий в каждом человеке, даже злом и преступном. Христианство принесло с собою совершенно новую антропологию. Эта антропология парадоксальна. Парадокс уже лежит в самом отношении к греху. Все грешны (!). И потому не суди, не осуждай ближнего. Христианство, и только христианство, требует милосердия к грешникам. И потому на почве христианской возникает жажда всеобщего спасения, т. е. реальной победы над злом, в противоположность жажде оттеснения злых в ад. Вот эта сторона истинного христианства - неосуждение, милость к грешникам - не была достаточно вмещена христианством в истории. …Христианство прежде всего очень повысило сознание бесконечной ценности всякой человеческой души, человеческой жизни, человеческой личности, а значит, и бесконечной ценности души, жизни и личности грешника и "злого". "Злыми" Бог дорожит не меньше, чем "добрыми". Да и сами эти наименования ничтожны и лживы. Ибо "добрые" так часто бывают "злыми", "злые" же нередко бывают "добрыми". Из христианства сумели вывести самую отвратительную мораль, какую только знает моральная история мира, - мораль трансцендентного, небесного эгоизма. "Добрые" так хотят пролезть в Царство Небесное, что у входа, где образуется давка, готовы раздавить большое количество ближних, оттесняемых ими в ад, в вечную погибель. Так как вход в Царство Небесное узок, то происходит борьба и отбор. "Добрые" и праведные на трупах своих ближних, "менее добрых и праведных", пробиваются в рай. Вот это и есть самое страшное поражение, которое христианство потерпело в человеческих сердцах, самое страшное извращение и искажение. Идея трансцендентного эгоизма, исключительной заботы о спасении своей души есть сатанинская идея, сатанинская карикатура на христианство. В действительности спасает душу свою лишь тот, кто согласен погубить ее во имя ближних, во имя братьев, во имя любви Христовой. (Вот те самые, с точки зрения церковного официоза "неправедные и злые" советские герои, отдававшие свои жизни "за други своя", о которых было упомянуто в части 1). Нельзя думать о спасении своей души, это есть ложное духовное состояние, небесный утилитаризм, думать можно только об осуществлении высших ценностей жизни, о Царстве Божьем для всех существ, не только для людей, но и для всего мира, т. е. думать о Боге, а не о себе. И никто не смеет чувствовать себя праведником, а других грешниками.

Ницше не знал и не понимал настоящего христианства. Перед ним было выродившееся христианское общество, в котором угас героический дух. И он восстал страстно и с негодованием против этого упадочного, мещанского христианства. Ницше делает основное различие между моралью господ и моралью рабов. В еврействе он видит восстание рабов в морали, т. е. слабых. И христианство для него есть мораль рабов. Мораль рабов вся основана на ressentiment (фр. обида, зависть) слабых к сильным, аристократам, благородным, на зависти и обиде, на желании получить компенсацию в моральной области, взять реванш. Сильные аристократы, благородные для Ницше - это римляне. Победа христианства над римлянами была победой больных над здоровыми, рабов над благородными. И главная опасность - больные, а не злые. Христианство испортило благородство породы, подменило категории хороших и плохих, т. е. аристократов и рабов, категориями добрых и злых. Раб из чувства ressentiment решил быть первым в вечной жизни. За христианским аскетизмом стоит ressentiment ко всякому мужеству, ко всякой силе. Как ни интересно все, что говорит Ницше о генеалогии морали вообще, о генеалогии христианской морали в частности, истина заключается в прямо противоположном. Из-за слабости и ничтожества христиан Ницше не увидал силы и величия христианства. Христианская мораль есть в духовном смысле аристократическая, а не рабья мораль, мораль сильных духом, а не слабых. Именно христианство призывает идти по линии наибольшего сопротивления миру и требует героических усилий. Именно христианство восстало против рабьей психологии обиды и противопоставило ей благородную психологию вины. Переживание вины и есть переживание аристократическое, переживание обиды есть переживание плебейское, унизительное. Именно христианство хочет вырвать из человеческой души ressentiment, излечить человека от больного самолюбия и зависти. Только христианство и знает средство против больного самолюбия. У Ницше было слишком внешнее и поверхностное представление о силе и слабости. Его соблазняло и пленяло внешнее, эстетическое обличие силы римлянина. Но этот римлянин был человеком, побежденным миром, отдавшимся целиком во власть мира, т. е. человеком, пережившим величайшее поражение духа. Христианство есть величайшая сила сопротивления власти мира. Христианская мораль, если ее понимать не законнически, а внутренне и духовно, есть стяжание себе духовной силы во всем. Христианская добродетель совсем не есть долженствование и норма, а мощь и сила. Нормативный идеализм бессилен, он не знает, откуда взять силу для осуществления нормы добра, закона добра. Норма и закон бессильны, так как безблагодатны. Христианство же возводит всякое добро к источнику всякой силы, т.е. к Богу. Христианская мораль, не знающая сковывающих законов и норм, все сводит к приобретению духовной силы у Бога. Христианство учит, как быть сильным перед лицом жизни и смерти. Только упадочное христианство выражается в сознании постоянного бессилия и неспособности ни к чему, в вечном дрожании слабой и трясущейся твари. Греховный человек бессилен вне Христа, но силен во Христе. Ибо Христос победил мир.

