Сообщество «Форум» 13:27 8 июля 2018

Как нас, население России, обманывает Правительство РФ

Весь мир спокойно выпускает деньги на ВВП и запускает населению через бюджеты. Например, бюджет Евросоюза на 80% формируется новыми евро, там называемыми доходами от ВНД. http://textbooks.studio/uchebnik-geopolitika/byudjet-proishojdenie-soderjanie-22740.html   И только Правительство России не занимается наполнением бюджета РФ УЖЕ выпускаемыми деньгами.

На мои статьи «САМОЕ КРУПНОЕ ОГРАБЛЕНИЕ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА» http://zavtra.ru/blogs/samoe_krupnoe_ograblenie_v_istorii_chelovechestva , «Россия гибнет, потому что ее экономика бесприбыльна.» http://zavtra.ru/blogs/rossiya_gibnet_potomu_chto_ee_ekonomika_bespribil_na , «Отмена золотопаритетности денег отменила налоги» http://zavtra.ru/blogs/otmena_zolotoparitetnosti_deneg_otmenila_nalogi , как и на другие статьи, приходят ответы от правительственных организаций и ведомств.

Вашему вниманию ниже предлагается один из таких ответов от МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ.

Прошу обратить внимание на резкую смену обмана публики Правительством РФ по ряду направлений. Так, если раньше говорилось, что выпуск денег Центробанком РФ производится мультипликаторно (деньги якобы выпускались на деньги), то теперь в ход пошел обман, что деньги в РФ якобы выпускаются на активы Центробанка РФ.

Правительство РФ по-прежнему делает вид, что не знает то, что есть уже давно в любом учебнике макроэкономики, что деньги в России выпускают частные банки.

Весь мир спокойно выпускает деньги на ВВП и запускает населению через бюджеты. Например, бюджет Евросоюза на 80% формируется новыми евро, там называемыми доходами от ВНД. http://textbooks.studio/uchebnik-geopolitika/byudjet-proishojdenie-soderjanie-22740.html И только Правительство России не занимается наполнением бюджета РФ УЖЕ выпускаемыми деньгами.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ) ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3, Москва, ГСП-3, А-47, 125993 Тел. (495) 870-86-39, Факс (495) 870-70-06 E-mail: mineconom@economy.gov.ru http://www.economy.gov.ru ОКПО 00083204, ОГРН 1027700575385, ИНН/КПП 7710349494/771001001 _____________________№__________________ На №______________________от____________ Е. Волобуеву На вх. № 9237-ОГ от 8 июня 2018 г.

Уважаемый Евгений Волобуев!

Департамент макроэкономического анализа и прогнозирования Минэкономразвития России рассмотрел Ваше обращение, поступившее на электронную почту министерства, и сообщает.

В отношении рисков и проблем, связанных с обеспечением рубля товарными активами.

В настоящее время ни одна из ведущих стран мира, включая Россию, не привязывает свою валюту к ценам товаров. Для того чтобы система денежного обращения, основанная на товарном обеспечении валюты, могла функционировать, должны выполняться, по крайней мере, два необходимых условия.

Во-первых, эмитент данной валюты должен иметь возможность осуществлять обмен валюты на являющийся обеспечением по ней товар по требованию клиентов в любых объемах и в достаточно короткие сроки, для чего эмитенту необходим определенный запас товара, к цене которого привязана стоимость единицы валюты. На сегодняшний день ни одна страна мира, не исключая и Россию, не обладает достаточным запасом активов, способных служить обеспечением по подобным операциям. Кроме того, поддержание 2 большого запаса активов любого рода было бы чревато большими издержками на хранение.

Во-вторых, для нормального функционирования экономики страны, валюта которой частично обеспечена каким-то товаром, курс данной валюты, и, следовательно, цена такого товара на мировых рынках, не должны быть чрезмерно волатильными, а органы денежнокредитного регулирования должны иметь возможность контролировать стоимость денег или количество денег в обращении. В случае выбора таких товаров для обеспечения рубля, как, например, электроэнергии, при отсутствии механизмов фиксации цен на соответствующий товар на мировом рынке и непостоянстве относительных товарных цен жесткая привязка курса рубля к стоимости товаров может привести к возникновению ценовых диспропорций в российской экономике и появлению дисбалансов на валютном рынке.

В отношении мер по повышению благосостояния населения.

