Авторский блог Галина Иванкина 12:41 11 января 2019

На поле танки танцевали

фильм "Т-34" напоминает смысловые и — эстетические качели: то хочется сказать: «Какая гадость!», то — громко аплодировать создателям
17

«На поле танки грохотали,
Солдаты шли в последний бой,
А молодого командира
Несли с пробитой головой».

Из популярной песни.

У каждой страны есть цивилизационные коды — это не просто достижения, но — образы, по которым она распознаётся. Для России это — балет, космос, роман-эпопея и — оружие. Любая развесистая клюква про Mother-Russia будет содержать не только па-де-де с лебедями и космонавтами, но и автомат Калашникова, и танк Т-34, до сих пор считающийся одним из самых знаменитых и — не побоюсь этого слова — великих - танков Второй Мировой войны. Поэтому новый фильм «Т — 34» (режиссёр — Алексей Сидоров) заинтересовал даже тех, кто вроде как настроился двинуть на американский боевичок из разряда сиквел-приквел или посмотреть очередную «Мэри Поппинс», которая на этот раз приходит к свежему поколению Бэнксов. Да. Кризис жанра — это печальная реальность. Голливуд по десятому разу стряпает вкусные, но приевшиеся блюда, а российское кино эксплуатирует военную, космическую или спортивную тематику — родом из почившего СССР. Обвинять наших деятелей синема в том, что они бесконечно эксплуатируют славное прошлое — глупо и бестактно. Это — общемировой тренд — переживание дедовских побед и былых триумфов. Благо, компьютерные технологии позволяют вывести «старую песню о главном» на принципиально новый творческий уровень.

По какой-то причине в 2010-х любят, предпочитают именно танкистов. Не лётчиков и не моряков. Полагаете, что сыграла важнейшую роль игра World of tanks – то бишь пресловутые «танчики»? Всё наоборот — популярность «Мира танков» явилась следствием повышенного интереса к танкам и танкистам. Отсюда — разнообразные танко-мелодрамы, танко-боевики и танко-фэнтази: «Белый Тигр» (2012), «Танки» (2018), «Несокрушимый» (2018), масштабная голливудская «Ярость» (2014) и вот, наконец, очередная танко-феерия - «Т-34». Можно сказать, это — своеобразный байопик, потому что лучше всего в этой кинокартине просматривается лицо танка. Не конкретной - отремонтированной и угнанной машины, а самой идеи Т-34. Танк выступает в качестве брата, сообщника, соратника — в зависимости от предложенной ситуации. Танк — полноправный, едва ли не главный герой. Он — решающий фактор.

Конечно, очеловечивание предмета, машины и особливо — оружия — не новейший приём в искусстве. Ещё Константин Симонов писал о танке, как о живом, страдающем и — рвущемся в бой - существе: «Вот здесь он, все ломая, как таран,

Кругами полз по собственному следу / И рухнул, обессилевший от ран, / Купив пехоте трудную победу». Признательность поэта безмерна: «Когда бы монумент велели мне / Воздвигнуть всем погибшим здесь, в пустыне, / Я б на гранитной тесаной стене / Поставил танк с глазницами пустыми». Надо отметить, что стихотворение написано ещё в 1939 году и посвящено Халхин-Голу. Вернёмся, однако же, к теме Великой Отечественной.

Снимать ремейки — тоже примета времени, а потому люди моего поколения тут же вспоминают кинофильм «Жаворонок» (1964) с приблизительно тем же набором сцен. Фабула едина: немецкое командование решает использовать трофейные советские танки и русских военнопленных в качестве живых тренировочных мишеней, а для этого готовят команду «гладиаторов», у которых не оставалось никаких шансов на выживание — им не полагалось стрелять в ответ. Они — что-то, вроде тряпичных кукол, на которых отрабатываются удары. Или — бессловесные боксёрские груши. Нацисты никогда не стеснялись в средствах и не были заморочены «химерой-совестью». Невыносимо, патологически утилитарная цивилизация! В этом кроется одна из причин её быстрой гибели и ужасного конца. А вот наши ребята оказались не только храбрыми, но и смекалистыми — они умудрились захватить Т-34 и устроить настоящий тур возмездия.

Было ли это в реальности? Кто знает правду? В ГДР 1950-1960-х бытовала легенда о советском танке, угнанном военнопленными с испытательного полигона. По сути, «Т-34» - это не ремейк «Жаворонка», но — очередная версия той увлекательной, страшной и - великолепной истории. Тот же остов. Но! Различаются нюансы, а также — посыл и выводы. Иная эпоха. «Жаворонок» - правдивое и жёсткое, но, вместе с тем, романтизированное кино 1960-х; «Т-34» - недурная попытка сотворить блокбастер со спецэффектами.