Прежде всего извращенно и упадочно понимают христианское смирение. Смирение есть проявление духовной мощи в победе над самостью. Эгоцентрическая ориентировка жизни есть главное последствие первородного греха. Человек закупорен в самом себе и все видит из себя и по отношению к самому себе. Человек помешан на самом себе, на своем "я". Мы все грешны эгоцентризмом. Со стороны нет более комического зрелища. Эгоцентризм искажает все перспективы жизни, все видно в ложном освещении, ничему не определено надлежащее место. Нужно подняться на высоту, выйти из ямы эгоцентризма, чтобы увидеть мир в истинном свете, чтобы все получило правильные очертания, чтобы увидеть горизонт. Нужно увидеть центр бытия не в себе, а в Боге, т. е. в подлинном центре, и тогда все становится на свое место. Смирение (аналог индуистской резигнации - отказа от мирских мещанских оценочных категорий и смыслов) по онтологическому своему смыслу и есть героическое преодоление эгоцентризма и героическое восхождение на высоту теоцентризма. Смирение есть выход из удушья своего замкнутого "я", своей затверделой самости в дыхание мировой жизни. Смирение не только не есть отрицание личности, но оно и есть обретение своей личности, ибо личность может быть найдена лишь в Боге, а не в затверделой и закоренелой самости. Смирение не только не противоположно свободе, оно есть акт свободы. Никто и ничто на свете не может принудить меня к смирению, кроме меня самого, лишь через акт свободы оно приходит. Оно всегда есть приобретение большей свободы. Смирение есть глубоко внутреннее, сокровенное явление. И одним из самых страшных извращений христианства было внешнее и рабье понимание смирения. Только через духовный акт смирения побеждается ressentiment, больное самолюбие человека. Всю жизнь стрелы попадают в больное от самолюбия человеческое сердце, и человек бессилен против этих стрел, он истекает кровью. Только духовное смирение может защитить человека от этой мучительной боли. Смирение прежде всего направлено против самолюбия и есть сила, защищающая от больного самолюбия. Только христианство учит свободе от внешнего мира, на нас наступающего, нас насилующего и ранящего. …Человек должен быть свободен внутренне даже тогда, когда есть внешнее рабство. И приятие внешнего положения, выпавшего на твою долю, должно быть истолковано как господство над внешним миром, как победа духа. Это не значит, конечно, что человек не должен бороться за улучшение внешнего положения, за социальные изменения и реформы. Но он должен быть духовно свободен и тогда, когда изменения не происходят и произойдут не скоро... Святость есть высшая духовная сила, победа над миром. Любовь есть сила, излучение благостной, дающей жизнь энергии. Преодоление страстей есть сила. И именно к этим вещам, к такого рода силе призывает христианство. Вся нравственная жизнь есть не что иное, как обретение энергии духовной жизни и победа над слабостью и непросветленностью жизни природной. Христианство призывает к победе над миром, а вовсе не к покорности миру. Смирение не есть покорность, наоборот, оно есть непокорность, движение по линии наибольшего сопротивления… Христианская мораль, нестерпимая (и похоже, увы, неподъёмная) для мира, возможна лишь потому, что она есть мораль богочеловеческая, что есть взаимодействие человека и Бога!..

 

*        *        *

 

Вот как-то так обстоят дела с верой христианской и её бледным отражением – религией, культом. И, если вы обратили внимание, такое положение вещей не совсем совпадает (если не сказать "совсем не совпадает") с представлениями об этом некоторых благочестивых отцов и ретивых мирян, вот тех самых считающих себя "праведными", которые уже определили: кому место в аду, а кому в раю, кто нечестив, а кто благочестив, кто низок, а кто высок (в их ряды попали и Владимир Путин, Петр Толстой: "гореть им в аду!", и Владимир Соловьёв: "сборище нечестивых" и т.д.)! И потом, ведь "Дух дышит, где хочет", а не там, где хотят и велят благочестивые и ретивые! Не получилось бы так, как в одном старом советском фильме выражался забавный его персонаж: "Не спеши-те!"…

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Комментарии Написать свой комментарий
11 января 2019 в 17:54

Можно подумать, Александр, что Вы не фарисей. Вы фарисейски проходите мимо оттмены капитализма отменой золотопаритетности денег, оставляя людей в неведении, а, иногда, бывает, и вводите людей в заблуждение, говоря о капитализме, как якобы существующем, не показывая людям путь к коммунизму, не спасая Россию направлением УЖЕ выпускаемых денег в бюджет РФ.
Но, тем не менее, я рад, что Вы появились. Переживал, что Вы долго отсутствовали. Проявляйтесь, пожалуйста, хоть иногда, хоть в комментариях. Вот Саши Перемога давно нет. Джони редко появляется.

