Авторский блог Виктор Кузнецов 20:54 25 сентября 2015

Создание и функционирование системы правоохранительных органов в закрытых городах Урала

в статье проанализирован процесс создания и функционирования правоохранительных органов (милиции, прокуратуры и судов) в закрытых городах Урала в советский период.

Криминогенная обстановка в закрытых городах Урала в полной мере зависела от работы органов правоохранительной системы: прокуратуры, подразделений внутренних дел и судов.

Для обеспечения соблюдения социалистической законности и правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах ПГУ при СМ СССР в МВД СССР были сформированы отделы внутренних дел (ОВД), перед которыми стояли задачи по борьбе с преступностью, охране общественного порядка и безопасности, профилактике правонарушений и преступлений, обеспечению безопасности дорожного движения[1].

Первые милиционеры прибыли на территорию стро­ительной площадки завода № 813 (Свердловск-44, ныне г. Новоуральск, Свердловской области) в феврале – марте 1948 г. Приказом МВД СССР от 26 марта 1948 г. был создан отдел милиции объекта. Организатором отдела и его первым начальником стал А.Е.Иканин, возглавлявший его до 1964 г.

Свои задачи по борьбе с преступностью небольшой коллектив милиции выполнял в условиях сложной опе­ративной обстановки и крайне слабого материально-технического обеспечения. Сложность заключалась в наличии на территории населенного пункта Исправительно-трудового лагеря (ИТЛ) № 100, контингента репатриированных лиц и граждан, освобожденных из мест лишения свободы.

Положение усугублялось еще и тем, что отдел был отдален от территории строительства и располагался в здании поселкового совета, а сотрудники жили на частных квартирах, в неблагоустроенных домах и в общежитии, расположенном в полуподваль­ном помещении.

Личный состав отдела милиции трудился исключи­тельно напряженно. Рабочий день продолжался с 9.00 до 24.00 часов. Однако на трудности не жаловались и самоотверженно выполняли свой служебный долг. Каждый осознавал, что от его труда зависят спокойствие и высокая производи­тельность труда строителей молодого города.

В конце апреля – начале мая 1948 г. на территории жилого поселка завода № 813 были разо­блачены две группы квартирных воров, совершивших 15 краж. Законопослушные жители поселка поверили в способность сотрудников отдела решать поставленные перед ними задачи и стали оказывать милиции большую практичес­кую помощь в борьбе с преступностью.

В июле 1948 г. оперативная обстановка резко осложнилась в связи с тем, что по амнистии были ос­вобождены и оставлены для проживания в строящемся городе около 5 тыс. бывших заключенных.

В начале 1949 г. ОВД получил служебное помещение. К этому времени коллектив ОВД в основном сформировался и состоял из 52 чел. Укрепилась его связь с кол­лективами трудящихся, активизировалась борьба с преступностью и нарушениями общественного поряд­ка. За активную борьбу с преступностью работник уго­ловного розыска отдела милиции А.Н.Дешевых был удостоен высшей государственной награды – ордена Ленина. Орден Красной Звезды вручили начальнику отдела милиции А.Е.Иканину. Государственными награ­дами отметили труд и других сотрудников отдела.

По мере расширения задач, стоящих перед ОВД, появлялись новые структурные подразделения: в 1964 г. создана криминалистическая служба, 22 августа 1972 г. – штаб, в октябре 1978 г. – отделение кадров.

В 1983 г. в состав ОВД входили уже 13 подразделений и служб: штаб, уголовный розыск, следственное отде­ление, отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС), отделение кадров, инспекция по делам несовершеннолетних, подразделение государственной автомобильной инспекции (ГАИ), паспортное отделение, объединенный дивизион, отдел вневедомственной охраны и другие.

На 1 января 1989 г. в ОВД работали 128 классных специалистов, 75 из которых были отличниками милиции, три чел. – отличниками МВД СССР (А.Н.Ворочев, М.И.Сергеенков, Е.И.Акшенцев).

В ноябре 1989 г. ОВД возглавил В.Т.Комиссаров, выпускник Академии МВД СССР. При активном содействии городской администрации он приложил максимум усилий для строительства комп­лекса зданий ОВД. К тому времени численность личного состава отдела превысила 600 чел., отдел был преобразован в Управление внутренних дел (УВД).

