В 1960 году в СССР был создан морской космический флот. Не буду здесь прикидываться специалистом. Тот, кто хочет изучить вопрос, легко найдет в сети множество информации на эту тему. Как человек сугубо гуманитарный, я воспринимаю этот флот, как прекрасную деталь советской цивилизации, её сложнейшей инфраструктуры, её мощнейшей науки. А еще я воспринимаю морской космический флот эстетически. Эти корабли были невыразимо прекрасны! Вообще советское формотворчество в области техники (прежде всего военной и космической) – это одно из вершинных проявлений мировой цивилизации вообще и предметного дизайна в частности.
11 волшебных, прекрасных кораблей, восемь из которых жили в Ленинграде, а три в Одессе, обозначали наше присутствие на бескрайних океанических просторах. Они управляли космическими аппаратами, осуществляли траекторные и телеметрические измерения, поддерживали связь с экипажами космических кораблей и станций. Без них не случился бы беспримерный и беспилотный полет нашего «Бурана».
Но наступили «святые 90-е». В 1990 году, после расформирования годом раньше экспедиции «малых» судов проекта «Селена», эти суда были проданы на слом в индийский Аланг. Чуть позже туда же на слом начали отбывать и «большие» суда с гордыми именами наших героев космоса и науки.
В том погроме либеральными бабуинами нашего космического морского флота уцелело только одно судно – «Космонавт Виктор Пацаев», стоящее в порту Калининграда у причала Музея Морского океана.
Ничтожных всегда слепит имперское. Бесов корежит беспримерная, невероятная способность империй к невероятным свершениям, которые единственные двигают человечество вперед. Но даже табуны гавкающих мосек-ничтожеств, однако же, если чем и могут гордиться, так это имперскими достижениями. 1990-е годы – это время временно победивших мосек, временного торжества ничтожеств, время невероятной пошлости. Это меченое время меченых навечно. В любой событийной драме случается такой этап. Иногда он излишне затягивается. Самое главное – итоговый катарсис. У нас этот катарсис, слава Богу, случился.