: Блог: Образование - инструмент
Сообщество «Форум» 14:28 10 мая 2019

Образование - инструмент

надо менять не образование, а общество и его цели
26

Про образование сегодня говорят много. Ужасаются его низким качеством, ностальгируют по советской школе, есть попытки возрождать её в частном порядке, переиздавать «сталинские учебники» и даже учить каллиграфии. Вот и в докладе Изборскому клубу тоже говорится об уродствах современного образования: невежестве, и бюрократизме, упорном нежелании школьников и студентов учиться. Всё это так.

Однако ж большинство пишущих об образовании рассматривают его как некую самодовлеющую сущность. А оно – инструмент. Не существует образования вообще, как не бывает инструмента вообще. Образование такое, какое нужно для целей общества.

Именно поэтому большие педагогические новации возникают на рубеже эпох, когда перед обществом возникают новые задачи. Потребовала английская промышленная революция минимально грамотного работника, притом в массовом порядке – родилась система «ланкастерских взаимных обучений» - быстрого обучения массовых контингентов грамоте, помянутая даже в «Горе от ума». Потребовалось большевикам «пробежать», по выражению Сталина, за десяток лет историческую дистанцию, на которую другие народы тратили сотни, - тут же возникает система ликбезов, рабфаков, техникумов и вузов, нацеленных на индустриализацию.

Все разговоры об образовании, попытки его реформировать, обсуждения, нужно или нет ЕГЭ– вещь радикально бессмысленная, пока наконец не прояснится, для какой деятельности мы готовим кадры и учим детей. Для отсутствия деятельности или её симулякра нынешнее образование – самое оно.

Какая цель стоит перед системой образования в настоящее время? Да, воспитание потребителя, как бы ни отвратительно это было многим. Сегодня так и происходит во всём, с позволения сказать, цивилизованном мире. В качестве потребителей-покупателей люди в прогрессивных странах ещё нужны, а как работники – нет, не нужны. Для фабричных работ они заменены либо машинами, либо непритязательными тружениками из третьего мира. Именно отсюда – из ненужности людей - растёт идея постоянного гарантированного дохода. И детей с младых ногтей готовят к роли прекариата, а не профессионального работника. И это разумно – в рамках нынешней парадигмы существования. Массовое образование + мелькающая и мельтешащая информационная среда как нельзя лучше воспитывает идеального потребителя – непрерывно жаждущего новых покупок и прикольных впечатлений жизнерадостного (вариант: невротизированного) придурка. Это не порок системы, не ошибка – придурок нужен глобальному капитализму, чтобы впарить ему монбланы товаров и услуг, ежеминутно производимых. Иначе колёса гигантской машины капитализма не будут крутиться.

Ну а поскольку помимо придурков-потребителей нужны изобретатели техники и пастухи человеческого стада – нужна школа для высших. Происходит отбор способных детей.

Для такого общества система образования, вернее, дебилизации населения – самое оно. Нам не нравится? Тогда надо менять не образование, а общество и его цели. Мы должны отцепиться от мирового капитализма и пойти своим путём. Тогда у нас возникнут свои задачи. Они понятны: новая индустриализация, достижение самодостаточной экономики, освоение нашей заброшенной территории.

Вот тогда потребуется новое, другое, образование. Оно и возникнет. И школяры замотивируются, если увидят, что они кому-то и где-то нужны как труженики, что хорошие знания открывают желанные двери. А то ведь сегодня в самом МГУ преподаватели прямо говорят: «По специальности вы работать, скорее всего, не будете, но образование получите хорошее». Если бы говорили: «Ты получишь образование и встроишься в большое дело, будешь продвигаться», – школяры учились бы по-другому. И интерес бы возник, и курсовики бы не скачивали, а сами писали, и книжки бы читали. А кто не хочет учиться – того бы спокойно отчисляли. За скаченные курсовики, в частности – это же пара пустяков проверить.

И тогда нам не понадобится встраиваться в болонскую систему, не надо будет трястись над рейтингами и стремиться играть по правилам чужой игры. Во всём этом есть что-то жалкое: наши государственные люди напоминают подростка-невротика, зависящего от чужих «лайков» и «каментов». Напротив, нужно завести свои критерии и ИХ оценивать.

Кстати, неправда, что полная размотивация случилась в поколении, рождённом в 95-м и далее, как пишут авторы доклада. Всё это цвело пышным цветом в поколении моего сына, рождённого в 85-м. У них было прямо-таки презрение к знаниям и всякой академической мудрости. Оно и понятно: герои их юности были «прихватизаторы», сделавшие деньги из воздуха, или прямо бандюки 90-х.

