Электронные игруны
Авторский блог Татьяна Воеводина 12:59 21 июня 2019

Электронные игруны

прослушивание лекций по монитору никого специалистом не сделает
9

Борьба с «цифровым концлагерем» в образовании, возглавляемая Ольгой Четвериковой, содержит в себе заметную пользу и менее заметный вред.

Мне кажется, надо более чётко выделить аспекты продвигаемой руководством наробраза «Электронной школы», и говорить отдельно о каждом. Так будет яснее.

Таких аспектов, по меньшей мере, два: 1) обучение онлайн и 2) цифровое портфолио ученика. Начнём с обучения онлайн.

Это полный вздор. Сакраментальный вопрос: глупость или измена? – тут, как мне кажется, неуместен. Тут нет «или» - тут всё вместе: глупость, ведущая к измене. Измене самим принципам образования, т.е. формирования мировоззрения, базовых понятий, умения рассуждать и понимать. А это, в свою очередь, насаждает и поддерживает глупость, делая её нормой жизни.

Но пока этого ещё не произошло, надо со всей определённостью заявлять и повторять: главная фигура в образовании – это учитель, преподаватель, профессор. Он учит ученика не только арифметике, матанализу или иной какой мудрости. Он – воспитывает, даже если такой задачи перед ним не ставят, и он сам об этом не думает. Он воспитывает своей личностью, своей деятельностью. Ведь воспитание происходит не тогда, когда проводятся воспитательные мероприятия, а всегда, постоянно. Дурь и презрение к знанию – тоже воспитывается. Как и любовь к знанию.

В школе нашего посёлка была учительница начальных классов, чьи ученики – все! – вырастали книголюбами. Большинство приобрели самые рядовые профессии, но все – читали, и до сих пор читают. Она приохотила их к книге, потому что любила читать сама.

Дети инстинктивно тянутся к учителю, как к высшему авторитету, иногда просто влюбляются в первую учительницу, считают её самой умной, красивой, знающей. Надо приложить специальные усилия, чтобы этого не было.

Мой муж, выпускник ныне знаменитой 57-й школы, до сих пор вспоминает своего учителя физики. Таким же учителем для молодого рабочего часто становился мастер производственного обучения. Счастлив тот, кто встретил такого человека на жизненном пути.

В вузе специалистом можно стать только тогда, когда у тебя есть учитель, с которым можно обильно общаться, который передаст тебе не просто сведения (которых, в самом деле, полно в сети), а множество не формализованных, часто не формулируемых, но реально циркулирующих в профессиональном сообществе приёмов мышления и действия. Образование – это то, что передаётся от человека к человеку.

Есть два подхода к образованию – западный и восточный. Западный предполагает, что учитель учит чему-то конкретному: физике или иностранному языку. Каков учитель как личность – не существенно, лишь бы дело знал. А восточный подход состоит в том, что ученик живёт рядом с учителем и копирует всю его жизнь, пытается впитать его философию, его отношение к миру. Это более длинный путь, но и более действенный. В сущности, любой настоящий учитель – это немножко восточный гуру. Это в первую очередь воспитатель. Он воспитывает профессиональный подход к делу, профессиональную этику, если угодно.

Знаменитая «система физтеха», которой принято гордиться как неким советским образовательным достижением, есть ни что иное, как совместная работа учёных и студентов, продолжающаяся в течение всего периода обучения. Так должно быть везде, где желают подготовить подлинных специалистов, а не просто занять праздную молодёжь.

Что делать, если специалистов в данном вузе нет или их недостаточно, и вообще всё это очень сложно, дорого и громоздко? Ответ прост: закрыть эту богадельню, а слушателей распустить по домам. И перестать врать, что их чему-то учат, и они станут профессионалами. Прослушивание лекций по монитору никого специалистом не сделает. Да и не будут их слушать люди, не имеющие привычки к умственному труду и какого-то базового образования.

При этом выкладывание лекций ведущих учёных – хорошее дело. Я постоянно их слушаю, но ведь не стала же я ни историком, ни географом. Точно так посещение зоопарка или планетария не делает тебя ни зоологом, ни астрономом, хотя занятие это, безусловно, полезное, особенно в сравнении с сидением «в контакте» или чтением известий из жизни звёзд.

Отдельная песня – игровая форма обучения. Да, кое-чему можно научить, играя. Но далеко не всему. При этом игруны не формируют в себе способности преодолевать трудности, читать сложные тексты, напрягаться, продираясь через нудный и не прикольный материал. Сейчас ведь как? Пока по фану – играю, надоело – бросаю. Если это подлинно игра – такой подход нормален. Если дело – он не годится. Он делает человека безвольным социальным инвалидом, зависимым от милостей «старших».

