Авторский блог Александр Андрух 17:43 11 января 2019

Революция духа или "Сущностный парадокс христианства 2"

почему христианская мораль, нестерпима для мира

Нетрудно осмыслить и понять тот факт, что за многовековое существование человечества в его "высокоразвитом" виде, всё главное и важное для каждого из нас в отдельности, равно как и для всех купно, уже найдено, сказано и описано (главное и важное здесь подразумевается в смысле духовной парадигмы и руководства). Над этим постарались те недюжинные умы, те "матёрые человечищи", на которые были плодовиты предыдущие эпохи. Неоспорим также и факт, что источники гениальности в дни наши полностью иссякли, ибо не только некому, но и нечего уже говорить по существу и по большому счёту, без риска прослыть плагиатчиком и повторителем чужих мыслей и идей. Посему напрягаться в этом отношении вряд ли имеет смысл. Напрягаться, мне кажется, следует в направлении осмысления всего того наследия, что нам оставлено и заповедано великими предками! На первом месте в этом отношении для нас, всех русских людей, православных и даже атеистов (об этом ниже), стоит прежде всего учение Иисуса Христа, изложенное в Евангелиях. Оно является как бы скелетом, на котором утверждаются мышцы в виде тех учений и идей, философских направлений, которые служат дополнением и разъяснением учению основному! И, таким образом, получается, что абсолютно всё, что нужно человеку для жизни и воплощения в ней смысла, вся познавательно-идеологическая база уже имеются в наличии, а самому человеку остаётся лишь не пренебречь ею, постараться внять "гласу вопиющих в пустыне", и не полениться всё это осмыслить и усвоить для достижения своих непростых бытийственных целей! То есть, "кто имеет глаза, да увидит, кто имеет уши, да услышит", а кто имеет разум, да вразумится!..

Просьба не винить автора этих строк за своеобразное изложение нижеследующего, т.е. в игнорировании выделения (закавычивания) цитируемого материала. В этом есть свой резон – пусть излагаемое будет цельным, нераздельным и пусть читается оно, таким образом, без спотыканий (отвлекания на сноски), поскольку, на мой взгляд, это поможет сосредоточиться и надёжнее понять ту или иную мысль, равно как и канву всего утверждаемого здесь. Но всё же указать "соавтора" (позвольте тут польстить самому себе) я обязан, тем более, что его перу принадлежит не менее, я думаю, 90% текста, позаимствованного из выдающейся работы "О назначении человека", выдающегося же русского философа Н.А. Бердяева.

* * *

Итак, как и было сказано в части 1, евангельская мораль отрицает мораль законнически-фарисейскую, мораль само-спасения человека через осуществление нравственного закона… Христианство не знает застывших типов злодеев или застывших типов праведников. Злодей может превратиться в праведника, а праведник - в злодея. Св. Иоанн Лествичник говорит: "Станешь остерегаться осуждать согрешающих, если будешь помнить, что и Иуда был в соборе учеников Христовых, а разбойник в числе убийц; но в одно мгновение произошло с ним чудо перерождения". Поэтому Христос и учит нас: не судите да не судимы будете… Поэтому христианство иначе относится к "злодеям", чем этика мира сего, оно не допускает резкого деления людей на две расы, на расу "добрых" и на расу "злых", которым так дорожат этические учения. Только христианство верит в преодолимость прошлого, оно знает тайну забвения и стирания прошлого. Это и есть тайна искупления, и ею создается этика иная, чем этика закона. Искупление освобождает от кармы, от кармического изживания прошлого в бесконечном будущем. От прошлого не тянутся бесконечные нити в будущее, они перерезываются…! То бишь карма, этот шлейф за человеком всех его предыдущих деяний, всех грехов, аннигилирует, исчезает – и это возможно лишь в христианстве! В этом тайна покаяния и отпущения грехов. Человек сам себе не может простить греха и низости, он не в силах забыть злого прошлого. Но Христос понес на себе грехи всего мира, и Он может снять грех и простить. Прощение и забвение возможно лишь во Христе и через Христа. Человек не может себе простить грех и зло и изжить его последствия, он освобождается через Христа. Но он должен во имя Христа другому, ближнему простить грех и зло, помочь ему избавиться от их власти (принцип взаимного искупления и прощения – если ты простишь ближним их грехи по отношению к тебе, то и тебе простятся твои грехи!). Человек не освобождается и не спасается, не улучшается и не усовершенствуется, когда его окончательно причислили к расе "злых" и проклинают его. Наоборот, он от этого погибает. Зло прошлого, которое считается непреодолимым и непоправимым, порождает все новое и новое зло. Человек начинает чувствовать, что он все равно погиб, что возврата нет, что на нем лежит проклятие. Вот против этого и восстает этика искупления. Ибо Христос пришел не для праведников, а для грешников! И нет такого греха, который не может быть снят и прощен… В этом граница всякого суда и граница разделения на "добрых" и "злых", на "благочестивых" и "богоборцев", на "верующих" и "атеистов". Иногда "злые", "богоборцы" и "атеисты" могут оказаться более угодны Богу, чем "добрые", "благочестивые" и "верующие". Это трудно понять этике закона, но понятно для этики искупления.

