Авторский блог Александр Проханов 18:34 3 июля 2018

Земля священных рощ

неповторимое марийское мировоззрение привносит в человеческую жизнь божественную, разлитую в природе благодать
22

Все народы — мечтатели. У каждого народа есть своя заповедная, своя сокровенная мечта. Она, эта мечта, объединяет нравы, обычаи, культуру, язык, ведёт народ от поколения к поколению, из века в век, а иной раз — от тысячелетия к тысячелетию. Эта мечта живёт среди мечтаний других народов, и иногда может показаться, что эти мечтания соперничают, что среди них возникает распря. Но это лишь на первый взгляд. По мере того, как мечта одного народа становится всё возвышенней, всё небесней, она начинает соприкасаться с мечтами других народов на том же возвышенном, небесном уровне, и там эти мечтания сближаются, а иногда совпадают.

Русская, российская мечта состоит из мечтаний множества народов, населяющих нашу державу. И эти мечтания, как цветы, которые собираются в великолепный букет. Мудрый, просвещённый правитель собирает эти мечтания, эти божественные цветы, складывая их так, чтобы из них получился букет, а не сухой заскорузлый веник.

Жизнь водила меня по континентам, странам, я искал мечту среди разных народов, пытаясь найти её воплощение. Теперь, побывав на Ямале среди льдов и ледоколов, одухотворённый ямальской мечтой, я оказался среди марийцев, удивительного народа, который, работая на ультрасовременных заводах, участвуя в российской политической жизни, с дипломами профессоров и с погонами боевых генералов, этот народ несколько раз в году уходит в священные рощи и там, среди священных деревьев, возносит свои мольбы к солнцу, к воде, к матери-земле, поклоняется травам, цветам, птицам, обожествляя природу, обожествляя мироздание, обожествляя весь космос.

 

Марийский машиностроительный завод — не просто градообразующее предприятие в центре Йошкар-Олы. Это государствообразующий завод. Из таких заводов состоит государство Российское. Работа этого завода есть вклад марийцев в общероссийское оборонное дело. Завод выпускает могучие самоходные установки, прикрывающие с воздуха сухопутные войска. Ракеты этих комплексов сбивают небесного противника на расстоянии сотен километров.

Директор завода Борис Иванович Ефремов — человек народный, деревенский, весь в непрерывных великих хлопотах по сбережению и развитию предприятия. Отправляет на полигоны партии готовой тяжеловесной продукции, переводит управление грандиозного оборонного производства на цифровой лад, осваивая эту загадочную цифровую реальность. Компьютеры управляют заводом. Компьютеры следят за мировым рынком, где конкурируют боевые системы различных стран. Компьютеры вслед за изделиями завода отправляются в Сирию, и там в боевых условиях отслеживают точность и надёжность систем. Директор — технократ, оборонщик. Вклад завода, вклад Марийской республики в обороноспособность России неоценим.

Марийцы — народ-государственник. Сюда в военные годы с запада перекочевали десятки предприятий. Здесь великий Вавилов в 1943 году ставил свои уникальные физические опыты. Отсюда на фронт уходили солдаты и возвращались с Золотыми звёздами героев на груди. И уже сегодня несколько марийцев носят звание Героев России. И так удивительно было слышать от генерального директора Бориса Ивановича Ефремова, когда он увлечённо рассказывал о своих директорских хлопотах, откровенные признания: если дело кажется безнадёжным, он просит высшие силы, просит духов, населяющих небо, просит cолнце и радугу помочь заводу. И те, как утверждает директор, помогают.

 

Тысячеголовое козье стадо в России — редкость. Коза — скотина домашняя. А тут, в Марий-Эл, огромные белоснежные козьи стада, бредущие среди бескрайних изумрудных полей. Пастух, как кудесник, что-то пропоёт, промурлычет, и козы идут за ним послушно и преданно всем своим белым рогатым скопищем. Агрохолдинг, занимающийся разведением коз, продающий козье молоко, творящий из козьего молока простокваши, йогурты, сыры, — явление уникальное и славное по всей России. Руководитель этого процветающего холдинга Владимир Тарасович Кожанов объясняет, почему занялся столь редким для России делом — разведением коз. Да потому, говорит он, что козье молоко целебно. Им отпаивают безнадёжно больных, оно возвращает старцам молодость, а немощным — силы. Козье молоко идёт на изготовление детского питания, потому что здесь, в этих лугах и полях, на этих козьих фермах, в козье молоко не попадает ни генетических добавок, ни химикатов.