Видный публицист националистического толка Егор Холмогоров признался в своём блоге: «Т-34» вызвал у меня смешанные чувства». Полностью солидарна с Холмогоровым! Исключительно — смешанные, ибо на каждый минус тут имеется свой плюс, а некоторые сцены — блистательные и дурацкие одновременно. Причём, невозможно понять — что тут перевешивает: чистый восторг или откровенная ахинея? Лично я такое сплетение вижу впервые. Например, фрагмент, где отремонтированный танк демонстрирует свои подвижные качества под музыку Петра Ильича Чайковского из «Лебединого озера». Сильно, буквально до слёз и — весьма нелепо. О, решительно гениально, потому как мудрёно уловить основную эмоцию. На уровне сознания побеждает скепсис, а на ментальном уровне — потрясение. Балет и тридцать-четвёрка объединены в единый культурологический — русский! - пласт. На поле танки — танцевали!

Сцена с реквизицией ширпотребовской, отштампованной «Мадонны с гранатом» Сандро Боттичелли из немецко-фашисткой лавочки — ровно из той же серии. Комически. Но — патетично. Достоверная деталь — в Третьем Рейхе продавалась масса растиражированных произведений искусства — картинок для украшения стен, отпечатанных на картонке или же — переведённых на обеденное блюдо. Так ренессансная Мадонна становится Богоматерью для всего экипажа. В советском танке звучит молитва «Отче наш». Подобное смешение жанров, точнее — переход от комедийной ситуации — к высокой драме или даже трагедии, создаёт поразительный эффект. Трудно сказать — было ли это задумано или же «так получилось».

Сцена в апартаментах Генриха Гиммлера — в духе голливудского фэнтази. Рейхсфюрер СС показан, как некий Магистр Зла, в круглом кабинете, с книжными полками, уходящим под потолок. Страсть Гиммлера к старинным фолиантам — несомненна, исторически доказана, разве что реальность была намного скромнее. Решающая битва антагонистов — эпична и с элементами «прекрасной чуши», которую отчаянно несут авторы. Сценарист (всё тот же режиссёр Алексей Сидоров) представил это в виде аристократической дуэли на старом немецком мосту. Эсэсовец Клаус Ягер (без приставки «фон») - кидает перчатку другому простолюдину — Николаю Ивушкину и начинается поединок на танках. Побеждённый «фриц» протягивает руку «ивану» - прощальный жест пруссака-романтика. Это столь глупо, что уже роскошно. Титры — особый момент. Авторы смогли не завалить финал, что опять-таки, большая редкость. Под знакомую песню Булата Окуджавы «Бери шинель, пошли домой» нам показывают дальнейшую судьбу героев — пахарь Василёнок возвращается в родную деревню, охотник Волчок — в свою тайгу, Ивушкин с молодой женой — к интеллигентной маме в симпатично обставленную комнату, а Ионов становится художником, но не простым — он пишет фрески в храме. В этот момент в зале звучат аплодисменты. Весь фильм напоминает смысловые и — эстетические качели. То хочется сказать: «Какая гадость!», то — громко аплодировать создателям.

Рассуждать об актёрской игре нынче сложно потому как господа-артисты, испорченные халтурой в сериалах, с равной прохладцей подают любые сценарные реплики — хоть танкистов, хоть таксистов, хоть ещё каких-нибудь таксидермистов, то есть изготовителей чучел. Им — нынешним всё равно, что произносить, куда бежать и в каких панталончиках изображать галантный век. Или не галантный. Танки? Не проблема. Сыграем экипаж машины боевой, узницу концлагеря, эпизодических фашистов и пуганых немок в шляпках с вуальками и без. Александр Петров неплох и не раздражает, что уже — мощное достижение. Ирина Старшенбаум — фоновая деталь, всеобязательный элемент лав-стори, без которой повествование (наверное!) грозило стать сухим и совсем уж «для мальчиков». Хотя, если по-хорошему, то без лирической ноты композиция лишь выиграла бы, а так - разбавили сладкой водичкой.