11 января 2019 в 19:40

А Вам, Евгений, не приходила на ум мысль, что далеко не каждый вращается в том же мире, что и вы? Я, к примеру, так же далёк от фглонистов, от вопросов экономических, политических, карьерных, денежной состязательности и состоятельности, и прочего хлама!.. Во всяком случае (говорю о себе), на излёте жизни хотелось бы сосредоточиться на чём-то главном, на чём-то краеугольном и основном…
Спасибо за благожелательность, как и за беспокойство, переживания. Сам тревожусь, когда кто-то из старых соратников (если можно так определить всех нас - участников форума "Завтра") долго не выходит "в эфир". Моё, в частности, полутора-месячное отсутствие объясняется просто - дал зарок поменьше суесловить в дни Рождественского поста…

11 января 2019 в 20:20

Так только этим я здесь с многими, С Вами, Шаховым, Ивановым, Федоровой, Диас, Морозом и занимаюсь, что обсуждаю и осуждаю ваш коллаборационизм. Погиб капитализм, мы оккупированы фглонистами, забирающими у нас 90% нашего заработка и все навше развитие, вот-вот погибнет Россия, потому что УЖЕ выпускаемые деньги в России не проходят в бюджет РФ, а вы все считаете, что можно на это не обпащать внимания, занимаясь неким своим. Такое ваше поведение не просто аморально, но и преступно.

11 января 2019 в 20:51

Придет день и мы услышим от некоторых, от Вас, Александр, от Шахова, слова покаяния перед нашим навродом за обман, про существование якобы все еще капитализма.
А я услышу от вас в свой адрес слова благодарности, что вы успели, благодаря мне, при жизни осознать свое заблуждение, принесшее жуткие беды нашему народу, и очистить душу покаянием.

12 января 2019 в 09:24

Евгений, тут я с Вами полностью согласен. Ибо, что может быть более очищающим и поправляющим духовное здоровье, чем покаяние..!

11 января 2019 в 18:55

Саша! Приветствую Тебя и с Новым годом!

Вздыбить Евангелие - это ведь надо уметь!!

Но отделаться от мысли, что религия создана для обслуживания
власть имущих, не могу. Особенно после комментариев неистового
ИВАНА ФЁДОРОВА. Ну, а определение религии как опиума хрестоматийно.
Живу давно и вижу, что не может человек постоянно находиться
в экстазе человеколюбия.
Подозреваю, однако, что недостаточно внимательно читаю Тебя.

И самое главное, что Евангелие отразило своё время и человека.
Люди того времени не знали инфернального столкновения цивилизаций,
каким являлась Вторая Мировая, когда столкнулось абсолютное зло
с нашей точки зрения С абсолютным же злом с их точки.
И в результате мы с вами можем рассуждать об Евангелии.
А на западе нарастает дехристианизация.
В общем я в замешательстве по причине незнания и неверия.
Я оперирую понятием Бога как непостижимой сущностью бытия.

11 января 2019 в 19:55

День добрый, Лев!

Благодарю за оценку, выраженную преимущественно в слове "вздыбить"! На подобное не посягал… Да и вздыбливал, в принципе, не я а Бердяев, мне оставалось только донести его мысли, которые, как оказалось, идеально совпадают с моими собственными на этот счёт :)…
Что касается отношения к вере, к религии, то вопрос этот глубоко внутренний и потому является вопросом повышенной сложности, и тут ускорить процесс извне весьма непросто, он должен созреть втуне и там же сформироваться, пройти проверку на прочность и зрелость... А если "неистовый ИВАН ФЁДОРОВ" и его утверждения (т.е. внешний фактор) способны поколебать собственные внутренние убеждения, то, следовательно, они ещё в стадии оформления и не прочны как булат дамасской стали :)... Это естественно и это допустимо, ничего страшного в этом нет (за одного битого двух небитых дают)...
А вот временнАя привязка Евангелия к нуждам и, мягко говоря, "незрелости" тогдашних людей - в корне неверна, поскольку Божеское учение, Божеские откровения не могут иметь столь зыбкий, тленный характер. Они вечны...

С прошедшими праздниками, Лев, с наступающим старым Новым годом!
Всех благ, здоровья, успехов!

11 января 2019 в 20:47

Христианская религия специально придумана для рабов. Павел раскручивал.
Тысячу лет рабы верили и не восставали.
Кто восставал, становились смелые, уверенные, освобождались от религии.

2. Интересно проанализировать людей через другое мировоззрение - как выходцев из Природы.
Животные ведут сбя человечно:
не врут, не грешат, не прелюбодействуют, секс только для зачатия, не унижают, жадности нет - запасы по необходимости, убивают для выживания.
Всё можно оправдать, даже Уголовный закон их оправдывает.

11 января 2019 в 20:59

Не обращайте внимания, Александр, и не спорьте. Религия нужна была человечеству, поэтому и была востребована. И надо к религии относиться с уважением, как и ко всем деяниям человечества. И надо уважать своих предков, свое прошлое, не быть не помнящим родства.

12 января 2019 в 09:34

Не соглашусь ни с Вами, Александр, ни с Вами, Евгений.
С первым потому, что сравнение мира людского с животным миром по меньшей мере некорректно (да и с рабством Вы перегнули палку - читайте текст статьи, там об этом сказано)...
Со вторым - по поводу временнОй привязки веры (религии). Тут Вы повторяете заблуждение Льва Козленко... (Со словами о необходимости уважения предков безусловно согласен)...

11 января 2019 в 21:08

Уважаем миллионы людей, которые празднуют, но не верят. Но есть женщины, которые верят, унижаются, но с мужчинами не спят.

