Авторский блог Даниил Торопов 00:00 15 февраля 2012

Альтернатива хаосу

<p></p><p>Никакие революции, сломы, потрясения не нужны России. Вспомним девяностые годы. Доходило даже до угрозы потери суверенитета России. Дальше некуда. </p><p>А современные революции — это управляемое безумие. То, что творится, например, в Ливии — пред этим бледнеет фантазия самого маркиза де Сада. Она кажется детским лепетом. Такое впечатление, что мы присутствуем при массовом помешательстве людей. Это хуже чем 17-й год, потому что и оружие сейчас не то, что было, и обработка мозгов изощрённей и подлее. Тогда, в 17-м году, хоть были благие намерения, которые, однако, весьма часто ведут в ад. Любой призыв к насилию, даже замаскированный, и у нас, и везде опасен, как смертельный укус змеи. </p><p>Поэтому такие лозунги, призывы как «сметём всё», «должна пролиться кровь» и тому подобное недопустимы, и носят явно экстремистский характер.</p><p></p>

 "ЗАВТРА". Юрий Витальевич, как вы относитесь к текущей ситуации в России, какие ассоциации она у вас вызывает? 

Юрий МАМЛЕЕВ. 1918 год. В самом центре России — две армии. Окопы. Красные и белые. Солдаты. Всего год назад они все были вместе. Бок о бок, защищая свою страну. Умирали вместе и хлеб делили вместе. Сейчас они стреляют друг в друга. Из окопов раздаются песни: всем знакомые русские народные песни. До сих пор они поют то же, что пели ранее вместе. И убивают друг друга. Поют и другие песни, уже разные, одни — "За власть Советов", другие — "За Русь Святую", как будто Святая Русь и собрание рабочих и солдат — непримиримые враги. И поток крови течёт и течёт два-три — почти четыре года. 

А вот холодный расчёт, сделанный ещё Менделеевым: в середине ХХ века в России 500-600 миллионов человек. Экономически Россия — первая держава мира. Это не осуществилось благодаря революции и гражданской войне, точнее братоубийству. 

"ЗАВТРА". А что вы скажете о нынешних "оранжевых революциях"? 

Ю.М. Никакие революции, сломы, потрясения не нужны России. Вспомним девяностые годы. Доходило даже до угрозы потери суверенитета России. Дальше некуда. 

А современные революции — это управляемое безумие. То, что творится, например, в Ливии — пред этим бледнеет фантазия самого маркиза де Сада. Она кажется детским лепетом. Такое впечатление, что мы присутствуем при массовом помешательстве людей. Это хуже чем 17-й год, потому что и оружие сейчас не то, что было, и обработка мозгов изощрённей и подлее. Тогда, в 17-м году, хоть были благие намерения, которые, однако, весьма часто ведут в ад. Любой призыв к насилию, даже замаскированный, и у нас, и везде опасен, как смертельный укус змеи. 

Поэтому такие лозунги, призывы как "сметём всё", "должна пролиться кровь" и тому подобное недопустимы, и носят явно экстремистский характер.

Революции начинаются с дестабилизации, с расшатывания власти, с благородных лозунгов — кончаются дорогой в ад. Сын против отца, дочь против матери.  

"ЗАВТРА". Какая же альтернатива дестабилизации, хаосу, борьбе всех против всех? 

Ю.М. Цивилизованные выборы. Эволюционный принцип движения вперёд, а не взрывной, после которого остаются только осколки. Преодоление тех негаций, которые существуют сейчас. Совершенно очевидно, что гарантом стабильного состояния и эволюционного процесса может быть только Путин. Обвинения в его адрес часто носят исключительно эмоциональный характер и игнорируют факты. Ведь все наши бедствия идут не от Путина, а с людоедских 90-х годов. Путин многое, очень многое сделал в начале своего президентства, чтобы избавить страну от наиболее вопиющих кошмаров. Он освободил страну от долгов, изменил разрушительный характер телевидения. Населению стали регулярно платить зарплату. Его заслуги того времени хорошо известны. Страна стала подниматься, её статус как великой державы подтвердился. Это не всем нравилось, а зря. Россия никому не угрожала и не будет угрожать. Мир на земле — в наших национальных интересах. 

Потом наступил кризис, стагнация, было совершено много ошибок. Тем более, главное — систему, которая создавалась в 90-х, заменить или тотально изменить было невозможно. Каждый, кто хоть сколь-нибудь разбирается в мировой и российской ситуации понимает это. Многое изменить можно только эволюционным путём. 

Но также очевидно возмущение значительных слоёв нашего народа, особенно молодёжи, губительными чертами нашей жизни абсолютно оправданно. Эти губительные черты (от коррупции до состояния здравоохранения и.т.д.) всем известны. Но напрасно думать, что Путин не сумеет изменить то, что возможно в ближайшее время изменить. Он не может сделать то, что нереализуемо в данной ситуации, и никто не сможет сделать. 

