: Слово дня: ТРЕЩИНА
14 апреля 2017

ТРЕЩИНА

Казахстан и Киргизия хотят переродиться в Qazaqstan и Kirghizia
26
Фото: ссылка
ТРЕЩИНА - щель, место разрыва на поверхности чего-либо расколовшегося, лопнувшего; разлад, отчуждение в чьих-либо отношениях.
Т. Ф. Ефремова .Толковый словарь русского языка.

В среду, 12 апреля, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил правительству страны составить график перехода казахского алфавита на латиницу. Проект алфавита поручено подготовить до конца текущего года. Как отмечается, его будут разрабатывать после обсуждения с участием ученых и экспертов разного профиля. К подготовке учебно-методических материалов и специалистов приказано приступить с 2018 года. Уже к 2025 году нужно перевести печать всех книг, деловой документации, периодических изданий на латинский алфавит, добавил президент Казахстана. При этом Назарбаев заверил, что в первое время наряду с латиницей будет использоваться и кириллица. Назарбаев считает, что новый алфавит позволит эффективнее модернизировать общество, облегчит коммуникацию с внешним миром, поможет детям быстрее учить английский язык.

На следующий день в парламенте Киргизии прозвучало предложение последовать  примеру Казахстана. На заседании Жогорку Кенеша (парламента страны) в четверг депутат от фракции партии «Ата Мекен» Каныбек Иманалиев заявил, что кириллический алфавит мешает Киргизии развивать технологии, является препятствием на пути модернизации страны.

«Кириллица — это наше интеллектуальное наследие и, естественно, мы будем пользоваться им. Но мы все равно должны будем перейти на латиницу к 2030-2040-м годам, это требование времени и развития технологий», — заявил Иманалиев. По его словам, для безболезненного перехода на латиницу в республике уже сейчас нужно начинать переучивать филологов.

Экспертные оценки

Скоропалительное решение Казахстана и Киргизии о переходе на латиницу – это, безусловно, важно. Причём это в значительно большей степени важно не для России, а для этих двух стран, у которых не было своей государственности до того, как они вошли в то, что называется Русский мир, русская цивилизация. Собственно государство в строгом смысле этого слова у них появилось в рамках Русского мира. С распадом СССР они стали самостоятельными государствами, но были тесно связаны и цивилизационно, и образованием политической и интеллектуальной элиты с Россией, с русским вариантом культурно-исторического развития. Однако то, что мы видим, этот переход на латиницу – это, безусловно, уход из русского ареала. Вообще любая попытка вестернизации, любой курс в сторону Запада, в сторону так называемой глобальной цивилизации (а на самом деле цивилизации, где господствует Запад) предполагает в том числе и вот такие акты.

Что касается последствий этого выбора для Казахстана и Кыргызстана, то, на мой взгляд, он будет способствовать дальнейшему погружению этих государств в дикость, а вовсе не в цивилизацию, потому что они никогда не станут частью Запада, при этом перестав быть частью русской цивилизационной зоны. То есть они погружаются в межцивилизационную трещину. Я не знаю, совпадение это или нет, но всё это произошло в момент резкого обострения отношений США и России. Трудно сказать, ждал ли Назарбаев этого момента или спонтанно принял решение, но решение о переходе на латиницу скорее выглядит очень странным совпадением с жёстким нынешним американо-российским противостоянием – хотя разговоры об этом велись достаточно давно. Создаётся такое впечатление, что элиты этих стран решили: теперь-то – всё, пора прощаться с Россией. На самом деле в лице России они прощаются с цивилизацией.

Когда у нас говорят, какие мы большие друзья с Казахстаном и Киргизией и какое у нас совместное будущее, это меня всегда удивляет. Потому что то, что там происходит (и вот это последнее известие о переходе на латиницу) вовсе не говорит о дружеских или цивилизационно близких чувствах элиты этих двух среднеазиатских стран по отношению к России. Больше всего проиграют от перевода на латиницу народы эти стран. Что же, каждый делает свой выбор. И каждый несёт за него ответственность.

