Авторский блог Александр Дугин 13:46 7 февраля 2019

Главная проблема России

государство видит только мёртвые души
7

О двух полюсах русской идентичности, которые составляют полноту нашей культуры и истории.

·     Русская история представляет собой поле, где друг на друга накладываются два логоса. Русские представляют собой биполярное явление, с двумя полюсами идентичности, двумя формами мышления, отражающимися на истории, культуре, религии; оба измерения – русские, и почти неразделимы.

·     Эти полюсы – государство и народ. Государство наделено одним Логосом, а народ – другим. Подавляющее большинство русского народа вплоть до 30-х гг. ХХ века представляли крестьяне. Все остальные (купцы, ремесленники, кузнецы, торговцы) были в меньшинстве. Поэтому между крестьянством и народом можно с уверенностью поставить знак равенства. Они воспринимали мир в очень специфической системе координат.

·     Крестьянский логос качественно отличался от государственного. Когда наш народ принял христианство, его распространили на крестьянство, но крестьяне дали ему свою трактовку. Монашество, епископство, князья, бояре – это все один логос, и до, и после христианства, это политическая модель, отличная от крестьянской.

·     Между этими логосами всегда складывались разные отношения. Наша идентичность представляет собой раскрытие во времени этой дуальности логосов.

·     Логос государства построен по вертикали, он аполлонический. Крестьянская традиция была основана, скорее, на Логосе Диониса. Хтонические элементы, которые были вытеснены патриархатом даже из крестьянства при сочетании с индоевропейским патриархатом дали дионисийскую модель. Это особая модель мировосприятия, возможная в языческом, атеистическом или христианском контексте. 

·     Государство определяло главные нормы, патриархат, византийский строй Логоса Аполлона на все население, но крестьяне отвечали не оппозицией, а перетолковыванием через свой язык и свою семантику. 

·     Два Логоса – аполлонический, индоевропейский, представленный воинственной, жёсткой, неспокойной пассионарной элитой, и крестьянский умиротворенный риторический логос – составляют полноту нашей культуры, нашей идентичности.

·     Сегодня отношения государства и народа столь же многомерны и конфликтны, как ранее.

·     В русской крестьянской культуре лежат наиболее характерные черты и корни, которые делают нас русскими. Мы должны переосмыслить историю русского крестьянства. Гоголь в «Мёртвых душах» хорошо показал, что в результате государственного подхода к народу народ становится населением, население становится экономической единицей, потом инструментом труда, а потом объектом рыночной торговли. Объективирующая уничижающая сторона отношения государства к народу – это константа нашей истории.

·     Вообще государство имеет дело только с мёртвыми душами. Поэтому государство с ними оперирует как с источником получения дани и налогов. Когда мы переходим на уровень крестьянского логоса, мы видим его жизнь, культуру, религию, но когда переходим на уровень государства, народ воспринимается как инструмент, как совокупность мертвых душ. Эта проблема стоит сегодня остро – но проблема отчуждения государства и народа никогда не была решена в нашей истории. Даже в советское время государство никогда не было по-настоящему народным.

·     Проблема отношения государства и народа не только не решена, но и не сформулирована. В таком случае недоразумения будут только накапливаться.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Комментарии Написать свой комментарий
7 февраля 2019 в 14:59

На самом деле проблема двух Логосов по Дугину решена. Она состоит в формировании единой основы мировоззрения и самое главное решении вопроса о причинах раздвоения сознания. См. например: http://zavtra.ru/blogs/na_puti_k_vseobshemu_ob_edineniyu_-_teoriya_real_nogo_ob_ekta_

7 февраля 2019 в 15:10

В переводе с птичьего языка на русский -- власть свой же народ за людей не считает.
По крайней мере , за живых......

7 февраля 2019 в 23:02

Раньше вроде считали главной проблемой России : ДУРАКИ И ДОРОГИ .
СЧАС ЧТО ТО ИЗМЕНИЛОСЬ ?

8 февраля 2019 в 11:34

Дугин оправдывает сегодняшнее тем, что "даже при социализме государство не было по настоящему народным". То есть по другому, если идеального ничего в мире нет, то и в уборной жить вполне себе нормально, и кушать людей, а не хлеб тоже нормуль. Как только не выворачиваются. Тьфу, читать противно.

Но и, что есть "по настоящему народное государство", да и константа благости "народного государства", вообщем-то остаются не освещены.

8 февраля 2019 в 18:32

Думаю,что всё гораздо сложнее,но власть,к сожалению,не умнеет!!!

23 февраля 2019 в 15:59

Вот зачем было писать так много слов о том что давно и коротко названо - "классовая борьба"! И она шла и идет не только в России - этот вопрос вечен до тех пор пока существуют классы. Разница может быть только в том какой класс в государстве главный - аристократы/буржуазия или рабочие/крестьяне. По ходу Дугин всячески стремится по возможности избегать всех терминов марксисткой теории (напомню - единственной существующей сквозной теории терминологией которой можно достаточно полно описать ВСЕ гуманитарные дисциплины), интересно почему?