Образование индустриализации
Авторский блог Татьяна Воеводина 10:25 27 января 2020

Образование индустриализации

сделать образование целевым и радикально сократить гуманитарные специальности
19

Всякая, даже малая, правительственная инициатива вселяет надежды на возвращение к здравому смыслу. Слишком мы уж устали жить в токсичном тумане вымышленного мира.

Таким шагом явилась объявленная цель – сделать медицинское образование целевым. Чтобы люди учились не вообще, а для дальнейшей работы в больницах и поликлиниках, притом в тех, где они нужны. То есть распределение, то самое советское распределение молодых специалистов, происходит не в момент выпуска, а до начала учения. Это очень верно, и это нельзя не приветствовать. Понимаю, что осуществить это нелегко, но если взяться – то можно.

Уверена: если мы как страна намереваемся двигаться вперёд, надо распространить эту практику на всё без исключения высшее образование. Поступая в вуз, человек должен понимать, где он будет трудиться после выпуска.

Это трудно. Сделать мгновенно и за один сезон – нельзя. Однако надо понимать, в каком направлении двигаться. И двигаться – пускай медленно, но неуклонно. Образование должно стать целенаправленным.

Сегодня оно – беспочвенно, бесцельно и ни на что не направлено. Вернее, направлено на сбор денег с населения. А сбор осуществляется путём удовлетворения невротической потребности родителей что-то сделать для детей. Иначе я не могу объяснить, зачем небогатые люди оплачивают своим едва успевающим оболтусам обучение во всяких финансово-юридико-лингвистических университетах, которые очевидно не приведут ребёнка ни к каким заработкам.

Есть и бесплатные места? Есть, и премного. Это значит, что государство оплачивает те же бессмысленные и беспочвенные места, где готовят тех, кто в принципе не нужен – всех этих бесчисленных юристов-экономистов-филологов-политологов. Забавно: все принялись учиться на экономистов именно тогда, когда было объявлено, что экономикой руководить не нужно, а всё сделает легендарная невидимая рука рынка. А тогда, когда все стали пользоваться Гугл-переводчиком, а на переговорах использовать только английский – количество «точек», где учат на переводчика – возросло в разы. Их и в моё-то время с трудом распихивали, когда был один Иняз, а теперь – это полная безнадёга. Если б на 20 лет был объявлен мораторий на выпуск всех этих так называемых «лингвистов» - никто б и не заметил, столько их уже навыпускали.

Ещё специальность, разросшаяся до размеров гомерических, - журналистика. Что ни барышня, то журналистка; слетаются, как мотыльки на лампу, на мечту о телевидении. Журфаки, которых при советской власти было штук пять на всю страну, теперь в каждой подворотне.

Надо перестать морочить голову молодым и честно закрыть 9/10 гуманитарных мест. Это постыдная обманка для молодёжи: готовят дипломатов, а получаются развозчики пиццы. Обманывать вообще плохо, а детей – вдвойне. 

Нужны ли гуманитарии? Очень нужны. Но их должно быть очень мало, и они должны быть очень качественные. Штучные. Надо сделать так, чтобы их учителя получали достойную зарплату, чтобы они имели время и мотивацию заниматься со своими учениками подлинно индивидуально, потому что специалисты гуманитарного профиля нужны только очень качественные. Средний сантехник – гож, средний специалист по международным отношениям или какой-нибудь межкультурной коммуникации – это несчастный, неприкаянный, никому не нужный, обманутый горемыка.

Кто нам нужен? Ну так, навскидку. Лесничие, например. Специалисты лесного комплекса. Дорожные строители и проектировщики. Если мы хотим осваивать нашу громадную территорию, надо строить коттеджные посёлки. Значит, надо разработать локальную систему жизнеобеспечения этих посёлков: тепло, свет, вода, отходы. Нужны образованные инженеры, способные это делать. Специалисты по переработке мусора нужны.

Словом, нужны мусорщики, а готовят юристов-международников.

Образование в нашей стране не должно быть коммерческим. Коммерческим может быть так называемое дополнительное образование, получаемое уже работающим гражданином. Ну и разного рода курсы – от НЛП до вышивания бисером.

Если у нас начнётся индустриализация, нам и нужно образование индустриализации, а не пенсионерства и пустопорожнего развлекалова. Идеально, чтобы ВСЕ имели рабочее место с самого начала. И это не так уж невозможно! Он учится в ПТУ при заводе, потом, положим, в техникуме. Хорошо учится – его пошлют в вуз, может быть, будут платить стипендию, и он вернётся на свой завод.

