Авторский блог Объединённое Движение Русская Философия 00:09 27 февраля 2024

Жизнь как оправдание человека

отчёт о круглом столе

23 февраля в рамках проекта РОД «Русская Философия» «Антроподицея. Религиозно-философский музей имени Павла Флоренского» состоялся круглый стол: «Жизнь как оправдание человека».

Мероприятие было посвящено теме русской антроподицеи и философской антропологии отца Павла Флоренского, неотделимой от поставленного философом вопроса о «цельном будущем мировоззрении», в котором должны соединиться в гармоничное целое богословие, философия, наука, искусство, техника и т.д.

В своем приветственном слове директор движения Евгений Сергеевич Кирилловых рассказал о философской экспедиции «Антроподицея» на Соловецкий архипелаг, результатом которой стала концепция нового культурного проекта, направленного на развитие самобытной русской антропологии. В фокусе его внимания человек в контексте важных событий, переломных моментов истории, судьбоносных испытаний и моментов принятия трудных решений.

двойной клик - редактировать изображение

Кирилловых Евгениий Сергеевич. Философ. Директор РОД "Русская Философия"

«Формат музейной деятельности данного проекта подразумевает несколько направлений взаимодействия с аудиторией: это и виртуальный характер размещения материала, и встречи людей, которые интересуются различными историями жизни, рассказанных, пересказанных и дополненных участниками нашего коммунитарного проекта».

1. Отец Павел Флоренский

2. Смирнов Борис Леонидович

3. Лосев Алексей Федорович

4. Гаврилов Геннадий Владимирович

Пожалуй, это первый и основной круг людей, выбранных для знакомства в проекте».

Эстафету перехватил куратор проекта, философ, преподаватель БФУ имени И.Канта Андрей Сафонов.

двойной клик - редактировать изображение

Сафонов Андрей Анатольевич. Магистр философии, преподаватель БФУ им. И. Канта

Цель его доклада заключалась в выявлении философского фундамента проекта. Им, по мнению докладчика, может стать утонченная богословская концепция Истины-Алетейи, реконструированная на основе трудов отца Павла Флоренского.

В своей теодицеи Флоренский интерпретирует греческое слово Алетейя как «незабвение» – вечную подоснову реальности, над которой не властны время и смерть.

Истина-Алетейя не является для философа чем-то абстрактным – это живая Божественная реальность, источник высших смыслов, проводником которых в нашу реальность должен стать «гражданин двух миров» - человек.

Проявлениями Алетейи в тварном мире могут стать надвременные истины математики, многообразная антиэнтропийная деятельность, примером которой могут служить работы Флоренского о внесении порядка в сферу электричества, влиянии йода на память и методику строительства фундамента в северных города.

Идейным фундаментом нового музея может стать Алетейя, понятая как вечная память. Ведь ничего по мнению отца Павла не проходит окончательно, прошлое всегда с нами и является опорой для нас. Музей должен стать пространством для живого диалога времен.

Тема антиэнтропийной миссии человечества была продолжена в выступлении следующего участника круглого стола – Дмитрия Владимировича Барановского, кандидата философских наук.

двойной клик - редактировать изображение

Барановский Дмитрий Владимирович. Кандидат философских наук, зам директора РОД "Русская Философия" по научной работе

Доклад Дмитрия Владимировича «Философия космизма как источник антроподицеи в работе И.М. Забелина «Человек и человечество»» был посвящен проблеме смысла существования и цели человечества. Широкое распространение материализма и сциентизма в двадцатом веке заставило многих мыслителей усомниться в существовании подобного рода высшего смысла и цели. Так, например, чехословацкий математик и философ Арношт Кольман заявлял, что «мы просто существуем, существуем бесцельно». Советский географ и представитель естественно-научного крыла русского космизма И.М. Забелин использует данное высказывание, чтобы поставить вопрос о предназначении человечества.

Опираясь на идеи Н.Ф. Федорова, В.И. Вернадского, Н.А. Умова, Н.Г. Холодного Забелин говорит о едином человечестве, об антиэнтропийной сущности жизни и особой роли человечества в космическом процессе. Таким образом Забелин сформировал телеологическое видение будущего человечества и раскрыл потенциал русского космизма как антроподицеи, подытоживает Дмитрий Владимирович.

В докладе следующего участника дискуссии Ганелина Виктора Гдальевича «Универсум Павла Флоренского и Владимира Вернадского» соединились ключевые для русского космизма темы и малоизвестные идеи Павла Флоренского из его работы «Мнимости в геометрии».