За время существования УВД школу милицейской службы прошли несколько тысяч сотрудников, внесших существенный вклад в обеспечение правопорядка на обслуживаемой территории[2].

ОВД Свердловска-45 (ныне г. Лесной, Свердловской области) создан в 1949 г., в его состав вошли уголовный розыск, следствие, ГАИ, ОБХСС, бюро записи актов гражданского состояния, паспортная и наружная службы. В оперативное обслуживание отдела пер­воначально входили г. Нижняя Тура, пос. Выя, Большая и Малая Именная, д. Железенка, Новый Завод. В 1950-е гг. числен­ность сотрудников составляла около 100 чел., комплектование служб шло за счет приема личного состава из числа местного населе­ния, демобилизованных воинов из частей, дислоцировавшихся на территории города и области, выпускников специальных школ милиции. С 1970 г. оперативно-начальствую­щий состав отдела комплектовался выпуск­никами специальных средних школ милиции и юристами высшей квалификации, все на­чальники ведущих служб имели высшее юридическое образование. В 1970-1980-х гг. отдел стабильно добивался 85-92 % раскры­ваемости преступлений[3].

Отдел милиции Златоуста-20 (ныне г. Трехгорный, Челябинской области) был создан 2 сентября 1953 г. На отдел были возложены обязанности по обеспече­нию правопорядка на территории объекта № 933 (ныне ФГУП «Приборостроительный завод»). Первоначально в ОВД работали несколько человек – участников Великой Отечественной войны, и размещался он в одноэтажном деревянном доме. Изначально структура ОВД состояла из уголовного розыска, ОБХСС, ГАИ, патрульно-постовой службы, отдела вневедомственной охраны, следственного отдела и отдела кадров. В последующие годы, по мере увеличения зон ответственности и задач, поставленных перед ОВД, увеличивалось и количество сотрудников и служб: в 1964 г. образовано отделение по делам несовершеннолетних, в 1972 г. создан медицинский вытрезвитель, в 1978 г. введена должность инспектора по лицензионно-разрешительной работе.

В 1992 г. в структуре ОВД произошли существенные изменения: сформирована милиция общественной безопасности, служба участковых, изолятор временного содержания, специализированное отделение дознания для расследования уголовных дел небольшой и средней тяжести, создан штаб ОВД – своеобразный информационно-аналитический центр отдела[4].

ОВД г. Челябинск-70 (ныне г. Снежинс­к, Челябинской области) образован 9 февраля 1956 г. приказом МВД СССР № 0046. Одновременно было утверждено штат­ное расписание отдела, в котором предусмотрено 75 штатных единиц. До создания от­дела его функции выполняла оперативная груп­па из 7-8 сотрудников милиции из г. Челябинск–40 во главе с майором С.П.Малышевым.

Отдел располагался в жилом пос. № 2, в ба­раке. Первый начальник отдела – майор А.А.Мясников. К апрелю 1956 г. отдел был укомплектован на 65%. Структура ОВД постоянно изменялась, а штат увеличивался. В 1961–1963 гг. были организованы отделение по охране Госбанка, медицинский вытрезвитель, детская комната мили­ции, отделение по регулированию уличного дви­жения, следственная группа из 3 чел. В 1965 в штате отдела появилась должность заместителя начальника ОВД по политико-воспитательной работе.

В охране общественного порядка помощь сотрудникам милиции оказывали добровольные формирования трудящихся – бригады содей­ствия милиции и Добровольных народных дружин. Технический парк ОВД к концу 1965 г. состоял из 5 мотоциклов с ко­лясками, в 1967 г. он был пополнен двумя легковыми автомашинами, двумя спецмашинами и грузовиком. В октябре 1974 г. ОВД разместился в специально построенном новом здании[5].

