Авторский блог Людмила Диковицкая 23:25 18 августа 2016

Рубикон истории, или Репортаж из прошлого в будущее

Вслух перечитывая текст, поймала себя на мысли, что 1991 произношу как 1941. Метафизика толкования проста: без объявления войны война продолжается. Как на Украине. Бреши в душе, эмоциональные форточки, окна овертона словно запустили режим самоуничтожения, трактуется который сейчас Преображением. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Тем более, что после боя руками не машут. Разбираться, определяться и соответствовать - вот, что требуется сегодня от каждого из нас. Рубикон позади. Впереди - будущее. Здесь и сейчас - статья...

Рубикон истории, или Репортаж из прошлого в будущее

Преображением Господним в душе вновь и вновь вспоминаются эпохальные события 1991 года. Накануне 19 августа дилеммно и метаморфозно с «фаворской» высоты прожитых лет они обрекают на покаяние. И совсем не киношное, что в разгар перестройки пафосно демонстрировалось в кинотеатре на Пушкинской. И отнюдь не для того, чтобы под рекламный «одобрямс», стали бы мы почти по-голливудски «плачущими под дождём». Впрочем, и слёз в водовороте судьбы было предостаточно.

Что коней на переправе не меняют, поймём мы гораздо позже, каждый по-своему применяя на практике знание марксистско-ленинской философии. «Детская болезнь левизны», законспектированная и по параграфам отработанная на вузовском практическом занятии, всё же не убережёт нас – законопослушных граждан – от соблазна избавиться от «Щукарей», что к «Макарушке Нагульнову» да за портфелями.

Конформистски пристроившиеся, как знать, может, были и при царе Горохе. Сейчас не о них. О провидении, что авось не обманет, даже если кому-то вздумается очень громко «хлопнуть дверью». Само Время владычно подставляет плечо. И право выбора за нами: отказаться, и тем самым пренебречь, следуя вслепую дорогой невежества, или «поднатужиться» и вспомнить Знание, заложенное в нас ДНК, Богом, Космическим Разумом?..

Каждый, преодолевая незнание, следует своей дорогой, расчищая, разгребая, подметая дарованную Свыше часть «улицы». Рубикон, Альпы, Днепр, а, может, и Совесть встанут на пути. И вселенски важно будет не предать, не забыть, не раздосадоваться, всё же неуклонно следуя, как правило, соблазнительно развилочной дорогой жизни.

20 августа 1991 года Проспект Победы, Бульвар Шевченко, Красногвардейская утопали в настораживающей тишине киевского почти уик-энда. Одиночные шушуканья да листовки, по-фронотовму расклеенные близ пешеходных переходов и станций метро, выдавали тревогу вчерашнего дня, когда телевизионным эфиром вползла в сознание весть о «болезни» первого Президента Союза Советских Социалистических Республик.

Тревожный звонок мужу в одночасье рассеял сомнения: «Переворот..» Теперь у нас, в СССР, а не где-то на африканском континенте. О такого рода «перипетиях» поколения советских граждан узнавали из монографий по истории, газет, журналов.

И вот - всегда дорогой сердцу Крещатик. На консерваторском пригорке - памятник Ленину. Ближе к фонтану – палаточный городок студентов. Есть связь с Москвой. Ведутся переговоры с местной властью. Учрежден фонд поддержки Президента и его сторонников. Представители из Москвы от Сергея Юшенкова собирают подписи в защиту Михаила Горбачёва.

«Не боитесь подписывать?» - немного виновато и настороженно спрашивают у меня «московские господа» - мужчина и женщина, заранее жалея не столько меня, сколько моего трёхлетнего ребёнка. Страха ни у меня, ни, тем более, у моей очаровательной малышки, не было. Даже во многолюдных демонстрациях, митингах, пикетах, что уже тогда скандировали, требовали, провозглашали, добиваясь независимости и свободы. Не той, о которой говорят, что «она в аду», а истинной свободы выбора, как барометром определяющей степень зрелости человеческого духа. Осознанно или нет, но она как сама жизнь необходима человеку для становления гражданином и страны, и мiра, то есть Вселенной, живущей по незыблемым законам Вечности.

Именно о ней в контексте происходивших в 19 веке событий и создавал свой роман-эпопею Лев Толстой, скорее, интуитивно понимая важность и значимость России как спасительной Берегини Земли.

И тогда, в 91-м уже прошлого - двадцатого - столетия, весь мир неусыпно следил за свершавшимся в нашей стране, переживая и недоумевая. Казалось, многие жаждали для нас свободы. А мы, словно предчувствуя расстрел Верховного Совета как, быть может, Соборной Совести страны, не торопились разделяться на патрициев и плебеев.