С точки зрения лингвистической и фонетической это полный бред, потому что на латинице выразить гортанные звуки, специфические дифтонги тюркских языков совершенно невозможно. Например, в латинском алфавите нет мягкого знака. Иссык-Куль как, интересно, прозвучит на латинице? Он превратится в Иссик-Кул. Я думаю, что представителей казахстанской и киргизской элиты это не волнует. Им всё равно. Им нужно обозначить свой уход от России и поворот в сторону Запада.

Но я должен сказать, что в этом повороте в значительной степени виновата, безусловно, Россия, которая в течение последних 25-ти лет никак не обозначила свою жёсткую цивилизационную позицию в центральной зоне Евразии. Если бы элиты тамошних государств знали, что за этим последует жёсткая реакция России, то они бы не вели себя таким образом. Я думаю, что сейчас реакции со стороны России не последует абсолютно никакой. Здесь позиция будет такой, как все последние годы: «это же самостоятельные государства и они сами решают, как им себя вести».
Чисто с геополитической точки зрения уход центральноазиатских государств от России – это не приход их в зону Запада. На самом деле это их приход в зону Китая. Альтернативы Запад-Россия вообще не существует для этих государств. Альтернатива есть Китай или Россия. Что же, они свой выбор сделали. Разумеется, если этот выбор окончательный.

Например, товарищ Сталин в конце 30-х смог эту тенденцию остановить, и фактически вся Центральная Евразия перешла на кириллицу. Включая, кстати, Монголию, которая по-прежнему – не знаю, надолго ли теперь – пишет на кириллице. У монголов была затея перейти на старомонгольское письмо сразу после вот распада социалистического лагеря, в 90-е годы. Но когда выяснилось, что старомонгольским алфавитом совершенно невозможно прописать современные технические научные термины, они успокоились. А товарищ Сталин не только остановил процесс латинизации в Средней Азии – нужно сказать, что он остановил этот процесс и в России. Потому что в 20-е годы «земшарники» – ленинцы, троцкисты – готовили такой же план и для РСФСР.

Неужели без политической фигуры, равной Сталину, невозможно ожидать исправления ситуации? Нет, я думаю, что дело обстоит не так. Это вопрос можно было бы решить и без методов Сталина при последовательной чёткой позиции России по защите культуры русской цивилизации не только в России, но и в ближнем зарубежье.

Кириллический алфавит – более совершенный по сравнению с латинским. В нём больше букв для мягких, свистящих, шипящих звуков. Всё это способствует выражению специфики тюркских казахского и киргизского языков. Не случайно в СССР в 1929 сначала к казахскому языку применили латиницу, а в 40-м по причине неуспеха применения латиницы (но были и политические причины, касающиеся Турции) всё-таки изменили стратегию и перешли на кириллицу. Так что казахский язык уже дважды испытывал реформы графики.

Хотя Назарбаев и говорит о том, что реформа должна проходить эволюционно, никаких революций не должно быть, но изменение графики – это, конечно же, филологическая революция и она совершенно не случайна. Обратите внимание, когда была проведена реформа русской графики, русского алфавита – при приходе к власти большевиков в 1917-1918 гг. Эта реформа готовилась при царе, но была положена под сукно, потому что поняли, что она вредна обществу, что она создаёт массу недоумений. Дело в том, что мы каждое написанное, напечатанное слово воспринимаем как картинку, как иероглиф. Мы воспринимаем в слове не буквы, а воспринимаем его целиком (научившись читать уже, разумеется) И эта картинка, этот иероглиф вдруг меняет свой облик. Если в нём меняется буква – мы уже испытываем сильный стресс, как тогда, когда при замене графики у нас исчезли твёрдые знаки в концах слов, исчезли «яти»... Но когда слово пишется вообще в другой графике – это значит, что огромный удар наносится по психологии общества, которое прежде писало в другой графике. У него, по сути дела, меняется картина мира. Идёт подавление психики через революцию орфографии.