Специальные судебные органы и органы прокурорского надзора на закрытых объектах атомной промышленности на Урале были учреждены 10 июня 1947 г. после подписания Указа ПВС СССР от 9 июня 1947 г. «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну»[6]. Прокуратура Свердловска-44 первоначально именовалась «Прокуратура ИТЛ № 100 и строительства № 865 МВД СССР». Она непосредственно подчинялась Управлению Генеральной прокуратуры СССР по надзору за местами заключений и сочетала в себе функции прокуратуры по надзору за местами заключений, территориальной и военной прокуратур.

24 октября 1947 года на должность пер­вого прокурора был назначен известный на Урале юрист, старший советник юстиции И.С.Насекин, стаж работы которого в органах юстиции и прокуратуры составлял 25 лет. За длительную и безупречную службу в органах прокуратуры он был удостоен двух орде­нов Трудового Красного Знамени, других государс­твенных наград. Важным фактором при назначении его прокурором на «особо режимный объект» стало наличие опыта организации и осуществления проку­рорского надзора на новостройках, где использовался труд заключенных.

В течение первых двух месяцев И.С.Насекин трудился в одиночку. Его рабочий день длился сутками. Прокурора постоянно видели на строительных площад­ках, в казармах военнослужащих и военных строителей, в подразделениях ИТЛ.

Появление прокурора заметили все участники строительства предприятия. Он лично проверил и обследовал все лагер­ные подразделения, рассмотрел все поступившие жалобы и заявле­ния, изучил личные дела заключенных на предмет обоснованности и законности судебных приговоров. Одновременно были проверены все уголовные дела в следственном отделе ИТЛ и в военном дознании, налажен их полный учет и процессуальный контроль. По ряду сложных дел были даны письменные указания.

По результатам проведенных проверок прокурор потребовал от руководителей строительства, адми­нистрации ИТЛ и командования войсковых частей создать нормальные бытовые условия для заключенных и военных строителей, устранить на­рушения законодательства в их трудоиспользовании, укрепить трудовую и воинскую дисциплину, устранить причины производственного и бытового травматизма, строго соблюдать режим в лагерных подразделениях, охранять государственную собственность и обще­ственный порядок.

Только в январе 1948 г. в про­куратуру прибыл первый старший следователь, через полгода – два помощника прокурора и второй старший следователь. Все они были участниками Великой Отечественной войны. В течение 1948 г. было привлечено к уголовной ответственности 728 чел., что свидетельствует не только о большом объеме проделанной работы, но и высоком уровне преступности на объекте.

Работа прокуратуры нашла поддержку со стороны администрации завода, Управления строительства № 865 и полит­отделов, отметивших заметное улучшение правопо­рядка и законности в строительных подразделениях и жилых поселках.

Большая работа была проделана в 1953 г. в связи с освобождением заключенных по акту об амнистии и ликвидацией на территории города ИТЛ № 100. Основная масса освобожденных осталась на постоянное проживание в городе.

Первоначально прокуратура размещалась в зда­нии барачного типа, недалеко от железнодорожной станции, и только в 1952 г. переехала в двухэтажное здание, где находится и по настоящее время. В том же году она стала называться прокуратурой п/я 44.

В 1960 г. в подчинение прокуратуры п/я 44 передали участковые прокуратуры на оборонных предприятиях в г. Свердловске (прокуратура п/я 2), Верхней Салде (прокуратура п/я 3170), а в 1965 г. – в Карталах Челябинской области (прокуратура в/ч 18945). Прокуратура осуществляла надзор за военно-строительными частями (ВСЧ), задействованными в строительстве объектов для ракетных войск.

В 1967 г. прокуратура п/я 44 сменила свое наименование и стала называться «Прокуратура вой­сковой части 9380», сохранив свой прежний статус специализированной прокуратуры, входящей в единую централизованную систему с непосредственным под­чинением Генеральной прокуратуре СССР. По своему процессуальному положению прокуроры войсковых частей в закрытых городах приравнивались к статусу областного прокурора.

Наряду с уголовным преследованием постоянно осуществлялся надзор за исполнением законов. В этой связи заслуживает внимания практика надзора за исполнением законодательства о радиационной безопасности и охране природы. Впервые такую про­верку провели в 1988 г. на Уральском электрохимическом комбинате (УЭХК) и выявили ряд существенных нарушений природоохранного законодательства и нормативных актов о радиационной безопасности.