Я дегустировал сыры. Вкус — великолепный и у лёгких, прозрачных сыров, и у сухих, тяжёлых, и у сыров с плесенью, на манер камамберов. Поля, среди которых стоят животноводческие фермы и раскинулись козьи пастбища, окружены рощами. Тёмно-зелёные, они похожи на острова, спустившиеся с неба в зелень полей. Конечно, основные заботы хозяина — в том, как бы успешней сбыть товар в Йошкар-Оле или в Москве, а то и за границей, как увеличить пастбища, как справиться с налогами и самодурством чиновников. Но, несмотря на все очевидные хозяйственные и экономические заботы, мне кажется, что в основании всех этих хлопот, в основании этого удивительного увлечения лежит всё та же марийская особенность: поклонение природе, её чистоте, её целительным силам, её волшебному могуществу, побеждающему хвори и смерть.

 

И я искал эту марийскую тайну, эту сокровенную марийскую мечту, посещая замечательные театры — украшение Йошкар-Олы. И в недавно возведённом Марийском государственном театре оперы и балета, сияющем ониксом и мраморами, беседуя с министром культуры, художественным руководителем театра Константином Анатольевичем Ивановым, я вдруг почувствовал дыхание этой марийской тайны. Константин Иванов, солист балета, пятнадцать лет танцевал первые партии в Большом театре в Москве. Его усилиями возведён этот восхитительный, похожий на храм, театр. И он признался, что, создавая великолепные спектакли: такие, как "Юнона и Авось", "Иисус Христос — суперзвезда", "Маугли", он мечтает поставить здесь "Весну священную" Стравинского, ибо эта священная весна, эта священная музыка, эти священные обряды — не где-то в прошлом, а здесь, рядом, в марийских священных рощах, в марийских песнопениях, в живых марийских мифах и сказках, в марийских танцах и в изумительных марийских костюмах: белоснежных, шитых алым шёлком, с бусами и монистами, в которых найдешь ещё серебряные деньги стародавних царских времён.

Эта марийская культура, не тронутая цивилизацией, устоявшая перед натиском городов и заводов, обитает здесь, рядом, и готова питать, поить из своих деревянных ковшей творчество художников, музыкантов, поэтов.

 

В художественной галерее, куда меня привёл Константин Анатольевич Иванов, среди добротных реалистических картин я вдруг увидел созданные совсем недавно картины, которые сами художники называют этнофутуризмом. На этих картинах, писанных яркими красками, создаются метафоры, магические символы, среди которых летают священные птицы, растут священные деревья, восходят и заходят солнца и луны, горят домашние очаги, благоухают караваи хлеба, сияют, как красные ягоды, вышивки на домотканых холстах. Это не наивное народное искусство, не стилизации под клеёнчатый коврик. Это работа современных философов, знакомых с мировым искусством и вносящих в это искусство неповторимое мировоззрение марийского народа, выраженное в удивительных символах и орнаментах.

 

И вот я увидел, наконец, священную марийскую рощу, этот заповедный лес. Сюда на моление из далёких городов и соседних сёл стекаются люди. Оставляют свои машины в стороне, в полях и идут пешком в белоснежных одеждах, подпоясанные алыми кушаками. Женщины — в платках и долгополых юбках. Мужчины — в рубахах, косоворотках. Серьёзные, вдохновенные вступают в рощу, как вступают в храм. И не узнаешь среди этих людей, кто простой крестьянин, кто боевой генерал, кто прокурор, а кто прославленный художник или писатель. Все равны. Все торжественны, все в белоснежных одеждах. В рощах горят костры, и над ними в огромных кипящих котлах варится жертвенное гусиное мясо. Гусь, утка — священные для марийцев птицы.