Ни для кого не секрет, что любое кино 2010-х, кроме совсем уж забубённого артхауса, это — использование компьютерных технологий. Здесь авторы настолько увлеклись, что не заметили, как их диво-приёмчик - замедленный полёт снаряда — очень быстро надоедает. Когда один раз — оно волшебно. Когда второй — привычно. А когда — в третий уже тупо. Зевок в зале. Спецэффект — он, как шутка. Повторение ослабляет эффект и сводит на нет все креативные усилия. Любое творение — это сумма впечатлений и ощущений, плюсов и минусов, удач и косяков. Что перевесит? В данном случае положительных и отрицательных оценок поровну, при этом слабенькой «тройки» тут нет — или «пять» или «два». Но, как говаривал товарищ Штилиц: «Запоминается последняя фраза», а она — светлая. Если под занавес — хорошая песня и оптимистические кадры, стало быть, время и деньги потрачены не зря. Всякий раз после премьеры более-менее приличного российского кино, у публицистов и критиков начинается приступ радости: «Это первая (или вторая?) ласточка возрождённого синематографа!» Такими вот «птицами счастья» были когда-то названы «Легенда №17», «Мы первые», «Движение вверх» и вот теперь это говорят о «Т-34». Ещё раз отмечу: все знаковые кинокартины 2010-х посвящены советскому периоду, а не сегодняшним вехам. А есть ли они? Вопрос не только открытый, но и - болезненный. А про танки — грохочущие и танцующие - смотрели и будем смотреть. Неслучайно Константин Симонов призвал поставить памятник боевому другу: «На постамент взобравшись высоко, / Пусть как свидетель подтвердит по праву: / Да, нам далась победа нелегко. / Да, враг был храбр. Тем больше наша слава». За нашу Победу!

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Комментарии Написать свой комментарий
11 января 2019 в 13:36

Интересно было смотреть фильмы про войну снятые бывшими фронтовиками .Они передавали тот неповторимый дух.
Но ведь и сейчас войны идут бесконечно,а снимать не умеют.

11 января 2019 в 14:32

Сравнивать фильм "Жаворонок" и "Т-34" бессмысленно , суровая романтика войны и разрекламированная компьютерная графика с клиповым методом воздействия на моск...

12 января 2019 в 08:25

ПравильнЕЕ писАть :"на мосХ".

11 января 2019 в 14:46

Как говорил один нравственный инвалид - people хавает!

11 января 2019 в 20:08

Наша Галина - это вам не пипл. К ней прислушиваться надо.

Эстэткачели - это что то новенькое.

С Новым Годом!

11 января 2019 в 22:01

Я фильма не видел (только рекламные фрагменты), да и смотреть, жаль времени. А Вот советский "Жаворонок" хорошо помню. Пацаном смотрел его вместе с солдатами в гарнизонном лубе. А эти "ремейки" за воровство почитаю. Так и живут, украл перекрасил, катается...

12 января 2019 в 09:24

Первый фильм про Степана Разина - "Понизовая вольница" - был снят еще до революции. Означает ли это, что любой последующий фильм о тех же событиях - "ремейк"?

12 января 2019 в 12:14

Не все так просто. Фильм "Жаворонок" для его создателей история живая! А аглицкое слово "remake" звучит как выстрел в эту историю. Это все равно что Вы фотографируетесь, а суну свою рожу кадр. За такие вещи пороть надо...

12 января 2019 в 15:11

Ну так слово "ремейк" не авторы фильма употребили, а критик!

А по сути: не всякое повторное отображение на экране одного и того же исторического события - ремейк. Ведь никому не приходило в голову назвать последние серии киноэпопеи "Освобождение", где речь шла о взятии Берлина и штурме Рейхстага, "ремейком" фильма "Падение Берлина " 1949 г.

12 января 2019 в 15:19

Посмотрел определение ремейка.

"Ремейк (от англ. remake — «переделка») — артистико-дизайнерский и коммерческий термин, означающий выпуск новых версий уже существующих произведений искусства с видоизменением, или добавлением в них собственных характеристик...

Термин используется по отношению к фильмам, за основу которых взяты оригинальные фильмы, снятые раньше. То есть фильм-ремейк — это фильм, снятый по мотивам другого фильма" (с) Вики.

Т.е. фильм, снятые не непосредственно по мотивам другого фильма, а на основе экранизированного ранее исторического события или литературного произведения - не ремейк.

