Призрак коммунизма
Авторский блог Даниил Торопов 10:35 19 апреля 2019

Призрак коммунизма

альбом "Карл Маркс.1818—2018" из коллекций РГАСПИ
4

Карл МАРКС. 1818—2018. К 200-летию со дня рождения Карла Маркса. Из коллекций РГАСПИ по истории марксизма (отв. ред. А.К. Сорокин). — М.: Научно-политическая книга, 2018. — 152 с., илл.

Какой может быть в наши дни книга о Марксе и марксизме? Не ошибусь, если скажу, что практически любой. На полках книжных магазинов соседствуют строгое введение в марксистско-ленинскую философию и бодрый всеядный "поп-марксизм", творческая "перезагрузка Маркса" и оригинальная интерпретация марксизма справа. И наоборот — критика "советских фальсификаторов марксизма" и "Маркс как противник русской революции", остроумная ревизия, основанная на чтении "Капитала" с карандашом и брюзжание про врагов от­кры­того общества.

Ценители Маркса, пусть и с оговорками, встречаются среди представителей всевозможных идейных движений. Да и видами и формами марксистов нас уже не удивишь. Есть и марксисты-глобалисты, и марксисты-гностики и даже марксисты, не знающие истории. Впрочем, и сам Карл Маркс успел бросить в адрес иных своих последователей сакраментальное: "Если они марксисты, то я не марксист".

Проблема только в том, что значительная часть вышеупомянутых концепций в мире ниш и сообществ обречена на внимание лишь в кругах адептов и поклонников.

К 200-летию Маркса ВЦИОМ провёл социологический опрос. Оказалось, что имя Маркса известно подавляющему большинству россиян (98%), однако более предметно с ним знакомо старшее поколение (70% среди 60-летних и старше хорошо представляют себе, кто такой Маркс), а вот молодёжи он известен скорее понаслышке (25%).

В общественном сознании Маркс ассоциируется с работами по политической экономии, в первую очередь, "Капиталом" — этот труд читали более половины (58%) респондентов, в принципе, знакомых с его произведениями.

Всего труды Маркса читал 41% респондентов, слышавших о нём. При этом мнение опрошенных о трудах Маркса неоднозначно: 15% они были интересны, 26% — нет (по ответам тех, кто слышал фамилию автора и читал его произведения). Однако сами идеи марксизма россияне помнят крайне слабо (66% затрудняются их назвать, 16% признаются, что ничего не знают о марксизме) и относятся к ним преимущественно равнодушно (49% среди тех, кто имеет о них то или иное представление). При этом симпатии марксизм вызывает у каждого третьего (30%), негатив — у каждого десятого (9%).

Приходилось отмечать, что столетие революции достойно провели историки, архивисты, искусствоведы и музейщики. (К слову, даже вне однозначного выигрышного сравнения с вялой позицией медиа и чиновников.) Мероприятий, проектов, сюжетов было предостаточно.

То же самое и с двухсотлетием Маркса. С темой адекватно взаимодействовали те, кому по профессии и должности "бояться" Маркса не положено. Разумеется, юбилейное обращение к фигуре немецкого философа и экономиста не закончилось и не могло закончиться 2018 годом.

И любопытный набор противоречивых данных ВЦИОМ наталкивает на мысль, что издания просветительского толка по-настоящему актуальны, но могут быть полезны как людям, только открывающим для себя идеи Маркса, так и его знатокам, и даже отрицателям.

Таков лаконичный, но фундаментальный альбом "Карл Маркс.1818—2018". В книге представлены наиболее ценные документы, исторические реликвии и антикварные предметы из фондов Российского государственного архива социально-политической истории — наследника Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, обладающего самым полным в мире тематическим собранием. Коллекции РГАСПИ отражают ключевые события политической и социальной истории стран Западной Европы с ХVII до начала ХХ века. Именно в этом историко-культурном контексте альбом представил вниманию читателя уникальные по своему историческому и художественному значению подлинные документы и автографы, книги из личной библиотеки Маркса с его пометами, собрание дошедших до нас фотографий, личных документов и вещей Карла Маркса и членов его семьи, а также обширные материалы о деятельности политэкономиста и его единомышленников. От "трёх источников и трёх составных частей марксизма" до русской рецепции Маркса и образа философа в искусстве. Как справедливо заметил директор РГАСПИ и редактор альбома Андрей Сорокин, "двухсотлетие Маркса — ещё один повод задуматься не только об ответственности элит, о цене радикальных преобразований, но и причинах социальных катаклизмов".

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий
19 апреля 2019 в 11:59

Ну уж, автор хватил. По Марксу элит быть не должно вообще и совсем. Со всей пролетарской беспощадностью....
Просто некоторые господа вдруг с чего-то забыли, как наш народ относится к господам.

19 апреля 2019 в 13:30

Любую теорию можно свести к ее вершине, топу. Теория Маркса сводится к определению меры труда. Через стоимость, через разложение труда на конкретный и абстрактный...
Я приведу по памяти лишь общее классическое "предисловие" марксизма: "Эпохи различаются не тем что производится, а тем, как распределяется". Отсюда все и пошло. Конкретно - вся Политэкономия. Точнее - политика надстройка, экономика - базис. Реал: экономика - ОС (постоянна), политика - контент (меняется). Отсюда вывод - и капитализм, и "социализм" две формы одной сущности экономики - ЧС. Думаю, аббревиатуру все знают.

На самом же деле, эпохи различаются именно тем, что ПРОИЗВОДИТСЯ, а не тем как ПОТРЕБЛЯЕТСЯ (распределяется). Ибо распределение во все времена одно и то же - технологический (физический) обмен. Различие лишь в формах, натуральный, товарно-денежный.
Мозги человека, в которых "живет" капитализм, социализм и коммунизм прямо зависят от того, что он ест и что производит, прялку и бронзовый топор, или компьютер.
Прочувствуйте связь между Полит-экономией и Техно-экономикой. Слово "экономика" переходит из разряда Базис в разряд Надстройка... И производные "уровень развития экономики" теряют смысл. Потому что экономика - постоянное свойство технологии. Потому что на смену марксовой теории трудовой стоимости появилась квантовая теория труда, суть которой - элементарная экономика = "да - нет" (0 -1 в бинарной системе, бит).
Все это более логично отражает сущность процессов в мозге человека, и в обществе.
Нас всех в ближайшем будущем ждет "переворот в мозгах", т.е. в экономике, в политике, в идеологии и в религии. Технологии рождаются в мозгах, а развитие мозгов не остановить...

19 апреля 2019 в 16:25

Когда все привычные лекарства перестают лечить болезнь, то растерянные врачи, сам больной и его близкие , начинают судорожно искать уже любой способ излечеения, и ищут рецепты везде, даже у шаманов. Маркс востребован к изучению вновь, так как нет в мире больше растущего рынка производства товаров, услуг и даже долгов. Есть сжатие рынка, скукоживание шагреневой кожи в ответ на наши желания. А хотелки то у всех таперича ого-го!!!!! в лаптях вновь ходить-не пойдешь. Отсюда поиск виновного, и битва за место у кормушки. Так, глядишь, вновь о классовой борьбе заговорят, и причислят в отдельный класс Чиновников! И случится это уже не у нас.

20 апреля 2019 в 09:09

Читайте его мечты о переростании социальной революции пролетариата в национально-освободительную борьбу еврейского народа.
Марксизм-чистейшей воды профанация науки, основа разрушительной, сатанинской деятельности.
Как истинный сионист, был лишен круга ортодоксальных евреев и подох как сабака.