А первые сполохи дальних зарниц я припоминаю в свою юность, в 70-80-х. Тогда в умы ядовитой змейкой заползла и угнездилась там идея: главное не что ты знаешь и умеешь, а то, как устроишься. А чтоб устроиться, надо иметь «толстую волосатую руку» - так тогда выражались. Говорить вслух – побаивались, стеснялись как-то, но ощущение было: от твоих убогих усилий ничего не зависит. Тогда активно шла латентная фаза разложения, вылившаяся в Перестройку и развал.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Комментарии Написать свой комментарий
10 мая 2019 в 15:10

Спасибо автору за логичное и честное обоснование смыслов образования. Пороки образования в стране точно отражают отсутствие целей и вектора движения страны.

10 мая 2019 в 15:57

Татьяне Воеводиной

- «…придурок нужен глобальному капитализму, чтобы впарить ему монбланы товаров и услуг, ежеминутно производимых. Иначе колёса гигантской машины капитализма не будут крутиться…».

- «…Для такого общества система образования, вернее, дебилизации населения – самое оно. Нам не нравится? Тогда надо менять не образование, а общество и его цели. Мы должны отцепиться от мирового капитализма и пойти своим путём. Тогда у нас возникнут свои задачи. Они понятны: новая индустриализация, достижение самодостаточной экономики, освоение нашей заброшенной территории…».

- «…Тогда в умы ядовитой змейкой заползла и угнездилась там идея: главное не что ты знаешь и умеешь, а то, как устроишься…»

Абсолютно верные размышления, ВСЁ именно - ТАК!!!

Беда в том, что НЕТ объединяющего и направляющего центра в России по вопросу - «менять не образование, а общество и его цели».

Пока, большинство граждан устраивает положение дел…
Вот этот сайт мог бы стать таким центром, но Проханова устраивает его сегодняшнее положение, членов Изборского клуба тоже всё устраивает, приспособились…

Все имеющие проблемы России легче всего свалить на Путина и на Правительство, что и происходит…

Без ВСЕХ нас НИЧЕГО НЕ изменится…

С уважением.

10 мая 2019 в 18:14

Можно долго и надоедливо "перетирать" тему образования, теоретически доказывая что "надо что-то менять". Хотя, давно уже было ясно, нужна "обратная" система образования, "от учащегося", а не от Минобра.
Суть "обратной" системы - финансировании образования снизу, от потребителей образовательных услуг.
Но это "сработает" только в том случае, если "перевернется" вся экономика, часть которой и есть образование.
Реализация "обратного" образования проста - каждому молодому человеку один раз в жизни открывается лимитированный целевой счет, деньги с которого он платит НЕПОСРЕДСТВЕННО учителю, а не чиновнику из отдела управления образованием!
Хочешь быть космонавтом - физика, химия, физическое здоровье!
Хочешь быть агрономом - ботаника, биология, растениеводство!
Основные требования к системе.
- Должны быть разработаны программы обучения для всех профессий и специальностей!
- Все постигают необходимые знания не "скопом" (классом, группой) а индивидуально, по мере способностей. И никаких оценок и показателей, оценки поставит жизнь и практика применения знаний!

Система была локально опробована в 2004 г. - и дала результат. После чего инициатор был уволен из системы образования. Значит, рано...

БН

10 мая 2019 в 20:32

Русское слово "образование" всё говорит само за себя. Необразованный человек - ещё не образовался как человек.

10 мая 2019 в 21:55

Система и уровень образования, в данный момент, характеризует само общество, показывае его цели и задачи. Позвольте напомнить вопрос Горбачева к Леонтьеву в конце 80-х, достигнем ли мы успехов в перестройке? Ответ - нет, низкое качество Человеческого материала. Банковско-сырьевая экономика не предполагает концепцию "Образованный Человек".

11 мая 2019 в 07:50

Позвольте: "низкое качество Человеческого материала" конца 1980-х - это плод отнюдь не банковско-сырьевой, а социалистической экономики.

12 мая 2019 в 08:09

Может и было низкое качество человеческого материала в 80-е годы, заразились потребительством и мещанством, сейчас же человеческий материал гораздо ниже того уровня.

10 мая 2019 в 21:57

Система и уровень образования, в данный момент, характеризует само общество, показывает его цели и задачи. Позвольте напомнить вопрос Горбачева к Леонтьеву в конце 80-х, достигнем ли мы успехов в перестройке? Ответ - нет, низкое качество Человеческого материала. Банковско-сырьевая экономика не предполагает концепцию "Образованный Человек".

11 мая 2019 в 09:31

Правильная статья, для полноты картины следует добавить конкретики.

"Мы должны отцепиться от мирового капитализма и пойти своим путём. Тогда у нас возникнут свои задачи. Они понятны: новая индустриализация, достижение самодостаточной экономики, освоение нашей заброшенной территории.