При проведении экономической политики первоочередной задачей Правительства является повышение благосостояния каждого человека. Ряд мер направлены на создание условий для устойчивого роста экономической активности и благосостояния населения, ряд мер – на адресную поддержку социально незащищенных слоев населения. Ключевыми составляющими макроэкономической политики как фактора устойчивого и сбалансированного роста экономики и благосостояния граждан является ответственная денежно-кредитная политика, проводимая Банком России в рамках режима таргетирования инфляции, а также ответственная бюджетная политика с применением бюджетного правила. Приоритетом проводимой Банком России политики является поддержание инфляции вблизи целевого диапазона в среднесрочной перспективе. Это означает сохранение низких темпов роста потребительских цен, уверенность в завтрашнем дне (население не боится сберегать в национальной валюте на длительные сроки, поскольку уверено, что инфляция не обесценит их вклады). В условиях ценовой стабильности банки готовы предоставлять ресурсы заемщикам на длительные сроки по сравнительно низким ставкам. Ответственная бюджетная политика с применением бюджетного правила обеспечивает защиту динамики экономики от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и тем самым способствует более высоким темпам экономического роста в долгосрочной перспективе.

Одной из сторон экономического роста, на поддержание и ускорение которого в конечном итоге направлена проводимая 3 Правительством Российской Федерации и Банком России политика, является повышение доходов населения.

В отношении рисков и проблем, связанных с денежной эмиссией.

В России денежная эмиссия осуществляется Банком России, при этом количество денег в экономике формируется на основе потребности хозяйствующих субъектов в средствах для осуществления расчетов и платежей, а также уровня их экономической активности. Денежная эмиссия, превышающая потребности экономики, несет в себе инфляционные риски и связанные с ними риски замедления экономического роста в долгосрочной перспективе. Исторический опыт многих стран (включая Россию) показывает, что политика быстрого увеличения денежного предложения после возможного кратковременного позитивного эффекта, как правило, приводит к ускорению инфляции. В последние годы денежная масса увеличивалась вместе с ростом российской экономики и расширением кредитной активности. В качестве обеспечения денежной эмиссии выступают высоколиквидные активы Банка России. Дополнительная эмиссия денег, не обеспеченная активами Банка России, могла бы привести к необоснованному росту денежной массы и обусловить повышение уровня инфляции. Альтернативные подходы к проведению денежно-кредитной политики, в основном предполагающие ее резкое смягчение через ускоренное снижение процентных ставок и увеличение объемов банковского кредитования, в текущих условиях могут создать системные риски для экономической стабильности и социального благополучия. Безусловно, в настоящее время важным вектором государственной экономической политики должно стать создание условий и стимулов для инвестиций, технологического перевооружения промышленности для направления имеющихся в экономике ресурсов в приоритетные отрасли и проекты, которые могут стать катализатором экономического роста, на что в том числе направлены усилия Правительства Российской Федерации, и в частности Минэкономразвития России. За попыткой решения данной задачи посредством масштабного расширения денежной эмиссии последует существенное ускорение инфляции при одновременном снижении реальных процентных ставок с их переходом в отрицательную область. Это приведет к инфляционному обесценению сбережений и доходов основной массы населения. По существу, предлагается метод стимулирования промышленности за счет инфляционного налога, снижающего благополучие большинства домашних хозяйств, особенно социально незащищенных слоев населения. Такой подход 4 создает угрозы для социальной и экономической стабильности, но при этом не решает поставленную задачу как минимум по двум причинам. Во-первых, усиление роли государства в выборе направлений кредитования потребовало бы подготовительных мер по перестройке государственных институтов как на уровне национальной экономики, так и на уровне отдельных отраслей. Произвольное, вне системы эффективного государственного управления, удовлетворение заявок на получение дешевых кредитов не обеспечит поступательного экономического развития. Во-вторых, банковский кредит не является основным источником инвестиций для большинства организаций. В предыдущие годы многие российские предприятия накопили высокий уровень задолженности, и в текущих условиях, напротив, необходимо снижение долговой нагрузки, которая для некоторых отраслей корпоративного сектора уже находится на уровне, близком к максимальным значениям для стран с формирующимися рынками. Дальнейшее ее повышение даже под низкий процент приведет к накоплению системных рисков, что идет вразрез с задачей повышения устойчивости экономики. Необходимы иные решения, позволяющие активизировать роль государства в стимулировании экономического развития, но не приводящие к ускорению инфляции и накоплению дисбалансов, а также не создающие угроз для социальной стабильности. Указанные решения разрабатываются и реализуются Правительством Российской Федерации. Приложение: на 14 л. в 1 экз.

