Карл МАРКС. 1818—2018. К 200-летию со дня рождения Карла Маркса. Из коллекций РГАСПИ по истории марксизма (отв. ред. А.К. Сорокин). — М.: Научно-политическая книга, 2018. — 152 с., илл.
Какой может быть в наши дни книга о Марксе и марксизме? Не ошибусь, если скажу, что практически любой. На полках книжных магазинов соседствуют строгое введение в марксистско-ленинскую философию и бодрый всеядный "поп-марксизм", творческая "перезагрузка Маркса" и оригинальная интерпретация марксизма справа. И наоборот — критика "советских фальсификаторов марксизма" и "Маркс как противник русской революции", остроумная ревизия, основанная на чтении "Капитала" с карандашом и брюзжание про врагов открытого общества.
Ценители Маркса, пусть и с оговорками, встречаются среди представителей всевозможных идейных движений. Да и видами и формами марксистов нас уже не удивишь. Есть и марксисты-глобалисты, и марксисты-гностики и даже марксисты, не знающие истории. Впрочем, и сам Карл Маркс успел бросить в адрес иных своих последователей сакраментальное: "Если они марксисты, то я не марксист".
Проблема только в том, что значительная часть вышеупомянутых концепций в мире ниш и сообществ обречена на внимание лишь в кругах адептов и поклонников.
К 200-летию Маркса ВЦИОМ провёл социологический опрос. Оказалось, что имя Маркса известно подавляющему большинству россиян (98%), однако более предметно с ним знакомо старшее поколение (70% среди 60-летних и старше хорошо представляют себе, кто такой Маркс), а вот молодёжи он известен скорее понаслышке (25%).
В общественном сознании Маркс ассоциируется с работами по политической экономии, в первую очередь, "Капиталом" — этот труд читали более половины (58%) респондентов, в принципе, знакомых с его произведениями.
Всего труды Маркса читал 41% респондентов, слышавших о нём. При этом мнение опрошенных о трудах Маркса неоднозначно: 15% они были интересны, 26% — нет (по ответам тех, кто слышал фамилию автора и читал его произведения). Однако сами идеи марксизма россияне помнят крайне слабо (66% затрудняются их назвать, 16% признаются, что ничего не знают о марксизме) и относятся к ним преимущественно равнодушно (49% среди тех, кто имеет о них то или иное представление). При этом симпатии марксизм вызывает у каждого третьего (30%), негатив — у каждого десятого (9%).
Приходилось отмечать, что столетие революции достойно провели историки, архивисты, искусствоведы и музейщики. (К слову, даже вне однозначного выигрышного сравнения с вялой позицией медиа и чиновников.) Мероприятий, проектов, сюжетов было предостаточно.
То же самое и с двухсотлетием Маркса. С темой адекватно взаимодействовали те, кому по профессии и должности "бояться" Маркса не положено. Разумеется, юбилейное обращение к фигуре немецкого философа и экономиста не закончилось и не могло закончиться 2018 годом.
И любопытный набор противоречивых данных ВЦИОМ наталкивает на мысль, что издания просветительского толка по-настоящему актуальны, но могут быть полезны как людям, только открывающим для себя идеи Маркса, так и его знатокам, и даже отрицателям.
Таков лаконичный, но фундаментальный альбом "Карл Маркс.1818—2018". В книге представлены наиболее ценные документы, исторические реликвии и антикварные предметы из фондов Российского государственного архива социально-политической истории — наследника Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, обладающего самым полным в мире тематическим собранием. Коллекции РГАСПИ отражают ключевые события политической и социальной истории стран Западной Европы с ХVII до начала ХХ века. Именно в этом историко-культурном контексте альбом представил вниманию читателя уникальные по своему историческому и художественному значению подлинные документы и автографы, книги из личной библиотеки Маркса с его пометами, собрание дошедших до нас фотографий, личных документов и вещей Карла Маркса и членов его семьи, а также обширные материалы о деятельности политэкономиста и его единомышленников. От "трёх источников и трёх составных частей марксизма" до русской рецепции Маркса и образа философа в искусстве. Как справедливо заметил директор РГАСПИ и редактор альбома Андрей Сорокин, "двухсотлетие Маркса — ещё один повод задуматься не только об ответственности элит, о цене радикальных преобразований, но и причинах социальных катаклизмов".