Назарбаев тоже заикается о том, что он будет модернизировать национальное сознание. Он не говорит о речи, о языке, а о национальном сознании. Эта революция орфографии ударит по самим казахам и киргизам, изменив их картинку восприятия слов, языка и мира в конечном счёте. Это революция ударит по русским. Если раньше они пользовались и русской кириллицей, и кириллицей в казахском языке – теперь им надо переучиваться. Это колоссальный стресс. Русские в Казахстане составляют костяк интеллигенции – мыслящей, инженерной и так далее. Их уже отстранили от политики путём переноса столицы из Алма-Аты в Астану. Это было чисто политическая форма изъятия интеллектуальной и политической власти и отсоединения от неё русских в Казахстане. А теперь их ещё и таким «культурным» образом абсолютно вычёркивают из политики и культуры Казахстана.

Я прочитала интервью директора Института языкознания Казахстана. Она, в отличие от Назарбаева, не скрывая говорит: «мы сохраняем иммунные механизмы языка, потому что русский язык с его графикой, с его произносительными нормами мешает нам воспринимать многие заимствованные слова по-казахски». Я поддерживаю заботу казахского народа о сохранении языка. Молодцы, что заботятся об этом. Но, на мой взгляд это всего лишь отговорки, за которыми стоит политика. Во-первых, политика переориентации на Запад, на англоязычную языковую культуру. Об этом свидетельствует, например, знаменитый Назарбаев-университет в Астане. Я была в прошлом году в этом дворце, где казахской элите, со школьной скамьи вскормленной на английском языке, дают высшее образование исключительно на английском. Там уже и казахского никакого не существует, не говоря уже о русском – только английский язык.

Второй момент – это переориентация на Турцию, где со времён Ататюрка господствует латинская графика. Тюркские языки очень близки между собой. Естественно, тогда вся терминология, вся культурная лексика пойдёт уже не через русские каналы, а из Турции. И все произносительные формы будут заимствованы оттуда. Таким образом, латинский алфавит сегодня решает проблему пантюркизма. Латинский алфавит открывает двери исключительно в тюркский мир, который Назарбаеву милее и этнически, и, видимо, идеологически.

Но я думаю, что реформа состоится тогда, когда положение Назарбаева или его наследников будет наиболее шатким, потому что графическая, орфографическая реформа – это сильнейший стресс для населения, сильнейший удар по сознанию и мозгам людей. И пока они будут в этом разбираться, власть будет делать всё, что ей заблагорассудится.

Поляки давно перешли на латиницу. Генетически мы и поляки – один народ. Что же по сравнению с русскими, сербами и другими славянскими народами, использующими кириллицу, с поляками сделала латиница? Латиница была лишь компонентом отчуждения от славянского мира вместе с конфессией. Благодаря латинице, католицизму и постоянной геополитической борьбе между разными странами за власть в Польше мы получили поляков как психологических не славян в славянском мире. То есть Казахстан и Киргизия хотят стать евразийскими центральноазиатскими поляками. Отложиться, так сказать, от Евразии. К сожалению, это идёт, прежде всего, на политическом отстранении, отталкивании от России и попытке изъять русских внутри страны из политической и культурной жизни.

Конечно, очень не хватает Чингиза Айтматова. Скорее всего, он восстал бы против такого решения, будучи, безусловно, русским писателей киргизско-татарского происхождения. Сейчас не видно таких фигур в словесности Казахстана и Киргизии, которые способны восстать против антирусского решения. Потому что там сопротивляться воле политиков первой величины, глав государств невозможно. В Казахстане – культ главы государства Назарбаева, совершенно определённый, держащийся где-то на искреннем почитании и любви, где-то на страхе. Но в любом случае их писатели, их журналисты сопротивляться не будут ни в коем случае. Даже если думают по-другому. Я, например, читала интервью филологов, которые очень любят русский алфавит, которые очень сожалеют о нём – но, тем не менее, нахваливают «цивилизационный выбор» Назарбаева. Так что когда глава государства озвучивает подобные решения, ни один из писателей не решится ему перечить в силу человеческих причин.

