Авторский блог Завтра рекомендует 10:53 25 июля 2017

Унесённые прогрессом: эсхатология жизни в техногенном мире

избранные части книги Владимира Кутырёва

Все мы теперь на подтанцовке у техники.

Идут процессы ликвидации ручного труда. Это значит — физического труда. Значит труда вообще, который заменяется умственной деятельностью. А труд создал человека! Это — истина, несмотря на все нынешние благоглупости насчет нашего неземного происхождения.

А идеал человечества был (о нем благополучно забывают) гармоническое соединение умственного и физического развития человека. Приходится создавать станки для тренировки тела. В американских домах для этого есть специальные комнаты: workout rooms. Но что такое человек на велоэргометре? Это белка в колесе — что всегда было символом идиотского занятия. Основные профессии в ХХI веке: чернорабочий на компьютере; ц(ш)ифровальщик предметного мира; офисный разнорабочий; уборщик виртуального мусора. Все они легкие, интеллектуальные и — «низкие». Введение в быт ионизаторов, очистителей воздуха, воды, логически продолженное, приводит к превращению квартиры или офиса в замкнутое пространство, отгороженное от неблагоприятной окружающей среды, а человека в космонавта на собственной земле.

Раньше человек работал только днем. Ночью спал. Даже при самой грубой эксплуатации. Одна из французских революций началась с отказа булочников работать по ночам. Они сочли, что ради прихоти богачей иметь на завтрак свежие булки, не стоит жертвовать естественным порядком жизни. Но человек создал машины, которые облегчили его труд.

И теперь они заставляют служить себе непрерывно. И днем и ночью. Чтобы «повысить коэффициент использования техники» люди должны работать во вторую и третью смены. Жить не по логике природы и тела, а по логике орудий труда. Даже отдыхая. По логике орудий. По логике техно-логии. Логикой по логике. По программе.

***

Биотопливо. Жизнь на топливо. Чудовищно истощая почву, засевают и обрабатывают машинами поля, выращивают живое, чтобы кормить машины. Вместо людей. Доить коров, чтобы заливать молоко в тракторные баки. На нем пахать землю, чтобы выращивать коров. А что — литр молока (Х руб. — из бочки) теперь дешевле литра бензина (У руб. — на ближайшей заправке). И у кого-то поворачивается язык называть эту цивилизацию разумной? «Ноосферой»? Перепили(сь) бензина, что-ли.

Технологизация жизни приобрела столь чудовищный характер, что от продуктов отделился даже вкус. Пища дистиллированная, пресная — как американский хлеб, а носитель вкуса — разные соусы и химические добавки, с помощью которых какой-то вкус ей как-то возвращают. И извращают. Стали жаловаться на «дисбактериоз», который стал массовым. Особенно у детей. Потом диагноз уточнили: дисбиоз. То есть отсутствие в желудке (пока в желудке, животе) — жизни (био, с греч. Жизнь и живот). Объясняют избытком применения лекарств и искусственных добавок. Но выход видят в том, чтобы давать другие искусственные добавки и лекарства. Обеспечивающие «пребиоз». Вместо призыва не травить себя добавками и лекарствами, в основном симптоматическими, фактически призывают устроить в желудке соревнование двух футбольных команд «дис» и «пре». «Пре» мол победит, оно современное, на базе нанотехнологий и быстрее «бегает» (проникает и нейтрализует), уверяет какое-то научно-исследовательское светило. Темнило. (Читатель, почему я об этом должен говорить один, с меня хватит, оценивайте эту мудрость сами).

Купил недавно жареный картофель — «чипсы». Но это уже не просто картофель, а с «запахом смородины» и не ломтиками, а шариками из какой-то дисперсной смеси. Если бы не надпись, ни за что не узнал бы, что ем. И зачем нужно, чтобы картошка пахла смородиной, а смородина картошкой? На этот вопрос не отвечает никто. Изощряемся в количестве сортов и оттенков продукта, а скоро кислое от сладкого отличать не будем. Искусственный — иску(с)ный, иску(с)шенный (все попробовал) вкус: всевозможные красители, ароматизаторы, подсластители. И все «яблочнее яблока», «земляничнее земляники». Горько думать, но образовалась какая-то всеобщая аллергическая корпорация «Сладкая жизнь».

