25 августа 2015

ОБВАЛ

"Чёрный понедельник" мировой экономики
Фото: ссылка
ОБВАЛ - и обвалившееся место, и то, что обрушилось
Толковый словарь живаго великорускаго языка В.И.Даля

24 августа на фондовых биржах многих стран, в частности азиатских окрестили "чёрным понедельником". Индекс Шанхайской биржи продемонстрировал худшие показатели с 2007 года, вслед за ним стали рушиться индексы других рынков, валюты развивающихся экономик мгновенно ослабли. Цены на сырьё упали до минимума за последние 16 лет, в частности цены на нефть обновили минимум за последние 6,5 года. 

Экспертные оценки

Почему Китай пошел на коррекцию своего фондового рынка и девальвацию юаня, которые, собственно, и спровоцировали нынешний обвал?

У Китая сегодня — первая экономика мира, производящая до 40% мирового объёма реальных (а не фиктивных, спекулятивных и «виртуальных» — это важно!) товаров и услуг. У Китая — полуторамиллиардный внутренний рынок. У Китая — гигантский золотой запас. У Китая — мощный ракетно-ядерный потенциал. У Китая — своя сфера влияния глобальных масштабов, куда входит не только большинство стран АТР с мощной диаспорой хуацяо, но также БРИКС, ШОС и «черная» Африка южнее Сахары. У Китая — море, опять же, реальных активов по всему миру. И вот, МВФ, где бал правят США, попытался «бортануть» такой Китай — отказался включить юань в валютную корзину SDR ранее октября 2016 года.

Американцы, говоря на сленге «лихих девяностых», в открытую «быкуют» — и не просто «быкуют»: в ответ (да, в ответ — давайте уж начистоту!) на тысяча первое китайское предупреждение звучат взрывы на химических заводах в Тяньцзине (с цианидом натрия) и в Цзыбо, а также на металлургическом заводе в Аньшане. Вы верите в то, что все эти катастрофы за одну неделю произошли «сами собой»? Тогда поверьте и в то, что «сам собой» произошел также взрыв на американской военной базе в японском городе Сагамихара… «Оборотка» пошла более чем внушительная, «вашингтонскому обкому» есть о чем подумать насчет новой мировой войны «здесь и сейчас».

Как может пойти дальнейшее развитие событий? Различных вариантов — превеликое множество, но основных — всего-навсего три.

Вариант первый — быстрое схлопывание «пузыря» долларовых деривативов. Объём денежного агрегата L, ныне, по экспертным оценкам, достигающий $4 квадриллиона, уменьшается в несколько раз, приходя в соответствие с Global Domestic Product (GlDP), который составил около $108 трлн по итогам 2014 года. Доллар теряет статус главной резервной валюты мира, США утрачивают глобальное лидерство, либо объявляя дефолт, либо погружаясь в социально-экономический хаос.

Вариант второй — медленное схлопывание всё того же «пузыря», чего, в принципе, можно достичь целым комплексом «аварийных мер»: от прекращения биржевых торгов (по любой причине) до реализации масштабных провокаций типа пресловутого 9/11. Но если в 2001 году Америка тем самым создала себе плацдарм для геостратегического наступления, то сейчас её задачей будет геостратегическое отступление без паники и развала.

Наконец, вариант третий — та самая новая мировая война, которая «всё спишет». Всё — означает не только долги, но и всю планету Земля с некоторое время процветавшей на ней человеческой цивилизацией.

В первую очередь, всё произошло из-за обвала в Китае, где фондовые рынки продолжили падение, несмотря на то, что власти страны предпринимали все возможные меры, чтобы его остановить, вплоть до уголовных дел по трейдерам, которые играли против рынка. И когда уже стало ясно, что власти Китая не всемогущие, не могут сдержать давление, то инвесторы стали оценивать риски обвала, и в результате дефолта мы наблюдали обвал на фондовых рынках Европы, Азии и потом США. Даже несмотря на то, что США попытались выкупить этот обвал, к концу торговой сессии падение составило, по-моему, 3,5% по ключевым фондовым индексам.

Учитывая, что падение фондовых рынков Китая продолжилось, можно сказать, что в Китае назрели очень большие проблемы. Кризис на фондовом рынке – это лишь звоночек. Там серьёзная проблема с долгами муниципальных правительств. Конечно, у Китая есть резервы, чтобы вытащить, выровнять ситуацию, но многие эксперты с каждым днём всё менее и менее уверены в этом, потому что пока что действия правительства Китая не возымели позитивного эффекта. Все понимают, что Китай – основной импортёр сырья, металлов, нефти. Если там случился финансовый кризис, то он ударит по всем развивающимся рынкам и коснётся и Европы, и США. Причём если в 2008 году у мировых центробанков ещё был какой-торесурс, который они могли использовать, то сейчас банки уже напечатали огромное количество средств, уже предприняли всевозможные действия, их арсенал во многом исчерпан. Поэтому если текущий кризис всё-таки разразится, он будет гораздо тяжелее, чем кризис 2008 года.