Загрузка...
Слово дня 13 апреля 2017
Экспертные оценки:
2
Комментарии Написать свой комментарий

"У них не было государственности".
Были кланы кочевников-скотоводов, враждовавшие друг с другом. Россия дала им государственность и письменность.
Запад даст им технологии, но лишь технологии потребления и глубочайшее презрение к аборигенам. "Культуртрегество" Западло ярко проявилось в ублюдочном фильме "Барат", где роль казаха сыграл еврей, симулякр Зельдина Саша Коэн. Уроды даже сочинили "гимн" Qazakstan-a на музыку американского (весь гимн построен на фразе «Казахстан — главный производитель навоза в мире»/
Если Россия Советская бережно относилась к казахам, да и царская уважала достоинство народа, достаточно вспомнить дружбу Достоевского и Чокана Валиханова, то гнидам-олипархам это до такой лампочки, что только впавший в детство комми Назарбай может увидеть в этом "прогресс".Да и хрен бы сними. Свое мы вернем.

Мокрицы с "Йеху" , от Моти Гондопольского до Верного Гуся сейчас активно обгладывают эту тему. Да, мама-бомба Трампа для пятой и шестой колонны послужила стартовым пистолетом. Определяются...

14 апреля 2017 в 19:54

К сильным присоединяются, от слабого бегут. Видать Россия ослабла до такой степени, что все скоро разбегутся. Без союзников нас быстренько образумят и заставят быть на побегушках у запада.

14 апреля 2017 в 21:05

Умиляет трогательная забота наших уважаемых авторов о жителях Туркестана. Ну решили те одичать окончательно - Аллах с ними. Русскоязычные оттуда вернутся на Родину. Производство там загнётся. И чудесно. России - прибыль, а им - модная маркировка на ушах у овец "англицкими" буковками.
Лет через 50 назад в Союз на карачках приползут. Или в Китай через 15.

14 апреля 2017 в 21:07

Приползут то для того чтобы мы их накормили, нет пусть лучше в Китай.

15 апреля 2017 в 11:28

А с чего это вдруг русские должны покидать свой древний город Гурьев (получивший ныне кличку Атырау), или Рудный Алтай, который они своим потом и жизнями построили? Тогда уж нужно проводить референдумы и пусть суверенными республиками присоединяются к РФ. Может тогда и Целиноград (Астана) присоединится к РФ. Многие казахи, кстати, недовольны переносом своей столицы из Верного (Алматы).

14 апреля 2017 в 21:45

Это очень хорошо, а то Россия вырастила у них образованные элиты, коммунисты подарили им русские земли (южную Сибирь, Семиречье, западный Алтай и др.), а теперь без нас у них начнётся деградация. Отпускать их в Китай с русскими землями могут только кремлёвские преступники. Надо дождаться русского президента и потребовать вернуть незаконные подарки. Они это чувствуют, как и Украина, и пытаются уйти поскорее под патронаж других сильных держав. Чувствуют, что Россия может проснуться.

15 апреля 2017 в 01:12

Пожалуйста, уточните - "коммунисты подарили им русские земли" - по областям, губерниям.

15 апреля 2017 в 01:39

Я был бы рад если бы азиатские республики жили сами по себе, но при условии чтоб не присылали к нам своих многочисленных мигрантов. Еще Солженицын писал, что завоевание Александром Вторым Средней Азии было совершенно не нужным. Когда Ташкент был разрушен землетрясением его отсроили. Сейчас у них сушь ,и они бы хотели поворота сибирских рек на юг. Ну теперь мы уж точно этого делать не будем. Бог с ними. Пусть живут как знают. Почти девять десятых своей истории Русь жила без Средней Азии. Проживет без нее и дальше.

15 апреля 2017 в 01:40

Быть иль не быть, вот в чем вопрос.
Что выше:
Сносить в душе с терпением удары
Пращей и стрел судьбы жестокой или,
Вооружившись против моря бедствий,
Борьбой покончить с ним?
http://lib.ru/SHAKESPEARE/tobeornottobe.txt


Азъ
Человек
Людина
Жить
==========ЗеркальноеОтражение
Нежить
Нелюдь
Бесы
Господа

https://www.youtube.com/watch?v=nYPIcSPGbQ4

Увы, ВИКИПЕДИЯ на русском действительно кажется убогой с ее вариантом на английском языке.
На месте президента я бы бросил все переводческие силы, чтобы рука ученика, студента, ученого автоматически тянулась бы к кириллическому варианту.
Если он не предатель, конечно.