Современные тенденции: кофе без кофеина, сигареты без никотина, вино без алкоголя, секс без партнера… человек без души. Вещи без своей сути — только имена вещей. От вещей — к «симулякрам». По-русски — подделкам. Жизнь «как бы». И человек — как название человека. Знаковая революция! […]

Бороться без надежды победить

***

Еще во второй половине ХХ века в США было запатентовано первое искусственное живое существо — какой-то микроб. Теперь молекулярные химики изобретают целые «химеры», а биотехнологи — «монстров». На Земле появляется «новая жизнь». Лучшая? Да, старая ведь была только «хорошей». Что будет с ней, старой? Ответ известен: лучшее враг хорошего. Мы достигли своей вершины и спускаемся вниз. Начался процесс де(э)волюции человека. Дальше пошла рожденная нами техника. Техножизнь. Технобытие. Появление ребенка отменяет бытие родителей, но только логически. Фактически они могут жить еще долго.

Недавно я был на выставке рептилий, где глазами варанов на меня смотрели миллионы лет. Глаза как у людей, вернее — глубже, бездонные. Магические, меня переглядела одна ящерица, с трудом оторвался от ее взгляда. Вот они, выжили, хотя вымерли; вымерли, но выжили. Может и нам удастся… При МГУ строят депозитарий для хранения генов всего живого. «Ноев ковчег для природы». Когда всю Землю затопит искусственное, а жизнь умрет, тогда, мол, пригодится. Кому?

Еще в конце ХХ века Компьютер военно-воздушных сил США отдал приказ на взлет бомбардировщиков для «ответной» атаки. Он хотел начать войну. Вызов человеку был брошен. Скоро его некому будет принять. Мир делает систему ПРО/СОИ. Вернее, она сама «делается», — под новыми соу(и)сами типа «глобальная защита». От чего угодно. Придумают, что от какого-нибудь метеорита. Или вообще — от космоса. Освятят это астрономическими расчетами. Хотя такое в миллион раз невероятнее, чем гибель от самих себя. Однако, в абсурдном мире это неважно. Отвлекают от нее болтовней об угрозе нападения инопланетян.

Мир прошел точку возврата.

Еще в конце ХХ века: в Японии на телеэкране появился первый диктор-робот. Рядом с диктором-человеком. Замаскирован под человека. Ведут пока двое, но робот может и один. Информация сыплется из него как из мешка и без ошибок. Казалось бы, у людей это должно вызвать если не шок, то, по крайней мере, шум, споры, опасения. Хотя бы у думающих и толкующих о гуманизме. Но все прошло незамеченным. И проходит. Теперь замеченным. Под восторги стремительно растущего числа идиотов.

Коридоры американских тюрем патрулируют роботы. Они засекают появившихся вне камер заключенных и преследуют их, ориентируясь на «запах аммиака». Это самый характерный запах человека, по мнению роботов. Сконструировавшие их инженеры, сообщают об этом вполне спокойно и деловито. Даже с гордостью за успехи человеческого (?!) прогресса. О неслыханном, о роковом унижении человека — с гордостью. Люди действительно не отдают отчета в происходящем. Они становятся агентами своего врага. […]

Первым домашним животным был сам человек. Сам он, видимо, будет и первым роботом. Роботы вырастают внутри нас. Функционально многие ими уже являются. Главный признак роботизма — жизнь без чувств, без самостоятельного отношения к миру, особенно критического. А просто в качестве элемента целого. Раньше люди тоже редко поднимались до социальной самостоятельности, но тогда человек больше жил частной жизнью — в общине, группе, семье. Неприятное новое теперь в том, что механичность поведения проникает в эти группы — в общение с ближайшим окружением, с семьей, с самим собой. Потому вместе с ростом общения растет одиночество, в чем и заключается один из парадоксов современного социума — «одинокая толпа».

Кутырёв Владимир Аалександрович. Действительный член Академии гуманитарных наук, Академии философии хозяйства, член-корреспондент Международной Славянской академии науки, образования, искусств и культуры.

Дважды лауреат премии Нижнего Новгорода. Награжден серебряной медалью С.Н. Булгакова Философско-экономическим Учёным Собранием МГУ им. М.В. Ломоносова

Входит в Список «100 самых цитируемых авторов по философии». Индекс Хирша – 17.

1.0x