Сообщество «Салон» 17:01 3 сентября 2017

Приношение культуре

телеканал «Россия-Культура» открыл первую страницу в истории нового сезона

Сезон 2017/2018 для «России-Культура» особенный: 1 ноября телеканалу исполнится 20 лет. А это значит, зрителей ждут открытия, премьеры авторских циклов и интеллектуального шоу, демонстрация новых и полюбившихся фильмов, как документальных, так и художественных, трансляции концертов с престижнейших филармонических площадок мира. С гала-концертом телеканал решил расширить географию площадок. Выбор пал на Зеленый театр ВДНХ, где в декорациях из могучих дубов, берез и лип, сцена театра и его зрительный зал возлежат на воде, на Садовом пруду парка «Останкино», как дивный экзотический цветок. И если занять место в зрительном зале пораньше, то можно, покачиваясь в такт метронома на воде, наблюдать за несущимися по воле ветра кораблями - опрокинутыми в пруд облаками, различать скрип уключин под веслами прогулочных лодок, взгляд переводить на Останкинскую башню… И вспоминать не без ноты ностальгии и лирику Владимира Набокова, его пленительный рассказ «Озеро, облако, башня», воображать феерию на Ольгином острове –парадное представление балета «Приключения Пелея» на пруду с Матильдой Кшесинской в главной партии… И осознавать, что особенно приятно: традиция пикников, активного отдыха в парках, выступлений духовых оркестров и грандиозных концертов под открытом небом возвращается.

Знаменательна афиша гала-концерта. Победители международного телевизионного конкурса «Щелкунчик» выступают с Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского под управлением художественного руководителя оркестра и его главного дирижера – Народного артиста СССР Владимира Федосеева. Юные дарования (возрастной ценз согласно условиям конкурса 14 лет) и патриарх симфонической музыки. Это очень важно: взаимосвязь эпох, преемственность поколений. Впечатления, детские, тем более, они - как переводные картинки. Нужно время, чтобы тайное, глубоко запрятанное за верхний слой покрытия, оказалосьявным. Раскрылось в блеске тревожного образа. Именно он, этот образ, манящий как Вифлеемская звезда, непостижимым, таинственным образом выстраивает впоследствии силовые линии привязанностей, определяет систему ценностей, выкладывает узоры судьбы. Пройдут годы и годы, и для музыкантов, уже с мировыми именами, встреча в концерте под открытом небом с маэстро Владимиром Федосеевым, с Большим симфоническим оркестром, оркестром-титаном, приобретет характер легенды, обернется в одежды мифологии… И что как ни миф есть неугасимая лампада искусства.

Революцией искусства - музыки ХХ века - называют тот факт, что духовые, ударные инструменты выдвинулись в авангард, заняли солирующее положение. Трубы, тарелки, тромбоны, ксилофоны в известные интерпретации произведений внесли такой экстрим, такое буйство красок, что солисты Антон Кобозев (бронзовый Щелкунчик 2016), Артур Жернаков(дипломант конкурса Щелкунчик 2016) и их педагог – Ростислав Шараевский (золотой Щелкунчик, 2000) с Большим симфоническим оркестром с Кармен-фантазией Бизе взвинтил эмоции публики. И можно было повторить вслед за Игорем Северяниным:

Кармен! какая в ней бравада!
Вулкан оркестра! Луч во тьме!
О, Гвадиана! О, Гренада!
О, Жорж Бизэ! О, Меримэ!

Фаворит гала-концерта и десятилетняя Софья Тюрина (золотой Щелкунчик 2016) из городка Балаково, что в Саратовской области. Артистичная, очаровательная, стильная девочка с саксофоном (на фото). Впервые услышав её на конкурсе «Щелкунчик», Вадим Эйлинкриг, трубач-виртуоз и член жюри конкурса, решил для себя когда-нибудь выступить с ней на одной сцене. Зеленый театр ВДНХ и стал такой сценой. Глубокий, протяжный, как южная ночь, бархат саксофона резал одинокий звук трубы, терялся в импровизациях Большого симфонического оркестра и снова торжествовал, разбиваясь как о рифы об интонации блюза, тоску, разочарования… И весь этот джаз, великий джаз, в какой-то момент завис, как на острие Останкинской телебашни, на синкопе…. Подхваченный порывом ветра – в ветер и превратился. В дыхание Зефира.

Что-то в природе музыки есть, что поднимает своих избранников к высотам мысли и чувства. И юность оказывается обманчива, когда… Максим Ландо (золотой Щелкунчик, 2015, Нью-Йорк) в 15 лет солирует в Концерте №3 для фортепиано и оркестра Сергея Рахманинова, Матвей Блюмин (бронзовый Щелкунчик 2016, Севастополь) выстраивает с Цыганскими напевами Сарасаты свой уникальный, полный и дерзости, и слез обманутой любви, мир с «перетеканиями» полифонических пространств. «Когда я услышал скрипку, она разговаривала, совсем как человек. И я захотел тоже на ней играть. Я буду продолжать заниматься, заниматься и ещё раз заниматься. А при случае, конечно, хотел бы стать великим музыкантом» - признавался юный скрипач. И нет сомнения, что так оно и будет. В рамках гала-концерта состоялась и мировая премьера. Фантазия для кларнета и симфонического оркестра Антона Прищепы. Сочинение, которое композитор, педагог Средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных, написал специально для своего ученика Андрея Рязанцева, серебряного Щелкунчика 2015 года.

Вела гала-концерт - Ирина Никитина. Пианистка, выпускница Ленинградской государственной консерватории имени Римского-Корсакова, глава фонда «Музыкальный Олимп», продюсер, её имя аудитории газеты «Завтра» известно. Год назад с Ириной Никитиной мы говорили о Гайдне и Бахе, о «подводных камнях» пианизма… как повод –незабываемый концерт в Москве Андраша Шиффа… мы говорили о величии классического искусства и вторжении в жизнь агрессии улицы, о передачах на телевидении и засилье унылой кальки с западных проектов, о поисках национальной идентичности. «С "перестройкой" мы начали судорожно хвататься за какие-то быстрые, якобы коммерчески выгодные проекты, - цитирую Ирину Никитину, - и при этом стирать собственное лицо. И я рада, что на телевидении сегодня есть рождённый у нас конкурс "Щелкунчик", подобного которому в мире просто нет».

И вот прошел год. Случайно или нет, но именно «Щелкунчик», международный конкурс юных музыкантов, стал эмблемой юбилейного, 20-го сезона телеканала «Россия – Культура», еще одним шансом для юных музыкантов взойти на музыкальный Олимп… «Вальс цветов» из балета Чайковского «Щелкунчик» торжественно и волшебно завершил гала-концерт, он стал приношением Большого симфонического оркестра под управлением Владимира Федосеева - Культуре.

Cообщество
«Салон»
5 марта 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x