Периодически проводились проверки исполнения законодательства о сохранности муниципальной собственности, выявившие многочисленные факты просрочки арендных платежей и передачи муници­пального имущества коммерческим структурам без оформления договоров аренды[7].

Прокуратура г. Лесного была создана в 1948 г. как прокуратура ИТЛ и строительства № 1418 МВД СССР. С этого времени она находилась в структуре Второго управления Генеральной прокура­туры. Первоначально ею осуществлялись функции надзора за деятельностью ВСЧ, ИТЛ и строительства № 1418 МВД СССР, специального лагерного суда, первого отдела лагеря, отдела МГБ, отдела контрразведки, управления завода «Электрохимприбор».

В 1952 г. прокуратура ИТЛ и строительства № 1418 МВД СССР была переименована в прокуратуру п/я 45 и осуществляла надзор за соблюдением законности в войс­ковых частях № 3275, № 0556, отделах лагерного сектора Управления ИТЛ и лагерного подразделения «Кач­канар», в штрафном лагерном пункте и совхозе «Багаряк», Михайловском лесоучастке, субподрядных организациях лагерных подразделений, на Карьере № 2, заводе «Электрохимп­рибор», отделе рабочего снабжения (ОРС), Нижнетуринском заводе минераловатных изделий. В 1967 г. переименована в прокуратуру в/ч 9320[8].

Прокуратура г. Трехгорного была создана в 1952 г. как прокуратура п/я 202. Переименована в прокуратуру войсковой части 9352. На прокуратуру города было возложено осуществление над­зора за исполнением действующего законодатель­ства на всей территории г. Трехгорного всеми субъектами правовых отношений. В целях устранения и пресечения нарушений действующего законодательства прокуратурой принимались соответствующие меры реагирования, которые были направлены не только на устранение самих нарушений закона, но и на восстановление нарушенных прав граждан.

Работниками прокуратуры города по уголовным делам осуществлялось поддержание государственного обвинения в судах, принималось участие в рассмотрении судами гражданских дел обязательной категории. Нередко работникам прокуратуры приходилось защищать нарушенные права граждан в судебном порядке[9].

Судебную власть в закрытых городах Урала представляли специальные суды, которые создавались непосредственно на строительстве атомных объектов. Специальным судам присваивались произвольные номера (не по­рядковые) в названии, чтобы отличать их друг от друга. Такие суды были выведены из областного и республиканского ведения и подчинялись Министер­ству юстиции СССР и Верховному Суду СССР. Специ­альным судам были подсудны все статьи Уголовного кодекса РСФСР (за исключением шпионажа). Они имели право на применение смертной казни. Полно­мочия и деятельность судов в определенных случаях регулировались секретными предписаниями. Судьи специальных судов при соблюдении соответствующих процедур избирались на должность ПВС СССР сроком на 5 лет[10].

Суд на строительстве завода № 813 был создан 28 октября 1947 г. приказом министра юстиции СССР. До апреля 1949 г. городской суд именовался лагерным судом ИТЛ № 100 МВД СССР. В связи с подписанием Указа ПВС СССР от 29 апреля 1954 г. «Об упразднении специальных лагерных судов» суд стал именоваться специальным судом «100».

Приказом Министерства юстиции СССР № 2/6 ППС с 1 июля 1979 г. специальные суды были упразднены. Суд стал именоваться 2-й постоянной сессией Свердловского областного суда с кассационной инстанцией – Верховным судом РСФСР.

Первое здание суда было расположено в поселке строителей. Это был неблаго­устроенный одноэтажный деревянный барак с печным отоплением. Решеток на окнах не было. Судебные заседания проходили в малометражном зале. Для лиц, заключенных под стражу, не было специально оборудованного отдельного помещения, поэтому все участники судебного процесса находились в зале вместе с конвоем, не изолированно от подсудимых. Суд обслуживал отдельные лагерные подразделе­ния и ВСЧ. Судопроизводство велось и по делам жителей поселка Верх-Нейвинский.

Судопроизводство проходило в сложных условиях: при наличии ИТЛ, контин­гента репатриированных лиц, граждан, освобожденных из мест лишения свободы, практически без материаль­но-технического обеспечения. Не было даже пишущей машинки – все документы по несколько экземпляров писали от руки.