15 апреля 2017 в 08:23

У меня есть учебник географии Российской Империи за 1914 год, так там Казахстана вообще нет. Я проверял в сетях историю образования Казахстана, там всё написано, перечислены и территории, переданные в 30-е годы.А мне просто сейчас некогда заниматься этим вопросом,, перед праздником каждая свободная минута дорога. С уважением...

15 апреля 2017 в 08:44

Поставил минус обоим авторам, хотя с ними согласен, что это исключительно политика. Фурсову (который всё чаще мне не нравится), за то что объединяет Ленина с троцким, за то, что "они сделали свой выбор". Кто сделал свой выбор? Может народы? Так ведь и нет. Элиты. А кто кому не близок - казахские элиты русскому народу, или казахский народ русскому? У Фурсова какая-то принципиальная целенаправленная путаница. Очевидно, что элита казахская не близка нынешней русской. А простите, какая сегодня элита близка русской? Ни-ка-ка-я... Да и с какой бы это стати. Рф-элита занята исключительно личными выгодами и обогащением (пусть и в рамках страны). Ну и занимайтесь на здоровье, флаг вам в руки. Вам так выгодно, а нам так выгодно. Причём очевидно, что то, что вам выгодно, скорее всего нам будет не выгодно - ничего личного, бизнес.
Элиты республик отвернулись от властей рф в связи с тем, что от нас уже ничего не ожидают - мы им ничего предложить не можем. "Ты голодранец, у тебя ничего своего нет"... всё частное и олигархическое. Вот и получили коленом под зад. Скорее всего ничего себе этим они не прибавят, но и от нас они ничего уже не ожидают. Просто пустились в свободное плавание, избавившись от балласта. Да, очевдино, что рф для них является чем-то уже мешающим, бесполезным. Для элит.
Но народы элитами и не рассматриваются - хоть казахский для своих, хоть рф-овский своими.

Но хотел бы остановиться на фразе Фурсова, оправдывающего нашу власть - "они сами выбрали". Я уже оговорился, что сами - это всё-таки элиты, а не народ. Но и с нашей точки зрения... А какого рожна они выбрали с немальнекой площадью рф-территории, с русским населением, с просоветским народом? А пусть идут - нам не жаль? Радуемся развалу украины, как будь-то это чужая земля? Совсем чтоли ум потеряли? И Фурсов на чистом глазу нам данную парадигму пропихивает. А с учётом его отношения к Ленину, закрадываются очень нехорошие подозрения. Если Казахстан, Украина, Белоруссия для нашей власти являются не нашими землями, то тогда приграничные уже с ними земли так же наши только на сегодня, а завтра очередной Ельцин их отпишет. И мы, как бараны, повторим за фурсовыми - "они сами выбрали".

Этими "они сами" мы просто оправдываем бездействие, политическую близорукость нашей власти - наших елит. И то, что все советские республики плюют на Москву - это прямое следствие слабости, недалёкости, ограниченности Кремля.

15 апреля 2017 в 20:46

Поставил Вам плюс за этот комментарий, хотя и не согласен по поводу Ленина и Троцкого. В вопросе о праве наций на самоопределение они были солидарно против сталинской "культурной автономии". Понятие "нация" вообще было введено буржуазией, и не случайно именно буржуазия и образует т.н. "элиту". Так что право наций на самоопределение всегда означает право одной части буржуазии отделиться от другой, а выиграет или проиграет народ для них вовсе не важно.

15 апреля 2017 в 08:52

Поставил минус практически все комментариям. Наверно не должно удивлять, что у нас политика такая, если у нас у народа мозги такие. Если ему хуторское сознание замещает величие истории своей страны. Ну и сидите в своём рф-ауле. Только вот не ждите, что вдруг он развиваться начнёт, хоть территориально, хоть экономически. А замороженного ничего в жизни не бывает. Делайте не утешительный вывод. Выбор вы сделали сами.

15 апреля 2017 в 09:22

Казахи пусть уходят (нам не жаль), киргизы пусть отваливаются (наплевать), украинцы нам не нужны (мы только рады), белорусов мы уже устали кормить (только за счёт нас живут)... Доразбрасываетесь народами-то. А Кавказ? Ну ка всё заполонили, житья от них нет, деньги им туда вбухиваем... Так давайте тоже "отпустим" - как без них-то славно заживём. А татары, а мордва с черемисами? Великая русская нация? Нет такой нации и никогда не было. Народ русский был, а нация славян, которая весь русский народ не описывает. И без остальных народов мы никто и ничто - пустое место. За 25 лет не разглядели ещё?