Превратить учителя в диспетчера, включающего надлежащие программы, - это запустить программу дебилизации. Надо делать прямо противоположное – поднять роль учителя.

Деньги, отпущенные на наробраз, надо вкладывать в учителя, повышая его зарплату и снижая нагрузку. И не нужны никакие электронные доски и прочая мура. Хороший учитель научит, имея только устарелой конструкции доску, мел и тряпку, а плохому что ни дай – толку не будет.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий
21 июня 2019 в 13:26

“Начнём с обучения онлайн.
Это полный вздор. Сакраментальный вопрос: глупость или измена? – тут, как мне кажется, неуместен. Тут нет «или» - тут всё вместе: глупость, ведущая к измене. Измене самим принципам образования, т.е. формирования мировоззрения, базовых понятий, умения рассуждать и понимать. А это, в свою очередь, насаждает и поддерживает глупость, делая её нормой жизни”.

Почему же сразу вздор и вопрос не уместен? Все зависит от ученика и того кто, как и чему учит.
Статья написана броско, но, увы, поверхностно.

21 июня 2019 в 17:01

Татьяне Воеводиной

Вы пишете: «…Это полный вздор. Сакраментальный вопрос: глупость или измена? – тут, как мне кажется, неуместен.
Тут нет «или» - тут всё вместе: глупость, ведущая к измене. Измене самим принципам образования, т.е. формирования мировоззрения, базовых понятий, умения рассуждать и понимать. А это, в свою очередь, насаждает и поддерживает глупость, делая её нормой жизни.

надо со всей определённостью заявлять и повторять: главная фигура в образовании – это учитель, преподаватель, профессор. Он учит ученика не только арифметике, матанализу или иной какой мудрости. Он – воспитывает, даже если такой задачи перед ним не ставят, и он сам об этом не думает. Он воспитывает своей личностью, своей деятельностью…».

Простите, Татьяна, НО Вы даже и НЕ пытаетесь разобраться в таких понятиях, как «ЗНАНИЯ» и «УМЕНИЯ» позволяющие знания материализовать в УМЕНИЯХ учащихся!!!
Учителя, рассказывающие НОВЫЙ материал школьникам и профессора, читающие лекции по НОВОМУ для студентов материалу являются просто НАЧЁТЧИКАМИ!!!

В школе и в университете я всегда ЧИТАЛ предстоящий по теме материал, пытаясь понять сущность следующего материала. На уроке, в школе, и на лекции, в университете, я УЖЕ ПОНИМАЛ (и запоминал) СУТЬ урока или лекции, и ВСЕГДА задавал вопросы, понимая СУЩНОСТЬ прочитанного нам материала.

Учитель и Профессор (если он реальный учёный, а не формальный начётчик) НУЖНЫ тогда и ТОЛЬКО тогда, когда наступает момент ПРЕВРАЩЕНИЯ информации (знаний) в УМЕНИЯ использовать эти знания в реализацию какого-либо ДЕЛА (в УМЕНИЯ)!!!

В 90% случаях, в школах и ВУЗ-ах такие задачи просто НЕ ставятся, и НЕ могут РЕАЛИЗОВЫВАТЬСЯ, потому и ТОЛЬКО потому, что сама ФИЛОСОФИЯ образования ориентирована НЕ на ЖЕЛАНИЕ самих школьников и студентов получать нужные им знания, а на «ВБИВАНИЕ», через НЕ ХОЧУ, в головы школьников и студентов эти ЗНАНИЯ (КАК обязанность системы образования «ДАТЬ» эти знания школьникам и студентам).

Ладно бы ещё учителя были бы хорошими, как это было до войны и после войны, ладно бы ученики реально СТРЕМИЛИСЬ к знаниям. А Вы говорите об учителе, который пошёл в учителя только и только потому, что программу серьёзных ВУЗ-в и университетов он просто НИКОГДА бы НЕ осилил, и просто не смог бы в эти ВУЗ-ы и университеты поступить. Вы говорите об УЧАЩИХСЯ, которым НЕ нужны глубоки и широкие знания, и которые, сегодня, могут просто КУПИТЬ школьный аттестат или диплом ВУЗ-а.
Преподаватели ВУЗ-ов СТОНУТ от уровня знаний и невежества сегодняшних школьников…

Вы, Татьяна, хоть из элементарного любопытства, посмотрите УРОКИ на сайте ИнтернетУрок.ру (InternenUrok.ru). Замечательнейшие уроки!!! Жаль, что они сегодня стали платными, раньше их можно было ВСЕ смотреть бесплатно…