Заместитель директора Департамента макроэкономического анализа и прогнозирования – начальник отдела прогнозирования реального сектора А.В. Климовец Д.Н. Сенина 8 (495) 870 81 74

Департамент макроэкономического анализа и прогнозирования

1 Приложение

В отношении текущей экономической ситуации. Ситуация на мировых товарных рынках в начале 2018 года складывалась достаточно позитивно. Цена на нефть марки «Юралс» в начале текущего года устойчиво превышала уровень 60 долларов США за баррель, а с начала апреля начала расти под воздействием комбинации факторов, как со стороны спроса, так и со стороны предложения. В результате средняя цена на нефть марки «Юралс» в мае 2018 г. составила 75,1 доллара США за баррель, с начала июня – 72,8 доллара США за баррель. Цены на другие значимые товары российского экспорта (черные и цветные металлы, стальной прокат, уголь) в текущем году также были выше, чем в соответствующий период предыдущего года. Эти тенденции на мировых рынках в совокупности с увеличением физических объемов отдельных товарных групп ненефтегазового экспорта поддержали профицит текущего счета на высоком уровне, который составил 49,9 млрд. долл. США против 25,1 млрд. долл. США за соответствующий период предыдущего года. Вместе с тем применяемое с прошлого года бюджетное правило и сопряженный механизм сглаживания влияния цен на нефть на экономику позволили изолировать внутренние экономические параметры от колебаний котировок на внешних товарных рынках. Дополнительные поступления от нефтегазового экспорта абсорбировались с внутреннего финансового рынка через покупки иностранной валюты Минфином России. Объем покупок Минфина России с начала текущего года по 20 июня составил 25,1 млрд долл. США. Покупки валюты в рамках бюджетного правила являлись основным источником пополнения международных резервов, объем которых по состоянию на 1 июня 2018 г., объем резервов достиг 456,6 млрд. долл. США. В этих условиях, несмотря на рост цен на сырьевые товары, рубль ослаблялся в условиях глобального снижения склонности к риску (как и большинство валют стран с формирующимися рынками). Еще одним фактором ослабления рубля стал введенный в начале апреля дополнительный санкционный пакет в отношении российских компаний и бизнесменов. Так, за апрель 2018 г. нерезиденты продали ОФЗ на сумму 130 млрд. руб. по номинальной стоимости, а доля их участия на рынке ОФЗ сократилась на 2 п.п. В этих условиях за период январь-май 2018 г. курс рубля снизился на 6 % в номинальном эффективном выражении (на 5,1 % за апрель). 2 Вместе с тем, произошедшее с начала года ослабление рубля не транслировалось в динамику потребительских цен. Инфляция в мае 2018 года сохранилась на рекордно низком уровне 2,4 % г/г (согласно недельным данным по состоянию на 18 июня – 2,3 % г/г). Кроме того, с учетом мер по нейтрализации негативного воздействия введенного санкционного пакета на компании реального сектора, прорабатываемого Правительством Российской Федерации в настоящее время, влияние на экономический рост также оценивается как незначительное. В целом наблюдаемая в последние месяцы динамика обменного курса рубля создает благоприятные условиях для предприятий обрабатывающей промышленности с точки зрения их конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Так, темп роста выпуска обрабатывающих производств за январь-май 2018 года составил 4,4 % г/г. Основными драйверами роста остались пищевая и химическая промышленность. Кроме того, с начала текущего года значительный рост объемов производства наблюдается в металлургической промышленности. Темп роста индекса промышленного производства в добыче полезных ископаемых за январь-май 2018 г. составил 1,7 г/г. Значимый отрицательный вклад внесло снижение добычи нефти и нефтяного (попутного газа) (снижение на -1,3 % г/г) в условиях ответственного исполнения Россией условий сделки ОПЕК+ по ограничению добычи нефти. Одновременно добыча природного газа и газового конденсата выросла на 13,5 % за январь-май 2018 г., что во многом было связано с холодной погодой в первые месяцы текущего года, как в России, так и в европейских странах. Основной негативный вклад в экономический рост внес строительный сектор. Объем работ по виду деятельности строительство сократился в 1кв18 на 4,0 % г/г. В то же время в апреле-мае ситуация улучшилась. Объем работ по виду деятельности строительство вырос на 1,4 % г/г в апреле и 5,6 % г/г в мае. Темп роста ВВП в 1кв18, по оценке Минэкономр 3 вклад в динамику ВВП в январе-мае внесло промышленное производство (0,5 п.п.), группа видов услуг, связанных с научной и предпринимательской деятельностью и операциями с недвижимостью (0,4–0,5 п.п.), а также оптовая и розничная торговля, финансовая деятельность, чистые налоги на продукты (каждая позиция – около 0,2 п.п.). Отрицательный вклад строительства в темп роста ВВП в январе–мае составил приблизительно 0,1 п.