Авторский блог Владислав Мальцев 13:03 8 декабря 2015

Перуновы правосеки

«Сокира Перуна» берет под опеку «автономных националистов», в чьи ряды вступали разочаровавшиеся в разнообразных вождях ультраправые. Солист группы регулярно удостаивал своим присутствием и пафосным чтением стихов собрания «правых автономов», фанатевших от его песен про «не згасне полум'я слави дівізії «Галичина». В 2009–2010 годах «правые автономы» начинают на Западной Украине марши с символикой этой эсэсовской дивизии, встречавшие благостное отношение местных властей, чьи ряды были обильно укомплектованы к тому времени представителями партии «Свобода».

Как сообщается на информресурсах запрещённого в России «Правого сектора», в ходе ноябрьской конференции командиров его подразделений и структурных подразделений был переизбран Провод, как по традиции ОУН называется руководство этого националистического объединения. «Для абсолютного большинства участников было аксиомой то, что в Провод должны входить Андрей Стемпицкий, Андрей Тарасенко, Юрий Палий. Кроме них в Провод были избраны Арсений Билодуб и Василий Лабайчук», – сказано на сайте «Правого сектора». Пикантности ситуации придаёт личность Билодуба (по паспорту, как указывают украинские исследователи правого радикализма, Климачева), возглавляющего музыкальную группу «Сокира Перуна», ибо её характер не соответствует тому якобы «христианско-консервативному» характеру «Правого сектора», в которой на протяжении уже почти двух лет заверяет СМИ его пресс-секретарь Артём Скоропадский.

Данная группа малоизвестна в широкой среде, так как нацелена уже несколько десятков лет сугубо на праворадикальную аудиторию. «Если кратко описать историю коллектива "Сокира Перуна", то начинать отсчёт надо с 26 апреля 1998 года, когда в Киеве был организован концерт памяти Рудольфа Гесса», – рассказывал в 2006 году Климачев в интервью представителям буковинского отделения «Патриота Украины». (В 2014 году вождь этой организации Андрей Билецкий сформирует из своих бойцов печально известный батальон «Азов».) Вынесенное в название группы имя бога древних славян апеллировало не только и не столько к языческим симпатиям членов коллектива, но и к тому, о чём пелось в их одноимённой песне:

Славяне, славим бога нашего, Перуна,

Во имя крови и почвы, во имя расы, во имя народа!

Кровь на снегу, кровь на земле!

Враг захлебнулся в горячей крови!

Символ победы в священной войне,

Снова, Перун, ты секиру бери!

Достаточно недвусмысленный призыв к «священной расовой войне» (Racial Holy War), лозунг которой был принесеён в Восточную Европу с Запада. Неоязычество в данном случае зачастую служило в Германии и Скандинавии в 90-е годы, а затем и на Украине и в России лишь удобной и привлекательной завесой для более радикальных идей. «Германские неонацисты, в первую очередь одна из их самых многочисленных организаций «Кровь и честь», приступают к возрождению духа викингов… воскрешают тень верховного бога войны и раздоров в скандинавской мифологии Одина, используют в своих изданиях рунические знаки», – писал в 2000 году один из российских журналистов, работавших в Германии. Украинские подражатели западных неонацистов, также брившие под модный образец головы, своих ориентиров в те годы особенно-то и не скрывали – в песне «Сокиры Перуна» «В ім'я справедливості» (1999) весьма откровенно пелось:

Железный орёл, чёрная свастика –

Это символ свободы и борьбы,

Арийский ответ угрозе,

Перуна знак нам сквозь века!

Аналогичным образом использовалась апелляция к памяти киевского князя Святослава Игоревича, которому «Сокира Перуна» также посвятила песню и даже вынесла картину с ним на обложку альбома «Очи, сповнені гніву» 1998 года (как поясняется далее в песне, «глаза полны гнева за нашу расу»). На обороте коробки с CD-диском альбома красовалось фото солдат вермахта в полевой форме на бронетехнике.