11 января 2019 в 21:18

Уважаемый Александр, добрый вечер! Бесспорно Ваши замечательные вдохновенные изыскания являются украшением сайта! Спасибо Вам за эту совершенно фантастическую линию человеческой мысли! Но вместе с тем, совсем рядом с нами , существует другой мир, в котором об этом даже не думают и не пытаются понять. Плохо это или хорошо?
С уважением и благодарностью, А.Штибин

12 января 2019 в 09:44

Добрый день, уважаемый Александр!
Спасибо Вам и моя признательность за столь благожелательный отзыв!
Благодарен Вам также и за то беспокойство, которое Вы выразили словами о "другом мире", "в котором... не думают и не пытаются понять". Естественно, в этом ничего хорошего нет! Дошло уже до того, что люди массово избавляются от книг, от внушительных библиотек, собираемых всю жизнь их бабушками и прабабушками. И, похоже, что следующим шагом в этой деградации будет обрастание "людей" шерстью :(... Но может быть и то, что это испытание дано нам неспроста - пути господни неисповедимы!..
С прошедшими Вас праздниками, с наступающим старым Новым годом! Всяческих благ, здоровья, творческих и трудовых свершений!

11 января 2019 в 21:31

" Христианская религия специально придумана для рабов..."

Совершенно верно. А поскольку РАБЫ ВСЕ, то осознавшие это, исповеданием, жизнью по Евангелию, ОСВОБОЖДАЛИСЬ от рабства и становились свободными. Так называемые " свободные от религии" по сути самые что ни наесть рабы " своих " представлений, иллюзий, страстей, желаний и похотей, заблуждений и " теорий".

11 января 2019 в 21:36

Александр
Андрух

Истинно так... " Блажен кто верует, тепло ему на свете..."

12 января 2019 в 09:46

Спасибо, Михаил, за понимание, созвучие мыслей и тёплый посыл...
Вам - того же!

11 января 2019 в 21:52

Бердяев не учел, что Христос - это образ народа внутри которого царит Любовь Человека к Человеку (там прощение, потому что нет грехов). И уже, как Народ в образе Единого Человека Он применяет свои качества к человеку внешнему (ветхому) к которому он приходит как Спаситель, как пример для сообразования по подобию Своему.
Это в корне меняет картину.

12 января 2019 в 04:54

Все те, кто считают себя советскими на сайте, демонстрируют не Любовь к Человеку, а жесточайшую, лишённую морали, борьбу за утверждение своих амбициозных замыслов. Стоит почитать их грязные, оскорбитеоьные тексты, и облик их предстанет во всей красе. Христос не мог быть ОБРАЗОМ народа неверующего, которого марксизм-ленинизм обрёк на неверие. "Бердяев не учёл", потому что был умным человеком. А вы, Хохлачёв - манипулятор, но ваши тексты не понятны никому.

12 января 2019 в 09:54

Всегда удивлялся, Виктор, Вашему чувству трактовки тех или иных текстов (в том числе и текстов Святого Писания - дело, скажу Вам небезопасное, ибо "кто изменит хоть букву в написанном, да будет...") и проведения аналогий! Хотя эта Вами приведённая мне лично импонирует!.. Однако, согласитесь, что до состояния, когда "нет грехов" нам ещё развиваться и развиваться!.. А общие тенденции развития человеков индивидуально и их сообществ совсем не в пользу "Народа в образе Единого Человека"...

12 января 2019 в 12:33

Любовь, Светлана, это не персты лобызать и не иконы слюнявить... Это - на крест пожалуйте. Вот доказательство Любви.
"Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его" \Притч13.25\.
Язык человеческий еще та розга. Смотря на что наставляешь...

12 января 2019 в 12:51

Александр! Буква, она сама по себе мертва. Животворит её Слово и как она Его охраняет, так и религия сохранила послание, что бы теперь открылось то о чем я пишу.
У Бердяева получается вполне современненько - Будь самим собой! Скот? Оставайся скотом! Тогда и суда не надо. Бердяев как и религия вменяет человеку грех. Коммунизм - Любовь! Ибо Грех отменяется Любовью.
"Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога (бог есть Любовь \1Ио.4.16\, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле" \1Ио.5.18\.

12 января 2019 в 15:34

Нет, Виктор! Вы явно чего-то недопоняли в философии Бердяева! Мне даже трудно себе вообразить, как далеки Вы от истинного Бердяева ("Скот? Оставайся скотом!")! Скажем вся идея его об аристократии заключается в её служении! В бескорыстном высоком служении высшего низшему! В служении и помощи тому, кто отстал от тебя в развитии, в социальном положении, в духовном понимании! Он утверждён в вере о ВСЕОБЩЕМ и СОБОРНОМ спасении и бытии, верит в Россию, в её мессианскую роль!..

12 января 2019 в 17:48

Ни за что не поверю, Виктор, что ты шлепал своих детей. Быть такого не может.

13 января 2019 в 00:50

А чего шлепать? Следить нужно чтобы лукавый не прикасался ...
Розги это для ветхих, вкусивших "волшебного яда желаний" ... Дети рождаются Новыми! Главное не испортить их собой.

