Куда уходят мужчины?
Авторский блог Александр Дугин 13:06 27 февраля 2020

Куда уходят мужчины?

именно так надо говорить о русских и с русскими – без фальшивой идеализации и высокомерного презрения
5

Был в Сочи на Зимнем фестивале Башмета. Прочитал курс лекций «Театр Света и Тьмы: бытие, возвышенность и забвение. (К онтологии театра)». Решил сверить теоретические построения с тем, что есть (точнее, с тем, что кажется, что есть – reality check это, скорее, социологическое исследование глубины доминирующих заблуждений). Оказался на спектакле Эдуарда Боякова с актрисами МХАТа «Сочи. Некурортный роман». Как иронично заметил сам Эдуард Бояков, «спектакль не имел ни единого шанса вызвать мой интерес в силу темы, стиля (приближенного к разговорной речи южно-русских провинций), который был прямым отражением главной мысли спектакля, основанного на документальной записи глубинных интервью с жительницами города Сочи, и всего остального». Но… вопреки всем предпосылкам, спектакль меня заинтересовал. И своей документальностью, и легкостью постановки, и отличной игрой актрис, и режиссерским – очень деликатным - подходом к материалу, и, пожалуй главное, основной мыслью. Поэтому поделюсь соображениями.

Спектакль сделан в третьей парадигме: это не либеральное «постмодернистское» хихиканье (агрессивный русофобский нигилизм), но и не безнадежная тоска позднесоветской псевдоклассики. Только таким и должен быть современный русский театр, хотя примеров такого подхода раз два и обчёлся. То, что я видел, именно к этому и относится. Это еще не образец и едва ли полноценный шедевр, но направление выбрано точно. И особенно важно: за всем читается любовь к народу – с недоумением, сочувствием, острым ощущением его нелепости и ненавязчивым желанием для него какого-то давно назревшего исторического и культурного шага. Иными словами, это и не заказная апология статус-кво, и не циничная насмешка. Тут важен именно тон: именно так надо говорить о русских и с русскими – без фальшивой идеализации и высокомерного презрения.

При этом подача материала вполне контемпорари – экраны, цитаты, незамысловатые гэги, то есть все то, что призвано облегчить восприятие незатейливой обывательской публике – но она и есть главный зритель, общество. Какое уж есть…

Игра актрис в целом отличная. Они очень точно возводят бытовое (документальное) к архетипическому. От того, что сценарий это компоновка глубинных интервью, огромная опасность скатиться в быт или бытовой гротеск. Но МХАТовские актрисы не делают ни того, ни другого. Напротив, почти каждая «сочинская жена» оказывается носительницей какого-то принципиального начала, постепенно возводимого к возвышенному. Если это применять ко всему, можно дойти до чего-то по-настоящему важного.

Главная мысль спектакля «что такое женское»? Без феминизма и анти-феминизма. Снова третья парадигма. Так как тема абсолютная, ответа нет и не может быть, но важно — как задан вопрос. Возможно, именно это меня и заинтересовало больше всего, ведь я работаю над редакцией учебника по «Социологии гендера», на основе прочитанного мной несколько лет назад в МГУ одноименного курса.

При этом не просто женское, а женское «здесь и сейчас» — в том обществе, где мы находимся («живем» было бы слишком громко сказано). Так вот по мере развертывания театрального нарратива о «сочинских женах, приглашенных на телепрограмму, посвященную счастливым бракам», выясняется, что у большинства либо нет мужей, либо никогда и не было, либо их брак есть что-то кошмарное. И отсюда вывод: мы пребываем в обществе, где мужчин нет. Вот это-то и интересно: мужчин нет, они выродились, растворились, куда-то ушли, а женщины…. А женщины есть. Причем практически такие же, какими они были всегда – начиная с Евы. Мужчины прошли долгий путь вырождения и исчезли, а женщины все там же, где и всегда… Создается головокружительный контраст: ведь пол есть отношение между двумя полюсами, и если меняется один, должен меняться и второй. Но нет, не меняется. Вырождение человечества оказывается затрагивает лишь его половину – мужчин. И когда они испаряются, исчезают, становятся совершенно ничтожными, женщины оказываются в странном положении – они оказываются одни, фактически единственным полом… Мужья-вырожденцы, бизнесмены, либералы, перверты, самубийцы, наркоманы, паралитики не несут более ответственности за человечество. И отвечать за антропологию приходится женщинам. А они к этому, мягко говоря, вообще не готовы. Так складывается гротескная гендерная асимметрия – причем с учетом того, что русские женщины самые женские, это приобретает особое напряженное измерение.

Параллельно у меня возник философский вопрос: а есть ли у женщины Дазайн? Снова ответа нет, но тот факт, что вопрос есть, уже отлично.

Музыкальность постановки отлично соответствует по смыслу и форме всему остальному. Когда «простонародная полуармянка» начинает петь архаический русский фольклор (как гениальная Анжела Манукян из «Волги»), все приобретает особое – серьезное — измерение. Дешевая эстрада же окрашивается в зловещие тона, но не разрывает полностью со смыслом.

Идея поставить спектакль в «Зимнем театре» в Сочи, пригласив туда тех женщин, у которых и брали интервью, вполне оправдана. Прямой урок, что даже самые маленькие люди в своей жизни проживают драму возвышенных архетипов: «nous vivons dans le sublime» — этот закон Метерлинка и «театра души» действует всегда и для всех.

