Досрочные выборы в Верховную раду Украины завершились убедительной победой партии Владимира Зеленского "Слуга народа", за список которой по многомандатному избирательному округу было подано более 42% голосов, что превосходит совокупный результат остальных четырёх партий, преодолевших 5%-ный барьер ("Оппозиционная платформа — За жизнь" Бойко/Медведчука — 13%, "Европейская солидарность" Порошенко — 8,4%, "Батькивщина" Тимошенко — 8%, "Голос" Вакарчука — 6%, всего — около 36%). Здесь необходимо сразу отметить, что ещё шесть политических партий, не прошедших по партийным спискам в Верховную раду, но получивших не менее 2% голосов избирателей, будут получать до 2024 года финансирование из государственного бюджета и фактически являются "запасными игроками", кроме того, часть из них будет представлена депутатами-"одномандатниками", избранными в мажоритарных избирательных округах. Это Радикальная партия (лидер — Олег Ляшко), "Сила и Честь" (Игорь Смешко), "Оппозиционный блок" (Александр Вилкул), "Партия Шария" (Анатолий Шарий), "Свобода" (Олег Тягнибок) и "Украинская стратегия" (действующий премьер Владимир Гройсман).
Таким образом, "президентская" партия может претендовать примерно на 122 депутатских места из 225 по партийным спискам. К этому стоит добавить более 100 (по некоторым данным — даже 125) депутатов-"одномандатников", места которых оптом и в розницу приобретались "на местах" спонсорами Зеленского во главе с Игорем Коломойским.
В итоге простое большинство и возможность сформировать уже в августе однопартийное правительство "слугам народа" гарантированы (не менее 226 голосов из формальных 450 при реальных 424 — в 26 одномандатных округах, входящих ныне в состав народных республик Донбасса, парламентские выборы не проводились), но это не конституционное (2/3, или 300 голосов) большинство, необходимое, например, для изменения избирательной системы или других норм, прописанных в действующем Основном законе страны. Тем не менее, с учётом ожидаемого количества голосов у партий-"миноритариев" ("Оппозиционная платформа — За жизнь" — 43, "Европейская солидарность" — 27, "Батькивщина" — 25, "Голос" — 20, представители других партий и самовыдвиженцы по одномандатным округам — 58), конституционное большинство в Раде IX созыва для Зеленского и Ко принципиально достижимо и без коалиционного соглашения с кем бы то ни было — за счёт "работы" с одномандатниками и "аутсайдерами". Если же состоится уже анонсированный союз с партией Вакарчука, то формальная консолидация политического поля Украины — впервые за годы "незалежности" — станет реальностью. И тому есть свои причины.
Краткая предыстория. Так это делается в Киеве
Интрига с прошедшими 21 июля досрочными парламентскими выборами на территории "незалежной" была замешена, даже по местным меркам, весьма круто.
После разгромной (73,23% голосов) победы во втором туре президентских выборов 21 апреля 2019 года над Петром Порошенко Владимиру Зеленскому почти месяц пришлось ждать своей инаугурации, которая состоялась только 20 мая. Учитывая, что официальная информация об итогах выборов была размещена 3 мая, в последний отведённый для этого законом день, а срок вступления избранного главы государства, по украинскому законодательству, составляет 30 дней с этой даты, инаугурацию могли назначить и на 2 июня. При этом срок полномочий действующей Верховной рады истекал 26 ноября — следовательно, последним "законным" днём для роспуска Зеленским "евромайданного" парламента был день 27 мая. Пройди церемония инаугурации после этой даты — новому президенту предстояло бы почти пять месяцев работать фактически в вакууме: без своего правительства и без поддержки со стороны органа законодательной власти. Понятно, что подобная ситуация была не в пользу "слуги народа", и рейтинг его поддержки со стороны общества за это время мог свалиться ниже результата первого тура президентских выборов, где Владимир Зеленский получил голоса всего 30,24% избирателей. Что, в свою очередь, означало необходимость создания коалиционного парламентского большинства, дележа портфелей в новом правительстве, вплоть до поста премьер-министра и прочие обременительные последствия.
