Авторский блог Леонид Иванов 10:19 25 августа 2017

Современные дискуссии о подготовке квалифицированных рабочих

Суверенитет, да и само выживание государства Российского немыслимо без развития промышленного потенциала страны. Важнейшей проблемой является состояние системы подготовки рабочих кадров.

Современные дискуссии о подготовке квалифицированных рабочих

Единственным позитивным изменением в области подготовки квалифицированных рабочих кадров за последнее время является, пожалуй, лишь то, что о важности этой проблемы заговорили на самом высоком политическом уровне. Наиболее реалистичными, соответствующими масштабам и характеру вызовов современного кризиса, представляются предложения той части властной элиты, которая тесно связана не столько с общеполитическим руководством, сколько с реальным управлением и, соответственно, с решением конкретных государственных задач. Условно говоря, “Рогозины” понимают колоссальную сложность ситуации в данной области значительно лучше, чем “Медведевы”. Так, статья Д.А. Медведева “Новая реальность: глобальные вызовы” (Российская газета, 23 сентября 2015 г.), декларируя необходимость импортозамещения, не содержит никаких конкретных механизмов его обеспечения, в том числе образовательных. Анализируя данный текст, известный экономист М.Г. Делягин резюмировал: “ Говоря об импортозамещении, Медведев блистательно игнорирует его невозможность без коренного изменения всей государственной политики: без дешевых кредитов реальному сектору, без подготовки системой образования квалифицированной рабочей силы (а не безумных хипстеров и "интернет-хомячков") …”. Позволим себе не совсем согласиться с М.Г. Делягиным. На заседании президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике ещё в октябре 2014 г. Д.А. Медведев отметил: «Чтобы экономика развивалась, нужны профессиональные рабочие кадры, которых нам очень не хватает». Значение подготовки квалифицированных рабочих кадров Д.А.Медведев понимает, но, как явствует из приведенной выше программной статьи, не готов предложить по этому вопросу ничего конкретного.

Отвечающий же за развитие оборонно-промышленного комплекса Д.О. Рогозин, очевидно, осознает, что решение сложнейших научно-технических и производственных задач требует применения адекватных ситуации (а не либеральной доктрине) механизмов и фактически предлагает использовать отдельные аспекты мобилизационных механизмов Трудовых резервов. Так, в марте 2015 г. после обсуждения проблемы на коллегии военно-промышленной комиссии Рогозин предложил президенту идею создания при военных заводах «так называемых производственных рот», в которых работники ОПК проходили бы срочную службу в армии.

Однако пока такие своевременные идеи являются скорее исключением. Среди тех, кто относится к руководству образовательной системы, также преобладает стремление рассуждать о важности подготовки рабочих кадров, не подкрепляемое ни концептуально, ни инструментально. В материале с обнадеживающим названием “Подготовка рабочих кадров. Направление главного прорыва” (журнал Эксперт, 12 марта 2015 г.), заместитель председателя Профсоюза работников народного образования и науки РФ В.Н. Дудин констатирует бедственное положение “российской системы настройки рабочих рук” в 1990-е – 2000-е гг. Наибольшие сомнения вызывает даже не само крайне неудачное определение системы подготовки рабочих кадров, а главный посыл: “Годовую потребность страны в специалистах рабочих профессий, составляющую по прогнозу на 2015 год около 2 млн. человек, система профессионального образования обеспечивает примерно наполовину. В целом это соответствует ситуации в других странах, где соотношение пятьдесят на пятьдесят распределяется между отраслью образования и, соответственно, системой подготовки рабочих кадров в результате переобучения и получения новых профессий ”.

Данный материал совершенно не объясняет, почему нужно сравнивать положение в России, находящейся под действием международных санкций и планомерно превращаемой западными партнерами в страну-изгоя с Германией или Швецией. Объективная реальность должна, во первых, четко осознаваться, а во вторых, служить основой для выработки практической политики. В этом смысле, абсолютно игнорируя тяжесть современного российского кризиса, автор материала указывает, что министерство образования и науки видит две приоритетные задачи – оптимизация сети учреждений НПО и СПО и повышение квалификации педагогических кадров. Это указывает на неизменность практической образовательной политики, ее оторванность от реального положения и потребностей государства.

