Сообщество «Салон» 03:35 25 января 2019

Убить королеву

неподготовленному зрителю смотреть "Две королевы" вредно, а подготовленному — противно
14

 

«Британия — увы! — за малый срок

На плаху много венценосных жен

С престола проводила».

Фридрих Шиллер.

Стефан Цвег сказал о Марии Стюарт: «Пожалуй, ни об одной женщине в истории не создана такая богатая литература – драмы, романы, биографии, дискуссии». С этим утверждением, конечно, можно поспорить, но факт остаётся фактом: королева Шотландии, её политическое и — дамское соперничество с другой государыней — Елизаветой Тюдор по сию пору тревожит исследователей, обывателей и, разумеется, кинематографистов. Неслучайно Цвейг сравнивает английскую и шотландскую кузин с лицедейками на подмостках бытия: «Для блистательно развивающегося зрелища этого поединка сестер история избрала двух артисток величайшего масштаба. Обе, и Мария Стюарт и Елизавета, – редкостные, несравненные дарования. Рядом с их колоритными фигурами остальные монархи того времени кажутся актерами на вторые роли; ни один из них и отдаленно не достигает того духовного уровня, на котором противостоят друг другу обе женщины».

Этой изящной и трагической дуэли двух рыжеволосых красавиц было посвящено множество книг — талантливых и не очень, а также — ряд фильмов, большинство из которых — пышно-костюмная дребедень с преувеличенно мощными буфами, брыжами и теми испанского фасона юбками, что в XVI веке назывались verdugado. Всё тот же Цвейг опрометчиво сообщил, что симпатии католиков — завсегда на стороне Марии, тогда как протестантская трактовка — это возвеличивание британской владычицы. Ничуть не так. Допустим, в Третьем Рейхе с его бетонно-лютеранским пруссачеством и полу-языческой истерикой, стойко держалась любовь к Марии Стюарт, а исполнительница её роли — могучая дива Зара Леандер пела своим низким «кабареточным» голосом о «разбитом сердце королевы». Старый Голливуд — оплот протестантско-сектантской морали — тоже не отставал, выдавая душещипательные версии, где Мария оказывалась пленницей жестокой и несчастной кузины. В сугубо атеистическом СССР держались той же трактовки, выставляя Стюарт — жертвой, притом более симпатичной, нежели Бэсс Тюдор; а Иосиф Бродский выдал целых двадцать сонетов к Марии Стюарт: «Елизавета Англию любила сильней, чем ты Шотландию свою / (замечу в скобках, так оно и было)». Таким образом, религиозный мотив, если и присутствовал в интерпретациях, то не являлся реашающим.

Мария Стюарт интересна не сама по себе — она ничего не совершила, не изобрела и не продвинула. Волнует контраст ветреного бытия и жестокого финала — как в случае с другой «мотыльковой» чаровницей — Марией-Антуанеттой. Умри они обе в своих раззолоченных опочивальнях, под скорбные вздохи придворной челяди, никто бы и не вспомнил об их нарядах, капризах и любовниках. Елизавета осталась в памяти, как победительница Великой Армады и крёстная фея Уильяма Шекспира; Мария — только женщина, которая самозабвенно жаждала подарков судьбы, но получила в результате лишь удар палача.

Итак, очередную попытку осветить и — подсветить грандиозную схватку Мария VS Елизавета предпринял британский режиссёр Джози Рурк по сценарию американца Бо Уиллимана. Фильм «Две королевы» - это стремление понять обеих венценосных дам, не отдавая ни одной из них предпочтения. Рурк и Уиллиман как бы повторяют за Стефаном Цвейгом: «Обе они умны, но при всем своем уме подвержены чисто женским страстям и капризам. Обе бешено честолюбивы, обе с юного возраста тщательно готовились к своей высокой роли. Обе держатся с подобающим их сану величием, обе блистают утонченной культурой, делающей честь гуманистическому веку». И точно так же, как Цвейг, авторы по-мужски подыгрывают Марии — более женственной и — мягкой.

Композиция ленты — выше всяческих похвал: кадры, будто выхвачены из жизни, причём каждое действие одной королевы  «дублируются» маневром её антагонистки. Там где Мэри — забавляется, внимает музыкантам и отдаётся амурному влечению, Бетси работает, играет в опасно-политические игры и — жёстко сдерживает свой пыл. В трагедии Шиллера эта антитеза подана столь же ясно: «Она пила из чаши наслаждений, / Пренебрегая голосом рассудка» - Мария; «Но предпочла всему державный долг» - Елизавета.