По крайней мере, Пётр Порошенко, временно сохраняя после выборов свои президентские полномочия, и его союзники в верхах украинского "политикума" вели дело именно к такому варианту развития событий. Но им, судя по всему, достаточно жёстко "выкрутили руки", заставив не тянуть с инаугурацией Зеленского "до последнего". Причём это было сделано не через американское посольство в Киеве, а двумя или даже тремя уровнями выше. Во всяком случае, посол США Мэри Йованович — кстати, республиканка, работавшая на этом посту с 23 августа 2016 года, — была отозвана точно в день инаугурации 6-го президента Украины, 20 мая 2019 года. А 8 мая в Киев приезжал заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джордж Кент, курирующий восточноевропейское и кавказское направления, — видимо, с целью не допустить подобной "политической кастрации" Зеленского.
Вряд ли он сделал это по своей личной инициативе или по инициативе своего непосредственного шефа Филиппа Рикера — соответствующее указание мог сделать только госсекретарь Майк Помпео. Но тоже, скорее всего, не по своей воле — поскольку Зеленский, что бы кто ни говорил, действительно был и остаётся тесно связан с украинским олигархом Игорем Коломойским, известным своими связями с хасидской общиной, а зять Трампа Джаред Кушнер, ныне занимающий пост старшего советника у своего тестя, президента США, также является хасидом, эта линия выглядит наиболее вероятной. Показательно, что помимо этого, в период 9-13 мая с призывом к Верховной раде не затягивать со вступлением Зеленского в должность президента Украины обратился и ряд статусных политиков Евросоюза.
Как бы то ни было, после визита Кента связанный с максимально поздней датой инаугурации план Порошенко и Ко взять реванш и сохранить свою власть был сломан. Но вступил в действие "план Б": после заседания Верховной рады 14 мая, на котором была названа дата инаугурации 20 мая, фракция партии "Народный фронт" Яценюка—Турчинова—Авакова объявила о выходе из состава правящей коалиции "Европейская Украина". Случилось это 17 мая. И спикер украинского парламента Андрей Парубий тут же сообщил о роспуске коалиции, что должно было автоматически заблокировать возможность досрочных парламентских выборов, поскольку, в соответствии с конституцией Украины, после такого роспуска депутаты получают 30 дней для формирования нового парламентского большинства, что уводило нынешний состав Рады далеко за "красную черту" 27 мая.
Но Зеленский на своей инаугурации не только заявил о досрочном роспуске украинского парламента, но и на следующий день, 21 мая издал соответствующий указ о назначении внеочередных парламентских выборов на 21 июля, параллельно предписав Верховной раде рассмотреть проект изменения электорального законодательства Украины с отменой мажоритарной составляющей (т.е. выборы только по партийным спискам) и снижением проходного барьера с нынешних 5% до 3%. Парубий на внеочередном заседании Рады 22 мая называл действия президента неконституционными, законопроекта Зеленского депутаты не приняли, а по президентскому указу 24 мая 62 депутата обратились в Конституционный суд Украины с соответствующим запросом. Рассмотрение этого запроса началось 11 июня, и 19 июня судьи КС вынесли свой вердикт: у конституционного конфликта между президентом и парламентом относительно досрочного роспуска последнего нет однозначного правового решения, поэтому его должен решить народ Украины путём голосования на внеочередных парламентских выборах, назначенных указом президента.
Пиррова победа "слуг народа
Понятно, что после такой "артподготовки", весьма типичной для современных "демократических процессов" во всех подконтрольных глобальному "пятиглазию" (Five Eyes — разведывательная сеть пяти англосаксонских государств: США, Великобритании, Канады, Австралии и Новой Зеландии, тесно сотрудничающая с израильскими спецслужбами. — авт.) странах мира с ограниченным суверенитетом, партия Зеленского была просто обречена на победу. Об этом говорили и данные всех "формирующих" социологических опросов, подконтрольных западным НКО, и многочисленные экспертные оценки в украинских и глобальных масс-медиа, и уже отмеченные выше заявления западных политиков, обозначивших свою готовность взаимодействовать с новым президентом Украины. Тем не менее, победа "Слуги народа" оказалась весьма специфической.