Школьник, поступая в вуз, тоже должен понимать, что по окончании он должен будет уехать по распределению лет на пять. Не хочет? Ну и не поступай. Расхотел по окончании? Верни деньги за обучение. В сущности, это то же самое, что нынче платное обучение. Мне кажется, сами молодые люди будут рады иметь гарантию рабочего места с приличной зарплатой.

Что делать с мириадами вузов, которые готовят «специалистов» в пустоту? Прежде всего, перестать их финансировать. Надо радикально сократить гуманитарные специальности (сюда, безусловно, входит экономика). Делать это, разумеется, поэтапно, по возможности мягко, но понимать: нельзя достичь серьёзной цели, никого не обидев и не задев.  

Илл. Диего Ривера

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий
25 января 2020 в 23:13

Кто или что мешает владельцам частных предприятий оплачивать обучение необходимых специалистов, назначать им стипендии ? При советской государственной экономике система подготовки специалистов существовала. Куда же они делись при чудодейственном " рынке" ? Появится индустрия, вырастит потребность в инженерах и техниках, соответственно и оплата их труда, молодёжь хлынет в технические ВУЗы. А пока...только пляшут облака и кузнечик всё пиликает на скрипке, а " индустриализация" - прекрасное далёко...

25 января 2020 в 23:54

Злесь ведь вопрос в том, что капитализм погиб в 1976 г., сегодня нас эксплуатирует ворье, фглонисты, частные банкиры, незаконно выпускающие и присваивающие себе деньги, превращенную прибавочную стоимость, прибыль.
А что нужно ворью? Бордели.
Так что о чем бы кто сегодня не болтал, а развиваться будут только разнообразные бордели.
Вот направим УЖЕ выпускаемые деньги в бюджет РФ, освободимся от эксплуатации, станем сами себе хозяевами. И только тогда можно что-то решать, выбрасывать за борт поэтов или оставить их. По мне, так пусть их.

26 января 2020 в 08:26

Плюс.

Права Татьяна Воеводина.

Плохую услугу оказывают родители своим чадам оплачивая учёбу заведомо невостребованных специальностей. Тем более в третьеразрядных заведениях.
Роботы уже рядом.
И - верно пишет автор:
"Если мы хотим осваивать нашу громадную территорию, надо строить коттеджные посёлки. Значит, надо разработать локальную систему жизнеобеспечения этих посёлков: тепло, свет, вода, отходы. Нужны образованные инженеры, способные это делать."

Я говорю надо строить хутора и усадьбы. Очевидно, что, по сути, мы говорим об одном и том же.

26 января 2020 в 11:09

Александр
Кандараков
Коттеджные посёлки, хутора, усадьбы... Фермерство не прижилось по ряду причин. Об этом постоянно пишет Мельниченко. Если эти посёлки будут возникать вокруг производственных зон, это ода история, а если как загородные, дачные колонии богатеньких, другая история. В районе Стрельны под Питером есть несколько таких дачных посёлков, часть из них стоит не заселённая, начали строить перед кризисом, сейчас не могут продать. Строительство посёлков - это СЛЕДСТВИЕ экономического развития страны. В настоящее время хронического застоя и роста бедности просто не будет работы для обитателей посёлков, да и не на что покупать коттеджи. Я знаю по своим знакомым, что в Питере уже свернулись несколько фирм, занимавшихся сдачей в аренду загородного жилья (коттеджей).

26 января 2020 в 15:40

Михаил, дачные поселки это не совсем в тему. Автор статьи, Т. Воеводина, пишет, что если мы хотим освоить "нашу громадную территорию" , то её надо заселять. "Строить котеджные посёлки".

Я согласен с ней, но там где она говорит: "котеджный посёлок", я говорю: -хутор, поселение, усадьба. При этом предлагаю рассматривать их как автономные, самообеспечивающиеся, точки демографического роста.

26 января 2020 в 17:33

Посыл об "освоении" территории я понял, понятна также и Ваша мысль о хуторах и усадьбах. Как Вы представляете " освоение" территории ? Где эти пассионарные земледельцы - пахари ? Ещё раз сошлюсь на опыт фермера Мельниченко, которым он периодически делится в ютубе. Войти в программу поддержки достаточно сложно и сопровождается откатами, цены на топливо, э/энергию постоянно растут, сбыть продукцию проблематично, дорог нет, приобретали в лизинг (по программе) какой то (не помню) комбайн, заблаговременно оформили документы, провели платежи, расчитывали получить в мае, к началу сезона, получили в ...феврале. Должны быть дороги (???), доступные э/энергия и газ, школы и медицина, ссуды и кредиты 1,5-2,5% , точки сбыта продукции или система закупок. Этого нет.