п. В разрезе компонент совокупного спроса экономический рост по-прежнему опирался на внутренний спрос – как потребительский, так и инвестиционный. Расходы на конечное потребление домашних хозяйств (по методологии баланса доходов и расходов населения) увеличились на 3,3 % г/г в реальном выражении в 1кв18. В апреле-мае темп роста расходов на конечное потребление продолжил ускоряться до 3,6 % г/г и 3,7 % г/г соответственно. Рост инвестиций в основной капитал в 1кв18 составил 3,6 % г/г и, по оценке Минэкономразвития России, находится на сопоставимом уровне в апреле-мае 2018 года. Увеличение потребительского спроса основывается на значительном росте заработных плат в начале 2018 года. Темп роста реальной заработной платы в 1кв18 составил 10,2 % и замедлился до 7,6 % г/г в апреле и до 7,3 % г/г в мае (по предварительной оценке Росстата). Существенное увеличение темпов роста заработных плат в начале года связано в первую очередь с достижением в 2018 году соотношений, установленных указами Президента Российской Федерации в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы. Дополнительными факторами роста в начале 2018 года стали индексация заработных плат других работников бюджетной сферы и повышение минимального размера оплаты труда с 1 января 2018 года. Вместе с тем все более явно проявляющийся дефицит трудовых ресурсов обуславливает и быстрый рост заработных плат в частном секторе, который, по оценке Минэкономразвития, составил 7-9 % г/г в реальном выражении в первые месяцы 2018 года. При этом уровень безработицы опустился до рекордно низких уровней – 4,8 % в январе-марте 2018 г. с учетом коррекции на сезонность. Несмотря на значительное снижение процентных ставок, расширение кредита экономике происходит умеренными темпами (6,7 % г/г в мае) и в первую очередь за счет роста кредитования населения (как ипотечного, так и необеспеченного потребительского 4 кредитования). Темп роста кредита физическим лицам в мае составил 18,0 % г/г1. В то же время годовой темп роста совокупного корпоративного кредитного портфеля с учетом облигаций на балансе банков остается существенно ниже среднего уровня процентных ставок (3,1 % г/г2 в мае 2018 г.) и, соответственно, является фактором поддержания производственной деятельности, а не ее расширения. В отношении проблем и ограничений для роста российской экономики и принимаемых в этой связи мер. Проводимая экономическая политика направлена на обеспечение роста экономической активности и благосостояния населения и реализуется с учетом структурных ограничений и особенностей российской экономики. Так, рост мировой экономики в 2017 году составил 3,7%. Развитые страны выросли на 2,3%, а развивающиеся - на 4,7%. Однако с учетом различной демографической ситуации (менее благоприятной в России и более благоприятной – во многих других развитых и развивающихся странах) можно увидеть, что отрыв России от других стран не такой сильный. Так, в 2017 году темп роста ВВП на душу населения в возрасте от 15 до 64 лет составил в России 2,3%, в развитых странах - 2,2%, а в развивающихся - 3,5%. В результате комплекса реализованных, реализуемых и подготавливаемых мер рост выпуска на человека в трудоспособном возрасте в России должен будет существенно возрасти. В новых условиях ключевой задачей следующего этапа развития становится обеспечение темпов роста российской экономики выше мировых, что должно обеспечить возможность для Российской экономики стать одной из крупнейших экономик мира. Чтобы устойчиво повысить рост экономики, необходимо улучшить динамику основных производственных факторов - труда и капитала. Именно они определяют экономический рост в долгосрочной перспективе. На улучшение динамики данных факторов направлена структурная, инновационная, инвестиционная, институциональная политика государства, которые стимулируют производителей к инновациям, внедрению новых технологий и повышению эффективности производства, а также политика в сфере улучшения человеческого капитала. Для достижения поставленных целей необходимо преодолеть ряд структурных ограничений, с которыми сейчас сталкивается и будет сталкиваться в ближайшем будущем российская экономика. Один из основных вызовов – неблагоприятные демографические 1 С исключением валютной переоценки 5 тенденции. В России в ближайшие 6 лет ожидается слабая динамика притока населения в трудоспособный возраст (минимум рождаемости пришелся в нашей стране на 1999 год) будет одновременно сопровождаться выходом из него значительного по объему послевоенного поколения. Как результат, численность населения в трудоспособном возрасте по среднему варианту демографического прогноза будет сокращаться темпами около 0,5 млн. человек в год (до 2024 года), а демографическая нагрузка на трудоспособное население существенно возрастет. Еще одной серьезной демографической проблемой является высокий уровень смертности мужчин в трудоспособном возрасте (в настоящий момент Россия имеет крайне высокий показатель смертности мужчин в возрасте 15-60 лет). Эти демографические тренды оказывают значимое влияние на состояние рынка труда и являются серьезной преградой для роста экономики как в настоящее время, так и в долгосрочной перспективе. Поэтому существенное внимание в текущей политике уделяется именно этой проблеме. Вместе с тем необходимо понимать, что основной эффект от демографической политики на экономический рост будет ощутим только в долгосрочной перспективе. Единственный