Евангелие производит полный переворот в нравственных оценках, все размеры которого мы не ощущаем, потому что слишком привыкли к нему и слишком приспособили его к обыденным нуждам. "Огонь пришел Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся" - говорит Христос. В этом огне сгорают все старые привычные нравственные оценки и образуются новые. Первые будут последними, последние первыми. Это - неслыханная по своему радикализму революция. Христианство родилось в этой революции, вышло из нее. Но христианскому человечеству было непосильно провести ее в жизнь, ибо это значило бы стать "по ту сторону добра и зла", которыми живет мир… И потому никакие внешние революции в положении людей не соответствуют радикализму переворота, возвещенного Евангелием. Евангелие не знает норм и законов. И его нельзя истолковать как норму и закон. И все, к чему призывает Христос, есть призыв к Царству Божьему и только так может быть истолковано. В церковной же жизни Евангелие омертвело и скукожилось под законы мира сего! Мораль Царства Божьего оказывается непохожей на мораль мира падшего. Мораль евангельская находится по ту сторону привычного для мира различения между добром и злом, согласно которому первые - первые, последние - последние. Евангельская этика, этика искупления, во всем противоположна миру… "А я говорю вам: не противься злому". Обыкновенная же нравственная жизнь основана на противлении злому. "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас". Если понять это как закон, то этот евангельский призыв невыполним, он безумен для этики закона, он предполагает иной, благодатный порядок бытия. "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам". В этом сущность Евангелия и сущность христианства. Но вся жизнь мира основана на том, что прежде всего ищут "это все", то, что должно "приложиться", а не "Царство Божье". И этика, мораль нашего мира, ищет совсем не Царства Божьего, а ищет оправдания законом… "Князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою". Опять радикальная революция, восстающая против князей и вельмож мира. Больший есть лишь слуга. Особенно трудно это было вместить церковной иерархии, которая действовала в мире и искажалась человеческими страстями и грехами. Символически церковь осталась верна словам Христа, но реально изменила им. И в ней господствовали князья и вельможи; и в ней больший не был слугою... "Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих". Христос жил среди грешников, среди мытарей и блудниц, с ними ел и пил. И против этого протестовали фарисеи, носители этики закона, этики мира во имя чистоты. (Вспомните фильм "Остров" П. Лунгина и такого мягенького, тёпленького и уютненького настоятеля монастыря отца Филарета, который был убеждён в том, что именно он и такие как он спасаются! Ведь он так усердно и много молится, так мягко и внушительно говорит, так благочестиво мыслит! И каково было его потрясение, когда отец Анатолий указал ему его пороки, его вожделения, его истинное место..!). Христос не знает ничего нечистого, кроме нечистоты человеческого сердца. "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию". Фарисейская этика закона не любит больных и грешников, ее представители живут в обществе "праведных и чистых" и охраняют свои белые одежды. Но Сын Божий говорит фарисеям: "Вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства". И эти слова - протест против этики закона, этики чистоты. "Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли и входящим воспрепятствовали". Вхождение в Царство Божье не зависит от ключа разумения законников, который препятствует вхождению. И опять слова, означающие полный переворот ценностей: "Что высоко у людей, то мерзость пред Богом". "Остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение". Этими книжниками полон христианский мир, для которого этика закона легче и доступнее этики благодати… Этика закона ограничивает и регулирует жизнь, но не может быть источником жизни. Этика искупления восстанавливает источник жизни. Евангелию свойствен абсолютизм и максимализм, но это максимализм особого рода. Ложь моралистического максимализма в том, что он требует максимализма от другого, максимализма в исполнении закона и нормы. Поэтому он беспощаден к людям и всех осуждает. Ничего подобного нет в благодатном максимализме Евангелия. Он лишь открывает Царство Божье и путь к нему, но не дает правил и норм. Максимализм прежде всего применяется к себе, а не к другим. Строгость к себе и снисходительность к ближнему - вот истинно христианское, евангельское отношение к жизни! Отвлеченный нормативный идеализм, хотя бы он практиковался христианами, всегда жесток и фанатичен, он хочет истребить носителей зла. Для подлинных христиан это невозможно, ибо они всюду видят прежде всего живых людей, живых существ… Тут мы подходим к величайшему перевороту, совершенному христианством в отношении к грешным и злым.

"Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных". До этого этика закона, этика, не знающая искупления и благодати, думала, что солнце восходит только над добрыми и дождь посылается только на праведных. Но вот Евангелие уравнивает перед Богом добрых и злых, праведных и неправедных. Добрые и праведные не могут больше гордиться своей добротой и праведностью (!). Прежние законнические оценки доброго и злого не имеют силы. "Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие". Идут впереди тех, которые почитают себя праведными и добрыми, впереди фарисеев. Никогда никакая этика не становилась на сторону мытарей и блудниц, грешных и неправедных. Так колеблется человеческое понятие добра, которое казалось незыблемым и абсолютным. Официальная (законническая) церковь в истории пыталась обезвредить и обезопасить нравственный переворот, совершенный Евангелием, но невозможно было совсем скрыть, что мораль евангельская, мораль Христова не походит на мораль мира, на мораль человеческую. "Кто из вас без греха, первый брось в нее камень". Между тем, как этика нашего мира, этика закона, этика фарисейская почитает нравственным долгом бросать в грешницу камень. И бросающий в грешницу камень, осуждающий ближнего как злого, почитает себя в этот момент праведным и действует по нравственному закону. Совершенно ясно, что подлинное христианство не допускает деления человека на два лагеря - "добрых" и "злых", "праведников" и "грешников". Все злые и грешные могут стать добрыми и праведными. Евангелие не хочет знать, что есть раса добрых, идущих в рай, и раса злых, идущих в ад. И праведники, фарисеи совсем не идут в рай. Все безмерно сложнее. Церковь еще в первые века осудила резкое выделение святых, праведных, спасенных... Для этики искупления и благодати не существует двух лагерей, не существует праведников закона, чистых. Ложно само искание гарантий спасения (Лютер, Кальвин, баптизм с их 144-мя тысячами "входными билетами" – вот как! и точное число "праведников", к которым, естественно, причисляют себя, знают). Ложно осознание себя пребывающим в лагере спасенных и избранных. Идея ада …связана с этим разделением мира на лагерь добрых и на лагерь злых. Законнически-фарисейская мораль легко побеждает евангельскую, ибо ее легче исполнить и исполнением чувствовать себя оправданным. …Но благодатная евангельская мораль раскрывается в потрясениях жизни, в важных и значительных событиях, к которым закон неприменим.