В данном случае фильм снят по мотивам реального (возможно, полулегендарного) исторического события: "Сергей Орлов [автор сценария "Жаворонка"] узнал об этой истории в одном из номеров «Комсомольской правды». Согласно опубликованной в ней заметке, в ГДР бытовала легенда о пленных русских танкистах, которые во время испытаний немецкого бронебойного оружия вырвались на своей «тридцатьчетвёрке» с полигона" (с) Вики

13 января 2019 в 14:22

Уважаемая автор! Мне было бы интересно узнать мнение танкистов, воевавших на Т-34. А восторженные отзывы зрителей иного возраста меня не убеждают. Фильм "Жаворонок" вышел на экраны, когда были живы многочисленные участники ВОВ. Их на дешевых трюках было не провести! Сегодняшний фильм "Т-34" для большинства зрителей, как "Гусарская баллада" (я имею в виду с временной точки зрения). Вспомните фильм Э.Рязанова: пушки стреляют и не откатываются после выстрела, адъютант царя граф Балмашов прибывает в штаб Кутузова в карете на колесах, а не в санях и по дороге, расчищенной от снега грейдером. А ведь французы отступали до Березины без снега. Ну, и совсем потеха, когда в конце фильма поручик Ржевский из однозарядного пистолета убивает сразу несколько мышей. Боюсь даже смотреть "Т-34", чтобы не увидеть подобные ляпы в фильме на очень серьёзную тему. Вам, автор, огромное спасибо за величественные слова о гениальном среднем танке. Среднем с точки зрения класса машины, так как были ещё легкие и тяжелые. Как сказал мне один танкист в ангаре с законсервированными Т-34, видя моё удивление: "Вдвоем они любой современный танк уделают!" Вы, автор, поднимаете тему возрастающего интереса к танкам сегодня. Моё личное мнение. Бой - вооруженная борьба. Танки - ударная сила Сухопутных Войск. Сухопутные Войска - главный аргумент в локальной, региональной, ограниченной или всеобщей ядерной войне. Только Сухопутные Войска захватывают территорию противника. А со времен ВОВ практики применения (слава Богу!) нет. Но только практика может дать ответ на вопрос: а действительно ли наша страна готова к борьбе с серьезным противником? Ведь против террористов танки по большому счету бесполезны. Но разве нам угрожают только террористы?

14 января 2019 в 10:48

Простите, но танкистам, воевавшим на Т-34, сейчас за 90. Вряд ли они ходили в кино на этот фильм (а по ТВ его не показывали), так что их мнение Вам услышать вряд ли удастся.

14 января 2019 в 17:14

В грядущей войне танки будут играть второстепенную роль. Да и роботы заменят экипажи. Так что Т-34 это уходящая танковая романтика, пусть и слизанная с более ранней танковой трагедии. Однако лучшим фильмом по этой тематике считаю "На войне как на войне". Пусть в нём, во главе, стоят самоходчики, но дух танковой баталии схвачен очень здорово. Говорю как танкист глубокого запаса.

15 января 2019 в 10:27

Уважаю Ваше мнение. Но у меня всё большее убеждение, что многие наши граждане вообще представляют возможную войну в режиме видеоконференции. Зачем только новый общевойсковой пистолет принимают на вооружение? Нужны общевойсковые гаджеты, ноут-буки. Боевая подготовка - химера. Спусковой крючок называют курком. Дульный срез называют дулом. Поворачиваются через правое плечо. Пред очи начальника: "По вашему приказанию явился", -вместо "прибыл". А самое главное заблуждение: предстоящая война будет другой! Какой? В интернет - кафе, как спорт сегодня в интернет - барах? Когда изобрели огнестрельное оружие? И гиперболоидом инженера Гарина его заменяли, и инфразвуковыми или лазерными пушками! А огнестрельное всё воюет и воюет. И война где то каждый день идет. В основном традиционная война.

14 января 2019 в 21:58

Да, последним солдатам, видевшим Т-34, в боях Великой Отечественной, далеко за 90. Но живы еще те, кому чуть за 80, а некоторым и меньше, кто видел эти машины в реальных сражениях, в разных местах нашей Планеты, пусть и не таких масштабных как битва под Курском, но тоже весьма ожесточенных. Фильм смотреть не буду, боюсь нарваться на очередную, американизированную, версию.

15 января 2019 в 17:55

В фильме использовали два документальных эпизода. Первый, когда наш танк победил 6 немецких. Но правда, их маленькие танки тогда были вроде "Газелей".
Первым выстрелом пробил сразу ДВА!

Меня привлекло 2 вещи:
- как медленно вращались башни тогда вручную!
- А в 1944 танкисты в лагере увидели современный Т-34 с пушкой 85 мм. И порезвились на нём.
Посмотрели и ладно.