же способ устойчивого повышения темпов экономического роста в кратко- и среднесрочной перспективе – это увеличение объема и качества инвестиций. По оценкам Минэкономразвития России, основанным на различных спецификациях панельных регрессий по выборке стран, чувствительность реальных темпов роста ВВП к изменению доли инвестиций в ВВП составляет 0,13-0,15. Сопоставление с другими странами показывает, что росту ВВП на душу населения в диапазоне 3,0-3,7 % соответствует доля инвестиций в основной капитал на уровне 25-30 %. В настоящее время Правительство Российской Федерации совместно с Банком России работает над планом повышения доли инвестиций в ВВП. Реализация мер будет направлена на повышение инвестиционной привлекательности проектов, реализуемых на территории России, что может быть обеспечено за счет снижения издержек и уровня рисков, а также увеличения доходов, в том числе за счет роста объемов несырьевого экспорта. Кроме того, в российской экономике есть потенциал для повышения производительности труда, в том числе за счет внедрения современных технологий. Еще один серьезный вызов – необходимость обновления основного капитала, качество и обеспеченность инфраструктурой. Для преодоления этих вызовов и увеличения темпов роста российской экономики готовится и реализуется ряд мер, направленных на снятие структурных ограничений. 6 Во-первых, за последнее время Россия реализовала целый блок структурных реформ в макроэкономической политике, направленных на обеспечение стабильности в среднесрочной перспективе ключевых переменных – экономического роста, инфляции, процентных ставок. Произошел переход к таргетированию инфляции. Произошел отказ от политики управления валютным курсом и переход к его свободному плаванию. Бюджет был адаптирован к низкому уровню цен на нефть и было введено бюджетное правило, обеспечивающее стабильность и предсказуемость государственных финансов. Был запущен механизм интервенций Минфина России, защищающий динамику экономики от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и тем самым способствующий более высоким темпам экономического роста в долгосрочной перспективе. Главный результат реализованных структурных реформ – создание условий для быстрой адаптации экономики к внешним шокам и формирование долгосрочного периода низкой волатильности всех ключевых экономических показателей: инфляции, темпов роста экономики, заработных плат. Во-вторых, реализуются и готовятся программы, направленные на повышение инвестиционной активности: • Программа льготного кредитования малого и среднего бизнеса (программа «6,5»), целью которой является расширение инвестиционных возможностей указанной группы предприятий; • Создание на базе Внешэкономбанка «фабрики проектного финансирования», что предполагает отбор качественных проектов и их сопровождение на всех стадиях – от разработки до правильного структурирования финансирования и последующего процесса реализации; • Создание эффективного механизма государственно-частного партнерства, а также финансирование инвестиций в инфраструктуру на принципах «инфраструктурной ипотеки». Основная задача такого механизма – создание привлекательных условий для инвестирования частного капитала, включая долговой, в инфраструктурное строительство. Это, с одной стороны, позволит существенно сократить прямые бюджетные расходы на реализацию каждого проекта, а с другой стороны, расширит возможности по одновременной реализации большого числа проектов. В области снижения рисков для частных инвесторов важную роль будут играть гарантии государства и корректировка законодательства. 7 Кроме того, для улучшения бизнес-среды Правительство осуществляет реформу регулирования и надзора. Основная цель реформы – переориентация контрольнонадзорной деятельности с наказания на профилактику нарушений. Одним из инструментов станет отказ от тотального контроля в пользу риск-ориентированного подхода, при котором внимание регулирующих органов будет сосредоточено в первую очередь на объектах повышенного риска. Реформа предполагает закрепление исчерпывающего перечня всех возможных форм контрольно-надзорной деятельности государства и их четкую регламентацию. Эти меры будут способствовать снижению избыточной регуляторной нагрузки на бизнес. Также ведется работа по регулированию неналоговых платежей, разработке правил долгосрочного тарифообразования. В-третьих, происходит повышение эффективности использования трудовых ресурсов. Для этого разработан приоритетный проект «Повышение производительности труда». Цель данной программы – апробирование, систематизация и распространение лучших управленческих практик, которые позволят предприятиям в короткие сроки добиться повышения производительности труда без осуществления дополнительных капиталовложений. Кроме того, в ближайшее время начинается реализация программы «Цифровая экономика», задача которой – развитие и внедрение цифровых технологий во все сферы экономической деятельности, в том числе в трудовые отношения и статистический учет. Реализация этой программы также будет способствовать повышению эффективности российской экономики. В-четвертых, разрабатываются меры, которые