Под дивной высокой берёзой, сияющей, как серебро, уходящей своим чудесным стволом в поднебесье, установлен длиннющий деревянный стол, и на него все приходящие кладут свои дары. Кто караваи, кто пироги, кто блины. Горят тонкие церковные свечи. Жрецы, волхвы (их здесь называют, "карты") в белых войлочных колпаках выслушивают прихожан, вызнают об их просьбах, заботах, об их хворях, о дурных делах и поступках, которые им суждено было совершить. Подхожу и я. Не исповедоваться. Я из другой, православной, веры, у меня свой духовник. Но карт в белом колпаке смотрит на меня своими спокойными, глубокими глазами, и мне кажется, он угадывает мои чаяния.

Начинается молебен. Несколько картов, обратив лица к берёзе, собрав за своей спиной явившееся на молебен многолюдье, читают на марийском языке молитвы, просят мать-природу, просят солнце и небо послать людям благо, мир и здоровье, семьям, достаток, благоденствие. Просят избавить людей от злых помыслов, от недугов, соединить их в братское сообщество, живущее среди природы гармоничной возвышенной жизнью, нашедшее свой покой, свой смысл в гармонии со всем мирозданием — с каждым цветком и с каждой звездой, с каждым древесным стволом и с каждой поющей птицей.

Один карт сменяет другого, одно молитвенное песнопение, то глухое, рокочущее, то возвышенное, певучее, сменяет другое. И я чувствую, как меняется вокруг меня окрестный мир. И кажется, на это молитвенное песнопение слетелись птицы со всего леса и поют, щебечут — вторят молитвам.

На десятой — на двадцатой минуте молебна я вдруг чувствую, как начинает благоухать окружающий меня лес, как пахнет горячей сосновой и еловой хвоей. Как благоухает берёза, словно её распарили, и она превратилась в огромный щедрый веник поднебесной бани, где из людей вытапливаются и уходят прочь все их недуги, все их порчи, все их дурные мысли, и люди светлеют лицами. У некоторых на глазах — счастливые слёзы.

Я спрашивал у верующих, что они чувствовали. И все они на разные лады говорили, что они испытывали счастье. Счастье это было в полноте, в возвышенных чувствах, в любви, которой они соединялись друг с другом, со своими умершими предками, со своими пока не родившимися потомками, со священными лесами, с птичьими голосами. И мне казалось, что здесь, в священной роще, я понял сокровенный смысл марийской мечты. Она, мечта — в гармонии, в соединении распавшегося, расчленённого мира в единый благоухающий лес.

И по сей день в глазах моих движутся эти белоснежные вереницы, похожие на праведников, что изображаются на русских иконах и фресках. До сих пор я вижу священную берёзу и марийских волхвов, славящих мироздание.

 

С главой республики Александром Александровичем Евстифеевым мы говорили о марийской мечте. И он, опытный политик, хозяйственник, укрощавший в своё время безумные суверенитеты, готовые расслоить и распылить в прах молодое государство Российское, он, как и все главы регионов, мучительно переживающий экономический спад, хозяйственные неудачи и неурядицы, он полагает, что вклад этой небольшой приволжской республики с немногочисленным древним народом в общерусское дело, в общерусскую вековечную мечту, этот вклад — неповторимое марийское мировоззрение, это драгоценное состояние души, которое в эпоху агрессивной цифросферы, в эпоху рационализма и жестокосердия, привносит в человеческую жизнь божественную, разлитую в природе благодать. И его мысль — посадить в Москве священную рощу. Ведь есть же в Москве множество православных храмов, есть и кирхи, и костёлы, и баптистские молельные дома, и мечети, и синагоги. Так почему бы этой уникальной, восхитительной марийской религии, являющейся религией официально признанной, не подвергающейся гонениям, не утесняемой, не иметь в Москве свой лесной молитвенный храм?

 

Марийская интеллигенция, как и всякая другая, со своими внутренними раздорами, присущим интеллигенции недовольством, эта интеллигенция, перед которой я явился со своими духовными поисками, была едина в одном: все они — хранители марийского языка, марийской неповторимости, марийского духовного чуда; оберегают это чудо — кто в книжном деле и писательстве, кто в живописной мастерской или на театральной сцене. И в общении с ними я понял и утвердился в том, что марийская мечта в своих высочайших проявлениях сливается с русской мечтой, с ненецкой мечтой, с татарской мечтой. Это мечта о целостности и гармонии мира, о целостности, могуществе и красоте нашей многонациональной России, о мире между нашими народами. О мире в городах и семьях. И эта марийская мечта не уносится марийцами в свои священные рощи, а стремится в мир, в многолюдье, в нашу грохочущую реальность, желая сделать её лучше, добрее, возвышенней.