К месту и колористическое решение. Семантика цвета, подзабытая современным кинематографом, обретает особенный смысл. Красное платье Марии Стюарт на эшафоте — свеже-кровавого оттенка на фоне чёрных одежд её судей и палачей - в общем-то не новый приём, однако, после долголетнего засилья голливудских спецэффектов (по любому поводу) этот алый «гимн» звучит просто восхитительно. Обнаруживается глубокий сакральный резон этой казни — Мария  убита ради мира и процветания сразу двух стран. Вот её сын — Иаков I, несмело озирающийся на троне тётки-Елизаветы; он - наследник обеих корон. Иной— внезапно мажорный - лад финала! И этот жертвенный красный облекает смерть в победоносные одежды.

Ещё одна несомненная удача  - ритм повествования. Он создаётся барабанным боем войска, лютневыми переливами, топотом ног и — грозным ритуальным танцем шотландских лордов. Тонкие пальцы Елизаветы нервно и — отлаженно скручивают розы для гигантского панно. Одинаковые фрейлины — синхронно делают реверанс. Единообразие готических коридоров — много-много стрельчатых арок, соединённых в бесконечный коридор. Эта уловка тоже не открытие — изощрённым ритмом увлекались ещё в 1920-е годы — и Луис Бунюэль, и Дзига Вертов. Но опять же — авторы достали из прабабушкиных сундуков дивные игрушки, вызывающие сегодня, если не вопль восторга, то — благодарность за роскошное зрелище. Изысканно отснят фрагмент никогда не существовавшей встречи Марии и Елизаветы, когда шотландская кузина тщетно ищет коварную сестрицу в лабиринте полупрозрачных занавесей. Это явно подсмотрено у Жана Кокто в его «Красавице и Чудовище» (1946), где постоянно присутствуют драпировки различной степени плотности, через которые пробирается героиня. Аллюзии — явны. Мария (красавица) находит Елизавету и видит её - обезображенную оспой, крашенную куклу, уже напоминающую клоуна Пеннивайза из стивен-кинговского «Оно» (чудовище).

Справедливости ради, королева Англии даже после перенесённой оспы оставалась привлекательной — болезнь почти не затронула её лица. Пьер де Брантом, автор иронических и скабрезных записок «Галантные дамы» о нравах своего времени, называл Елизавету в числе богинь эпохи: «Она посейчас красива, как никогда. Она и впрямь очень хороша, ибо я видел её в лето и осень её жизни; что же до зимы, то она весьма близка к ней, коли уже не достигла; я встречал сию королеву много лет назад и теперь знаю, сколько лет давали ей тогда, в первую нашу встречу. Я полагаю, красота её столь долго сохраняется оттого, что она никогда не бывала замужем и не познала всех тягот брака и частых родов. Вообще королева эта достойна всяческого восхваления, вот только смерть прекрасной, благородной и изысканной королевы Шотландской сильно повредила ее репутации». Как видим, и здесь присутствует тема казни Стюарт, чья гибель потрясла в 1587 году всю Европу.

Однако «этических» минусов у кинокартины куда как больше, чем эстетических плюсов. Да! И тут - пресловутая толерантность, довлеющая над западными — европейскими иль голливудскими творцами почище дамоклова меча «соцреализмовской партийности», на которую до сих пор так любят кивать наши доморощенные либералы. Нынче невозможно представить кинофильм без участия чернокожих артистов, даже из-за этого хромает фабула. Мы уже наблюдали идиотизм с негром-Щелкунчиком и таким же смуглым Дроссельмеером («Щелкунчик и Четвёртое королевство», 2018), но там - хотя бы сказочка, фантазия и возможность парировать: «Я художник, я так вижу!»

Но с какой же стати посол Елизаветы I в Шотландию — африканских кровей? Как восклицал режиссёр самодеятельного театра из популярной советской кинокомедии: «Прекратите отсебятину! Во времена Шекспира не было сигарет «Друг»!» Во времена Шекспира — а в кадре и его эпоха тоже! - не было и послов-негров. Это же не венецианский мавр Отелло, но британский аристократ. По идее. Благодаря всем этим дичайшим манипуляциям, выходит, что ...никакого угнетения чернокожих не существовало — вон они, преспокойно болтают с королевой аж в XVI столетии. Фанаты и проповедники «политкорректности» тупо не задумываются на тем, что среднестатистический зритель в итоге решит, что разговоры об апартеиде и расовой сегрегации — чистой воды миф. Также не наблюдалось и фрейлин-китаянок в Лондоне XVI столетия. Они наличествовали при дворе императора Чжу Ицзюня, но вряд ли одна из них каким-то образом могла заделаться английской подданной, да ещё и приближенной к Елизавете. Если смотреть «Две королевы», как развлекательно-сказочное фэнтази, вроде «Игры престолов», то наверное становится чуть легче. Но это не край!