помогут частично компенсировать неблагоприятные демографические условия. Первая задача в данном направлении – дальнейшее снижение структурной безработицы. Оно будет происходить как естественным путем (уменьшение доли молодых групп населения в структуре рабочей силы), так и за счет активных действий властей – дальнейшего снижения безработицы в регионах с ее высоким уровнем, создания возможностей для занятости молодых матерей, роста внутренней миграции и внедрения программ обучения в течение всей жизни. Второе направление связано с достижением поставленных целей по росту продолжительности жизни до 80 лет к 2030 году и соответствующему росту продолжительности активной жизни. Это позволит увеличить численность рабочей силы, что станет следствием как прямого роста численности населения в возрасте от 15 до 64 лет, так и следствием увеличения уровня экономической активности в соответствующих возрастных группах. 8 Третье направление – миграционная политика. Меры в этом направлении сфокусированы на получении российского гражданства и вида на жительства бывшими соотечественниками, проживающими за рубежом, а также высококвалифицированными специалистами. Например, получение гражданства по максимально упрощенной процедуре выпускниками ведущих российских ВУЗов. Вместе с тем, повышение глобальной мобильности рабочей силы открывает не только новые возможности, но и формирует новые вызовы. Для обеспечения конкурентоспособности России необходимо добиваться повышения качества жизни российских граждан и создания условий для их развития и реализации потенциала. Речь идет о комфортной городской среде, современной инфраструктуре, качественной системе образования, развитии системы здравоохранения и повышении уровня экологических стандартов. Без создания соответствующих условий высококвалифицированные специалисты неизбежно будут покидать страну. Указанные меры должны поддержать динамику экономической активности (в базовом и целевом сценарии макроэкономического прогноза даются разные оценки) и создать основу для увеличения потенциальных темпов экономического роста до 2% в среднесрочной перспективе с 1,5 %, оцениваемых для 2017 года. При этом за пределами прогнозного горизонта возможно дальнейшее ускорение потенциального роста по мере ввода в действие основных фондов с долгим циклом производства (в частности, объектов инфраструктурного строительства). В отношении результативности принимаемых мер макроэкономической политики. Сегодня по качеству макроэкономической политики Россия является признанным лидером среди развивающихся рынков. Меры, принятые в этом направлении, повысили устойчивость экономики к внешним шокам и позволили преодолеть вызовы последних лет с минимальными возможными потерями. В результате за 2015–2016 годы падение ВВП не превысило 3% и оказалось существенно меньше, чем в период мирового финансового кризиса (в 2009 году ВВП снизился на 7,8%). При этом в первом случае снижение цен на нефть было более глубоким и продолжительным, а введение США и рядом европейских стран торговых и финансовых ограничений в отношении России оказывало дополнительное сдерживающее влияние на российскую экономику. Процесс адаптации российской экономики к ухудшению внешних условий завершился к середине 2016 года. Со второго полугодия 2016 года экономика начала восстанавливаться. В 2017 году российская экономика вернулась к росту после двухлетней 9 рецессии, который продолжился в 2018 году. В 2017 году ВВП вырос на 1,5% после спада на 2,5% и 0,2% в 2015 и 2016 годах соответственно; по оценкам Минэкономразвития России, в начале 2018 года рост ускорился. Наблюдающийся экономический рост опирается на восстановление внутреннего спроса – как потребительского, так и инвестиционного Проводимая политика позволила не только запустить экономический рост и снизить инфляцию (по итогам 2017 года инфляция составила 2,5 % и остается на низком уровне в начале 2018 года), но также обеспечить существенное снижение зависимости российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры. В частности, в результате введения бюджетного правила были созданы условия для существенного снижения зависимости обменного курса рубля от цен на нефть, что подтвердил 2017 год. Указанный результат имел для экономики важные последствия. Снижение зависимости курса рубля от цен на нефть поставило финансовые результаты компаний нефтегазового сектора в прямую зависимость от мировой ценовой конъюнктуры. При этом финансовое положение компаний ненефтегазового сектора экономики перестало находиться в обратной зависимости от ценовой конъюнктуры рынка энергоносителей, в то время как в прошлом российская экономика сталкивалась с агрессивным проявлением «голландской болезни» (укреплением национальной валюты в период роста цен на нефть, потерей конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынке российскими предприятиями промышленности и сельского хозяйства и непропорциональным расширением сектора услуг). Ситуация, складывающаяся в настоящее время, в большей степени отвечает задаче формирования условий для развития конкурентоспособных производств ненефтегазового сектора, благодаря существенному снижению обратной зависимости их финансовых результатов от цен на нефть, так как влияние нефтяных шоков теперь сосредоточено в нефтегазовом секторе. Аналогичная конструкция работает, например, в экономике Норвегии – стране, представляющей собой один из наиболее успешных примеров страны-экспортера нефти с развитым сектором высокотехнологичных производств и высоким уровнем благосостояния населения. Так, в Норвегии падение цен на нефть в 2008-2009 гг. и в 2015-2016 гг. отразились на экономике снижением выпуска и занятости в нефтегазовом секторе экономики, в то время как показатели ненефтегазового сектора экономики оставались стабильными. 