Все - в техникумы!
Авторский блог Татьяна Воеводина 17:28 20 декабря 2019

Все - в техникумы!

Владимир Путин усомнился в целесообразности разделения обучения на бакалавриат и магистратуру
13

Я давно пишу о том, что в нашем наробразе есть штука посильнее ЕГЭ в смысле разрушительности  – это разделение высшего образования на две части: бакалавриат и магистратуру. И в «Завтра» об этом писала, правда, давно.

И вот – диво дивное: на этот вопрос обращено высочайшее внимание. Президент Владимир Путин усомнился в целесообразности разделения обучения на бакалавриат и магистратуру, в особенности применительно к подготовке школьных преподавателей по русскому языку, - сообщает РИА Новости.

Тут же и Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая назвала эту систему «миной замедленного действия» и предложила  обсудить вопрос её необходимости в российских вузах.

Обсудить – да, надо. Но тут есть опасный подвох. Наша интеллигенция (любая – либеральная, патриотическая, всякая) имеет неистребимую, вековечную склонность к элементарным мыслям и простейшим слоганам. И очень не любит мысль сколько-нибудь сложную, неоднозначную, из которой прямо не вытекает «кто виноват?» и не следует элементарный слоган в стиле «Даёшь!» и «Долой!». Да, массовый человек везде и всюду мысли элементарно. Именно на него ориентируется агитпроп во всех странах мира. Но у нас неприятность состоит в том, что, похоже, так мыслит и та самая интеллигенция, которая должна по идее создавать смыслы и формировать адекватную картину мира в том числе и для принятия решений властью. На эту любовь к элементарным мыслям («карманным катехизисам») обращал внимание ещё Николай Бердяев в знаменитых «Вехах».

Так вот, обсуждение, буде оно возникнет, не должно свестись к проклятьям бакалавриату-магистратуре как ядовитому плоду англосаксонского коварства, затеявшему погубить наше лучшее в мире образование. Надо серьёзно разобраться.

Прежде всего, следует зафиксировать: разделение вузовского курса произвели у нас не потому, что сочли, что так НАМ будет лучше, а просто из подражания и стремления приникнуть к светочам и образцам.  Было объявлено, что эдаким манером наши специалисты будут востребованы за рубежом. Это глупо в квадрате: во-первых, подлинные специалисты всегда были востребованы, а во-вторых, мы для кого готовим кадры - для себя или для заграницы? Но на это впопыхах никто не обратил внимания.

Англосаксонская система (положенная в основу болонской) состоит в том, что сначала готовится специалист со средним специальным образованием, а уже на этой базе – с высшим. Сначала техник, потом инженер, сначала медсестра, потом врач и т.п. Прекращая учиться на стадии бакалавриата, человек не остаётся недоучкой, а становится всё-таки специалистом – со средним специальным образованием.

Континентальная система, которая была и в СССР, принципиально иная. Она построена дедуктивно: от общего к особенному (выражаясь философски). В высшей школе на младших курсах изучаются теоретические дисциплины, а на старших – учат прилагать теоретические знания к практике. Когда у нас разрезали курс – получилось, что бакалавры выпускаются не специалистами, а просто недоучками, у которых в головах блуждает «взгляд и нечто», а профессии-то и нет.

Каков выход? Их два.

1) Вернуть всё на прежнее место, т.е. в течение пяти лет готовить специалиста, как это было при советской власти. Это самый простой путь.

2) Более сложный. Постепенно сделать нормой жизни среднее специальное образование. Для большинства производимых в обществе работ именно оно и нужно. Т.е. подавляющее большинство идёт в техникум и становится специалистом со средним специальным образованием. Далее лучшие, способнейшие, имеющие отличные оценки – сразу идут в вуз. Где курс построен применительно к ним – техникам.

Такое уже кое-где есть. Сын моей сотрудницы поступил в колледж, готовящий мастеров дорожных работ. По окончании лучшие ученики, окончившие на 4 и 5, имеют право без экзаменов и бесплатно поступить в автодорожный институт на трёхлетний курс. Кое-где такая система была и при советской власти. Это очень хорошо. Рабочий, техник, инженер – это отличная профессиональная лестница. Для всех ли специальностей  это возможно? Для практических – да. Для теоретических – вряд ли. Стричь всех под одну гребёнку – не выйдет. Это – повторюсь – путь трудный. Он требует не просто объявить, что у нас теперь бакалавры и магистры, а реально изменить вузовский курс.  Готовы ли сами работники вузов к этому? Не знаю.

Но начинать надо с техникумов. Пускай идут туда после 9-го класса и учатся года четыре. И становятся техниками. И начинают работать. Уверена: работодатели будут их охотно брать. Бакалавров не берут потому, что те, прослушав теоретическую половину курса, ничего не умеют. Сами подростки и многие родители, похоже, охотно поддержали бы такой порядок вещей.

Ну а потом, когда специалисты-техники поймут, что знаний не хватает, что хочется расти – пусть идут учиться дальше. Они и учиться будут по-другому, по-взрослому. Разумеется, если вообще будут нужны какие-то специалисты. Для развоза пиццы – всё равно, чему и как учиться. А таких «специалистов» становится всё больше во всех странах. Но это не от системы образования зависит.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий
20 декабря 2019 в 20:32

Женщина безусловно права насчёт техникумов и училищ. А потом, дальше, если надо, заочно, вечерне- и институт, или университет. А потом, если надо - в науку, в кандидаты, доктора и академики с профессорами. Так это и было в СССР! А какие щас могут быть техникумы, хорошие профессии с хорошими заработками, профессора и академики- если по стране ползают гигантские тараканы олигархо-бандитов? Надо сначала русскую землю и воздух от них очистить, а потом - конечно, обязательно, непременно техникумы и училища.