Участники группы не только призывали к тому, «чтоб в крови неверных славу найти» (цитата из их процитированной выше песни «Сокиры Перуна»), но и прилагали к этому усилия. Благо воспеваемый ими сокрушивший иудейскую Хазарию князь к тому времени стал культовым героем и для ультрас ФК «Динамо – Киев», выбравших его даже своим официальным символом. На этой платформе и был организован первый – и единственный на постсоветском пространстве погром синагоги прямо в центре столицы Незалежной. Произошло это вечером 13 апреля 2002 года, после матча бело-голубых с «Шахтёром». «Это была толпа парней в куртках, растянувшаяся по всей улице Шота Руставели, – рассказал позже газете «Факты» главный раввин Киева Асману Моше-Реувен. – После вечерней молитвы часть прихожан стояла на улице возле центрального входа и разговаривала. Вдруг толпа из человек пятидесяти подошла к синагоге со стороны улицы Рогнединской и с криками стала забрасывать камнями окна здания. Прихожане услышали звон бьющегося стекла и не успели опомниться, как на них налетела толпа… Били без разбора всех, кто попадался под руку… Ближе всех к нападающим стоял ректор Всеукраинской еврейской духовной академии раввин Цви Каплан. Его сбили с ног, бросили на землю и уже лежащего били ногами (по лицу, по почкам), таскали за бороду». Погромщики попытались ворваться и внутрь синагоги, зал которой уже был весь усыпан битым стеклом от разбитых окон, но были остановлены охраной и отступили.

Случайной выходкой счесть это было сложно: путь к синагоге занял у погромщиков около получаса, они пришли туда уже с камнями и решительно настроенные, что говорит в пользу продуманности и подготовленности нападения. Это подтвердила и личность задержанного в августе 2002 года организатора погрома – 26-летнего Дмитрия Волкова по кличке Демьян, барабанщика и второго вокалиста (именно он исполнял «Святослава» и «Сокиру Перуна») группы. Волков, один из наиболее авторитетных скинхедов («лидером меня не избирали, но у истоков движения, зарождавшегося в Киеве лет девять-десять назад, я действительно стоял», – рассказал он в интервью еженедельнику «2000»), признал своё организаторское участие в погроме, но пытался уверять, что всё было стихийно: «Мы не обсуждали заранее никаких планов – просто крепко выпили, и мне пришло в голову похулиганить. Были на футбольном матче, по его окончании решили попить пивка, добавили водки – и как-то так само собой получилось...».

Печерский районный суд признал скинхеда виновным по части 2 статьи 161 Уголовного кодекса Украины: «Умышленные действия, направленные на разжигание национальной и религиозной вражды и ненависти, на унижении национальной чести и достоинства и унижение чувств граждан в связи с их религиозными убеждениями, соединённые с насилием». Выйти ему удалось досрочно в феврале 2004 года, но из-за подорванного в тюрьме здоровья и повышенного с тех пор внимания «органов» к его персоне от деятельности в группе он отошёл, оставаясь тем не менее одним из наиболее авторитетных в киевской скинхедской среде персонажей.

Между тем группа, в своих песнях распространявшая на Украине отрицание холокоста и героизацию нацизма (характерные названия из альбома «Європейська єдність» 1999 года – «Шість мільйонів слів брехні», «Our Pride Is Our Loyalty», «Герої білої раси») получила признание и со стороны авторитетных западных «соратников», в том числе из международной неонацистской организации Blood and Honour («Кровь и честь», лозунг СС), созданной в Великобритании и начиная с 90-х годов активно создававшей филиалы в Восточной Европе. «Есть официальные письма, датированные 6 октября 2003 года, о возобновлении деятельности подразделения… теперь мы имеем легитимный филиал организации, созданной Яном Стюартом», – с гордостью сообщал в 2006 году Климачев. Киевляне открыли и сайт своего отделения – www.bhukraine.org.