12 января 2019 в 02:03

Какая-то проповедь абстрактного идеализма на почве вполне конкретной древнееврейской религиозной идеологии.Эта идеология возникла в определённый исторический период, период рабов и господ, диковатости жизни, жестокости власти и господства религии, идеологии власти. Бог, вэтой еврейской религии является отражением власти, жестоким, требующим беспрекословного подчинения. И вот, возникают религиозные ревизионисты, раскольники со своей христианской ересью. Они предлагают усовершенствовать иудейскую религию, отправить на помощь богу сына божьего, сделав бога отцом. Причём сын должен быть добрым, не властным, прощающим грехи, всех любящим и предлагающий всем любить друг друга – рабам господ, господам рабов, убийцам убитых, а убитых убийц. Эта идея должна была уравновесить образ власти, создать власть из двух следователей, злого и доброго. Ересь была отклонена, раскольники изгнаны и отправелись проповедовать доброго бога в Малую Азию, Грецию и Древний Рим. Римская аристократия, в своих духовных поисках, была прельщена добрым богом, прельстила императора Константина и тот, отвергнув традиционных языческих богов выдал томас на роль государственной религии христианам. Началось кровавое месиво, избиение язычников добрым богом по всему миру. Добрый следователь гораздо страшнее злого, он проникает в душу, играет на самых тонких струнах и добивается своего – чистосердечного признания греха. Проповедь абстрактного христианского идеализма страшна тем, что она как добрый следователь обезоруживает подсудимого перед злым. Особенно это проявилось в Православии, породив в ментальности раболепие перед властью, перед господами, терпимость ко злу, насилию, порокам, преступности, воровству, унижению. Нет, надо проповедовать человеческое достоинство – Человек, это звучит гордо.

12 января 2019 в 10:09

Видите ли, уважаемый Виктор Гончар, Ваше сравнение величин запредельных с величинами обыденными (Бога-Отца и Бога-Сына со злым и "добрым" следователями), хотя и содержит в себе претензию на оригинальность, но страдает изъяном "принципа несоответствия", поскольку Вами для сравнения взяты вещи несопоставимые, между которыми "дистанция огромного размера"! Вы же, к примеру, не можете сравнивать "семейный уклад" инфузорий-туфелек и такового же, скажем, королевской семьи Великобритании! А в Вашем случае разница куда более значительнее!
И потом, понимание евангельских истин не каждому по силам! А посему и браться за суждения о них следует с большой долей осторожности.., ибо Человек, хоть и звучит гордо, но тут имеется ввиду далеко не всякий человек, а именно Человек с большой буквы! В остальных же случаях это скорее звучит горько, чем гордо...
Тем не менее спасибо за высказанные Вами размышления, всяческих благ и успехов!

12 января 2019 в 02:33

Полностью солидарен с последним абзацем статьи.
А вообще, думаю каждый должен через своё мироощущение пропускать христианскую мораль.
Хотелось бы услышать от вас как вы относитесь к разделению украинской церкви на всякие унии, автокефалии, греко-католичество, просто католичество.
РПЦ, УПЦ. Вообще ко всему тому, что крутится вокруг церкви, всякая мерзость; политика, интриги, властолюбие, грязные Деньги... Смотришь что творит церковная братия, и чё-то нехорошо становится на душе, в плане общехристианской морали. Фи-ла-ре-ты, Дор-ми-дон-ты, Епифаны-Митрофаны, что ж вы творите...вашу...!!!...
Как можно спокойно всё это наблюдать, если, даже в православии, по моему уразумению одной из ветвей христианства, происходит такое жёсткое разделение, не говоря уже о других религиях и конфессиях ( увы не силён во всей этой церковной структурной казуистике). Считаю, что вера должна быть в душе у каждого одна, непоколебима и непреклонна, а как относиться к многочисленным религиозным направлениям, в христианстве например, каждый решает сам.

12 января 2019 в 10:26

Спасибо, Георгий, за солидарность, хотя бы и с последним абзацем...
Что касается Вашего запроса об отношении к разделению украинской церкви, то не являясь ни религиозным функционером, ни богословом, ни даже воцерковленным человеком, в полновесном смысле этого слова, боюсь, вряд ли смогу тут чем-то помочь и разъяснить ситуацию... Тем более, что, кажется, она в принципе неразъяснима, так же, как, скажем, неразъясним бред сивой кобылы! Конечно, всякому, кто следит за ходом событий, несложно понять, откуда ноги растут и кто за всем этим стоит, равно как и то, что т.н. православная церковь украинских раскольников имеет такое же отношение к вере, как и церковь католическая, т.е. служит скорее не Богу, а силам иным!.. Но, справедливости ради, следует отметить, что в современном мире она, увы, в этом не одинока!.. О такой ситуации предсказано в Библии, и она не является чем- то неожиданным и небывалым...
Разделяю также Вашу озабоченность в отношении к "тому, что крутится вокруг церкви, всякая мерзость"!..

12 января 2019 в 06:44

Благодарность автору за привлечение глубин бердяевского текста и за ваше, Александр, безусловное соавторство. Нам всем нужно напоминание, повторение Евангельских истин, которые меркнут под напором быстротекущей, непростой и часто безжалостной жизни. Особенно тем, кто пребывает "в незнании и неверии".

Многие впадают в грех отступничества и теряют связи с Божественным Откровением, чьи Заветы Любви, Милосердия и Сострадания к человеку нужны были, чтобы на переломе эпох не впасть в жестокое безумие с его языческими жертвоприношениями, о которых не умалчивает Библия. И чтобы создать альтернативу иудаизму, формирующемуся на основе лицемерного, "избранного" фарисейства и оккультизма.