Некоторые темы нарративов главных героинь особенно хороши: про свисающие ноги трупа, пришедшего на первое свидание; про то, как бизнесмен столкнул жену с лестницы, а она переломала ноги; про паралич и разорение торговца и не справившегося с кредитом висельника, про работу на мясокомбинате в глубинке; про Чебурашку, подаренного ветреным отцом на первой встрече с дочерью, которой никогда не видел, так как куда-то отъехал лет на двадцать и т.д. Все это ясно иллюстрирует тезис: мужчины уходят, а на их месте какое-то сырое готовое разложиться на органы облако.

Конец мужчин. А женщины остались. Это странная и пока еще не осознанная до конца трагедия.

Если ставить этот спектакль в столицах, надо проработать многие моменты, обдумав дистанцию с провинцией, и ещё более акцентировав главную мысль.

Публикация: Geoполитика

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий
27 февраля 2020 в 11:10

Мужчина...как Герой, как Личность, как Основа и Защитник Семьи, Рода, Дома, Деревни...не нужен Обществу потребления...Чего хотели-то и получили. А теперь...вот и базу под это подведем.

Мало того что уничтожили в 20-ом веке русских мужчин физически...уничтожили их кормовую базу как вида-деревню и единоличное хозяйство...как мартышки переняв транснациональное производство...Так еще и сего дня Наш Слуга-Государство и Наш Раб на галерах-Президент-Добивают мужские остатки свободным развратом по интернету и ТВ, продажей наркотиков, алкоголя, табака, болонской системой образования и отсутствием достойной работы или достойного кустарного производства.

Результаты-налицо. Процентов 80 современных семей -неполные, Достойного мужика для дочери днем с огнем не сыщешь...
А спектакль...(уж коли Сам Александр Дугин обратил на него внимание) скорее всего не пойдет в Москве...Не те там нравы...

27 февраля 2020 в 16:58

ПРОВИНЦИЯ В РАМАХ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА

Во всяком тексте отмечаю особо аппетитные фразы, которые и моим умонастроениям созвучны.

Здесь же меня очаровала такая фраза: «(«живем» было бы слишком громко сказано)».

Что же до спектакля с русской проблематикой в космополитическом давно и надолго городе — то это всерьез?

Впрочем, и провинция, озабоченная простым выживанием и даже не в параметрах экзистенциализма, с неприменной там рекой, мир разделяющей на две части, мухами и отсутствием всякого сюжета в повествовании, от умиления и очарования — с ума не сойдет.

Попробуйте проехать по ее запустению километров сто, в зимнюю ли стужу, в летнюю пору и вы поймете, что никакие изыски метафизики, никакие конституционные поправки самого высокого класса не помогут ей в ее незамысловатых и доныне радостях и скорбях.

Хотя чем черт не шутит?

Если на все прочее надежда уже как бы и не актуальна.

27 февраля 2020 в 19:30

Виновато нарушение в человеческом обществе закона Природы, естественного отбора. В природе для получения потомства выбирается сильные и здоровые особи. Мужчины выбирают жён по красоте, по нежности. От красивых и нежных женщин родятся красивые, женственные мужчины и этот процесс нарастает. Вообще, мальчики почему-то родятся больше похожими на матерей, а девочки на отцов. Это тоже, видимо, что-то природное, генетическое. С учётом того что жизнь перемещается из сёл в города, из природной среды в неприродную, женщины и мужчины будут становиться ещё женственнее, ещё нежнее. Что поделаешь – против Природы не попрёшь, хотя можно ещё найти женщину с лошадиной статью, но их всё меньше, на всех не хватит, да и мужики нос воротят. Вот и автор в Сочи восхищён нежностью и женственностью, а не лошадиной удалью женщин.

27 февраля 2020 в 19:52

А вы видели графики роста населения городов , начиная с 20 века? Пик этого явления приходится примерно на хрущёвское время. А о собственности на землю, о принадлежности богатств её серьёзно никто и не говорит. Это такая политика. И это в такой-то огромной и богатой стране! Кстати, и подлинная русская культура это не столько Пушкин или Чайковский, сколько та культура, которую носили неосознанно когда-то крепостные крестьяне (90%населения русских). Мертвящие глобалистские силы тыщу лет действуют на этой земле, но особенно активизировались за последнее столетие. Идёт война против главной характеристики Жизни - разнообразия. Началось борьбой наступающих религий против самобытностей и разнообразия народов, а заканчивается борьбой против изначального разнообразия - разнообразия полов рода человеческого. Пока этого толком никто не замечает. Но скоро придётся заметить. Придётся научиться отличать добро от зла, с которым мы за это тысячелетие прям породнились. Потому что это побеждающая Смерть наступает на горло своей сестре Жизни. Всё только начинается.

27 февраля 2020 в 21:06

Идёт война против главной характеристики Жизни - разнообразия. Началось борьбой против самобытностей и разнообразия народов,
------
Протест рвётся.
А если нам тысячи лет? Руссколань, Тартария, Этрусски, Гардарика, Аркаим.
Пирамиды в Сибири, Китае.
Война давно идёт. наступающих религий.