Сообщество «Китай-Го (中国)» 14:46 6 марта 2020

Госбезопасность КНР

отточенная конспирация, отход от стандартных методов, нацеленность на конкретную цель

1 июля 1983 года решением партийных бонз Отдел исследований ЦК КПК и первое управление Министерства общественной безопасности КНР (контрразведка) были объединены в качественно новый орган – Министерство государственной безопасности.

В новом министерстве было учреждено восемнадцать управлений (включая контртеррористическое). Четвертое управление занималось ведением разведывательной деятельности на территориях Тайваня, Гонконга, Макао. Как это водится в спецслужбах всего мира, у этого подразделения было и мирное, сугубо открытое для печати название - бюро Академии наук КНР по вопросам Тайваня, Гонконга, Макао.

Бюро по вопросам Тайваня для пущей конспирации было впоследствии вынесено за пределы Академии наук КНР и передано Академии общественных наук КНР. В действительности оно стало самостоятельным управлением в системе Министерства государственной безопасности и всегда преследовало только одну цель – сбор и анализ информации по Тайваню.

Это была копилка сведений с обширнейшей базой данных по любому вопросу, касающемуся Тайваня, причем копилка весьма компетентная и работоспособная.

двойной клик - редактировать изображение

Третий министр государственной безопасности КНР, Сюй Юнъюэ,(1998-2007 годы) вскоре после своего назначения на должность, сделал доклад в ЦК КПК, в котором не сдержал ревнивых эмоций. Вопреки его ожиданиям, оказалось, что Министерство государственной безопасности вовсе не единственный владыка на разведывательном пространстве внутри Китая и за его пределами. А сама работа «главной спецслужбы» КНР находится в упадке, так как осложнена отсутствием конкретной нормативно-правовой базы, непрактичностью подходов и устарелостью методов ее ведения.

Сюй Юнъюэ привел в пример систему разведки, налаженную в США, где Агентство национальной безопасности располагает более чем пятьюстами компаниям и предприятиям, каждое из которых представляет собой разведпункт - опорную точку для ведения разведки.

Тем не менее, такая разветвленная сеть оказывается не в состоянии обеспечить качественное добывание информации. И все это - в силу невысоких морально-деловых качеств руководства разведпунктов, использования служебного положения в личных целях, превалирования личных интересов над государственными.

А самое главное - невозможности эффективного контроля над таким большим количеством субъектов, лишь немногие из которых добросовестно относятся к порученному делу.

Сюй Юнъяо своевременно и очень точно определил время для доклада такого характера и показал слабость, а местами и коррумпированность отечественной разведки. Но самое главное - он очень удачно привел пример относительно слабости американской разведки. Его доклад был бальзамом на душу партийным бонзам.

Дело в том, что незадолго до этого, в 1985 году, родной (старший) брат бывшего председателя Народного политического консультативного совета Китая, занимавший должность департамента разведки по Северной Америке в ведомстве Сюй Юнъюэ, бежал в США. Предатель-перебежчик уютно устроился в ЦРУ, провалив самого успешного китайского разведчика Цзинь Удая, нераскрытого в течение тридцати лет.

двойной клик - редактировать изображение

И хотя компартия отказалась признавать факт их связи с Цзинь Удаем, мало кто вверит в историю самоубийства последнего в американской федеральной тюрьме. Мало способствует доверию и способ самоубийства раскрытого разведчика - самоудушение полиэтиленовым пакетом, плотно надетым на голову, ну да бог с ним.

Этот момент считается началом отсчета к созданию коммунистами единой разведывательной системы. Сюй Юнъюэ не добился этого за время руководством Министерством государственной безопасности, но все-таки сделал весьма большой шаг вперед.

В докладе Сюй Юнъюэ подчеркнул, что известных студенческих волнений в 1989 году можно было бы избежать, обезвредив студенческую верхушку, если бы качественно сработала контрразведка. Но функции контрразведки были так зыбко распределены между госбезопасностью, полицией и армией, что произошло то, что произошло. И это напоминание властям о непосредственной угрозе было весьма основательным аргументом в пользу усиления взглядов на централизованную схему организации китайской разведки.

Скажем вскользь о важном нововведении в китайской разведке, которое также прижилось с легкой руки Сюй Юнъюэ - вербовка на основе удовлетворения сексуальных потребностей. Хотите верьте, хотите нет – такой термин (美色利誘) имеет место быть, а сам принцип активнейшим образом используется и в наше время, хотя раньше это, мягко говоря, не поощрялось органами, отвечающими за партийную дисциплину.

Именно так в конце 90-ых годов прошлого века был завербован тайваньский военный консул в Таиланде, он же военный разведчик в звании полковника. Информация о сексуальных пристрастиях незадачливого Ло Сяньчжэ (так звали нашего беспутного «героя»), попала в руки госбезопасности КНР. Китайские чекисты, недолго думая, направили в Таиланд красавицу Ли Пэйци, быстро совратившую любострастного кавалера, разведывательный потенциал которого был очень высок.

В 2005 году этот потенциал стал еще выше, так как Ло Сяньчжэ был переведен с повышением на Тайвань, и по долгу службы часто выезжал в США, где ему организовывались встречи с красоткой Ли Пэйци. Ей он и передавал всю информацию, разумеется, в пылу любовной страсти. Наш «Казанова» в 2008 году дослужился до звания генерал-майора, а в 2011 году его карьера закончилась провалом.

Новая методика оказалась на удивление эффективной. Вся эта история должным образом изучалась и изучается спецслужбами мира до сих пор, настолько невероятен срок работы агента и необычен способ его вербовки. Отточенная конспирация, отход от стандартных методов, нацеленность на конкретную цель – вот что отличает органы государственной безопасности КНР в настоящее время.

Источник

1.0x