В 1948 г. по амнистии было освобождено и ос­тавлено в городе без права выезда около 5 тыс. бывших заключенных. В связи с этим криминогенная обстановка обострилась, значительно увеличилось количество уголовных дел, направляемых на рассмот­рение в суд.

До 1982 г. деятельность работников суда была связана с командировками – обслуживали режимные объекты, войсковые части в Свердловске, Нижнем Тагиле, Верхней и Нижней Салде, Асбесте, поселках Малышево и Кунара, в городах соседних областей – Карталах, Соликамске, Орске.

Уголовные и гражданские дела с кассационными жалобами направлялись для рассмотрения в Вер­ховный суд РСФСР. Пакеты с делами прошивались, опечатывались и с грифом «секретно» отправлялись фельдъегерской связью[11].

Специальный лагерный суд ИТЛ и строительства № 514 создан 10 января 1948 г. Суд был размещен в доме барачного типа в районном поселке Нижняя Тура совместно с прокуратурой. Территориальная подсудность специального суда состояла в обслуживании пяти лагерных отделений, входящих в состав ИТЛ, Валерьяновского и Бушуевского лесоучастков первого строительного района, первого и второго ВСП и полка МГБ СССР, строительства № 514 и завод № 814. В связи с преобразованием районного поселка Нижняя Тура в город областного подчинения подсудность специального суда была расширена. Он стал обслуживать дополнительно строительство Нижнетуринской ГРЭС и сам г. Нижняя Тура.

Специальный суд подчинялся Управлению лагерных судов Министерства юстиции СССР и состоял из 9 чел. В компетенцию суда входило рассмотрение дел, подсудных районным и областным судам, а также уголовные дела по воинским преступлениям. Приказом Министерства юстиции СССР № 004/л от 23 февраля 1949 г. специальный лагерный суд ИТЛ и строительства № 514 преобразован в специальный «суд 200».

После упразднения специальных судов с 8 июля 1979 г. образована Третья постоянная сессия Свердловского областного суда, которая осуществляла правосудие в рамках уголовного, граж­данского и административного судопроиз­водства, являясь при этом судом первой инстанции. Кассационной инстанцией являлся Вер­ховный суд РСФСР[12].

В марте 1953 г. в г. Златоуст-20 создан специальный суд «20». Председателем суда назначен А.И.Курдин. Прика­зом директора Приборостроительного завода от 30 марта 1953 г. № 26 были утверждены народные заседатели для специального суда. В 1959 г. произошла первая реорганизация специальных судов. Из союзного подчинения они были пере­даны союзным республикам без изменения назва­ний, функций и полномочий. В РСФСР судьи стали избираться ПВС РСФСР. Судебные решения провозглашались именем РСФСР. Для рассмотрения кассационных жалоб образована особая коллегия Верховного Суда РСФСР.

В 1977 г. принята новая Конституция, в которой специальные суды из судебной системы исключались. Началась вторая реорганизация специальных судов. Из названия убрано сло­во «специальный», оставлен только номер. В г. Златоуст-36 суд стал называться «Суд 20». Такое наименование существовало всего 2 года. После третьей реорганизации специальных судов закрытых городов МСМ СССР суды стали называться постоянными сессиями областных судов. В г. Златоуст-36 с 1979 г. суд был 4-й постоянной сессией Челябинского областного суда. Первая сессия была образована в г. Челябинск-40, вторая – в г. Челябинск-70, третья – в Миассе-20. Фактически суды остались специальными судами. По-прежнему ими руководили Министерство юстиции РСФСР и Верховный Суд РСФСР. С принятием новой Конституции (12 декабря 1993 г.) все постоянные сессии были упразднены, а все закрытые города переданы в обычную под­судность территориальных судов[13].

Снежинский городской суд, рас­сматривающий дела в качестве суда первой и второй инстанции, был образован 7 апре­ля 1956 г. как Специальный суд № 35 с полномочия­ми рассмотрения дел, подсудных как районным (городским) судам, так и судам областного уров­ня. В качестве кассационной инстанции по отношению к суду был определен Верховный Суд СССР.