10 Другим видимым результатом проведенной работы стало улучшение позиций России в международных рейтингах ведения бизнеса. В 2017 году в рейтинге Всемирного банка Doing Business 2018 Россия поднялась по сравнению с 2016 годом на 5 позиций до 35 места (из 190 стран), продолжив пятилетнюю положительную динамику. Поступательное движение вверх происходит также в рейтинге Всемирного экономического форума, в котором Россия поднялась с 67 места в 2012 году на 38 место в 2017 году. При этом важно подчеркнуть, что первостепенное значение имеет не само по себе место в рейтинге, а позитивные изменения в области условий ведения бизнеса, которые фиксируются независимыми экспертами. В отношении прогнозируемой экономической ситуации в стране на среднесрочную перспективу. Базовый прогноз основных макроэкономических параметров социальноэкономического развития Российской Федерации на среднесрочный период (2018-2020 годы) предусматривает, что в российской экономике не изменятся основополагающие принципы бюджетной и денежно-кредитной политики: Банк России будет продолжать проводить денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции, что должно обеспечить значение инфляции вблизи целевого уровня 4% на протяжении всего прогнозного периода. Будет продолжена реализация бюджетной политики в соответствии с действующей конструкцией бюджетных правил, которая предполагает, с одной стороны, взаимоувязку первичных расходов федерального бюджета с нефтегазовыми доходами, рассчитанными при базовой цене на нефть (при этом прогнозируется постепенное сокращение дефицита федерального бюджета), с другой - Минфином России будет продолжено проведение операций по покупке иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в объеме дополнительных нефтегазовых доходов бюджета, поступающих в результате превышения ценой на нефть порогового уровня 40 долларов США за баррель (в ценах 2017 года), что будет способствовать снижению зависимости динамики курса рубля от колебаний цен на нефть. Важной частью общей макроэкономической политики также является тарифное регулирование. Ограничение темпов роста тарифов естественных монополий уровнем инфляции в среднесрочной перспективе будет оставаться структурным фактором снижения инфляционного давления и повышения инвестиционной активности частного 11 сектора, а также будет стимулировать повышение эффективности компаний инфраструктурного сектора. Благоприятное влияние на внутренние макроэкономические условия будут также оказывать законодательное регулирование неналоговых платежей, реформа контрольно-надзорной деятельности и модернизация института банкротства. Таким образом, реализация последовательной и согласованной макроэкономической политики на прогнозном горизонте будет обеспечивать стабильность основных макроэкономических параметров – выпуска, инфляции, реального эффективного курса рубля и долгосрочных процентных ставок. В среднесрочной перспективе ожидается замедление мирового экономического роста. В развитых странах на уровне экономической активности будет отрицательно сказываться исчерпание возможностей посткризисного восстановительного роста. Будут нарастать и структурные ограничения, обусловленные неблагоприятной демографической ситуацией – старением населения и увеличением численности населения выше трудоспособного возраста. Невысокие темпы роста мировой экономики также будут ограничивать рост спроса на энергоносители. Минэкономразвития России закладывает в прогноз сохранение действия на протяжении всего прогнозного периода финансовых и экономических санкций в отношении российской экономики, а также ответных мер со стороны России. В рамках базового сценария прогнозируется постепенное увеличение темпов роста российской экономики. Ускорение экономического роста будет обеспечиваться в первую очередь увеличением инвестиций в основной капитал, средний темп роста которых в 2018 – 2020 годах ожидается на уровне 5,3% в среднем за год. Опережающему росту инвестиций будет способствовать реализация комплекса мер Правительства Российской Федерации по поддержке инвестиционной активности. В разрезе видов экономической деятельности драйвером роста в 2018 – 2020 годах будет обрабатывающая промышленность. В ее структуре, в свою очередь, поддержку росту будут оказывать, с одной стороны, отрасли, которые в течение 2015 – 2016 годов получили значительные конкурентные преимущества и успешно ими воспользовались (химический комплекс, пищевая и легкая промышленность). С другой стороны, с учетом восстановления инвестиционного спроса прогнозируется рост в инвестиционноориентированных отраслях (производстве строительных материалов и отраслях машиностроения). 