Если посмотреть на новостную ленту с Украины отстранённо, то станет видно какое-то затяжное мелкотемье. После выборов Зеленского на Украине стало не о чем говорить.
Зеленский сказал то-то и то-то, что-то написал в Твиттере, Зеленскому что-то сказала женщина-репортёр, Зеленскому что-то сказал Ярош, Зеленскому позвонил Трамп, в Харькове сломали памятник Жукову, и Кернес сказал одно, а Зеленский не сказал ничего, вместо него что-то сказала его пресс-секретарь.
Зеленский поехал в Брюссель обсудить возвращение Крыма, Зеленский снова сделал Кучму главой переговорной группы по Донбассу, полицейский кого-то застрелил, а министр подал в отставку и попросился искупить грехи в АТО.
Юрий Бойко сказал, что силовикам платят зарплату из пенсионных денег украинцев, Рада отказалась включать в повестку законопроекты Зеленского, в Одессе бежали 15 заключённых, Порошенко создал партию, на Украине ввели новые правила написания русских фамилий...
Вы чувствуете? Так себя ведут журналисты, когда писать надо, а писать не о чем. Мелкая мышиная возня, мелкотемье, новостями становятся не события, а слова и слова о словах, а сами события упали на уровень провинциальной хроники в изложении местной жёлтой прессы. Скоро придётся писать о здоровье домашних животных украинских политиков, и о том, что утром за чаем сказал градоначальник уездного города Миргорода.
Темы приходится буквально высасывать из пальца. Никакого серьёзной аналитики по Украине вот уже больше месяца давать совершено невозможно – нет материала, а точнее, нет информационных поводов. Не считать же за таковые то, что выше перечислено как новости.
И это, по сути, главная новость последнего времени. Что-то происходит, чему надо дать определение и осмысление. Ведь когда ничего не происходит, то это тоже событие. Это о чём-то говорит и из чего-то следует. О чём же говорит происходящее или, точнее, не происходящее на Украине?
Рискну высказать предположение: на Украине воцарилось позиционное равновесие, которое никто не хочет нарушать. У сторон нет сил для наступления, и создалась патовая ситуация, окопная война, подобно событиям Первой мировой войны. Помните знаменитый роман Ремарка: "На Западном фронте без перемен"? Это о том, что сейчас происходит на Украине. Но война тут, конечно, не у России с Украиной, тут война у России с США. Вот где возникло позиционное равновесие. Украина лишь поле боя.
Военные действия перестали быть способом достижения ближайших политических целей, потому что одни из них достигнуты, а другие достигаются манёврами и борьбой агитаторов и дипломатов. Один из кланов в США сменил на Украине верховную власть, которую посадил другой американский клан, и сейчас новая власть имеет очень слабые позиции (любая власть на Украине имеет слабые позиции) и хотят как-то дать этому цементу немного затвердеть. А Россия хочет дать как-то этому болоту посильнее загнить и побольше зарасти камышом.
Пауза используется как обычно для перегруппировки сил, прощупывания противника и выжидания момента для перехода в наступление. В США Трамп ищет способы ослабления демократов, и потому на Украине крепнет раскол между теми, кто ставит на демократов в 2020 году и теми, кто ставит на Трампа.
Вместо военного, олигарха или политика на Украине к власти привели актёра. Это значит, что теперь политика там полностью превратится в спектакль. Она и раньше такой была, но в антрактах иногда было что-то реальное типа войны в Донбассе или керченской авантюры. Теперь даже этого не будет. Будут позы и слова и репортажи о позах и словах. Лучший позёр и говорун для этого и сделан президентом.
Силовой вектор противостояния на Украине ослаб, его заменяет вектор пиаровский, политико-информационный. Запрет на поставки нефтепродуктов на Украину, введённый Россией, и решение о выдаче российских паспортов – это последние реальные политические события, ответить адекватно на которые на Украине не смогли – нечем. Не считать же ответом заявления Зеленского в Твиттере или ругань в Раде. Ни Вашингтон, ни Брюссель, ни Киев пока действий не предпринимали, а Россия взяла паузу.
Затишье на Украине вписывается в картину затишья по всем критическим проблемам между Россией и Западом. Здесь даже торговая война между США и Китаем может быть отнесена к периферии – не она создаёт глобальную повестку. Однако глобальная война не затихает ни на минуту. Весь политический экран - лишь ширма для напряжённых закулисных переговоров, идущих в несколько раундов.
Их промежуточные итоги и будут выражены в зримых политических событиях. И то, что на сцене пока ничего не происходит, а арлекины политического театра заполняют репликами перерыв, вовсе не означает, что режиссёры отошли от дел и театр закрыт. Нет, просто спешно корректируются сценарии, и главные актёры учат новые роли.
Датами окончания паузы станут осень и зима 2019-го и начало 2021-го. Это периоды накануне выборов президента в США и выборов в Государственную Думу в России. Два главных игрока на мировой арене готовятся к трансферу власти. И затишье, наблюдаемое теперь, - это лишь затишье перед бурей. Войны не хотел никто, война была неизбежна.
Чем больше реприз выдаёт бывший главный кавээнщик Украины, чем больше молчит Путин и бормочет Трамп, тем сильнее щемящая тревога повисает в воздухе. Нынешнее время скоро покажется нам благословенным. Никогда так не рад застою, как накануне войны. Пусть бы стоял себе и дальше ещё лет двести.
Только понимаешь это, обычно сидя в бомбоубежище или в окопе. Или пережив очередную перестройку. Жить в эпоху перемен действительно самое страшное. Нам говорят, что наступил застой? Хочется сказать: "Остановись, мгновенье, ты прекрасно!" Пусть смена эпох ещё немного подождёт, мы ещё успеем захлебнуться в том, что обычно сопровождает такие перемены.