26 января 2020 в 20:21

Никто ничего осваивать не собирается, ну разве что новые месторождения полезных ископаемых разведать и начать их разработку. Да и это предпочтут делать, с привлечением готовых иностранных специалистов, чем тратить деньги на подготовку своих.

27 января 2020 в 02:36

Не раз писал, но как известно, повторение мать учения, то бишь понимания.
В моей концепции точки роста (поселения, хутора, усадьбы) не рассматриваются как товарное производство. Хотя и не исключают его на основе кооперации.
У фермера Мельниченко - товарное производство ориентированное на извлечение прибыли, я же говорю о самообеспечении с реализацией излишка, если таковой образуется.

По большому счёту, я об этому пишу в своих статьях (включая "Русский крест..."), там и будем полемизировать, а здесь, автор о проблемах образования говорит. Мы немного не в теме.

26 января 2020 в 08:54

Строки с Кипра...Читайте...

26 января 2020 в 10:18

Татьяна, УМНИЦА, ВСЁ верно написали!!!

- "...Коммерческим может быть так называемое дополнительное образование, получаемое уже работающим гражданином...".

Относительно ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО образования...
Это может быть БЕСПЛАТНОЕ ДИСТАНЦИОННОЕ образование (в Интернете) с ОПЛАЧИВАЕМЫМ прохождением ПРАКТИЧЕСКОГО этапа обучения, и сдачи экзамена, для получения диплома об окончании...

То есть нужно сделать ВСЁ возможное, чтобы ЗНАНИЯ и УМЕНИЯ были АБСОЛЮТНО доступны ВСЕМ гражданам России, и, по возможности, за минимальную цену.
ОПЛАТА ОБЩЕСТВУ за обучение - ТРУД и ДЕЛА на благо общества!!!

26 января 2020 в 18:19

Новости есть, но журналистика сдохла. Когда я слышу, что какой-то независимый журналюга втюхивает в какой-то независимой газете свои откровения, хочется крикнуть этому святому: " Покайся босяк, не лезь своими грязными мыслями в наши светлые души. Ты пропах чужими потрохами и ваша вонь из рук вон плохо не только противна, но даже хорошо видна издалека. Калека, мы не врачи, но клизму тебе сможем виртуозно, не причинив большого ущерба, вставить во все твои наглые щели и полости. Прости нас грешных. Люди мы, журналюга, гад, гадюка с точками и запятыми.
Не святые мы. Предали нас все Боги. Наш долг перед Родиной купили банки, и дети наши честно отдают свой долг тогда, когда даже птицы даром не поют, деревья не растут и только дым горящего отечества неприятно щиплет глаза".

27 января 2020 в 09:33

Готов поспорить с Т. Воеводиной о том, что в первую очередь надо зачислять на учёбу в институт абитуриентов с направлением от предприятия. Моя молодая родственница не была зачислена на бюджетное место в мединституте из-за того, что впереди неё в списках оказались молодые люди с направлениями на руках, но с гораздо меньшим количеством баллов, чем у неё. Направления могут быть и "блатные", кто их проверит?
Полагаю, что у нового министра высшего образования руки заранее связаны, и он ничего вякнуть не сможет против премьера и президента. Почему так думаю? В первых с ним интервью он даже и не заикается о ликвидации идиотического ступенчатого (бакалавриат и магистратура) обучения.

30 января 2020 в 20:02

Дельные мысли у Т.В ! Необходим госзаказ на подготовку специалистов разных профессий и разной квалификации, основанный на заявках действующих предприятий и учреждений. Плюс обучение новым профессиям, потребность в которых определят эксперты министерства образования.

31 января 2020 в 23:43

Все эти мечтания осуществимы при плановой экономике, хотя бы индикативной, а при рыночной сие есть маниловщина

1 февраля 2020 в 02:04

Это только идиоты считают рыночную экономику, которая будет существовать вечно, бесплановой. Все начинается с планирования, если не хочет быть обречено на позор, на погибель.

2 февраля 2020 в 15:36

И в самом деле, почему это рыночная экономика - не плановая, если любой мошенник имеет свой ПЛАН?