Пишу это, а сам слышу, как поют в священной роще птицы, вижу, как солнце сверкает в листве священной берёзы, как горит свеча в руках у молящегося волхва.

 двойной клик - редактировать галерею

 

102 3 8 712
11 июля 2018
24 0 15 268

Загрузка...
Комментарии Написать свой комментарий
3 июля 2018 в 18:59

...Воспоминание о будущем... Ностальгия по настоящему... Возвращение к УТОПИИ?... Но ведь Вы сами объявили МОБИЛИЗАЦИЮ...

3 июля 2018 в 19:06

Господа! Если к правде святой
Мир дороги найти не умеет -
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!

По безумным блуждая дорогам,
Нам безумец открыл Новый Свет;
Нам безумец дал Новый завет -
Ибо этот безумец был богом.
Если б завтра земли нашей путь
Осветить наше солнце забыло -
Завтра ж целый бы мир осветила
Мысль безумца какого-нибудь!

3 июля 2018 в 19:20

Козы худые.

3 июля 2018 в 19:27

Купить хотел ?

3 июля 2018 в 23:16

Блин спецы одни, послать некого.
Ничо шо их к началу лета, как всегда, постригли?

3 июля 2018 в 22:52

С Луны на Землю?
Ну Слава Богу,
Отошло,
А как планируют Марийские товарищи,
Пенсион для коз?

4 июля 2018 в 00:07

Священная роща в Москве - просто бомба! - ещё один победный пункт в программе патриотов Служителей........
Бутримов не собрал нужного количества подписей муниципального фильтра, из 840 оставшихся незадействованными
А пропущенная через руки геноцидящих Москву и страну евреев, роща по определению потеряет сакральность...

4 июля 2018 в 00:22

Санек,
Фильм посмотри,
"Баязет"
С участием Серебрякова,
Там как раз об этом,
О равенстве скотины и людей.
Об относительном,
В церковь не пускают,
Ни коров, ни лошадей.

4 июля 2018 в 01:08

Андреич,
Как ассоциации ?
Загнанная лошадь,
Загнанная лошадь,
Загнанная лошадь,
А вы о каких то козах.

4 июля 2018 в 03:41

я оказался среди марийцев, удивительного народа, который, работая на ультрасовременных заводах,
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Давайте фотографии "ультрасовременных заводов", а то местные бывшие (на "Завтра" окопавшиеся) помнят (в силу старости и мозгов размягчённых) токмо разруху 90-х!
(А лугов, там, ягелей...= всегда НАВАЛОМ на Руси)!

4 июля 2018 в 05:02

Да, по А.А.Проханову, что на Ямале, что в Марий Эл - просто рай на нашей, в целом, совсем не райской на сегодня российской земле.
Почитаем "Марийскую правду",новости республики Марий Эл, о суровой реальности в марийском раю: https://www.marpravda.ru/news/vsja-respyblika/samaya-malenkaya-zarplata-v-mariy-el-u-uchitelya-v-zvenigovo-a-samaya-vysokaya-u-sotrudnika-it-kompa/

"В топ-5 наиболее востребованных профессий Марий Эл вошли слесарь, водитель, продавец-консультант, продавец-кассир и менеджер по продажам. Всего в Марий Эл, по данным GorodRabot.ru, 4405 открытых вакансий, из которых 3182 находятся в Йошкар-Оле.

Средняя зарплата на предприятиях и в организациях республики в ноябре 2017 года составила 24 915 рублей. В Йошкар-Оле эти цифры немного выше - 25 850 рублей. Кстати, по сравнению с сентябрем оплата труда снизилась на 400 рублей.