Нужны были Высшие Нравственные Законы, которые никто изменить не мог, не подвластные никакому властителю. Даже если сожжены будут книги, эти Законы сохранятся в памяти человеческой, потому что написаны на Небесах.

300 лет шла борьба за утверждение христианства. Борьба "РАБОВ" или людей несгибаемого мужества, стальной воли, беспримерной героичности и жертвенности за утверждение своей веры? Апостолы, Ученики Христа, первые христиане, распятые на крестах, обезглавленные, отданные на съедение львам... Рабы??? Мне стыдно за вас, уважаемые, если вы так думаете! Какой-то трусливый недоумок, вечный раб своего кагала, невежества и страха, произнёс слово "рабы". Так не будьте вы рабами чужой глупости!

12 января 2019 в 10:36

Спасибо, Светлана, за ёмкий Ваш комментарий, за понимание сути вопроса, поставленного в статье!
Благодарен также за беспокойство о состоянии веры и духовности вообще "на переломе эпох", которым озабочен, вероятно, всякий неравнодушный человек, за Ваш такой уместный призыв "не быть ...рабами чужой глупости!"...
С прошедшими Вас праздниками, с наступающим старым Новым годом! Всяческих благ, здоровья и успехов во всём!

12 января 2019 в 11:19

Разве русские люди не жалеют, не помогают без всякой религии? В Сибири до сих пор так. Мы не убиваем, не крадём.

Историю учите. Когда возникли первые христианские общины, то из Рима был направлен махровый еврей Павел, чтобы пресечь их.
Но приехав, он вдруг изменил своё мнение. Сказал, что ему явился Иисус, и он уверовал. Скорее всего евр.община решила поддержать христиан, потому что они совершенно не опасны, смиренное поведение.

Давно прочитал Косидовкого. "Христианство сделал не Христос. Его сделал Павел - он лет 40 проповедовал его везде".

3. "кто изменит хоть букву в написанном, да будет".
---- Лев Толстой в "Исповеди" или "В чем моя вера" даже в 10 заповедях нашёл 5 ошибок!! Которые меняют СМЫСЛ заповеди.
Это переписчики ошибались, может специально. Не помню асе. Неохота искать.

- Изменять нельзя, кроме вины прелюбодействия. (жены?)И можно подумать другое.
На самом деле вместо запятой должна стоять точка!
- Изменять нельзя. Кроме вины прелюбодействия - это ничего даёт.

12 января 2019 в 15:37

"Разве русские люди не жалеют, не помогают без всякой религии?"
_______________________________________________________

Александр, тут дело обстоит так, что без религии, без культа ещё можно худо-бедно.., а вот без веры - никак!..

12 января 2019 в 11:47

Александр
Андрух
Сегодня в 09:24
Евгений, тут я с Вами полностью согласен. Ибо, что может быть более очищающим и поправляющим духовное здоровье, чем покаяние..!
=================================================
То есть Вы, Александр, согласились, что совершаете преступление, не учитывая гибель капитализма, не предотвращая гибель России, направлением УЖЕ выпускаемых денег в бюджет, а отвлекая народ от всего этого?
Здесь у нас есть такие, честные, вроде бы, болеющие за Россию, вроде бы, и наплевателььски относящиеся к тому, что Россия вот-вот погибнет, потому что не владеет выпуском своих денег.
Раньше ребенок нарисовал рубль и его могли посадить. Сегодня абсолютно все выпускаемые деньги в России (вся при бавочная стоимость, нарабатываемая в России) разворовывается фглонистами (а не капиталистами!), а Вам, Федоровой, Лунину, Шахову и т. п. - хоть бы что.
Как Вы можете заниматься своим, Александр, когда Россия гибнет?

12 января 2019 в 15:44

В который раз, Евгений, говорю Вам, что мне импонирует Ваше неравнодушие и беспокойство о судьбе русского народа и России! Но наряду с этим, у каждого должна быть ещё и вера в смыслы! В то, что называется жить по-божески, доверяя Богу, что все нити в Его руках, и если нам с Вами посланы такие испытания, то это неспроста, в этом заложен свой смысл! Это не значит, конечно, что нужно сидеть сложа руки, ждать "манны небесной"! Нужно делать своё дело, прикладывать усилия, на которые способен.., тут уместно и правомерно выражение: "Делай, что должно, и будь, что будет!"...

12 января 2019 в 13:16

Семейный уклад королевской семьи и инфузории-туфельки можно и, даже надо сравнивать, чтобы понять в какую пропасть ханжеской безнравственности попадает природное назначение семьи в погоне за властью, светской и религиозной, прикрываясь евангелиями, словами, как бы божьими. Этим святым семейством совершено столько преступлений против человечества, столько пролито кровищи, столько произнесено лжи, что всем инфузориям, львам и крокодилам не удалось пролить вместе взятым. То-же можно сказать по поводу церкви, этого тела христова и всех религий. И все эти, представляющие себя оплотом божественной нравственности организации, в отличии от безобидной инфузории, являются проводником божьей воли, слова божьего. Если учесть, что авторами этих слов являются древнееврейские религиозные политтехнологи, и что слова этих политтехнологов с тех далёких времён подверглись множеству трансформаций и интерпретаций, то парадокс в том, что ныне каждый интерпретатор, включая и таких великих как Толстой или Бердяев, может претендовать на то, что он несёт слово божье, включая и уважаемых автора и комментаторов – практически отобрали хлеб у попов, словам которых уже мало кто верит из людей способных размышлять. Учитывая, что все слова, включая и слово, Бог, были придуманы людьми с определённым смыслом, надо докапываться до смысла слов, до цели с которой эти слова были придуманы и целей, которые преследуют те, кто эти слова произносит.