Вы, и такие как Вы делаете ВСЁ возможное, чтобы ЗАТОРМОЗИТЬ образованность в России, оправдывая свои действия ВОСПИТАНИЕМ, своим примером со стороны учителя или профессора…
Это просто ДИКО смешно, ибо НЕ ВСЕ учителя могут быть примером для учеников, НЕ ВСЕ профессора блещут своими научными успехами (десятилетней давности защита диссертации было их последним успехом в научной деятельности).
Так что Вы, Татьяна, мягко говоря, говорите глупости и совершаете ИЗМЕНУ в области образования в России…

А вот саму ФИЛОСОФИЮ в образовательной деятельности НУЖНО срочно МЕНЯТЬ!!!
Нужно НЕ ЗАСТАВЛЯТЬ учиться, а ДАТЬ возможность свободно ПОЛУЧАТЬ бесплатные и широчайшие знания (по школьным и вузовским программам) через интернет, а, вот, ДОВОДИТЬ свои знания до УМЕНИЯ нужно с Учителями (в школах) и Профессорами (в ВУЗ-ах)!!!

Кстати, знания без умения их использовать быстро забываются и становятся пустым и не нужным балластом (фрагментарными и смутными).

И вообще, это анахронизм прошлых веков, который просто ПАГУБЕН для новых поколений нашего общества.
Сколько нужно ума и интеллекта, чтобы понимать такие простые вещи?.........................

21 июня 2019 в 17:39

Образование на всех уровнях падает. Неужели нельзя в этом признаться? Нельзя. Народ ничего не должен знать, чтобы не волновался. Это и есть нынешнее российское образование - народ ничего и не знает...

Где же начинается образовательная беда? В самом начале. 40 учеников - один учитель. Над которым 40 чиновников МинОбра...

Не буду в тысячный раз проклинать результаты обучения.
Вот рецепт.
- 1 ученик - 40 учителей.
- Программу, предмет и Учителя выбирает ученик.
- Ученик из Фонда Народного образования (ФНО) платит Учителю за образовательную услугу (не нужно ругаться, услуга - нужная в жизни вещь!).
- ФНО формируется на общих основаниях, как Соцстрах, ПФР. ФМС и проч.
Вот и все!

Замечание.
Обучение профессии есть в первую очередь САМООБУЧЕНИЕ, а не вдалбливание знаний извне! Даже самый талантливый педагог "кует" личность под себя. А это диалектическое ограничение вариантов развития и ограничение свободы выбора!

ЕГЭ, оценки частных лиц и прочие "тестирования" - банальная уравниловка. План МинОбра по оценкам - еще хуже, он калечит и учителей, и учеников...

БН

21 июня 2019 в 18:14

Когда у нас, в Казахстане, сократили обучение на русском, внедряя обучение на английском и даже китайском, я охарактеризовал это следующими строками:

«Пустись в четыре стороны,
Учись на языке чужой страны,
Чтоб орды хищной саранчи,
В твоей потомственной земле, все извели…
Язык, природу, мысли»…

Так и на вашу статью, маленький экспромт:

«Все наши славные посылы – образумить,
Поднять престиж учителя подчас
Власть перед выбором поставить:
Послушать нас, аль Альбиона властный глас».

21 июня 2019 в 20:06

Что общего между Перепёлкиым--Чёрным и Мау ? Оба и.и..ы или ещё хуже...

21 июня 2019 в 22:58

Сказано всё верно, но Лисонька давно на печи (ещё с черненковских времен) и ни Собакой, ни Волком, ни Медведем её от туда не сгонишь. Тот нужен, кто скажет: "Несу косу на плечах, хочу Лису посечи, ступай Лиса с печи!"

22 июня 2019 в 06:16

Тут чтоб совсем разобраться, надо чтобы Татьяна написала письмо Евгению(Волобуеву). Разве не только так мы сможем отловить скрытые мотивации и резоны и прояснить личную проблему человека, пишущего такое письмо. Нас разве в натуре интересует какое-то там чьё-то образование? А может быть больше нас интересует личное переживание человека, ведь когда страдает один человек - страдает весь мир. То есть, коротко говоря, смутно улавливаются претензии или пожелания Четвериковой.Четверикова ж больше волнуется за то, чтоб не было электронного концлагеря, чтоб из детей не сделали покорную сеть. Так и Татьяне это не надо.То есть Ольга и Татьяна должны сами разобраться в своих претензиях к Евгению. А он, баловень судьбы, и возможно нигилист и будет решать - стрелять куда-нибудь, в кого-то, или - просто на воздух.

22 июня 2019 в 19:19

Полностью согласен с автором.