Большая часть работодателей, 26, 2 %, готова платить сотрудникам до 15 тысяч рублей в месяц, 25,7 % предприятий Марий Эл предлагают от 15 до 25 тысяч рублей. Заработную плату свыше 25 и до 40 тысяч рублей выплачивают лишь 17,5 % организаций, от 40 до 60 тысяч рублей - 11.3% работодателей. А на оплату труда от 60 до 100 тысяч рублей могут рассчитывать сотрудники 5% организаций республики. По остальным предприятиям данных нет....
Стоит отметить, что самую маленькую зарплату предлагают учителю в Звенигово – 7800 рублей."
====================================================
Такова непоэтическая реальность земного рая - поинтересовался этим на контрасте текста уважаемого мэтра и звонков зрителей про уровень жизни учителей (в частности, был звонок из Марий Эл) в программе, которую вчера мимоходом увидел на ОТР.

4 июля 2018 в 10:00

АО "Марийский машиностроительный завод" входит в состав АО «Концерн ВКО "Алмаз-Антей". Концерн создан в 2002 году, когда в соответствии с указом Президента Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации в ОАО "Концерн ПВО "Алмаз – Антей" были объединены десятки предприятий: заводов, научно-производственных объединений, конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов, которые занимались разработкой и производством зенитных ракетных комплексов малой, средней и большой дальности действия, основных типов средств радиолокационной разведки и автоматизированных систем управления. Затем в 2007 году произошло укрупнение Концерна и на сегодня в его составе более шестидесяти предприятий из восемнадцати регионов страны.

Концерн стал первым крупным холдингом, созданным в рамках Федеральной целевой программы "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002–2006 годы)". На его долю выпала функция первопроходца в решении проблем формирования акционерного капитала и корпоративной системы управления.

Совет директоров новой интегрированной структуры до 2008 года возглавлял помощник Президента Российской Федерации В. П. Иванов, с 2008 по 2011 год – заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации А. Д. Беглов, с 2011 по 2014 год – В. Ф. Медовников, с 2014 по 2016 год – генеральный директор Государственной корпорации "Ростех" С. В. Чемезов.

В ноябре 2016 года председателем Совета директоров избран М. Е. Фрадков.

Первым генеральным директором Концерна стал Ю. М. Свирин. С декабря 2002 по июнь 2003 года обязанности генерального директора ОАО "Концерн ПВО "Алмаз – Антей" исполнял И. М. Климов, с июня по сентябрь 2003 года – А. В. Зайцев. В сентябре 2003 г. на должность генерального директора Концерна был избран В. В. Меньшиков, который возглавлял холдинг до марта 2014 года.

C марта 2014 года генеральным директором Концерна является Я. В. Новиков.

5 февраля 2015 года Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал Указ о переименовании Концерна ПВО "Алмаз – Антей" в Концерн воздушно-космической обороны "Алмаз – Антей". Этим же Указом было одобрено увеличение уставного капитала Концерна.

Уставной капитал 26824.9 млн. руб.
400 тыс. руб. владеет Министерство имущественных отношений. Остальные учредители не раскрываются.

По официальным данным комитета госдумы по экономической политике и предпринимательству, 95 % Российской экономики, а по разным оценкам, до 90-95 процентов крупной российской собственности находится под иностранной юрисдикцией. Давным-давно нет уже ничего государственного. Просто даже неудобно как-то читать хвалебные статье о российской реальности. Пристава Рос- утратила признак отношения к государству - совсем то есть.

4 июля 2018 в 17:40

Интересный материал Вы опубликовали, уважаемая Арина - спасибо большое.

4 июля 2018 в 10:03

Солнце нужно просить послать стране честного и морального правителя. Всем.

4 июля 2018 в 10:45

Жиды Троллят, писал Сегодня в 10:03 :
Солнце нужно просить послать стране честного и морального правителя. Всем.
*****************************************************************************************************

Не поможет, гниль уже проросла достаточно глубоко и теперь нелюдь даже потиху сдавая второстепенные позиции такие как узаконенное воровство на АЗС, подключение к электросетям, и прочий ПЕНСИОННЫЙ МОРОК, будет блокировать внедрение системно очеловечивающих, сверхэффективно - экосоциальных проектов, единственно (из оглашенных) способных преодолеть жидогеноцид России.