двойной клик - редактировать изображение

Ганелин Виктор Гдальевич. Кандидат геологических наук, ведучий научный сотрудник РАН

«Биосферные и космические идеи Вернадского были близки Флоренскому, а труды Флоренского вызывали же глубокий интерес у Владимира Ивановича. Программной установкой натуралиста Вернадского была задача связать в единое целое два синтеза «Космоса», две картины мироздания. Первый из них - мир физический, где всё сводится к схеме, основанной на представлениях об эфире, энергии, квантах, электронах, не охватываемых сознанием в образной форме. Этой картине мира Вернадский противопоставил восприятие этого мира натуралистом, в которое всегда входит новый элемент, элемент живого. Вернадский полагал, что синтез этих миров возможен лишь на пути углубления наших представлений о «Космосе», о пространстве и времени.

Для объяснения живого недостаточно механического языка, используемого для объяснения неживой материи, живое требует нового языка, основанного на переосмысленных принципах телеологии. Такой новый язык, по мнению докладчика, можно найти в работе Флоренского «Мнимости геометрии», заключает Виктор Гдальевич.

Далее выступила Надежда Николаевна Миронова, профессор филологии, МГУ имени Ломоносова.

двойной клик - редактировать изображение

Миронова Надежда Николаевна. Доктор филологических наук. Профессор

Далее выступила Надежда Николаевна Миронова, профессор филологии МГУ имени Ломоносова.

В своем докладе «Религиозная семантика в трудах Павла Флоренского в переводах на немецкий язык как проблема понимания» Надежда Николаевна говорила о повышении внимания к наследию Павла Флоренского за рубежом как к глубокому богослову, неординарному ученому, авангардисту и модернисту. Особенная роль в этом открытии Флоренского западному читателю принадлежит немецкому слависту Фрицу Мирау.

Также Надежда Николаевна рассказала о сложностях передачи семантики Павла Флоренского на немецкий язык.

Продолжил дискуссию философ Илья Алексеевич Коноплев с докладом «Радикальная честность, безжалостное сострадание и трансцендентальный солипсизм: три тезиса в защиту Канта и против критики его философии П. Флоренским».

двойной клик - редактировать изображение

Коноплев Илья Алексеевич. Поэт, философ, зам директора РОД "Русская философия" по творческим вопросам

Илья Алексеевич назвал свою речь адвокатурой Канта: по его мнению, причиной радикальной критики Канта отцом Павлом явилось его непонимании философии великого кенигсбержца. По мнению докладчика, Кант не убрал Бога из философии, в чем его обвиняла русская религиозная мысль, а указал человеку путь к нему – путь следования голосу своей совести, т.е. категорическому императиву.

Далее выступал философ Роман Сергеевич Осипенко с рассказом о движении радикальной ортодоксии и его основателе – современном английском богослове и философе Джоне Милбанке, предложившим деконструкцию модернизма его же средствами.

двойной клик - редактировать изображение

Осипенко Роман Сергеевич. Философ

По мнению Романа Сергеевича господство секуляризма в современном дискурсе уходит корнями в картезианский дуализм, радикально отделивший духовное от телесного. Здесь идеи Милбанка пересекаются с идеями Ханса Гумбрехта, противопоставлявшему картезианской культуре значения, культуру присутствия.

Задача radical orthodoxy – освобождение от аналитической диктатуры, выведение теологической проблематики из маргинальной зоны в центр современных дискуссий, интеллектуальный подступ к «соработничеству» человека и Бога, что очень созвучно идеям Флоренского, Бердяева и других представителей русского религиозного ренессанса.

Последним докладчиком был автор культурных проектов Сергей Михайлович Явников.

двойной клик - редактировать изображение

Явников Сергей Сергеевич. Автор культурных проектов

Сергей Михайлович рассказал о своем сложном пути богоискательства, о том, что несмотря на духовный опыт, который радикально изменил его жизнь, он не смог остановится ни на одном из существующих религиозных форматов и впоследствии пережил откровение о творчестве, способном открыть человеку божественную глубину.

Культурное пространство, которое создал Сергей Михайлович на базе своего дома, стало одним из самых популярных мест у калининградской творческой общественности. Оно является чем-то вроде практической реализации философии творчества Бердяева.

Круглый стол завершила одна из участниц культурного проекта Сергея Явникова музыкант Влада Клепцова с песней Χριστός ΑνέΣτη.

По итогам круглого стола было принято решение о создании инициативной группы проекта «Антроподицея. Философско-религиозный музей имени Павла Флоренского».

Прослушать все выступления вы можете на YouTube-канале РОД "Русская Философия" по ссылке.

По этой ссылке Вы можете ознакомиться с прошедшей философской экспедицией «Антроподицея». Москва-Соловецкий Архипелаг. 16.12.2023/28.12.2023 по ссылке.

Интересного просмотра!

1.0x