: Блог: Увидеть СССР!
Сообщество «Салон» 19:27 4 мая 2019

Увидеть СССР!

роскошная и печальная выставка «История Интуриста в советском туристическом плакате» в Музее Москвы
2

«— Отлично!— Воскликнула дочь его Сюзи.—
Давай побываем в Советском Союзе!»
Самуил Маршак. «Мистер Твистер».

Как-то в одной передаче дама-либерал воскликнула с артистическим пафосом: «Мы до Фестиваля 1957 года иностранцев видели только в кино! Причём, кино было трофейное или штатовское, Голливуд!»  Она поведала, что и западные гости также не особо ломились в Страну Советов, считая это опасным, и, как минимум, бессмысленным приключением — ну, что смотреть в Москве 1930-х или ещё каком-нибудь Ленинграде? Нищету? Грязь? Плохое питание? Скудные магазины? Ещё и за шпиона примут. Справедливости ради, шпиономания в междвоенную эпоху бытовала во всём мире, что не мешало господам-буржуям приезжать в Советскую Россию — и не всегда с разведывательными целями. 

На ум приходит заученный в детстве стишок «Мистер Твистер», где дочь магната, начитавшись рекламных буклетов, выстреливает слоганами: «Я буду питаться зернистой икрой, / Живую ловить осетрину, / Кататься на тройке над Волгой-рекой / И бегать в колхоз по малину!» (Видимо, это путеводителя Thomas Cook`s, о котором говорилось у Маршака. Впрочем, один из героев Сомерсета Моэма считал, что хороший тон - это «неистово презирать» путеводитель Kука.) Но вернёмся в Страну Советов.

Помните занятный эпизод из романа «Золотой телёнок», где Остап встречает на пыльной дороге двух жуликоватых американцев, ищущих рецепты русского самогона? Этот фрагмент понадобится нам для последующей беседы, а потому — крайне важен. «– Скажите, – эти двое не из Рио-де-Жанейро? – Нет,– ответил соотечественник,– они из Чикаго. А я переводчик из «Интуриста». – Что же они здесь делают, на распутье, в диком древнем поле, вдалеке от Москвы, от балета «Красный мак», от антикварных магазинов и знаменитой картины художника Репина «Иван Грозный убивает своего сына»? Не понимаю! Зачем вы их сюда завезли?» Из этого краткого диалога мы узнаём не только достопримечательности и пункты, интересовавшие зарубежных гостей 1930-х; тут звучит название конторы - «Интурист». Да, булгаковский Коровьев не преминул пожаловаться: «Вот они где у меня сидят, эти интуристы! Верите ли, всю душу вымотали! Приедет… и или нашпионит, как последний сукин сын, или же капризами все нервы вымотает: и то ему не так, и это не так!»

В Музее Москвы на Зубовском бульваре открылась увлекательная выставка-путешествие - «История Интуриста в советском туристическом плакате». Устроители сообщают: «Это ретроспектива оригиналов зарубежных рекламных постеров Интуриста, созданных в 30-70-е годы XX века. В экспозиции – предметы из фондов Музея Москвы и более 30 плакатов из архива туроператора и зарубежных частных коллекций». Уникальные произведения советских дизайнеров, но в расчёте на заграничного потребителя. Интерес к первому в мире социалистическому государству был велик — и в постреволюционную эру, и много позже. Характерные автобусы с буквами Intourist гордо рассекали по Москве, Ленинграду, Золотому Кольцу в мои 1980-е, когда преклонение перед любым «импортом» достигло своей критической точки. Но сегодня — не будем о грустном. У нас другая тема. Тур-плакат, как искусство. Он должен быть не только современен и ярок, но и привлекателен для жителей буржуазных стран, где реклама — надоедлива, криклива, повсеместна.