В 1956 г. судом было рассмотрено 78 уголовных и 47 гражданских дел. Приговоры и решения в 1956 – 1957 гг. выносились именем Со­юза Советских Социалистических Республик, а с 1959 г. после передачи специальных судов из союзного подчинения в республики – именем РСФСР.

Первоначально специальный суд размещался в одноэтажном здании барачного типа жилого поселка № 2. В 1974 г. суд был переведен в здание правоохранительных органов, в котором располагались зал судебных заседаний, 11 кабинетов и архив.

С первых дней деятельности специальный суд рас­сматривал, в том числе на выездных заседаниях в городах Касли и Челябинск-40, уголов­ные и гражданские дела, материалы об админис­тративных правонарушениях, боролся за укреп­ление порядка, воспитывал у жителей города и военных строителей уважение к закону.

В июле 1979 г. в соответствии с приказом заместителя министра юстиции СССР № 2/101 от 7 июня 1979 г. Специ­альный суд № 35 был ликвидирован, а на его ос­нове создана Вторая постоянная сессия Челябинского областного суда. С 1987 г. в связи с ликвида­цией Третьей постоянной сессии Челябинского областного суда (Миасс-20), возобновилось рассмот­рение гражданских и уголовных дел в выездных судебных заседаниях, но теперь уже в г. Миассе, Златоусте, Кургане, Уфе.

15 февраля 1993 в соответствии с приказом зам. министра юстиции РСФСР от 21 января 1993 г. на базе Второй постоянной сес­сии Челябинского областного суда был образован городской народный суд г. Челябинск-70, пере­именованный в ноябре того же года в Снежинский городской народный суд. Суд до се­редины 1987 г. являлся двухсоставным (работало двое судей). В июле 1987 г. суд преобразо­ван в трехсоставный[14].

Под руководством и координацией городских комитетов КПСС и Советов народных депутатов закрытых городов Урала работа правоохранительных органов по снижению уровня преступности и укреплению общественно­го порядка привела к определенным положительным результатам. Опыт, приобретенный в течение почти пятидесяти лет функционирования правоохранительных органов совместно с советскими, партийными и общественными организациями закрытых городов Урала, позволил установить приемлемый уровень социалистической законности и правопорядка, необходимый для безопасного производства оборонной продукции предприятий атомной отрасли страны.


[1] Информация о подразделениях ОВД закрытых городов взята из уже опубликованных изданий, сокращена и ограничена периодом до установления населенным пунктам статуса ЗАТО.

[2] Новоуральск. Шаги времени. С. 411-414.

[3] Скурихина Н.Н. Отдел внутренних дел РФ. Атомные города Урала. Энциклопедия. Город Лесной. С. 115.

[4] Берестнева Е.В. Отдел внутренних дел. Трехгорный. Энциклопедия. С. 377-378.

[5] Степанов Е.В. Отдел внутренних дел. Атомные города Урала. Энциклопедия. Город Снежинск. С. 181-182.

[6] Информация о судах и органах прокуратуры закрытых городов взята из уже опубликованных изданий, сокращена и ограничена периодом до установления населенным пунктам статуса ЗАТО.

[7] Новоуральск. Шаги времени. С. 399-407.

[8] Чанчикова Н.Г. Прокуратура Атомные города Урала. Энциклопедия. Город Лесной. С.126.

[9] Москвитин Н.Н. Прокуратура города Трехгорного. Трехгорный. Энциклопедия. С. 433-434.

[10] Зудов В.Ф. Суд городской. Трехгорный. Энциклопедия. С. 513.

[11] Новоуральск. Шаги времени. С. 408-409.

[12] Кузнецов В.Н. Атомный проект за колючей проволокой. С. 149, Савкина Н.Н. Городской суд. Атомные города Урала. Энциклопедия. Город Лесной. С. 66.

[13] Зудов В.Ф. Суд городской. Трехгорный. Энциклопедия. С. 513-514.

[14] Коляда В.В., Суржикова Н.В. Суд городской. Атомные города Урала. Энциклопедия. Город Снежинск. С. 206-207.

1.0x