Поэт Мандельштам употребил этот выведенный в заглавие диковинный эпитет, чтобы дать короткую, ёмкую характеристику бесчеловечному и кровавому XX веку. Может пересолил он стихотворное блюдо? Может быть сгустил краски на поэтическом своём холсте, тем более, что даже до середины того века он не дожил? Не думаю… И порядка шести-семи десятков миллионов жертв, принесённых Молоху по его прошествии, являются наглядным тому подтверждением! И ведь странно, но начиналось то столетие вполне себе благочинно: ещё "Бог не умер" и существовала христианская католическая вера, наряду с православной, образованные люди ещё посещали храмы, не стесняясь совмещать это с посещением научно-популярных публичных лекций; ещё читали они запоем книги и мечтательно-воодушевлённо смотрели немое кино, ещё благоговели перед классическим искусством, перед театром, водили детей на добротные цирковые представления с добрыми дрессированными животными и смешными клоунами; ещё было приоритетом стремиться к знаниям и культуре. Поэзия, правда, подкачала своим упадочным имажинизмом и депрессивным духом ипохондрии (видимо, дано-таки поэтам чувство некоего предвидения). Но, согласитесь, что даже такая возвышенная и респектабельная сторона жизни людей, как поэзия, в любом своём виде, вряд ли могла подвигнуть людей, либо помешать им, стать людоедами.
Словом, совсем не прорисовывался образ "века-волкодава", его клыкастой голодной морды! Но, поди ж ты (ловко маскировался!), прорисовался-таки… Явил себя во всей своей "красе", сполна показал своё хищное нутро! (И откуда только, из каких таких архаичных инфернальных глубин всплыло?).
А вот передал ли он (век) палочку эстафеты, с которой капает кровь, своему преемнику – веку XXI – вот вопрос? Кажется, что да… И символом эстафетной кровавой той палочкой были бомбардировки Сербии. Потом – Афганистан, Ирак, Ливия, Сирия! А дальше пошло уже по наезженной колее! Если не ошибаюсь, то не было ещё ни единого хотя бы относительно спокойного года на планете ни в наших нулевых, ни в десятых. Не просматриваются они, похоже, и в двадцатых. Если следовать аналогии алгоритма развития событий за прошедшие одну пятую XXI-го, то не предвещают они впереди ничего хорошего, не способствуют оптимистическому мироощущению, тем более, что люди, кажется, не стали лучше, а совсем даже наоборот, и тем более, что "их испортил квартирный вопрос" (под это выражение булгаковского Воланда я подвожу всё, что является вожделенным для людей со стороны удобств, комфорта, неги).
Вот такая она демократия капиталистического розлива, такой вот он мир без убиенного социализма! Прямо напрашивается и само собой приходит на ум символическое первое убийство человека человеком – Авеля собственным его братом Каином!..
А, однако, вы заметили, какой гвалт порой происходит вокруг самого понятия "демократия", которое на мой взгляд совершенно неправомерно и необоснованно превознесено до небес? Тут ведь совсем нелишне отметить, что её, настоящей демократии, как таковой ещё никто и никогда (забудем о древних Спарте и Афинах) в новейшей истории в глаза не видывал, не испытывал и не пробовал! Всё, что нам преподносится под соусом демократии, – пардон, туфта и замыливание глаз! А самые "демократичные" страны (и в первую очередь "светоч демократии" – хвалёные USA) на деле оказывается никакого отношения к ней не имеют и никогда не имели! Но зато всегда имели и имеют они непосредственное, либо косвенное отношение к массовому истреблению людей планеты, выполняя свой инфернальный негласный, но белыми нитками шитый план по "оптимизации" численности населения, в том числе с помощью "демократичного" атомного оружия (единственная страна, в безумии своём дерзнувшая уничтожить ним мирные города с их населением)! Десятки тысяч японских детей, женщин и стариков, заживо сгоревших в том ядерном пекле, так и не поняли, что погибли они не от каких-то "тоталитарных" пуль и снарядов, а от взбесившихся "демократичных" атомов из разорвавшихся "демократичных" бомб, произведённых в самой "демократичной" же стране!..