Вот тогда потребуется новое, другое, образование. Оно и возникнет. И школяры замотивируются, если увидят, что они кому-то и где-то нужны как труженики, что хорошие знания открывают желанные двери."

И работа в этом направлении, я считаю, идет, - можно привести примеры, - в Кургане Машзавод развивается.
А вот во Ржеве требуется газоэлектросварщик, з/п 70 000 р/мес. На крупное производство.

Хорошо быть сварщиком, хорошо электриком!
Пииты "Завтра" придумайте поэму.

Ржев
На крупное производство вахтовым методом требуются сварщики.
Обязанности:
- Полуавтоматическая сварка металлоконструкций в цеху.
Требования:
- Опыт работы от 1-го года по трудовой книге
- Наличие диплома либо удостоверения по профессии ОБЯЗАТЕЛЬНО
- Прохождение тестового шва на производстве
Условия:
- Вахта 2 мес/1 мес.
- Бесплатное проживание в общежитии
- Бесплатные комплексные обеды
- Заработная плата 70 000 (почасовая оплата труда) за 1 месяц (за 1 вахту)
- Заработная плата за 2 вахту – 78 000 рублей (за 1 месяц), 3 вахта – 85 000 рублей .
- Предоставление спецодежды и обуви
- Бесплатная развозка
- Первый аванс через две недели
- Оформление по ТК РФ (соц. пакет)
ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ !

Контактная информацияКонтактная информация
Отдел персонала
+7 (800) 6006637
vahta-3@prok-tor.pro
Вакансия опубликована 8 мая 2019 в Ржеве

11 мая 2019 в 15:18

Курганский машиностроительный - это, пардон мой френч, военка. В России, равно как и в СССР, военные всегда недурно жили, но ведь их кто-то ещё и кормить-одевать-развлекать должен. Страна не может быть единым военным лагерем, да ещё и автономным.

11 мая 2019 в 15:42

С "кормить" - более или иенее нормально.

"Показатель продовольственной независимости России по итогам 2017 года по зерну составил 99,3 процента при пороговом значении не менее 95 процентов, по сахару - 94,3 процента (план - 80 процентов), по растительному маслу - 84 процента против плановых 80 процентов. При этом по мясу и мясопродуктам перевыполнение плана составило почти 15 процентов...

Кроме того, как отмечает эксперт, пока не достигнуты установленные Доктриной показатели по молоку и соли. "Доля отечественного молока в общем объеме потребления находится на уровне в 80-82 процента (при плане в 90 процентов), - отмечает он. - А из-за проблем с грузоперевозками сохраняется низкий уровень самообеспеченности по пищевой соли (62 процента вместо 85)".
https://rg.ru/2018/04/12/prodovolstvennaia-bezopasnost-rossii-v-celom-obespechena.html

С "одевать" - вопрос более сложный: в премиум-сегменте наши производители проигрывают в качестве, в бюджетном - в дешевизне. Тем не менее, при желании можно без особого труда одеться в одежду отечественного производства.

Ну а уж "развлекать"... - известные артисты явно не бедствуют.

11 мая 2019 в 16:31

Пардон, значит работать газоэлектросварщиком во Ржеве, уважаемый Референт, не желаете?
Жаль.
А потом будете говорить, почему у нас промышленность...
Да, насчет кормить-одевать армию. В Чите, в Забайкалье было много овец, сотни тысяч бродили по сопкам, там климат очень для овец хороший. В Чите из них делали шерсть и одевали всю Красную Армию. Три тысячи народа работали только на комбинате.
И все были довольны,... кроме овец.

11 мая 2019 в 17:51

Vladimir Baraknin.

То есть вы хотите сказать, что это тот образ и уровень жизни, который россияне стремятся защитить?

11 мая 2019 в 17:59

Владимир Кудинов.

Вообще-то, в ваших объявлениях о работе ничего не сказано о подъемных для вожделенных газоэлектросварщиков. То есть данные работы сугубо для местных.

Только "аванс через две недели" - почему аванс-то кстати? Если через две недели. По-советски не иначе.

11 мая 2019 в 18:01

По крайней мере, россияне понимают, что иные варианты будут намного хуже.

Недаром же, как ни тужилась оппозиция всех мастей организовать массовые протесты против пенсионной реформы, но даже в мегаполисах на них вышло 0,1-0,15% избирателей.

11 мая 2019 в 21:40

Данная вакансия на вахтовку, то есть не факт, что работа во Ржеве, а скорее всего на Колыме.
Какие вам еще подъемные?
Не хотите работать, - так и скажите, зачем мозги людям пудрить.