Каренин у Л. Толстого - типичный законник и фарисей. И его суд над женой своей Анной есть типично фарисейский суд. Он был, конечно, более грешен, чем она. Сердце его было совершенно охлаждено. Но когда Анна была близка к смерти, когда наступила минута необыкновенного потрясения, сердце Каренина расплавилось и он перестал судить по закону, наступила благодатная минута. И отношение Каренина к Вронскому перестало быть законническим, стало человеческим. Так всегда и бывает. Закон, судящий грешников и злых, оказывается пригодным лишь для обыкновенных, обыденных случаев, пока сердца людей холодные и застывшие. Но для необыкновенных, катастрофических (пограничных) положений жизни, когда только и раскрывается глубина жизни, закон оказывается совершенно неприменимым и суд его ничтожным. …Настоящая жизнь лежит по ту сторону закона. Христианство открывает образ Божий в каждом человеке, даже злом и преступном. Христианство принесло с собою совершенно новую антропологию. Эта антропология парадоксальна. Парадокс уже лежит в самом отношении к греху. Все грешны (!). И потому не суди, не осуждай ближнего. Христианство, и только христианство, требует милосердия к грешникам. И потому на почве христианской возникает жажда всеобщего спасения, т. е. реальной победы над злом, в противоположность жажде оттеснения злых в ад. Вот эта сторона истинного христианства - неосуждение, милость к грешникам - не была достаточно вмещена христианством в истории. …Христианство прежде всего очень повысило сознание бесконечной ценности всякой человеческой души, человеческой жизни, человеческой личности, а значит, и бесконечной ценности души, жизни и личности грешника и "злого". "Злыми" Бог дорожит не меньше, чем "добрыми". Да и сами эти наименования ничтожны и лживы. Ибо "добрые" так часто бывают "злыми", "злые" же нередко бывают "добрыми". Из христианства сумели вывести самую отвратительную мораль, какую только знает моральная история мира, - мораль трансцендентного, небесного эгоизма. "Добрые" так хотят пролезть в Царство Небесное, что у входа, где образуется давка, готовы раздавить большое количество ближних, оттесняемых ими в ад, в вечную погибель. Так как вход в Царство Небесное узок, то происходит борьба и отбор. "Добрые" и праведные на трупах своих ближних, "менее добрых и праведных", пробиваются в рай. Вот это и есть самое страшное поражение, которое христианство потерпело в человеческих сердцах, самое страшное извращение и искажение. Идея трансцендентного эгоизма, исключительной заботы о спасении своей души есть сатанинская идея, сатанинская карикатура на христианство. В действительности спасает душу свою лишь тот, кто согласен погубить ее во имя ближних, во имя братьев, во имя любви Христовой. (Вот те самые, с точки зрения церковного официоза "неправедные и злые" советские герои, отдававшие свои жизни "за други своя", о которых было упомянуто в части 1). Нельзя думать о спасении своей души, это есть ложное духовное состояние, небесный утилитаризм, думать можно только об осуществлении высших ценностей жизни, о Царстве Божьем для всех существ, не только для людей, но и для всего мира, т. е. думать о Боге, а не о себе. И никто не смеет чувствовать себя праведником, а других грешниками.

Ницше не знал и не понимал настоящего христианства. Перед ним было выродившееся христианское общество, в котором угас героический дух. И он восстал страстно и с негодованием против этого упадочного, мещанского христианства. Ницше делает основное различие между моралью господ и моралью рабов. В еврействе он видит восстание рабов в морали, т. е. слабых. И христианство для него есть мораль рабов. Мораль рабов вся основана на ressentiment (фр. обида, зависть) слабых к сильным, аристократам, благородным, на зависти и обиде, на желании получить компенсацию в моральной области, взять реванш. Сильные аристократы, благородные для Ницше - это римляне. Победа христианства над римлянами была победой больных над здоровыми, рабов над благородными. И главная опасность - больные, а не злые. Христианство испортило благородство породы, подменило категории хороших и плохих, т. е. аристократов и рабов, категориями добрых и злых. Раб из чувства ressentiment решил быть первым в вечной жизни. За христианским аскетизмом стоит ressentiment ко всякому мужеству, ко всякой силе. Как ни интересно все, что говорит Ницше о генеалогии морали вообще, о генеалогии христианской морали в частности, истина заключается в прямо противоположном. Из-за слабости и ничтожества христиан Ницше не увидал силы и величия христианства. Христианская мораль есть в духовном смысле аристократическая, а не рабья мораль, мораль сильных духом, а не слабых. Именно христианство призывает идти по линии наибольшего сопротивления миру и требует героических усилий. Именно христианство восстало против рабьей психологии обиды и противопоставило ей благородную психологию вины. Переживание вины и есть переживание аристократическое, переживание обиды есть переживание плебейское, унизительное. Именно христианство хочет вырвать из человеческой души ressentiment, излечить человека от больного самолюбия и зависти. Только христианство и знает средство против больного самолюбия. У Ницше было слишком внешнее и поверхностное представление о силе и слабости. Его соблазняло и пленяло внешнее, эстетическое обличие силы римлянина. Но этот римлянин был человеком, побежденным миром, отдавшимся целиком во власть мира, т. е. человеком, пережившим величайшее поражение духа. Христианство есть величайшая сила сопротивления власти мира. Христианская мораль, если ее понимать не законнически, а внутренне и духовно, есть стяжание себе духовной силы во всем. Христианская добродетель совсем не есть долженствование и норма, а мощь и сила. Нормативный идеализм бессилен, он не знает, откуда взять силу для осуществления нормы добра, закона добра. Норма и закон бессильны, так как безблагодатны. Христианство же возводит всякое добро к источнику всякой силы, т.е. к Богу. Христианская мораль, не знающая сковывающих законов и норм, все сводит к приобретению духовной силы у Бога. Христианство учит, как быть сильным перед лицом жизни и смерти. Только упадочное христианство выражается в сознании постоянного бессилия и неспособности ни к чему, в вечном дрожании слабой и трясущейся твари. Греховный человек бессилен вне Христа, но силен во Христе. Ибо Христос победил мир.