В отношении России. С одной стороны, учитывая, что у нас все инвесторы убежали после введения санкций, то обвал фондовых рынков, конечно, так прямо не отразится на России, как отражается на других рынках. Но с другой стороны, учитывая, что наша модель экономики - с санкциями или без - просто перестала работать, то российский кризис мощным образом накладывается на глобальный финансовый кризис. Если, конечно, правительство не решит всё-таки перейти на новые рельсы, создать новую модель роста экономики. Пока, к сожалению, шагов в этом направлении не видно

Основная причина российских проблем – не Китай, не Иран, не США и даже не Греция. Она в том, что российская экономическая политика направлена на насаждение принципов рыночной экономики. То есть на попытку – на тщетную попытку, как это уже многократно было в истории – создания рыночного общества, где всё продаётся и всё покупается. Труд, земля, ресурсы и деньги – это фиктивные товары, не подпадающие под категорию товаров в общепринятом понимании. Мы эти товары не делаем, не зарабатываем и не вправе распоряжаться ими и ставить судьбу страны в зависимости от цены на нефть. Это очевидное фиаско, которое уже многократно было в мировой истории - приводило к великой депрессии, к фашизму в Италии, к нацизму в Германии, ко Второй мировой войне, к кризису 2008 года, кстати, и к возникновению ИГИЛ. Сегодня это очередное проявление в рамках конкретного государства.

За прошедший год валюты стран нефтяных экспортёров обесценились в промежутке приблизительно от 9 до 22%. Только один российский рубль обесценился более чем на 50%. Это говорит о том, что экономический блок правительства и Центробанк фактически привязали судьбу нашей национальной валюты к доллару, а за долларом к нефти. То есть это некий суррогат Бреттон-Вудской системы, когда все валюты были привязаны к доллару, а доллар был привязан к золоту.

Мы – единственная страна в мире, которая исповедует подобную монетарную даже не политику, а религию. Поэтому наше будущее зависит, прежде всего, от судьбы доллара и судьбы нефтяного рынка. Но в связи с тем, что, по мнению правительственных экономистов и идеологов, у нас вся страна занимается исключительно производством и реализацией нефти, а нефть падает, то никаких других источников для, например, формирования бюджета, не существует. Для поддержания достойного социального уровня, для развития общества никаких иных мотивов, стимулов и материальных предпосылок также нет. И поскольку экономика находится в состоянии глубокого нокдауна, курс будет слабеть и дальше. И вопрос достижения границы 100 рублей за доллар – это вопрос времени. Никто не может сказать, когда это произойдёт – осенью, зимой или в следующем году, но это, безусловно, будет.

Самое главное в этой ситуации - впереди нет никакой катастрофы. Мы стали участниками серьёзного мирового эксперимента, более серьёзного даже по сравнению с социализмом. Этот эксперимент называется формирование рыночного общества, подчинённого законам рыночной экономики. Законам, которые на самом деле законами не являются и, повторюсь, многократно приводили к сбоям и к протестам в мире. Мы же за двадцать пять лет из одной крайности перескочили в другую. Семьдесят лет строили социализм, а потом мы стали участниками неудавшегося в мировом масштабе эксперимента по построению рыночного общества, где всё подчинено законам купли-продажи, включая труд врачей, учителей, военных, юристов, учёных, работников культуры и всех, кто не занят непосредственно производством.

Мы возвращаемся к началу пути, и, конечно, впереди будет плохо. Повторюсь ещё раз, 100 рублей за доллар – вопрос времени. Но в нашей недавней истории неоднократно были периоды, когда ситуация была не в пример хуже -1992 год или 1998, ничего мы выжила, страна не распалась. И в этот раз будет тяжело, но не стоит заказывать место на кладбище. В то же время надо понимать, что эксперимент не удался, и критическое состояние будет продолжаться до тех пор, пока идеологи нынешней экономической политики и их проводники в системе исполнительной власти не покинут свои посты и не уйдут в тень, пока добровольно. В недалёком будущем они будут вынуждены сделать это по принуждению.

Слово дня 24 августа 2015
Экспертные оценки:
1.0x