- Дядя Вова, у тебя сын двоечник, за кооперативную квартиру не уплачено, а ты тут мозги канифолишь. Плохо кончится, родной.

12 мая 2019 в 01:39

Попозже выйдут!Медленно запрягают............Да и оболванивают нещадно.СМи,клерикалы.....

12 мая 2019 в 14:51

 Ну вот да, ехать в Ржев, чтоб сдать тест, получить отказ, потом обратно, и всё за свой счёт? Да вам просто и канифолить-то нечего.

11 мая 2019 в 20:43

Образование-это не "инструмент", а программное обеспечение для "инструмента", как показала новейшая история. Вот когда в школах введут такие понятия как "нравственность", "честность" вместо лицемерия и заскорузлости, тогда "образование" сможет помочь родителям воспитать достойную личность. А достойная личность и изменит недостойное и лицемерное общество.

11 мая 2019 в 20:54

В условиях идеологического многообразия школа не может говорить о "нравственности" и "честности" в объеме, превышающем требование соблюдения законов.

11 мая 2019 в 21:15

Ну тогда удовлетворимся тем, что имеем, ведь человек и создаёт "идеологии". "По Сеньке и шапка".

12 мая 2019 в 00:22

А какую идеологию Вы хотите предложить в качестве основы для школьной работы?

12 мая 2019 в 09:38

Никакой. Какую идеологию можно предложить берёзе в поле? надо просто научиться жить. Но это моё мнение.

13 мая 2019 в 16:56

Я могу предложить, но не идеологию, а научную основу.
К сожалению, академическая философия окончательно деградировала, развратилась и выродилась в "искусство", как говорят сами философы.

Но философия должна быть именно наукой, а не искусством пустого мудрствования.

Я это к чему? А к тому, что философия не заметно для себя создала натуральное научное направление, которое развивается всем человечеством именно как научное, а не идеологическое. В науке и в любом человеческом мировоззрении сейчас заложен один единственный постулат, но никто этого не осознает. Людям кажется, что они имеют разные взгляды на жизнь, но это - иллюзия. Абсолютно все люди имеют в принципе одно и то же мировоззрение. (При Вашем желании я это легко смогу доказать).

Все люди действуют В ПРИНЦИПЕ одинаково и онтологически (с единым онтологическим смыслом жизни), и эпистемологически (с единым знанием).

То знание, которое сейчас используют люди, скорей всего, ошибочно, поэтому люди не могут решить ни одной серьезной проблемы своего существования. При этом риск самоуничтожения постоянно нарастает, и если ситуация не изменится, то предел прочности человечества будет преодолен, и человечество погибнет (хотя и не полностью).

Сейчас все люди пользуются адамическими знаниями (от Адама и Евы). Эти знания базируются на постулате - бытие устроено несправедливо. Отсюда эти пресловутые "добро и зло" и "грех познания добра и зла". Зло - это несправедливость, поэтому люди и говорят о существовании добра и зла (справедливости и несправедливости).

Но утверждение о несправедливости устройства бытия не имеет доказательств и пока иметь не может, ибо справедливость неразрывно связана с фактом бессмертия сознания. Смертно сознание или бессмертно - этого наука не знает! Поэтому наука не может знать, справедливо или несправедливо устроено бытие.

В общем... есть альтернативная возможность для построения научного знания - постулат о существовании онтологического объективного закона справедливости. Обоснований этого постулата можно привести великое множество.

Альтернативную науку я назвал верумической. Эта наука дает ответы на все философские вопросы, а самое главное, она показывает ОНТОЛОГИЧЕСКУЮ основу нравственности и ВЫГОДНОСТЬ честной и открытой жизни.

Собственно, чтобы никому не было обидно, в школах можно преподавать сразу две версии мироустройства, а не одну, как сейчас. Если кто-то попытается вникнуть в верумическую версию мироустройства, то он очень быстро поймёт, что она обладает беспрецедентными возможностями в решении глобальных проблем человеческого существования.

Но здесь есть одно "НО"! Людям очень трудно принять факт того, что во всех своих бедах виноваты только они сами, а больше никто. Этот психологический барьер является самым мощным препятствием для кардинального улучшения жизни АБСОЛЮТНО всех людей.

12 мая 2019 в 03:34

До тех пор, пока отсутствует государственная идеология и вразумительная концепция государства, образование будет носить хаотичный характер. Образование - безусловно инструмент, но эффективность его использования зависит от того, в чьих руках он находится. Мастер топором создаст зодческий шедевр, псих раскроит кому-то череп.

12 мая 2019 в 04:18

А у нас как раз промежуточная ситуация: шедевров не создают, но и голов не рубят: топор используется для обычных хозяйственных нужд.