«Малой кровью» проярлычат отчуждение от совести словно проснувшиеся бесы Достоевского. И откроются архивы. И застенает самая читающая тогда на планете Родина, взахлёб оплакивая омрачённые кровью десятилетия не всегда бесспорного народовластия. Это при нём партбилетом, как штыком, кого клеймили, кого ласкали, доводя до «дармового» экстаза. И в одночасье страна превратилась в воровскую и «шариковскую», по традиции «национальных приоритетов» классифицируясь: кто с партбилетом в кармане – воровал тоннами, а беспартийный и за мелочёвку отправлялся на нары.

С «красной корочкой», по натуре своей не «ДавыдОв», но, всё же, «двадцатипятитысячник», партийный вожак отнимал, поучал, распределял, и тем самым становился «кудесником». Он мог быть изобретательнее самого Емели. Но не столько для блага народа, сколько для своего собственного старался он иногда, оставляя объедки с барского стола послушным. И «плеть», только припрятанную, для противящихся его «царской» воле. И загоняли этой «плетью» на десятилетия за решётку тех, кто, как нам казалось, не поддавался «гипнотическому» обману.

По праву всё же «избранных», как представлялось нам тогда, в мирное время прошедших неимоверные лишения «за други своя», вышли они в восьмидесятые из мордовских и пермских лагерей. И опять, как жаль, что не все! Гражданственная, по-сыновьи любовная поэзия Василя Стуса за него возвращала многих с Небес на грешную, поруганную землю. Лаконичное «воля», зазвучавшее с высокой трибуны воистину народной тогда Рады, вскоре стало вселенского размаха символом.

«Тризуб для меня, - с улыбкой оппонировал народным депутатам Верховной Рады десятилетия отсидевший в застенках Левко Лукьяненко, - это слово «воля»: посмотрите, как вырисовываются буквы, сплетаясь в единое, стремящееся ввысь, целое». И вся новая геральдика государственной власти была утверждена стараниями «измордованных» Советской властью, но «исполински» не прогнувшихся борцов за «щастя нэньки Украины» и её народа. Он и в восьмидесятые жил в мазанках с земляным полом, перевыполняя планы партии, но и не догадываясь о том, что очередной рубеж «Времени Босха» смертоносно приблизит к «мобилизационному прорыву», когда станет модным перевыполнять не планы соцсоревнования, а «призывной» коэфициент в «добровольческую» армию Донбасса – АТО.

«Забудь вернуться обратно» (так при СССР называли Забайкальский Военный Округ, куда отправлялись служить и украинские призывники), как по Фрейду, «перевоплотится» наявными смертями на Украине. Да ещё под улюлюканье всегда держащих нос по ветру политических риторов, декоративно меняющих макияж, платья, партии. И теперь они расписываются в верности Отечеству, пустив гулять по ветру не только его, но и свою совесть.

«Зловещие зубы» украинского (равно как, по-братски с ним, и российского, и даже белорусского народа, всё ещё сохраняющего, якобы, социалистические устои) «дракона» для многих взошли бедностью и бесправием в когда-то чернозёмной житнице моей Родины. Даже песня, что в награду дана была ей Свыше, стоном прорывается, по-кобзарски повествуя правду о душах, «що нидiють в iржи» (укр. – что разъедаются ржавчиной), заставляя и сегодня народ огромнейшей и «вельми шановной» державы прозябать в трущобах, выходят из которых на большую дорогу теперь разбойники. И не в переносном, увы, в прямом смысле останавливают они туристические автобусы, в наглую собирая золотую «дань» с путешествующих.

Жить не в хижинах, а во дворцах, с чистотой помыслов, радея друг за друга, и призывал, как грезилось многим из нас, в тот день и в то утро палаточный городок на нынешней площади Независимости Киева. О, как хотелось нам, чтобы он, подобно ладье Лыбеди, собирал всех страждущих в светлое завтра страны, в новую эпоху планеты, где навсегда останутся имена «узников совести». Увы, как доказало Время, жертвенно положили они на алтарь свободы и нового времени сначала свои, а потом и чужие жизни, когда уже в мирное время многие нищали, голодали, умирали в угоду политической конъюнктуре и провальному сребролюбию. Опрометчиво позабывшие «Аз воздам…» невежественно пытались повернуть реки, время, ход истории вспять, глумливо насмехаясь не только над человеком, но и над планетой. Хотели как лучше. А получилось не как всегда. Хуже, когда «восстал» брат против брата. И проклинать нельзя – молиться только, преображая души, дома, территории. Защищая Словом и Делом Родину. Будто сказочной Золотой Рыбкой возвращает она всё на круги своя, приучая человечество к разумной благодарности как Благодати. Так важно стремиться к ней, неустанно воспевая «шестую часть Земли с названьем кратким Русь».

P. S. «Либерально, слёзно, без сути» - вердикт моего мужа на выше изложенный текст.

Так и есть. Но, всё равно, я публикую, оставляя за рамками эссе имена и факты. Их много – вопиющих и радостных. По каждому можно писать монографии. Даст Бог день – напишем.

А пока – с Преображением Господним нас! Осиливаем дорогу – значит идём…

1.0x