Омерзительно и — нарочито выглядит линия содомитов, которыми тут «назначили» Генри Дарнлея — супруга Марии Стюарт и музыканта Дэвида Риччо — её фаворита. Замечу, что оба кавалера никогда не проявляли себя в столь пикантном качестве. Здесь же они изображены, как парочка гей-любовников, томящихся от непонимания в гомофобной среде, каковой была Шотландия эпохи Ренессанса. Что касается настоящего Дарнлея, то он слыл заурядным бабником, пьяницей и подонком, считавшим себя вправе помыкать обожавшей его королевой. У Шиллера читаем: «Нет, он упорствовал: созданье ваше, / Он перед вами корчил короля. / Он вашу нежность грубо оскорблял». Да, мразь. Но не настолько. Что же касается Дэвида Риччо — этого итальянского ловеласа, то его обвиняли в чём угодно, включая шпионаж  в пользу Папы Римского и герцога Савойи Эммануила-Филиберта, но уж точно не в содомском грехе. Более того, Риччо подозревался в осквернении королевского ложа и одно время ходили не беспочвенные слухи, что именно он — подлинный отец Иакова I. Зачем было нужно раскрашивать здоровых мужиков - голубенькими оттенками? Вопрос, как  обычно, повисает в воздухе.

Оценивать фильм — невероятно сложно. Выверенный, стильный и при этом — ужасающе грязный, злонамеренно перекраивающий историю. Да что там? Извращающий многие ключевые события! Неподготовленному зрителю глядеть на это попросту вредно, а подготовленному — противно.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Cообщество
«Салон»
9
8 апреля 2019
Cообщество
«Салон»
2
Cообщество
«Салон»
3
Комментарии Написать свой комментарий
25 января 2019 в 04:37

Уважаемая автор! Всё чаще читаю Ваши статьи. Прочел и эту. Намотал на ус. Один вопрос. То, что Мария Стюарт была красавицей, возможно. А вот была ли красавицей Елизавета Тюдор? Когда смотришь на женские портреты позднего средневековья, то как то критически оцениваешь "ту" красоту. Специалисты вообще утверждают, что понятия и представления о красоте во времени меняются. То ли дело портреты наших, русских женщин! Фильм смотреть не буду. Вашей статьи достаточно. Чего пялиться на голливудских "заштукатуренных" дам. У меня жена - настоящая красавица, хоть уже давно бабушка. Вы, уважаемая автор, по привлекательности тоже дадите сто очков вперед всей этой заграничной женской тусовке!

25 января 2019 в 23:02

Пожалуйста, дайте ссылки на "портреты наших, русских женщин", написанные в те времена: конец XVI - начало XVII вв.

27 января 2019 в 04:43

Дурака хватит валять! Право, смешно уже требование ссылочек. Обязуюсь представить ссылки на портреты русских женщин пятого века до нашей эры, когда найду. Русские женщины славились ещё в государстве Урарту. Я думал вы умнее. Если бы я был художником, то писал бы портреты только своей жены. Простой русской крестьянки, первой красавицы королевства!

27 января 2019 в 14:41

Вы написали: " Когда смотришь на женские портреты позднего средневековья, то как то критически оцениваешь "ту" красоту... То ли дело портреты наших, русских женщин!"

Но ведь надо учитывать и технику живописи - живопись позднего средневековья достаточно условна. Поэтому сравнивать портреты той эпохи с портретами русских женщин, которые начали писать лишь в XVIII веке, не слишком-то корректно.

25 января 2019 в 07:31

А причем здесь фотография Купченко7

26 января 2019 в 00:39

3APAБОТОК!!! 3APAБОТОК!!! 3APAБОТОК!!! 3APAБОТОК!!!

Способов заработать в сети довольно много,
но не все они идеальны и не все они будут одинаково полезны и эффективны.
Моя задача: найти и показать реальные способы заработка.
На этом сервисе нам предлагают зарабатывать от 25 до 100 тыс рублей в день.
Я проверил так ли это. Смотрите что из этого получилось.