Запуск согласованной с Президентом, но побуквенно перевираемой, блокируемой медведевцами ПРОГРАММЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАСШИРЕНИЯ РОССИИ, в экосоциальной, наиболее эффективной и наименее инвестоемкой редакции:
- каждой российской семье - неразменное экопоместье по 1 га на человека,
- сеть ВСМ, обеспечивающая их шаговую доступность от городской квартиры,
- Безусловный Экосоциальный Доход (кратно превышающий пенсии),
- 2-3х недельный курортный таймшер,
- супершкола и телемедицина,
- прикладные мировоззренческо - методологические инструменты развития человечности, системно гармонизирующие непростые аспекты нашей многоликой континентальности.

КОГДА ПРИХОДИТ СВЕТ, ТЬМА ОТСТУПАЕТ. БОРЬБЫ НЕТ.

4 июля 2018 в 10:32

Все народы — мечтатели. Мечтать не вредно. Изборскому мечтателю А. А. Проханову, которого жизнь водила разным по континентам и странам, остается мечтать только о Царствие небесном. Марийцем мечтать уже не о чем. Все их мечты сбылись. Они живут уже в раю.
Только вот комментарий Н. С. все испортил. Оказывается, живут ои в раю на российской земле.

4 июля 2018 в 11:26

В букете религиозных, теистических культов народов естественный, первобытный культ Природы марийского народа представляется хоть и диким, но живым цветком рядом с искусственными, парафиновыми цветами разновидностей культа еврейского народа. Но матушка Природа взрастила свой самый красивый цветок, живой и прекрасный цветок человеческого Разума. Этот цветок был атеистическим культом советского народа, но советская коммунистическая власть увлеклась культивированием псевдорелигиозного цветка коммунизма, обезумела, потеряла разум, а с ним и советский народ и Советскую Страну. Атеистический культ цветка Разума оказался беспризорным. Собиратель букета культов народов , Александр Андреевич, должен включить цветок атеистического культа Разума советского народа в свой букет, а то ведь, потеряв разум, обезумев от религиозных или псевдорелигиозных культов можно снова растерять букет народов с их культами.

4 июля 2018 в 16:01

Жизнь колотит то по лбу то в лоб.
Скоро мочи не хватит уж жить.
Наступает последний предел,
Заставляющий думать о том:
Свет мечты мой исполнился что б,
Когда время придет уходить,
Что б попал бы я прям в Марий Эл,
Кем угодно, хоть белым козлом!

4 июля 2018 в 16:13

Это я по поводу просмотра картинок. Если на фотке с главой ваза сподставкой из цельного авантюрина (мелко, но даже если просто серо-болотная яшма) - стоит в десятках лямов, мебель белая натуральной кожи Мантелласси, диван и два кресла 74 миллиона рублей.
Культурный министр куда скромнее - ваза простая заказная керамика, ручная работа - копейки, в пределах тридцати тысяч, а мебель и тут Италия...видно, соседи: смежные поставки за белую козлятину...

4 июля 2018 в 17:45

От нашего читателя ничто не скроется, он разглядит любого "дьявола" в деталях!
Нет слов, восхищён Вашим острым глазом, уважаемый Виктор!

4 июля 2018 в 23:24

Предприниматель и писатель Валерий Семенов обращается к председателю «Изборского клуба экспертов», журналисту, писателю и общественному деятелю Александру Проханову, который недавно побывал в Марий Эл. После этого в различных источниках появились его публикации с восхищением о Марий Эл, марийцах и нашей традиционной религии. Ниже приводим послание автора к известной персоне.
https://mariuver.com/2018/07/04/mari-vera-izgoi/
Проханову: Марийская вера в России находится в положении изгоя
... Ваша позитивная беседа с Главой Республики Марий Эл Александром Евстифеевым показанная на телеканале ГТРК «Марий Эл» дает основание полагать, марийский народ и марийская традиционная вера в республике находятся в комфортном положении и защищены от различного рода угроз.

Александр Андреевич, уверяю Вас, это совсем не так! Начнем с того, что древнейшая марийская вера в Республике Марий Эл находится в положении изгоя. В столице республики — городе Йошкар-Ола, более десяти добротных православных церквей и храмов со всеми подсобными постройками, есть церкви протестантов, есть мусульманская мечеть с медресе. А центра марийской традиционной веры нет ни одного! ..

5 июля 2018 в 03:58

"Я из другой, православной, веры, у меня свой духовник."
===================================

И славишь Правь, как это делали в священных рощах НАШИ славные предки???