Прежде всего извращенно и упадочно понимают христианское смирение. Смирение есть проявление духовной мощи в победе над самостью. Эгоцентрическая ориентировка жизни есть главное последствие первородного греха. Человек закупорен в самом себе и все видит из себя и по отношению к самому себе. Человек помешан на самом себе, на своем "я". Мы все грешны эгоцентризмом. Со стороны нет более комического зрелища. Эгоцентризм искажает все перспективы жизни, все видно в ложном освещении, ничему не определено надлежащее место. Нужно подняться на высоту, выйти из ямы эгоцентризма, чтобы увидеть мир в истинном свете, чтобы все получило правильные очертания, чтобы увидеть горизонт. Нужно увидеть центр бытия не в себе, а в Боге, т. е. в подлинном центре, и тогда все становится на свое место. Смирение (аналог индуистской резигнации - отказа от мирских мещанских оценочных категорий и смыслов) по онтологическому своему смыслу и есть героическое преодоление эгоцентризма и героическое восхождение на высоту теоцентризма. Смирение есть выход из удушья своего замкнутого "я", своей затверделой самости в дыхание мировой жизни. Смирение не только не есть отрицание личности, но оно и есть обретение своей личности, ибо личность может быть найдена лишь в Боге, а не в затверделой и закоренелой самости. Смирение не только не противоположно свободе, оно есть акт свободы. Никто и ничто на свете не может принудить меня к смирению, кроме меня самого, лишь через акт свободы оно приходит. Оно всегда есть приобретение большей свободы. Смирение есть глубоко внутреннее, сокровенное явление. И одним из самых страшных извращений христианства было внешнее и рабье понимание смирения. Только через духовный акт смирения побеждается ressentiment, больное самолюбие человека. Всю жизнь стрелы попадают в больное от самолюбия человеческое сердце, и человек бессилен против этих стрел, он истекает кровью. Только духовное смирение может защитить человека от этой мучительной боли. Смирение прежде всего направлено против самолюбия и есть сила, защищающая от больного самолюбия. Только христианство учит свободе от внешнего мира, на нас наступающего, нас насилующего и ранящего. …Человек должен быть свободен внутренне даже тогда, когда есть внешнее рабство. И приятие внешнего положения, выпавшего на твою долю, должно быть истолковано как господство над внешним миром, как победа духа. Это не значит, конечно, что человек не должен бороться за улучшение внешнего положения, за социальные изменения и реформы. Но он должен быть духовно свободен и тогда, когда изменения не происходят и произойдут не скоро... Святость есть высшая духовная сила, победа над миром. Любовь есть сила, излучение благостной, дающей жизнь энергии. Преодоление страстей есть сила. И именно к этим вещам, к такого рода силе призывает христианство. Вся нравственная жизнь есть не что иное, как обретение энергии духовной жизни и победа над слабостью и непросветленностью жизни природной. Христианство призывает к победе над миром, а вовсе не к покорности миру. Смирение не есть покорность, наоборот, оно есть непокорность, движение по линии наибольшего сопротивления… Христианская мораль, нестерпимая (и похоже, увы, неподъёмная) для мира, возможна лишь потому, что она есть мораль богочеловеческая, что есть взаимодействие человека и Бога!..

* * *

Вот как-то так обстоят дела с верой христианской и её бледным отражением – религией, культом. И, если вы обратили внимание, такое положение вещей не совсем совпадает (если не сказать "совсем не совпадает") с представлениями об этом некоторых благочестивых отцов и ретивых мирян, вот тех самых считающих себя "праведными", которые уже определили: кому место в аду, а кому в раю, кто нечестив, а кто благочестив, кто низок, а кто высок (в их ряды попали и Владимир Путин, Петр Толстой: "гореть им в аду!", и Владимир Соловьёв: "сборище нечестивых" и т.д.)! И потом, ведь "Дух дышит, где хочет", а не там, где хотят и велят благочестивые и ретивые! Не получилось бы так, как в одном старом советском фильме выражался забавный его персонаж: "Не спеши-те!"…

1.0x