На сайте «Завтра» постоянно публикуются оптимистические известия об открытии новых заводов или хотя бы цехов. «Индустрия возрождается! – говорят эти сообщения. Вообще-то, если присмотреться к этим известиям, то понимаешь, что особо грандиозных проектов среди промышленных новоделов нет. Комбикормовый цех – дело полезное, но, прямо сказать, не Уралмаш. Но, как говорится, и на том спасибо. Во-вторых, среди первенцев новой индустриализации практически не видно производства средств производства. Машиностроение, станкостроение, в частности, пока в этот благотворный процесс на включилось. Ну и в-третьих, промышленный рост, даже если он демонстрирует неплохие цифры – это рост восстановительный после гигантского провала 90-х и нулевых. Но при всём при том, возрождение промышленности – симптом положительный, радостный, вдохновляющий. Именно обрабатывающая промышленность – главный источник богатства народов: это наблюдательные люди поняли ещё в XVII веке.
Чему же мы обязаны этим положительным сдвигом? Санкциям Запада. И не только санкциям как таковым, а общей обстановке давления на нашу страну. В том числе и психологического. Экономика, хозяйственная жизнь, при всём своём материализме, по крайней мере, на половину состоит из психологии. Та самая легендарная русофобия, которую мы то проклинаем, то высмеиваем – стоит у истоков нашего промышленного возрождения.
«Мир, дружба, жвачка», «заграница нам поможет» - весь этот комплекс представлений, соединившись с нашей природной обломовщиной, чрезвычайно способствовал промышленному упадку и развалу. Что надо – купим на нефтяные доходы – такова была господствующая точка зрения. Хорошо помню, т.к. сталкивалась по работе: в 90-е годы, в пору правления Гайдара, было прямо-таки запрещено строить новые промышленные мощности, дозволялась только реконструкция. Так бы и влачили тихую второсортную жизнь, постепенно сползая в третий мир, если б не случился новый виток противостояния с Западом. А вместе с ним и осознание: не слезем с печки – «нас сомнут», как выражался тов. Сталин. И вот инстинкт народного и государственного выживания диктует: надо браться за дело. Да, трудно, неохота, но без этого – хана.
Трудности, опасности, внешнее давление – неприятные, но очень полезные факторы. Развивающие. Мобилизующие. Препятствия и трудности творят цивилизации. На этом построил свою теорию цивилизаций Арнольд Тойнби. Одна из его книжек так и называется «Вызовы и ответы», а в ней одна из глав: «Внешнее давление как стимул развития цивилизации». «Священная Римская империя слабела, когда давление слабело, и усиливалась, когда давление усиливалось», - пишет Тойнби.
«Благословенны препятствия, ими растём», - говорил Николай Рерих. Это верно и в исторической жизни народов, и в маленькой человеческой жизни. Человек, живущий гладко и бестревожно, ничего существенного в жизни, как правило, не достигает. Не случайно дети состоятельных и социально продвинутых родителей, которым созданы все условия, часто скатываются в никчёмность и убожество. А народ, достигший длительной «райской» жизни, - неизбежно вырождается и гибнет.
Американский учёный-этолог Джон Кэлхун наглядно показал, как это происходит. Он построил «мышиный рай», вошедший в историю науки под названием «Вселенная-25». Это бак размером 2х2х2 м, где всё предусмотрено для сытой, счастливой жизни: чистота, комфортная температура, изобилие еды и воды, специальные «норки» для выведения потомства. Места там достаточно для 4 тыс. мышей. При начале эксперимента в «Рай» посадили 4 мышиные пары и стали наблюдать. Сначала начался экспоненциальный рост популяции, сформировалась социальная иерархия. Потом рост замедлился, а потом стало твориться нечто несообразное. Рост продолжительности жизни привёл к тому, что старики не давали ходу молодым самцам и среди тех возникли «метросексуалы», которые не боролись за самок и территорию, а знай себе расчёсывали собственную шёрстку, чтоб стать красивыми и элегантными. При этом появились агрессивные самки, поедающие собственных мышат. Дальше рождаемость упала до нуля и популяция вымерла. Этот опыт повторялся много раз, и всё с тем же результатом. Поучительная история – верно? Не случайно с экспериментатором пожелал встретиться Папа Римский.
Мышиная история проливает свет на то, почему в 30-50-е годы население в России росло, а в несравненно более сытые и комфортные времена начало падать. Росло оно тогда, когда была атмосфера высокого накала, была борьба, вызовы, опасности. Да-да, и опасности тоже до какого-то предела благотворны. Как стресс, как радиация. При полном отсутствии того и другого организм слабеет и умирает.
Хорошо это или плохо, но большинство людей принимается за большую и трудную работу только перед лицом большой трудности, препятствия, субъективно ощущаемого как несчастье. Когда-то иностранная компания, где я работала, меня выгнала, и я начала собственный бизнес. И таких историй – несть числа. Так что спасибо нашим западным партнёрам за благотворные вызовы. Так победим.