12 января 2019 в 16:00

Ну, королевская семья Великобритании взята была в качестве примера, что первое на ум пришло, без учёта их "заслуг", а лишь учитывая полярность положения с положением представителей мира простейших организмов...
Что касается церкви, её служителей и проповедников слова Божия, то ведь, как и сказано было в тексте статьи, среди них разные бывают, в том числе и очень далёкие от Бога и Его слова! И сама церковь, в массе своей, отдалилась, не соблюла практически всех положений учения Христа (в тексте это звучит так: "Особенно трудно это было вместить церковной иерархии, которая действовала в мире и искажалась человеческими страстями и грехами. Символически церковь осталась верна словам Христа, но реально изменила им")! В этом искажённом грехом мире трудно требовать совершенства от чего бы то ни было, в особенности, если это касается вещей запредельных, трудновместимых "ветхим" в подавляющем большинстве своём человеком...

12 января 2019 в 17:40

Уважаемый, Александр, так ведь и другие королевские, царские, императорские, султанские семьи не лучше, и все помазаны богом – лучше бы их инфузория помазала. Да и церковь, согласно религиозным канонам, это священное тело божье, которое не может подвергаться сомнениям, как и сам бог. Если нет веры церкви и служителям культа, это бунт, толстовский бунт, и вы этот бунт выносите в общественное пространство. Бунтовщики вы с Толстым, да и Бердяевым. Так ведь и Христос был бунтовщиком, можно даже сказать революционером, так что и ваш бунт может закончиться каким-то новым течением в Православии, наподобие западного протестантизма. Видимо, в религиозной жизни, как и в светской действует формула революционной ситуации – Верхи не могут, а низы не хотят. Судя по всему верхи, боги, не против революций, как светских, так и религиозных.

12 января 2019 в 18:52

Ну, уж нет, уважаемый Виктор, если «бунтовщиками» (раз уж Вам так нравится это слово) нас с Толстым и Бердяевым ещё можно записать, то с новым течением «наподобие западного протестантизма» дело обстоит сложнее, поскольку не провозглашены цели... Тихий у нас бунт, мягкий и личностный его вариант :)...

13 января 2019 в 00:10

Так ведь бунты всегда готовятся в тишине – пророки выступают с проповедями, ученики создают из них Евангелия, революционеры создают тайные общества, кружки, пишут статьи, раздают прокламации, а потом вдруг бац, и революция.

13 января 2019 в 10:40

Спасибо, конечно, Виктор, за комплимент сравнения с пророками, учениками и революционерами, но мне кажется, что в современных условиях "вдруг бац, и революция" может произойти лишь в силу объективных причин, а не искусственно. Когда "революционная ситуация" создастся в силу закона перехода количественных изменений в качественные. А для этого, в свою очередь, необходимо, чтобы "средняя по больнице температура" неуклонно повышалась (то бишь уровень духовности какого-либо человеческого общества или человечества в целом возрастал!). Это и будет количественным возрастанием, которое в силу вышеупомянутого закона неизменно приведёт к качественным изменениям жизни людей...

13 января 2019 в 12:42

Качество и количество, это только объективные обстоятельства, но для революции нужна идея, идеология и её носители, революционеры и какой-то возмутительный случай, как повод. В великую Отечественную качество и количество в стране было ужасающим, но революции не случилось, а в Первую Мировую нашлись идейные товарищи, которые качество и количество трансформировали в революцию. Если идеологии нет, а есть только недовольство или идея, пограбить, и соответствующие вожаки, то это просто бунт. Так что я приношу вам с Толстым и Бердяевым свои извинения – вы не бунтари, вы идейные вдохновители революции, революции духа. Будем ждать количества, качества и подходящего случая.

13 января 2019 в 13:50

Добре... на том и порешим - будем ждать, не теряя при этом времени понапрасну, подготовляя идеологический базис - фундамент будущего величественного здания бытия нового человечества :)...

12 января 2019 в 16:32

Александр
Андрух
Сегодня в 15:44 Оценить комментарий:
В который раз, Евгений, говорю Вам, что мне импонирует Ваше неравнодушие и беспокойство о судьбе русского народа и России! Но наряду с этим, у каждого должна быть ещё и вера в смыслы! В то, что называется жить по-божески, доверяя Богу, что все нити в Его руках, и если нам с Вами посланы такие испытания, то это неспроста, в этом заложен свой смысл! Это не значит, конечно, что нужно сидеть сложа руки, ждать "манны небесной"! Нужно делать своё дело, прикладывать усилия, на которые способен.., тут уместно и правомерно выражение: "Делай, что должно, и будь, что будет!"...
============================================================
Это страшно, это ужасно, спихивать на Бога свою тупость, свою преступность, свою ленность, свое пренебрежение жизнью своей страны и своего народа.
Вам говорят, что Россия гибнет, что 90% результата труда народного находится в грязных руках ворья, незаконно выпускающего себе деньги, а Вы отвечаете, что все в руках божьих?!