Подробности на сaйте -->> http://o-zarabotok.online (o-zarabotok.online)

я

26 января 2019 в 03:15

Народ теперь что бы подтянуть живот, накачать пресс, убрать бока и сделать тело красивым не нужно сидеть на диетах и заниматься в спортзале! Недавно опробовал уникальный пояс миостимулятор с помощью которого я убрал пузо и накачал пресс, руки и спину всего за две недели не выходя из дома (просто надел и включил). На днях купил пояс девушке, и вышло в 2 раза дешевле чем я брал, советую купить пока такая акция! А вычитал о нем у этого чувака --~~-- http://tok.pw/menblog

26 января 2019 в 10:07

Голливудские поделки на исторические темы, так же далеки от истины, как сказки Пушкина от проекта бюджета РФ на 19 год.
Да и классиков ублюдки так перевирают, что порой кроме имён героев, от сюжета ни хрена не остаются. Правильно дама написала. Я этот фильм не смотрел, но уже понял что -фуэтэ.

26 января 2019 в 10:34

Георгий Северов: "Да и классиков ублюдки так перевирают, что порой кроме имён героев, от сюжета ни хрена не остаются".

Дык такое было везде и всегда: и в голливуде,и в Союздетфильме.

"Остров сокровищ (фильм, 1937)

Фильм — яркий представитель советского киноискусства 1930-х годов, созданный под влиянием идей «мировой революции» и «классовой борьбы». Трактовка событий в фильме радикально отличается от канонического варианта, изложенного в книге "Остров сокровищ"...

Конец XVIII века. Ирландским повстанцам нужны деньги для покупки оружия. Дженни, дочь владелицы деревенской гостиницы, и доктор Лайвеси, один из предводителей повстанцев, находят карту Острова сокровищ в бумагах пирата Билли Бонса. Лайвеси и капитан Смоллетт с друзьями привлекают ростовщика Трелони, чтобы на его деньги снарядить корабль. Многие матросы экипажа оказываются пиратами. Дженни, тайно влюблённая в Лайвеси, переодевается мальчиком и устраивается на корабль юнгой.

Во время поиска сокровищ гнусный Трелони перебегает на сторону пиратов. Претерпев ряд приключений, доктор Лайвеси, Дженни (снова принявшая облик девушки) и их друзья находят клад пиратов. Тем временем Дженни попадает в плен к пиратам и содержится на "Эспаньоле" под надзором Израэля Гандса и Джорджа Мэрри. Пираты сражаются на ножах, Гандс убивает Мэрри и нападает на Дженни, но в последний момент его убивает пуля доктора Лайвеси. Герои арестовывают боцмана Джона Сильвера, но он оказывает сопротивление и погибает в поединке с капитаном Смоллеттом. Повстанцы оставляют пиратов на необитаемом острове, а сами возвращаются в Ирландию с сокровищами, чтобы купить оружие и продолжить восстание" (с) Вики

26 января 2019 в 10:44

Всё понял! Вы БАРАКШИН, большой педант, можно даже сказать, что наибольший из всех педантов, коих мне доводилось лицезреть. Вы своейф склонностью к уточнениям можете запросто извести на нет самого Кощея-бессмертного. Полемизировать с вами можно только имея при себе грамм 100 цианида, проглотив его , чтобы не мучаться, при взбунтовавшейся психике.

26 января 2019 в 14:38

Барахнин! Мелко, примитивно. Фильм хороший. Один М. Царев чего стоит! А Билли Бонс - сам Н. Черкасов! А песни, а стихи, а афоризмы!
"По морям и океанам злая нас ведет звезда
Ходим мы по разным странам и нигде не вьем гнезда
Стала нашим талисманом черная, как ночь, вражда..."
"Приятель веселей разворачивай парус! Ё-хо-хо,
веселись, как чёрт.
Одни убиты пулями, других убила старость! Ё-хо-хо, всё равно за борт"
Был ещё фильм "Новый Гулливер". Там вообще тематика социалистической революции.
Зато теперь мы с женой перестали ходить даже в оперетту. Последний раз сходили (давненько) на "Летучую мышь". Жена всю дорогу домой ругала режиссера!

26 января 2019 в 16:47

Ну так и написали бы свой сценарий про борьбу ирландцев за независимость. Из творчества Стивенсона как-то не видно, чтобы он сочувствовал этой борьбе, зачем было использовать его роман?

27 января 2019 в 04:57

"Соблюдает дня режим, Джим!
Знает спорт необходим, Джим!
Даже опытный пират
Будет встрече с ним не рад,
Потому что пьёт пират джин-н-н"
"Джим Хоккинс: очень, очень хороший мальчик!
Не женат!"
("Остров сокровищ" Киевская киностудия)
Вы, Барахнин, в современные сценарии по классике вчитайтесь. Фильмы посмотрите. А вообще для вас самое дело кинокритиком заделаться. Бескрайняя тема! И фактура у вас именно критика, статьи пишите, а не комментарии.