21 декабря 2019 в 02:53

“Ну а потом, когда специалисты-техники поймут, что знаний не хватает, что хочется расти – пусть идут учиться дальше. Они и учиться будут по-другому, по-взрослому”.

Увы, но это фантазия. Реальность – дальше учиться идут за “корочками”. Скорости обучения в 17-ть лет и даже всего в 21-ин, существенно отличаются. В целом заметка правильная.

21 декабря 2019 в 05:04

Меня удивляет заблуждение Воеводиной, но причину я знаю. Всё дело в её образовании, высочайшего качества, в её умственном развитии, поэтому она всех подстригает под свою "гребёнку". Она говорит о техникумах и вузах,а проблема в школьном образовании. Сужу по своей внучке, которая учиться в лицее в 6 классе, куда принимали не всех выпускников начальной школы.Меня просто поражает деградация, которая произошла с ребёнком после начальной школы.Выходит,что школа ставит своей задачей деградацию умственного развития.
А дальше уже не техникум не институт не помогут.Как говориться дело закрыто и подшито.

21 декабря 2019 в 05:19

Как сказала мадам министр образования :"... оказывается система ЕГЭ придумана на Западе для детей умственно отсталых .. а Мы(?!) внедрили его повсеместно..".
Может , сначала разобраться с этими "Мы" ?
В ссср не было ЕГЭ , но глядя на гаранта и его министров, можно подумать что они все ЕГЭшники.. особенно по истории ...

21 декабря 2019 в 05:23

Учится-ошибка.Где надо забываю ставить мягкий знак.

21 декабря 2019 в 07:16

И правильно! Может Галицких кондрашка хватит.

21 декабря 2019 в 15:06

Историю они учили по советским учебникам, в которых, как позже объяснили радзинские, с млечиными, не отражалась особая роль Pink Floyd в развитии человечества, да и в университете об этом тоже ни слова. В общем, полное разочарование в полученном образовании и острая потребность пополнить знания из других, более достоверных, источников. Как, например, правда о событиях в Катыни, в изложении доктора Геббельса.

21 декабря 2019 в 15:06

Права Т. Воеводина. Нужны: общеобразовательная школа (восемь классов) + начальное профессиональное (2-4 года) + законченное профессиональное (3-5 лет). "Высшего" образования быть не должно - учиться надо всю жизнь (после получения образования на очных или заочных курсах повышения квалификации).

21 декабря 2019 в 16:53

Татьяне Воеводиной

Татьяна, Вы очень и очень ПРАВЫ!!!

Полностью согласен с:
«…2) Более сложный. Постепенно сделать нормой жизни среднее специальное образование. Для большинства производимых в обществе работ именно оно и нужно…».

- В начальной школе (1-4 классы) ребёнок ДОЛЖЕН научиться – УЧИТЬСЯ, научиться читать, писать, узнать самое общее понимание об окружающем мире.
- В средней школе (5-8 классы) ребёнок ДОЛЖЕН, вместе с педагогами и родителями, ПОНЯТЬ свои ПРИРОДНЫЕ и прочие СПОСОБНОСТИ и НАКЛОННОСТИ, узнать основы психологии (семьи, коллектива, общества), основы правы (Конституцию, Трудовой Кодекс, Гражданский Кодекс) основы экономики (Финансы, Бюджет семьи, Бюджет Государства).
- В профессиональной школе (9-11 «классы» - ПТУ, Техникумах, Профильных лицеях, Профильных Гимназиях) ребёнок ДОЛЖЕН ПОЛУЧИТЬ ПРОФЕССИЮ. То есть, за эти ТРИ года, ребёнок должен обрести профессию высококвалифицированного рабочего, техника, начальные знания для работы в лабораториях, научных и исследовательских центрах соответствующего профиля, в качестве лаборантов или техников.
При этом, каждый школьник России и его родители должны понимать, что уже с 9 класса начинается выбор профессиональной ориентации человека, в зависимости от природных способностей и наклонностей человека, от ТРУДОЛЮБИЯ и ПРИЛЕЖАНИЯ в учёбе учащегося, от потребностей общества в соответствующей профессиональной ориентации подрастающего поколения.

Для сглаживания жизненных ошибок школьника и его родителей, в учёбе и выборе профессиональной ориентации, на сайте Министерства образования подготовить видео уроки для школьников по всем профессиональным программам профессиональной школы. То есть каждый школьник может реально и бесплатно (через Интернет) учиться по нескольким специальностям и с разным уровнем фундаментальных знаний по профильным предметам школьной программы для поступления в ВУЗы.
То есть каждый школьник России ДОЛЖЕН иметь ВОЗМОЖНОСТЬ получать ШИРОКИЙ спектр ЗНАНИЙ и УМЕНИЙ. Для этого НЕОБХОДИМО создать МЕХАНИЗМ сдачи ТЕОРЕТИЧЕСКИХ и ПРАКТИЧЕСКИХ экзаменов для тех, кто захочет получить профессиональный ДИПЛОМ по другим специальностям.

В профессиональной школе ВСЕ ученики ДОЛЖНЫ не отбывать «школьную повинность», а ОСВАИВАТЬ свою будущую профессию, и готовить себя к будущей своей трудовой деятельности!!!

22 декабря 2019 в 04:43

Последняя новость об образовании:
Российских школьников накормили мясом с трупным ядом
Мясо павших и больных животных поступало в детские сады и школы Тольятти. Об этом сообщает портал «ТЛТгород.ру».

23 декабря 2019 в 17:00

Дык так всё и было в СССР. И работало очень даже не плохо. В чем «свежесть» идеи от миссиз Очевидность? Замене квадратных колёс у современного велосипеда, на круглые, будет посвящена её следующая статья )))