12 января 2019 в 19:55

Спасибо, Александр за вашу замечательную статью. Сам я недавно пришёл к вере, после страшной болезни. Видно это суждено было мне пройти, иначе в своей предшествующей жизни я к богу не пришёл бы. С вами совершенно согласен. Обманчиво заблуждение, что поверив в Христа, заживешь смиренно и благочинно. Так не получится. Приходиться плыть против течения. Это как на войне, каждый день воюешь и главная борьба идёт с самим собой. Веду войну с собственным эгоцентризмом. Расслабиться не приходится, видно до конца жизни придётся бороться. Об этом и говорит настоятель Свято-Пантелиемоновского Храма в Уфе отец Виктор (Иванов). Православие - религия сильных, прежде всего сильных духом. Ведь только сильный духом может простить человека.

12 января 2019 в 20:30

Каждый приходит к вере своею тропой, Игорь. Вам досталась та, о которой Вы пишите. Но каждому вера, если она вера, приносит скорее беспокойство, чем успокоенность, умиротворённость и покой. Так оно и должно быть, ибо вера расширяет круг вещей, о которых думается, о которых нужно заботиться, за которые переживается! Вера приносит с собой и определённую ответственность за что-то, за кого-то...
Благодарю Вас за отзыв... Удачи Вам...

14 января 2019 в 03:41

Уважаемый Игорь! Вы пришли к вере после страшной болезни. Не отступайте - это Вам великий Дар Божий. Я говорю, исходя из собственной ситуации. У меня не было шансов выжить, был приговор. Но я живу пятый год, доверяя и исполняя волю Господа.

Господь сейчас оставляет ЖИЗНЬ тем, кто может стать защитником Православия, бороться с его врагами, а не только с собственным эгоцентризмом. Времена суровые, трудные и опасные. Господу нужны воины Христовы.

12 января 2019 в 21:34

Уверовал после страшной болезни. Только старые, слабые могут верить! А сильным что делать?
Вы нам даёте смысл жизни?

13 января 2019 в 10:50

Ну, Александр, если Вы полагаете, что "сильным" следует в силу этой самой их "силы" вести себя так, как это происходит в облюбованном Вами мире животных, то бишь рвать когтями и щёлкать клыками, то Вы явно заблуждаетесь... И, потом, сила ведь тоже выдана авансом - сегодня ты сильный, а завтра - плетёшься с клюкой, едва передвигая ноги! Горки укатывают любого Сивку!
В Евангелии сказано: "Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе"...
ЗЫ. А в статье ведь по этому поводу сказано немало. Вера удесятеряет силы человека, а не делает его слабым... Если интересно, то прочтите...

13 января 2019 в 14:04

Идеализм, вера в абстрактный идеал, за частую, вызывает большие разочарования и трагедии, личные и общественные, иногда катастрофические, как идеализм религиозный или социальный. Идеализм христианский привёл к катастрофе Римскую Империю, к трагедии языческих народов Европы, а потом обеих Америк, Ближнего Востока и Африки. Коммунистический идеализм привёл русский народ к нынешней катастрофе. По этому поводу есть известные изречения – Благими намерениями вымощена дорога в ад, и – Революции замышляют идеалисты, романтики, осуществляют фанатики, а плодами их пользуются отпетые негодяи. Так что идеалистическое предложение – Относится к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к тебе, это благое намерение. Люди разные и такой подход вызовет недоразумения. Относиться к другим надо разумно, попытаться найти компромисс, баланс интересов, а если не удасться, то не забыть, в экстазе идеализма, о своих интересах. То-же можно сказать и о других библейских идеализмах, справедливости и прочем – не впадать в религиозный идеалистический экстаз, не терять здравого рассудка, не забывать о своих интересах, чтобы не остаться не только без рубашки, но и без штанов.

13 января 2019 в 15:27

Ну.., с такой тенденцией мы с Вами рискуем погрузиться в самые дебри софистики и номиналистической казуистики…
Касаемо же "не впадать в религиозный идеалистический экстаз, не терять здравого рассудка, не забывать о своих интересах, чтобы не остаться не только без рубашки, но и без штанов", то тут настоятельно рекомендую заглянуть на сегодняшний пост Виталия Ярового "Братство по-украински" ( http://zavtra.ru/blogs/bratstvo_po_ukrainski ). О нечто подобном там сказано весьма красноречиво и даже забавно – получите истинное удовольствие…

14 января 2019 в 00:48

Где-же вы увидели у меня софистику и казуистику – это констатация факта. Христианский идеализм закончился религиозными войнами внутри христианства, в войнах с Исламом и аморальная экспансия христианства в Америке и Африке с насаждением рабства и уничтожением целых народов . Для русских коммунистический идеализм закончился национальной катастрофой с потерей значительных национальных территорий и народа. Или это казуистика, софизм? Пример с Украиной как раз об этом, о коммунистическом идеализме, о братстве народов. Рассудок человеку дан для того, чтобы понимать, что такое братство народов, зная историческую реальность со времён Рюриков. Читать и слушать выступления российских авторов по поводу Украины у меня нет никаких душевных сил – сплошные эмоции, то самое разочарование идеализма и взрыв негативных эмоций как в семье, где вдруг обнаружилась измена. Видеть и слышать это нет сил, увольте.