С Blood and Honour и её «Боевым отрядом Адольфа Гитлера» (Combat 18), известным также как «Машина террора» (Terrormachine), связываются и серия взрывов начинённых гвоздями бомб в иммигрантских кварталах Великобритании весной 1999 года, в России – попытка подрыва мощной бомбы у здания УФМС в Ростове-на-Дону 23 апреля 2010 года. Сложно сказать, является ли случайным то, что в октябре 2003 года в Киеве возникает филиал Blood and Honour, а 20 августа 2004 года на рынке в столичном районе Троещина, где торговало много мигрантов из Юго-Восточной Азии, в мусорных урнах сработали два радиоуправляемых взрывных устройства с поражающими элементами (стальные гвозди и шурупы). Были госпитализированы 11 человек, один из которых позже скончался от ран. Задержанная четвёрка бомбистов оказалась праворадикалами, и весьма авторитетными в своей среде. Неонацистский паблик в социальной сети «ВКонтакте» «Gesellschaft NS / Общество Славянских НС» в 2013 году назвал Тараса Швыденко «ветераном правого сопротивления» и спонсором праворадикальных самиздатских изданий «Блок-пост» и «Радикальный элемент», которые редактировал другой задержанный, Александр Пастух, являвшийся также переводчиком на украинский культовой книги американских ультраправых «Дневник Тёрнера», которая повествует, разумеется, о «расовой войне». Из прочих задержанных Сергей Значко был назван «вдохновителем организованного уличного сопротивления правой молодёжи», а по поводу Дмитрия Савченко указано, что он «активно работал над правым самиздатом». Что ещё немаловажно – группировка («секция»), к которой они принадлежали, в СМИ была названа «Дозор-88», на ультраправых источниках она уточнена как «Дозор (28)». Можно понять это как указание на её принадлежность к Blood and Honour, которая сокращённо именуется 28.

На следствии Пастух и Швыденко сообщили, что взрыв произвели вследствие «засилья на Украине лиц других рас». После суда, давшего неонацистам по 14 лет тюрьмы за терроризм, они, разумеется, были возведены своими единомышленниками в героический ранг «узников совести». В 2013 году на Украине вышел поэтический сборник «Сумління» («Совесть»), выпущенный «Сокирой Перуна» и содержавший стихи четырёх бомбистов, причём Дмитрий Савченко в данных издания был указан рядом с Билодубом как соавтор концепции и иллюстраций книги.

После победы Майдана «троещинские подрывники», как и прочие отбывавшие сроки за уголовщину праворадикалы, были спешно реабилитированы и отпущены на свободу.

В конце нулевых группу затронули и разборки внутри самих ультраправых. Дело в том, что та же Blood and Honour еще в 90-е годы на Западе распалась на две части – Blood and Honour / Combat 18 и Blood and Honour Independent Voice. Каждая из них поливала другую грязью и открывала отделения по всему миру как единственно легитимная. В итоге на той же Украине в нулевых появились сразу два соперничающих друг с другом под одним неонацистским брендом объединения – одно в Киеве (от Independent Voice), а другое во Львове (от Combat 18). Легитимность последнего, а точнее, его зарубежных основателей, в итоге оказалась выше, и в 2008 году киевляне попросту переименовались в Brotherhood 28, сохранив за собой привычную аббревиатуру (BH) и её числовое обозначение (28).

В это же время «Сокира Перуна» берёт под опеку «автономных националистов», в чьи ряды вступали разочаровавшиеся в разнообразных вождях ультраправые. Солист группы регулярно удостаивал своим присутствием и пафосным чтением стихов собрания «правых автономов», фанатевших от его песен про «не згасне полум'я слави дівізії «Галичина». В 2009–2010 годах «правые автономы» начинают на Западной Украине марши с символикой этой эсэсовской дивизии, встречавшие благостное отношение местных властей, чьи ряды были обильно укомплектованы к тому времени представителями партии «Свобода».

О последней Климачев одобрительно высказывался ещё в 2006 году, когда на Украине ультраправые презрительно плевались от упоминаний о Тягнибоке. Отрывок из его интервью 2006 года: «"Вокруг которой легальной политической силы, по Вашему мнению, способна объединиться украинская правая?" – "Наиболее перспективной в этом мне кажется политическая сила Олега Тягнибока"». Судя по всему, именно «Сокира Перуна» наряду с ещё рядом деятелей стала основным посредником по наведению мостов между парламентской «Свободой» и радикальными ультраправыми, образовавшими в итоге при партии боевое объединение С14, использовавшее в качестве символики «кельтский крест» – пришедшую с Запада символику расистского движения White Power. В свою очередь 29 января 2014 года, в разгар боёв на Майдане, как сообщала пресс-служба партии, Климачев выступал со своими виршами перед аудиторией, собранной в колонном зале Киеврады на «творческий вечер» члена политсовета партии Ирины Фарион. На данном мероприятии среди прочего презентовался и сборник поэзии националистов под выразительным названием «Голос крови». Видимо, неслучайно поэтому в последнее время «Правый сектор» делает ставку на сотрудничество с партией Олега Тягнибока.

1.0x