Еще менее соответствуют им конкретные задачи, формулируемые министерством: “ Для дальнейшей модернизации необходимо создание условий по успешной социализации обучающихся. Минобрнауки РФ считает принципиально важным, чтобы в каждом субъекте страны, который получит субсидию на поддержку своей программы развития профобразования, был детализирован, уточнён прогноз потребности в рабочих кадрах на десятилетие в разрезе профессий и объёмов подготовки, а сеть образовательных организаций и их профиль приведены в соответствие с этими перспективами. В 2014-2015 годах будет осуществлена поддержка 45 региональных программ развития”. Внешне задачи выглядят вполне положительно, говорится о модернизации и программах развития.

В действительности, предложенные меры приведут к крайне негативным эффектам:

1. Под видом заботы о социализации, т.е. в данном случае трудоустройстве выпускников, сеть учреждений и объемы подготовки рабочих будут сокращены, поскольку в условиях кризиса и санкций прогнозы развития в большинстве регионов будут негативными. Особенно это ударит по отраслям промышленности с высокотехнологичным производством и высокой добавленной стоимостью, значит, сокращена будет в первую очередь подготовка именно высококвалифицированных кадров для машиностроения.

2. Составление детализированных планов подготовки рабочих кадров в разрезе профессий и объемов подготовки – безусловное благо. Однако искажение масштаба применения лишает эту меру всякого смысла, поскольку это задача общегосударственного характера. Возможно ли выполнение задачи кадрового обеспечения общегосударственных интересов в области оборонно-промышленного комплекса, космонавтики, промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока и др. при наличии десятков никак не согласованных между собой региональных программ подготовки рабочих кадров, основанных на десятках прогнозов и видений регионального уровня ?

К сожалению, масштаб и характер проблем в области подготовки рабочих кадров не находят адекватного понимания не только среди политиков и чиновников, но и в значительной части научного, экспертного сообщества. Даже вполне добросовестные исследования состояния ПТО попадают в ловушку заданности, неизбежности современной образовательной политики, что резко сужает область анализа подлинных причин современных проблем и возможных путей их преодоления. Так, в статье Г.Ф.Шафранова-Куцева “Новые сценарии подготовки квалифицированных рабочих в системе российского профессионального образования (размышления социолога)” (Вестник Тюменского государственного университета, 2012 г., №8, С. 6-20), констатируется, что “в целом по России анализировать ситуацию достаточно сложно именно из-за нехватки статистической информации и достаточно взвешенных прогнозов”. Однако автор никак не раскрывает причин такого положения – перенос планирования и управления подготовкой рабочих кадров на уровень субъектов федерации, разрушение целостной системы ПТО. Некому собирать и анализировать огромные массивы местных данных в общегосударственном масштабе и давать взвешенные прогнозы.

Зато исследователь нашел способ (правда, далеко не бесспорный) выхода из данной ситуации: “Но есть возможность изучить сбалансированность спроса и предложения на рынке труда и квалификации в отдельных городах и регионах и экстраполировать результаты на всю российскую экономику. Большой ошибки не случится”. Правда, не случится, если изучить ситуацию во всех отдельных городах и регионах или создать модель отбора частных данных по регионам и отраслям и обосновать её чего, к сожалению, Г.Ф.Шафранов-Куцев не делает. Далее, перечислив целый ряд негативных тенденции в развитии профтехобразования начиная с 1990-х гг., автор справедливо указал, что: “теперь нехватка квалифицированных рабочих кадров – основная проблема российской экономики”. Исходя из этого, автор делает вывод: “Обновление организационных, методических подходов и механизмов на всех уровнях профессионального образования должно обеспечивать его соответствие перспективным тенденциям инновационного развития, общественным потребностям”.