Изначально, то есть в 1929 году, компания называлась «Внешнеэкономическое акционерное общество по туризму и инвестициям „Интурист“» - имя нэповское, в стиле «ревущих двадцатых». Ранние плакаты — конца 1920-х - 1930-х годов предлагают иностранцам полюбоваться не лавочками всяких мадам Грицацуевых, но, прежде всего, колоссальными изменениями в промышленной, железнодорожной и сельскохозяйственной сферах. Громкий призыв: 'See USSR!' - он сопровождает приглашение в Магнитогорск — на плакате (1930, авт. А. Скурихин) изображён радостный ударник металлургического комбината на фоне индустриальной громадины. Kонструктивистский коллаж и — знакомый ракурс в стиле Александра Родченко — картинка подаётся не прямо, а наклонённой, как бы в динамике. На другом плакате (1930, авт. А. Фролов) с тем же кличем 'See USSR!' мы видим фигуру самого путешественника, жадно фотографирующего пространство, при том, что персонаж выходит из мрака и взгляду его предстаёт солнечный диск. Но главное тут — знак вопроса, венчающий композицию. Увидеть СССР и — что-то понять о нём? Великолепное идеологическое решение, помноженное на умелый дизайнерский трюк.

Реклама — это показ товара и услуги с наивыгоднейшей стороны. С той, которую хотят явить. На рисунках наблюдаем залитую солнцем столицу — и древний Kремль, и малоизящный, уверенно-горделивый силуэт «дома на набережной», и автомобили, и речные катера на Москве-реке (1935, авт. Н.Жуков). Другая вещь того же автора (1936) высвечивает угол отеля «Москва» с порталом в Метро и — Совет Труда и Обороны — респектабельное правительственное сооружение - больше американского, чем европейского типа. Тщательно выписан ряд машин — СССР не «лапотно-лошадная» держава. Столицу показывали, как суперсовременный мегаполис, тогда как Ленинград выступал, как хранитель имперской старины и, разумеется, «колыбель Октябрьской Революции». На одном из плакатов с уже привычным 'See USSR' (1930, авт. М. Литвак-Максимов) - дан фрагмент глобуса (та самая шестая часть суши) и все её красоты — Спасская башню, питерский шпиль, среднеазиатская экзотика. Смысл: у нас можно увидеть и стремительную, деловую Европу, и вечную Азию, которая несмотря на жёсткое обновление, всё же хранит ориентальный шик. 

В стихотворении Сергея Михалкова «Свобода слова» есть примерная карта посещений: «Он сказал: «Я был в Париже, / Видел Осло, Лондон, Рим, / А теперь Москву увижу, / Ленинград, Кавказ и Крым». K этому стишку мы ещё вернёмся — очень уж он символичен!  - а сами двинемся в Kрым! Реклам, приглашающих посетить одно из самых обворожительных мест Советского Союза, на выставке довольно много: пляжно-развлекательная тема, с лодочными прогулками и осмотром цветущей прелести юга. На многоцветно-радостном фоне выделяется скромная и — стильная работа 'Krim' (1935, авт. Н. Жуков). Жемчужно-серая тональность, дворец Ласточкино гнездо и — ветка персика. А вот и Кавказ. «Военно-грузинская дорога» (1939, авт. А. Житомирский) — машина с открытым верхом и — чудо гор. Знаковый момент — наши художники-рекламисты, работавшие для западной аудитории, охотно и со вкусом использовали формы и линии Ар Деко — направления, считавшегося в СССР чуждым и буржуазным. Поэтому при взгляде на эти плакаты, вспоминается оформление книг Агаты Кристи. Такова же и «Советская Армения» (1936-1937, авт. С. Игумнов, М. Нестерова-Берзина) — мост, авто, горный массив. Но самая дивная вещь -  «Шепетовка — Баку» (1937, авт. Н.Жуков, А.Черномордик). Перед нами — девушка, выглядывающая из окна поезда. При этом, не обыденно-типовая красотка предвоенного времени с крепко завитыми, пергидрольными локонами, а совершенно вневременная фигура с распущенными светлыми волосами. Острый контраст всех нюансов жёлтого — с красным платьем героини. Не менее выразительная дама нарисована на плакате «Санатории СССР» (1930, авт.  М. Нестерова-Берзина) — много горячих оттенков и — сочетание с южной зеленью. Kомпозиционная точка сборки — оранжевый зонт, какие были в моде на всех жарких курортах.

Особый интерес представляют плакаты, сделанные для германской публики. Допустим,  «Спорт в СССР» (1936, авт. О. Эйгес) — белокурые юноши с крепкими ляжками соревнуются в беге. Или — эстетно-лаконичная «Природа в СССР» (1935, авт. Н.Жуков) — солнце-море-небо. Самолётик и парусники. Но самая парадоксальная картинка - «Зима в СССР» (1935, авт. Н. Жуков) — бело-серая полумгла и будто бы заиндевевший лыжник в прыжке. Заранее транслировали немцам, что зима в СССР — это не променад на Ривьере?!