Прежде всего, в ходе голосования 21 июля была отмечена чрезвычайно низкая явка. На предыдущих парламентских выборах, которые состоялись 26 октября 2014 года, этот показатель составлял 52,42%, сейчас говорят максимум о 48%. То есть относительное число граждан "незалежной", пришедших к избирательным урнам, стало меньше на 10%, не говоря уже о том, что значительно снизилось и общее количество избирателей.
Кстати, по этому вопросу — согласно данным ЦИК Украины, на 16.00 22 июля было обработано 70,49% бюллетеней, из них подано за "Слугу народа" — 4252965 (42,68% проголосовавших избирателей), откуда путём несложных вычислений, в соответствии с официально заявленной цифрой явки 48%, выводится общая численность населения Украины старше 18 лет на подконтрольных официальному Киеву территориях — около 29,5 миллионов человек. Поскольку средняя рождаемость на Украине за 2001-2018 гг. (без Крыма и "отдельных регионов Донецкой и Луганской областей", то есть территории народных республик Донбасса) составила около 350 тысяч человек в год, численность населения "незалежной" в настоящее время не превышает 36 миллионов человек, из которых около 7,5 миллионов трудоспособного населения постоянно находятся за пределами страны.
То есть за последние пять лет жителей Украины стало меньше, а их политическая активность на парламентских выборах значительно снизилась. Можно сказать, что люди разочарованы, причём разочарованы не "в общем и целом", а конкретно первыми месяцами президентства Владимира Зеленского. Это подтверждается, прежде всего, сравнительными данными по итогам президентских выборов. В мае 2014 года явка избирателей составила 60,19%, в то время как на выборах 2019 года в первом туре — 62,86%, а во втором туре — 61,37%, т.е. выше, чем пять лет назад. Из них за Владимира Зеленского 21 апреля проголосовали 73,23% избирателей, почти 13,5 миллионов человек. 21 июля за его партию "Слуга народа" было подано, по оценкам, около 6 миллионов голосов — это значит, что за три месяца новому президенту не удалось объединить вокруг себя весь протестный по отношению к Петру Порошенко электорат, и он фактически вернулся к своему показателю первого тура президентских выборов, когда получил 5,7 миллионов голосов. То есть Зеленский не убедил избирателей в том, что он в качестве президента страны и его партия в качестве правящей выражают и защищают интересы большинства украинцев. Поэтому нынешняя победа партии "Слуга народа", получившей, как уже отмечено выше, возможность сформировать однопартийное правительство, если эта победа не будет подкреплена какими-то решительными действиями, изменяющими внутри- и внешнеполитический курс официального Киева с "евромайданного" на более адекватный объективной ситуации, уже в перспективе ближайших месяцев может оказаться пирровой.
В.А. Зеленский и позиция России
Как известно, российский президент до сих пор не направил в Киев официальных поздравлений новому политическому лидеру "незалежной". За три месяца после избрания Зеленского состоялся только один телефонный разговор: по инициативе украинской стороны 11 июля. Согласно лаконичному сообщению на сайте kremlin.ru, обсуждались возможность продолжения контактов в "нормандском формате", а также вопросы урегулирования на юго-востоке Украины и совместной работы по возвращению удерживаемых с обеих сторон лиц, относительно чего была достигнута договорённость о продолжении этой работы на уровне экспертов. То есть ничего, что говорило бы о готовности Кремля выстраивать какие-то отношения со сменщиком Порошенко. Более того, подчёркнутое дистанцирование от Зеленского и Ко демонстрировалось на фоне подчёркнутых контактов с Бойко и Медведчуком. Это касалось не только гуманитарных проблем, но и поставок энергоносителей, других торговых и даже правовых вопросов взаимодействия с "незалежной". Поневоле возникало впечатление, что речь шла не столько о "накачке" электорального рейтинга партии "Оппозиционная платформа — За жизнь" (ОПЗЖ) к выборам 21 июля (хотя и этот момент присутствовал, причём — на первом плане), сколько о том, что именно эта политическая структура будет пользоваться почти монопольными преференциями по всему спектру отношений с Россией.