Столь подробное цитирование было абсолютно необходимым, поскольку в целом интересная статья Г.Ф. Шафранова-Куцева является убедительным примером того, что попытки анализировать реальные проблемы подготовки квалифицированных рабочих кадров в российской системе образования в рамках современной образовательной политики приводят в тупик.

Автор не случайно вынужден постоянно оперировать приблизительными данными – “некоторые училища”, “многие училища”, “разошлись преподаватели” и т.д. Выводы, полученные на таких основаниях, носят скорее публицистический, чем научный характер. Это результат отсутствия целостной государственной системы подготовки рабочих кадров, и соответственно, сбора и анализа информации, составления взвешенных прогнозов и просчитанных планов развития.

Из этой приблизительности данных, положенных в основание анализа проистекают и неконкретные, приблизительные выводы, напоминающие бесконечную либеральную мантру. Планы подготовки рабочих кадров, развитие соответствующих учреждений не могут и не должны основываться на чьем-либо видении “перспективных тенденций”. Видения всегда субъективны, а тенденции нередко изменчивы. Реальное развитие образовательных систем и подсистем возможно только на основании конкретных, выраженных в колонках цифр, данных соответствующих планов, рассчитанных на годы вперед.

Такие конкретные планы развития образовательных систем могут строиться только на основе государственного плана развития промышленности или по крайне мере, её стратегических отраслей. Если же следовать рецепту уважаемого Г.Ф. Шафранова-Куцева, то в реальных современных условиях, когда развитие системы подготовки кадров планируется на региональном уровне, мы получим десятки региональных программ, основанных на десятках различных “видений тенденций”, не стыкующихся между собой и, в лучшем случае, ориентированных на местные специфические условия и потребности. Как с такой организацией подготовки рабочих кадров обеспечить ими растущие потребности ВПК, космической отрасли, авиа и судостроения, всех сегментов экономики, ориентированных на выпуск технологически сложной продукции, которые по определению включают сотни предприятий-поставщиков в десятках регионов, т.е. предполагают исключительно общероссийский горизонт планирования? Как обеспечить устойчивое промышленное освоение Сибири и Дальнего Востока?

Наиболее взвешенное понимание роли подготовки рабочих кадров и необходимых принципов построения соответствующей образовательной системы, содержит известный доклад академика С.Ю. Глазьева на закрытом заседании межведомственной комиссии Совета безопасности РФ от 15 сентября 2015 г. С.Ю. Глазьев подчеркнул: “Для преодоления закритической внешней зависимости от импорта иностранной техники необходимы крупномасштабные программы импортозамещения, сбалансированные по материальным, финансовым и трудовым ресурсам. Это невозможно сделать в рамках существующей системы регулирования экономики, в которой утрачены методы планирования, включая составление балансов, целевого программирования, научно-технического прогнозирования, системного проектирования. Необходимо развертывание системы стратегического планирования с централизацией ключевых функций (курсив наш – авт.) на уровне Президента России”.

Значительно лучше, нежели чиновники от образования и многие эксперты, понимают жизненную необходимость такого подхода практикующие хозяйственники, директора крупных промышленных предприятий. В материале К.Куркина “Тонкие ростки импортозамещения” (журнал Эксперт, 31 августа 2015 г.) приводится мнение генерального директора ОАО «Звезда» Михаила Лобина : “ … машиностроение – сфера, в которой нельзя ждать сиюминутного результата. Все меры, направленные на поддержку этой отрасли, включая импортозамещение, скажутся в долгосрочной перспективе. Нужно всегда помнить о том, что высокотехнологичная продукция крайне требовательна к фактору времени. Именно поэтому производителям важно понимать не только текущие, но и перспективные потребности рынка, видеть долгосрочные отраслевые планы, иметь поставленную задачу, чтобы своевременно планировать развитие мощностей, подготовку кадров, внедрение инноваций (курсив наш – авт.)”. Когда директор крупнейшего машиностроительного предприятия говорит о долгосрочных отраслевых планах, обеспеченных подготовкой квалифицированных кадров, он понимает, что нужны не десятки региональных программ, основанные на несогласованных региональных прогнозах, а общегосударственная промышленная и образовательная политика.

1.0x