Плакаты напоминают и о событиях, которые по каким-то причинам стёрлись из общественной памяти. «Фестиваль танца в СССР» (1936, авт. Н. Жуков), проходивший в Ленинграде. На плакате изображён скорее гимнаст, чем танцор — в луче света. Надпись — по английски, ибо мероприятие — международное. Вырисовывается однозначная картина — Советский Союз и при сталинизме не был закрытым на сто замков, ощеренным лагерем. «И однажды на вокзале / Он сказал: «Я потрясён! / То, что вы мне показали, - / Это сказка. Это сон», - вот вам строки из уже упоминавшегося стихотворения Михалкова. Об иноземном журналисте, которому показали проспеты, музеи, парки, школы и заводы. Но, приехав к себе домой, он написал гадости о Советском Союзе. И такое действительно случалось — часто под нажимом шефа издания. Или ты пишешь о большевиках мерзости, или завтра — вылетаешь на улицу с «волчьим билетом». 

Послевоенные плакаты — куда как менее удивляющие, но и здесь находим прелюбопытные образцы — например, 'Visit the USSR' (1958, авт. А. Антонченко) — тема звёздно-космического пространства; и в нём особое место занимает не столько сама Земля, но алеющий СССР, а путь самолёта Ту-104 пересекается с траекториями спутников. Советский мир в те годы воспринимался, как опасная и притягательная сверх-цивилизация, обладающая неоспоримым первенством. В стилистике реклам конца 1950 — 1970-х годов прослеживается влияние модернизма с его нарочитой лапидарностью и геометрическими формами. Люди-силуэты, дороги-линии, города - штрих-пунктиры. Вместе с тем, есть несколько работ, посвящённых городам Золотого Кольца, где пресловутый минимализм неплохо сочетается с древнерусской тематикой, где-то даже с использованием иконописной манеры (1958-1962, автор неизвестен).

Помимо самих плакатов, на экспозиции можно увидеть приметы советской жизни — то, с чем невольно сталкивались иностранные путешественники. Это — автомобиль «Москвич», телефонная будка, повседневные и праздничные костюмы, зонты, чемоданы, журналы, книги. На стенах — фотографии разных лет.  Нам предоставляется возможность созерцать наш СССР глазами интуриста — а по сути мы уже ими и являемся! Советский проект — не лишь достославное прошлое, но — другая страна. Нет уже тех республик, тех видов и - тех смыслов. Мы — такие же иностранцы на этой роскошной и — печальной выставке.

 двойной клик - редактировать галерею

 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Cообщество
«Салон»
7
Cообщество
«Салон»
4
Комментарии Написать свой комментарий
5 мая 2019 в 16:36

Отличный экскурс!

Дело, однако, в том, что социокультурная пирамида
перевёрнута и если раньше "Мурке" полагалась подворотня,
то теперь она прочно обосновалась на 1 - канале ТВ.
Только что об этом писал и точно: за стенкой послышался "Гоп стоп".
А Моцарту, Бетховену и Григу отвели стерилизованный, никуда
не зовущий "балаганчик"- канал Культура.
Так что пишите Вы, Галина, для культурного гетто.
Не обижайтесь ,это реальность гниения Страны.
Раньше, когда вдруг могла ошеломить кого то из несвидомых
внезапно зазвучавшая классика(Апассионата, например)
и он вставал на путь восхождения( у меня таковым случился
скрипичный Кабалевского, 2-я часть, звучавший на уборочной
в 1956 году из приёмничка, питаемого батареей на керосиновой(!!!)
лампе, то теперь такое почти невозможно. Проблема почвы и зерна.

7 мая 2019 в 20:08

В мавзолей тоже как на выставки ходили. А сейчас труп Ленина хранят как резерв, на случай если демократизация захлебнется, то опять чтобы возродить КПСС как централизованную диктаторскую вертикаль управления талмудо "пролетариата" прикрывшись его трупом. Правда, во время торжеств нынешних господ демократизаторов колонизаторов его немножко маскируют, прикрывая плакатиками.