Русский философ Н.А. Бердяев утверждает, что толпа, коллектив, народ, т.е. группа людей, все скопом не могут найти истину, не по силам им самостоятельно ею овладеть, тем самым ставя под сомнение утверждение, что "глас народа есть глас Божий"! Снискание истины прерогатива искателей-одиночек, духовных провидцев, творческих гениев, которые первые обретают дух истины, а уже потом ведут за собой к ней массы, которые способны воспринять её отсветы! Но время гениев-одиночек, равно как и время активности масс, которые овладевают высокими идеями, безвозвратно кануло! А в таком случае тем более, пардон, на кой ляд нам эта самая демократия (коей в народе дано созвучное, но не вполне благозвучное название), даже если она и будет представлять собой "власть большинства"? Ведь исторический путь любого народа, как и путь жизни каждого человека в отдельности, и заключается помимо всего прочего в снискании этой самой истины, которая как известно "делает свободными"! И, в таком случае, не лучше ли подумать о другой форме общественного устройства? Скажем о такой, о которой мечтал ещё мудрый Платон – о том, чтобы правили государствами аристократы или философы, что по сути одно и то же! Ибо истинный аристократ это на самом деле совсем не денежный мешок и не облачённый властью спесивый сановник, как в наши лихие и перевёрнутые с ног на голову времена, а человек высочайшего духа, чести и совести! Кстати, именно такой истинно аристократический строй идеально подходит для социалистического общественного уклада, о чём мне не так давно уже приходилось высказаться (там же), ибо: "Аристократизм есть сыновство, он предполагает связь с отцами. Не имеющие происхождения, не знающие своего отчества, не могут быть аристократами" (Н.А. Бердяев "О рабстве и свободе человека"). И тут же следует отметить ещё ту важную мысль, что "аристократизм не есть право, аристократизм есть обязанность. Аристократическая добродетель – дарящая, а не отнимающая. Аристократ тот, кому больше дано, кто может уделить от своего избытка. Борьба за власть и за интересы по природе своей не аристократична. Аристократическая власть, власть лучших и благороднейших, сильнейших по своим дарам, есть не право, а обязанность, не притязание, а служение. …Аристократия по идее своей – жертвенна…" (Н.А. Бердяев, там же). А жертвенность, будучи неотъемлемой основой аристократии, вместе с тем является и неотъемлемой основой социалистического устройства! Вспомним о массовом проявлении таковой в не такие уж и далёкие годы советского социализма – в годы великих трудовых свершений в строительстве объектов народного хозяйства, в суровые годы военного лихолетья, послевоенного восстановления разрушенных городов, заводов и фабрик!..
Однако, у двадцать первого века есть возможность и отличиться от своих предшественников, выделиться среди них. Имею ввиду здесь те средства уничтожения масс, которые пробовал и век двадцатый, но лишь частично и, с учётом слабого развития соответственных направлений наук, не вполне "успешно", хотя…, если учесть операцию СПИД, то начало в этом было совсем не провальным. Да-да… Я говорю о том вирусно-бактериологическом безумии, которое набирает обороты и которое способно подвести жирную черту под не только благополучием существования человечества, а и под ним самим, существованием, как таковым!..
И, похоже, что мы с вами подошли уже к тому краю, к пересечению той черты, за которой заботиться и лелеять лишь собственную (такую, правда, милую и родную) утробушку уже не получится, когда прожить со своими близкими, отпрысками за высоченной пятиметровой охраняемой глухой оградой не выйдет! Ибо уже сейчас мы поставлены перед жёстким выбором, от которого веет могильным холодком, – либо выкарабкиваемся все вместе, дружно и сплочённо, сбросив с себя тяжкий груз сачков, демагогов, белоручек и нарциссов, то бишь весь этот т.н. "гламур", с его разлагающим омерзительным влиянием на неокрепшие души и характеры, обретя при этом шанс на спасение человечества, как вида, либо все вместе, не предпринимая ничего, не "марая рук", "благополучно" идём ко дну, не имея ни малейшего шанса не только на вселенскую, но и на планетарную жизнь. То есть, если человечество не будет, хоть за шиворот, вытащено из своего ставшего атомарным состояния, то тут ему и крышка! Наш советский социализм, с его крепостью духа, железными людьми ("гвозди бы делать из которых"!), с его направленностью на всё высокое и благородное, ведь для этого и создавался! Но был предан, а в наше время, вернее в наше это безвременье, ещё и мерзко и низко оболган!
Беда в том, что, увы, некому сейчас выполнить "очистку авгиевых конюшен", которые образовались от безумной и самоуничтожающей деятельности капиталистического образа жизни и хозяйствования, нет уже Геракла (читай – советского народа), способного на такой подвиг. А, следовательно, необходимость в возврате социализма (обновлённого со стороны осознания прежних ошибок) является настоятельнейшей! Потому что, только в социалистическом строю, излучающем свет правды, справедливости, равенства и братства, все вместе, засучив рукава, мы сможем одолеть ту мерзость запустения и разрухи, до которой докатилось человечество. А, если к этому присоединится ещё и благодатная помощь свыше (помните, как в старину говорилось: "Бог в помощь!"?), то вообще уверенность в успехе дела появится огромная! Ну, а почему нет, ведь прекрасно сказано, что "Бог – это не последняя надежда, а ЕДИНСТВЕННАЯ"!..