Сообщество «Посольский приказ» 00:06 8 февраля 2024

Затрещина гегемону

острая фаза кризиса постепенно сходит на нет

На прошлой неделе в "Завтра" публиковался материал про конституционный кризис в США, вызванный конфликтом между столичным Вашингтоном и пограничным Техасом. В перечислении невзгод, настигших мистера Байдена на излёте января, упоминался и удар по американской базе Эт-Танф на сирийско-иорданской границе. Да, подобных ударов по ближневосточным объектам США в последний год насчитывается уже больше сотни, но этот был особенным. Не только тем, что его целью была выбрана колыбель сирийской демократической оппозиции — той, что тоже взрывала мечети и резала головы (но как-то добрее, честнее, что ли); не только тем, что в ходе атаки, как утверждается, проиранские силы умудрились обмануть систему "свой-чужой", благодаря чему беспилотники проникли в воздушное пространство базы, не встревожив ПВО. Главным отличием стало то, что в результате атаки погибло трое американских военнослужащих, а 36 человек из персонала базы получили ранения.

В Штатах существует целый культ военных: плевать, что ветераны Ирака и Афганистана зачастую живут в нищете, пьют, наркоманят и убивают себя с темпами, уступающими только показателям самоубийств транссексуалов, — правилом хорошего тона считается поблагодарить человека в форме за его службу (это, кстати, нужный и важный жест и в России), а также пролить скупую мужскую слезу над фактом гибели американских солдат где-то на чужбине. Вот и этот случай не стал исключением: глава Белого дома оплакал погибших, а глава Пентагона в ответ на бомбёжку Эт-Танфа пообещал "жёсткий ответ". По этому поводу в упомянутом выше материале из прошлого номера высказывалось сомнение. В самом деле, любое действительно серьёзное действие против Ирана, будь то прямо признанный американцами удар по персидской территории или же уничтожение в лучших традициях Дональда Трампа иранских высших чинов, не только открывает дорогу к эскалации (допустим, никакой эскалации не будет), но и фактически отрезает Иран от нефтяных рынков, а значит — способствует росту цен на нефть. В преддверии выборов, опросы к которым уже в феврале рисуют Джо Байдену 5–6% отставания от Трампа, только этого и не хватало. Но ответить как-то надо было.

В лучших традициях украинского контрнаступления, к которому сняли трейлер, а место атаки обозначили за несколько месяцев, американцы тоже объявили, что идут на вы. 2 февраля The Wall Street Journal (WSJ) сослался на анонимных американских военных чиновников, согласно которым удар возмездия будет нанесён 3–4 февраля. При этом дело не должно было ограничиться ударами, а ещё и включать в себя некие многоуровневые меры. Что за меры — анонимные американские военные чиновники не объяснили. Но дальше было ещё интереснее. Выяснилось, что по закрытым каналам с персами активно обсуждали, где и когда этих самых персов и их союзников будут бомбить. В упомянутом тексте WSJ те самые чиновники говорили, что частью многоуровневых мер будет убеждение Тегерана в том, что Вашингтон не заинтересован в эскалации. Вот, видимо, поэтому им и сообщили все важные подробности заранее. Вечером 2 февраля американцами был нанесён удар ракетами и авиабомбами по объектам проиранских сил в сирийской провинции Дейр-эз-Зор. Конечно, персы дежурно возмутились такому грубейшему нарушению международного права, но в целом все, кроме пострадавших сотрудников попавших под удар объектов, остались довольны. Американцы совершили своё возмездие, осуществили обещанный "жёсткий ответ" и отомстили за своих солдат. Персы избежали эскалации и необходимости прикрывать нефтяную торговлю, при этом остались в моральном выигрыше из-за несоизмеримости атаки на Эт-Танф и "жёсткого ответа".

Главный пострадавший здесь не так очевиден — и это даже не Сирия, по чьей многострадальной земле наносились оба удара. Больше всех пострадала Иордания, которую мудрые американцы поблагодарили за помощь в проведении авиабомбардировок. Уникальное положение этого королевства всегда обеспечивалось тем, что, сохраняя хорошие отношения с Западом и участвуя во всех его ближневосточных делах (скажем, как плацдарм для атаки на Сирию), Амман умудрялся не выводить из себя соседей-арабов и при этом принимать огромные количества беженцев из Палестины. А здесь в чувствительный момент истории региона Штаты, чьё влияние очевидно слабеет и чьи дни в качестве региональной силы подходят к концу, оказывают иорданцам такую медвежью услугу, признавая за ними важную роль в атаке на персидские силы в Сирии. Это уже не тот Иран и не та Сирия, что в 2015-м, — с ними ссориться никто не хочет, поэтому репутацию Иордании как миролюбивого модератора и прибежища спасающихся от израильского буйства палестинцев основательно подмочили.

Интересно и то, что происходит вокруг войны в Газе. Появляющиеся в европейской прессе разговоры о зверствах ЦАХАЛ обусловлены не только симпатиями к палестинцам в западных странах (сложившимися по ряду причин, о которых мы говорили не раз) и не только странным садистским удовольствием, с которым журналистами различных BBC и Le Monde препарируется число разрушенных домов или убитых гражданских. Дело, кажется, ещё и в прогреве публики перед большим событием — отказом Запада от одного из важнейших своих принципов. На протяжении десятилетий "решение в виде двух государств" было либо ругательством, либо несмешной шуткой: никто всерьёз не рассматривал возможность надавить на Тель-Авив во имя признания какой-то там Палестины. Сегодня концепция изменилась. Разговоры о государстве Палестина, признанном "международным сообществом", становятся всё громче и обрастают всё большим числом интересных подробностей. И эти подробности прозрачно намекают на амбиции одного из игроков. Здесь рассказывается, как Британию щёлкнули по носу Штаты, взяв на себя роль основного менеджера — пока на мелком уровне, но постоянное участие директора ЦРУ Уильяма Бёрнса в переговорах с катарцами, египтянами, ХАМАС и Израилем указывает на то, что именно этой компанией получится прийти к какому-никакому соглашению. И вот в ответ на это в большой европейской прессе запускается сюжет признания палестинского государства. Разумеется, не в нынешнем виде со всеми этими ХАМАС и ФАТХ, а во главе с людьми, тщательно отобранными британской дипломатией и лично сэром Тони Блэром и сэром Дэвидом Кэмероном. 30 января на встрече с послами арабских стран в Лондоне тему признания Палестины поднял именно Кэмерон, британский министр иностранных дел, — он назвал это "прогрессом на пути к миру". Вместе с этим признание палестинского государства пока что обсуждается в американской прессе как бы вполголоса, а Биньямин Нетаньяху, который пообещал костьми лечь, но не допустить этого признания, не одёргивается Штатами.

Острая фаза кризиса, который не нужен никому, постепенно сходит на нет. Этому не мешают ни вспышки в Сирии, ни унылые обмены ударами в Красном море, ни непонятные бомбёжки хуситских объектов американскими ракетами. Но принципиальная невозможность достичь какой-либо из сторон стратегической цели (вырваться из окружения Израилем или окончательно решить вопрос Газы) делает кровавое продолжение этого хаоса делом времени. И в вопросе о том, как достичь того самого прогресса, полезно будет посмотреть на ситуацию глазами местного обывателя. Тель-Авив, Лондон, да даже тот же Амман — всё это личины одной и той же сущности, которой на Востоке не место. Уйдёт она — вопрос вечного кризиса на Святой Земле, этой незаживающей раны, будет снят сам собой.

21 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
28 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
25 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x