12 Неблагоприятные демографические тенденции, с одной стороны, и уверенное восстановление экономической активности — с другой, продолжат оказывать давление на рынок труда. В этих условиях в базовом сценарии прогнозируется снижение уровня безработицы до 4,7 % в 2020 году. Одновременно, по оценкам, будет происходить и снижение естественного уровня безработицы (до уровня 4,5–4,7% к 2020 году) как за счет изменения возрастной структуры населения, так и за счет сокращения времени поиска работы (по мере более широкого распространения и активного использования интернеттехнологий в данной области). Таким образом, давление на заработные платы будет ограниченным. В среднесрочном периоде в части оплаты труда определяющую роль будет играть выполнение в 2018 году обязательств, закрепленных в указах Президента Российской Федерации, с последующим поддержанием достигнутых соотношений заработных плат отдельных категорий работников бюджетной сферы и дохода от трудовой деятельности в регионах. В результате наибольший рост реальной заработной платы ожидается в 2018 году (4,1 % по базовому варианту) с последующим замедлением (до 1,3–1,5% в 2019 – 2020 гг.). Рост реальных заработных плат, наряду с восстановлением потребительского кредитования, продолжит оказывать поддержку потребительскому спросу, который будет уверенно расти в течение всего прогнозного периода. Прогнозируется, что в среднесрочном периоде заработные платы в частном секторе будут расти темпами, близкими к росту производительности труда. В результате не ожидается существенного повышательного давления на инфляцию. В этих условиях прогнозируется ее нахождение вблизи целевого уровня 4 % на протяжении всего прогнозного горизонта. Фокусируясь на ожиданиях на 2018 год, можно сказать, что, по оценкам Минэкономразвития России, экономическая динамика в 2018 году будет характеризоваться следующими тенденциями: • инфляция при условии негативных климатических шоков весь год будет находиться ниже отметки в 4%; • экономика продемонстрирует небольшое ускорение темпов экономического роста, которые сохранятся на уровнях около 2%; • федеральный бюджет закончит 2018 год с профицитом; • фонд национального благосостояния прибавит около 50 млрд. долл. 13 В дополнение к базовому, Минэкономразвития России разрабатывает целевой вариант прогноза. Он основан на тех же внешнеэкономических предпосылках, что и базовый вариант. Одновременно в его основу положен высокий вариант демографического прогноза Росстата, предполагающий более высокие коэффициенты рождаемости и более высокий миграционный прирост (по сравнению со средним вариантом демографического прогноза). Также предполагается более эффективная, чем в базовом варианте, реализация мер по преодолению структурных ограничений для экономического роста как в области создания и модернизации основных фондов, так и в области демографии. В рамках целевого сценария прогнозируется, что указанные меры экономической политики позволят России выйти на темпы роста выше среднемировых уже к 2020 году. В отношении дополнительной информации. Функции Минэкономразвития России очерчены Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437. Предлагаем посетить официальный сайт Минэкономразвития России в Интернете (economy.gov.ru) где можно ознакомиться с приоритетными направлениями деятельности министерства, принятыми и принимаемыми мерами в области экономического развития страны, интервью и заявлениями руководства. В разделе «Деятельность / Макроэкономика» можно ознакомиться с актуальным прогнозом социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу, а также с описанием и анализом актуальных тенденций в экономике (в публикациях «Картина экономики», «Картина инфляции» и «Картина промышленности»). По адресу http://economy.gov.ru/minec/references/faq/ размещены ответы на наиболее часто задаваемые Минэкономразвития России вопросы. Кроме того, ознакомиться с мерами макроэкономической политики, принимаемыми в настоящее время Банком России и Минфином России, можно в тексте Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, размещенном на сайте Банка России в разделе Денежно-кредитной политика, а также в тексте Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, размещенном на сайте Минфина России в разделе Деятельность / Бюджет / Бюджетная политика. Подробно ознакомиться с информацией о курсовой политике, которую проводит Банк России, можно в подразделе «О денежно-кредитной политике / Режим валютного курса Банка России» раздела «Денежно-кредитная политика» его официального сайта. В этом же подразделе 14 представлены ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по теме. Также предлагаем ознакомиться с видеоматериалами по вопросам текущей экономической ситуации, денежно-кредитной политики и финансовой стабильности, размещенными на YouTubeканале Банка России (www.youtube.com/user/BankofRussia) в списках воспроизведения «Комментарии» и «Понятная экономика».

8 марта 2024
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
1.0x