Так вот мордва, черемисы, татары, казахи, украинцы, киргизы, туркмены, белорусы, прибалты и т.д. - это составляющие нашей родины, нашего народа. А все наши смешки о них - это охранительство бездарности нашей власти, вымученная гримаса при плохой игре.

Нам рассказывают, что без Украины Россия не будет великой. Она не будет великой без любого самого маленького кирпичика составляющего тело Империи (не говоря уж о таком валуне, как казахи).

15 апреля 2017 в 09:44

Как им без нас лучше не будет, так и нам без них лучше не станет. Вот именно это и должны осознать люди и элиты, и в первую очередь в Кремле.

На что надеяться не приходится. Да и с чего бы вдруг? У них и так всё хорошо и единственно правильно. Ну разве что ещё парочку правил пдд подправить слега, и тогда всё в идеал.

15 апреля 2017 в 09:53

На всякий случай, моя Родина остаётся СССР. А рф - это её слабая тень. И этот выбор уже осознанный, после 25 летнего обмана. И символы своей страны, а оставляю Советские - гимн, герб и флаг. А орёль с 3х цветкой мне не исторически, не тем более сегодня, никуда не спёрлись и ничем не обоснованы. Как при царе под этими символами людей перемалывали, так и сейчас в фарш, и только ради "святости" частной собственности. Так идите ко вы с ними куда подальше. А уж как они образовались на современной рф-государственности - так это вообще отдельная и очень неприличная история, с параллелью предательства в Великой Отечественной Войне.

15 апреля 2017 в 10:01

Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!

Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надёжный оплот!
Партия Ленина — сила народная
Нас к торжеству коммунизма ведёт!

Это так, напомнить нам, казахам и остальным. Напомнить наше совместное величие и победы. Ну и сравнить с текущим безвременьем.

15 апреля 2017 в 11:07

Нет, для французов Иссык-Куль будет звучать призывно. Фр. cul - задница. Туристический фурор на западе обеспечен.

15 апреля 2017 в 11:10

Иссык-Куль может на равных побороться с марокканским г. Фес, который тоже с французского переводится как задница.

16 апреля 2017 в 08:21

Даже в Великой степи, а именно так теперь именует елбасы Казахстан, так ли уж все однозначно?

Вот мое поздравление с днем рождения друга-казаха в Казахстане, с которым мы себя считаем братьями:

Жизнь мчит стремительно вперед,
На всех парах, экспрессом скорым —
Нас на просторах СНГ,
Друзей, кого мечта зовет,
Куда как больше, чем партнеров.

А коли так, несись экспресс,
Через проблем, и будней лес,
И темные пески забвения…
День вспыхнет факелом побед
На перекрестке дат и лет —
И непреклонно наше мнение —
Тому порукою — наш флаг,
Что держим крепко мы в руках
И наших песен громких пение.

Вот правильный и оптимальный подход к делу. И нечего нам выяснять какие-то там мелочи по поводу того, что и как там будет звучать.

Нас, друзей - больше!

16 апреля 2017 в 14:30

Смена кириллического алфавитного кода всем тюркским миром (Азербайджан, Казахстан, Киргизия и + ) на латинскую, осознанно или не осознанно, это не трещина, а удар по Русскому проекту пострашнее чем ядерный.
Либероиды=Дебилоиды Кремля не усекают расклады, а впрочем, возможно, сменить алфавитный код тюрков принудили наши же либералы.
Что же должно случиться такое, что бы Русский проект проснулся ото сна?!

Зы. Напомню, в контексте темы, семантику имен Кирилл и Мефодий. Кир+илл – "чтец аллаха", муфид "сообщение", т.е. письмо.
Родственная римлянам племя ИТАЛИКОВ, откуда современная Италия, то этот этноним получен прочтением русского слова ЛАТЫ в обратную строну, как бы по-арабски. ЛАТЫнь от русского слова ЛАТЫ.