Но то, что реализуемо, он вполне может сделать, ибо в этом сейчас есть политическая необходимость, а профессиональный политик действует именно по таким указателям жизни, а не по произволу. И именно Путин, обладая огромным опытом, может осуществить возможное, ибо даже возможное осущест- влять в такой сложнейшей мировой обстановке, как сейчас, непросто. Путин вывел Россию из критического положения в начале ХХI века, почему же он не сможет сделать это сейчас.

Есть только один путь — путь постепенной, хорошо продуманной эволюции, движения вперёд, без резких скачков вправо или влево. 

Если мы посмотрим на нормальную системную или просто цивилизованную оппозицию, которая, конечно, просто необходима в любом демократическом государстве, то многие протестные настроения имеют под собой реальные основания и с ними, конечно, необходимо считаться, слов нет. 

С другой стороны, все четыре кандидата в президенты, соперники Путина, явно уступают ему и в опыте управления государством, и в авторитете, и по многим другим качествам. Но всё же и в их программах есть, несомненно, интересные моменты. А как фигура, наиболее ярок, по-моему, Прохоров     

"ЗАВТРА". Вы, конечно, признаёте сложность ситуации, в которой находится Россия. Абсолютно ясно, что ситуация крайне трудная, да ещё может начаться вторая волна мирового кризиса. Вечный русский вопрос: что делать? 

Ю.М. Это вопрос не ко мне, а к руководству страны. Эти люди обладают полной информацией о том, что происходит в мире, информацией, которая не может быть доступна всем, поэтому им решать, и на них падает ответственность за судьбы миллионов людей и всей нашей великой страны. Время довольно критическое, ибо может возникнуть нечто непредсказуемое и внезапное. 

Но я бы хотел сказать следующее. Главный порок системы, созданной в 90-е годы — полный отрыв как от российской исторической традиции, так и от западной модели. Это искусственный монстр, которого значительно поправили, но его пороки не изжиты до сих пор. 

От западной модели он отличается тем, что людоедский капитализм, который господствовал на Западе в ХIХ и в первой половине XX века века, изжит Западом по причине неизбежности в таком случае социальных взрывов. Современная модель Запада — это вовсе не "капитализм", а социально ориентированная модель — некий синтез капитализма с его мощным экономическим динамизмом, и чертами социализма с защитой населения. Это особенно очевидно на примере европейских стран, особенно, таких, как Франция с её социальной культурой. 

Упомянутый монстр 90-х годов также далёк и от русской исторической традиции, и это также оказалось губительным. Возьмём хотя бы такой момент. Россия выживала и жила в трудные времена и не только трудные, за счёт комплекса таких великих качеств, как любовь к Родине, примат духовного начала, взаимовыручка, восприятие своего народа как единой семьи, чувство локтя. Всё это было цинично разрушено в 90-е годы. Вместо этого внедрялся культ патологического эгоизма, беспредельной наживы за счёт других, животного материализма и презрения к страданиям людей…

Это означало разрушение человека, а человек — это главное в истории, разрушив его — рушится всё остальное. Без любви к своей стране и её людям — народ ассимилируется, завоёвывается и исчезает с исторической арены. 

Монстр действовал очень продуманно. В конечном итоге, я думаю, не удалось. Многое разрушил, но, по большому счёту, не удалось. 

Нам нужен капитализм с человеческим лицом, развитие должно сочетаться с социалкой. 

Особое значение (и здесь я частично отвечаю на вопрос: что делать) могут иметь изменения в сфере культуры и отношений между людьми. Необходимо, на мой взгляд, моральное перевооружение. Это означает вызов порокам 90-х годов. Речь идёт о восстановлении любви к людям в социуме, о восстановлении улыбки на улицах, о восстановлении той необыкновенной теплоты, дружбы, интереса людей друг к другу, желания помочь попавшему в беду, т.е. восстановления той ауры духовности, которая существовала. 

Важное значение в этом подвиге восстановления может сыграть классическая русская литература. Только она сможет привить людям самую глубинную любовь к России, пронзающую душу, воздвигнуть вечный духовный патриотизм. Поэтому изменения в культурной политике просто необходимы сейчас. 

Из социологических опросов видно, что для народа важным моментом является идея социальной справедливости, а также чувство принадлежности именно к великой стране. Это чувство всегда сопровождало русский народ.    

"ЗАВТРА". Какова ваша позиция по поводу отношений с Западом?

Ю.М. Это очень важный вопрос. Сам всеобъемлющий здравый смысл подсказывает нам, что надо всеми силами, вопреки всем трудностям, улучшать эти отношения во всех сферах: политической, экономической и.т.д. В частности, с США. Это трудно, но надо. Кажется, Никсон говорил о том, что Россия была, есть и будет великой страной и от отношений США и России во многом зависят судьбы мира. Я с этим согласен. С Европой мы соседи, и я думаю, насколько, например, важно поддерживать близкие связи с такой великой страной, как Франция, тем более в сфере культуры — традиционной для наших дружественных отношений. С Италией, Германией у нас тоже сейчас много точек соприкосновения. 

Будущие времена грозят исполнением пророчеств и людям нашей планеты надо быть вместе, а не раздирать землю бесконечными конфликтами. 

1.0x