Учитывая уже озвученное и весьма настойчивое стремление того же Коломойского (да и большинства украинского "олигархата", включая Ахметова и Рабиновича) наладить взаимодействие с Москвой, идея создания подобного "негосударственного шлюза" выглядит и многообещающей, и весьма рискованной. Особенно — с учётом планов Зеленского полностью отменить "депутатскую" и прочую неприкосновенность. Понятно, что если это предложение будет принято новым составом Верховной рады (а этому ничего не препятствует), оно может быть использовано не только против экс-президента Петра Порошенко и ряда видных государственных деятелей "евромайданной" Украины, но и против любой парламентской и вообще политической оппозиции, едва ли не в первую очередь — "пророссийской". Не случайно ведь Вакарчук пообещал по 15 лет тюрьмы всем, кто поддерживает "неофициальные" контакты с Москвой, имея в виду тех же Бойко и Медведчука.
Возможность повторения на "незалежной" недавнего "молдавского варианта" может оказаться опасной иллюзией (да и с самим "молдавским вариантом" до сих пор не всё ясно). Кроме того, нельзя не учитывать, что армия, МВД и СБУ, а также "добробаты" всех сортов находятся под контролем вовсе не украинского "олигархата" и, тем более, не под контролем Зеленского — их жёстко курируют соответствующие структуры США и НАТО. И они де-факто в любой момент, который сочтут нужным, могут "дать добро" на новый государственный переворот в "незалежной".
Россия в этих условиях имеет свои инструменты воздействия на ситуацию внутри Украины, которыми она стала пользоваться накануне выборов. Но то был запоздалый рывок. Теперь Кремлю предстоит сделать очень нелёгкий выбор: либо пойти навстречу группе Зеленского, за которым стоят единоверцы и союзники главного раввина России Берла Лазара; либо — и это стратегический момент! — отказаться от любых послаблений в отношении Киева, ужесточая тотальное экономическое и политическое давление на него с целью максимально быстрой и полной нейтрализации фактора "незалежной". По всей видимости, наша "властная вертикаль" вполне привычно и предсказуемо отдаст приоритет первому варианту, который приведёт к дальнейшему укреплению русофобских политических сил в некогда братской республике с укоренением соответствующих тенденций в сознании украинского общества.
А отсюда следуют три базовых вывода.
Во-первых, отмеченная выше пиррова победа партии Зеленского одновременно является и очередным поражением Кремля в борьбе за Украину.
Во-вторых, мы, как страна, сталкиваемся по итогам выборов в соседнем государстве с гораздо более сложной ситуацией, чем это было раньше, поскольку линия внешней конфронтации вроде бы размывается, но на деле становится только глубже и шире.
Наконец, в-третьих, можно зафиксировать ещё одну блестящую победу США и их союзников по "коллективному Западу" в деле формирования и укрепления "незалежной" как мощного русофобского фактора, поскольку никто в новом составе Верховной рады не намерен отменять ни закон про "дермо" ("державну мову", то есть украинский язык), направленный на лингвистический геноцид многомиллионного русскоязычного населения Украины; ни репрессии против тех, кто не согласен с дальнейшей "мягкой бандеризацией" страны. Поэтому российскому руководству нужно срочно пересматривать и активизировать свою политику в отношении Киева и всей Украины, поскольку на этом направлении в системе нашей национальной безопасности, по сути, зияет гигантская "дыра", которую пока неясно, каким образом и когда удастся ликвидировать. С этой точки зрения, любые "заплатки" типа народных республик Донбасса или приоритетной поддержки ОПЗЖ выглядят временной и не слишком надёжной мерой, паллиативом, который приходится вынужденно использовать за неимением лучшего. А это лучшее, вплоть до ликвидации известных внутренних противоречий в самой России, вряд ли появится.
Илл. Олег Комаринец. Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» (2009)