В связи с недавним опросом, показавшим рост популярности фигуры Сталина: есть интересное и очень глубокое разделение ещё с античных времён: цари и герои. Вот не полагается царям быть героями, развели эти понятия. Герой — он где-то рядом, он возле царя или против царя, или вместе — не суть важно, но важно, что это не одна фигура, не одна роль. А вот мы сейчас в силу исторических особенностей можем нарушить эту давнюю традицию.
Фигура Сталина — это во многом герой, а не царь. Прям ей богу, как послушаешь — ну просто 12 подвигов Геракла! Война с нерадивыми элитами («не было неприкасаемых»), создание атомной бомбы, победа в войне, всеобщее образование (ну просто Прометей с его огнём)… Формально всё это вроде бы звучит как результаты государственной деятельности, но феномен сталинской фигуры и его подвиги — они выбиваются из череды просто правителей России, это уже правда очень близко к характеристикам героя, а не царя, правителя.
У нас вообще образовался дефицит героев. Не выдающихся государственных деятелей, не музыкантов-учёных, не генералов-молодцов, а именно героев. Кстати, то, с каким воодушевлением встречаются новости про лейтенанта Прохоренко («Вызываю огонь на себя»), майор Филиппов («Это вам за пацанов»), лейтенант Нурбагандов («Работайте, братья») — всё это очень показательно.
В этом плане правильно поступали при СССР, тогда не скупились создавать героев: герои-полярники, которые открывали и изучали Арктику, которая нам сейчас может многое дать; герои труда (хотя эти истории и были осмеяны потом, но то потом и во многом зря); и всё это не говоря о героях Великой Отчественной. Даже после всего осмеяния, которое обрушилось на них с конца 80-ых, не удалось сбить ореол уважения и славы, которыми были окружены эти люди. И это не потому, что плохо старались грязью закидать, а потому, что не удалось в итоге это сделать.
А теперь как-то с героями не густо… То ли скепсиса в обществе прибавилось, то ли власти «стесняются», боятся обвинений в пропаганде и бравурности…
Факт в том, что если не дают людям героев здесь и сейчас, то они ищут и находят героев там и тогда!
Кстати! Любимая тема всех мифов о героях — это несправедливая опала, попытка героя оболгать, очернить его подвиг интригами и злословием. В общем, не только победы и подвиги, но и — несправедливые страдания! Всё это очень часто сопровождает канонического героя.
И в этой связи я всё больше нахожу в том, как воспринимают Сталина люди, отзвуки не восторга царём-Сталиным, а уже героем-Сталиным! Он совершил подвиги, а злодеи клевещут и злословят, пытаются лишить заслуженной славы и народной любви… А народ-то любит! Народ не отдаёт своего героя злодеям. Это мифология тонкая, подспудная.
Что, ребятушки, хотели поговорить о «глубинном народе»? Вот вам и глубинный народ! И его герои, которых никак вы не выковыряете из памяти и души глубинного народа.
Есть важная роль у героя, которая важна помимо совершения восхищающих людей подвигов:
Герой восстанавливает или устанавливает справедливость.
Дааа, это страшненькая история для власти в любые времена! Именно поэтому царь и герой — фигуры не совпадающие! Зачастую герой даже идёт против власти, бывает и такое. Кстати, потому Сталин и герой, что карал элиту мама не горюй.
Но есть одна проблема, которую упускают из виду:
Лучше дать героев-полярников и героев труда, лучше дать героев в истории, чем оставить народ вовсе без героев. Потому что… почему? Правильно! Потому что в тоске по герою народ может породить их сам!
В лучшем случае — народ просто «назначит» кого-нибудь героем. У нас при СССР народ обильно «назначал» заочно героями всяких «героических» диссидентов, которых даже не знал. Потому что любят люди чтобы были герои, которые борются за справедливость.
А вот в худшем случае герои могут прийти по-настоящему. Почему в худшем? А они весьма неприятные ребята зачастую, эти герои. Почитайте мифы и легенды хоть античные, что наши добрые народные сказочки. Подвиг — это на войне хорошо, а посреди мирной жизни подвиг может таким ой-ёй-ёем обернуться… Хотите пример?
двойной клик - редактировать изображение
Классическим героем был Химейер, который разнёс на своём бульдозере маленький городок. Не все знают, что после этого городок так и загнулся: причинённый ущерб возместить не смогли, из городка потихоньку разъехались люди, стало одним «городом-призраком» больше…
Справедливость — она штука такая… Другим известным героем, любившим справедливость, был Роршарх :))) Там же была сказана отличная фраза:
«Справедливость настигнет всех нас… Не важно, за что!»
Он вообще был не любитель считать щепки и «сопутствующий ущерб», потому что это же пустяки, если надо восстановить справедливость и наказать злодеев.
Я бы рекомендовал властям задуматься, потому что я не знаю, дождёмся ли мы Гераклов и Одиссеев, а вот Химейеров и Роршархов можем дождаться запросто! Да собственно…
Уже мелькают новости, как бизнесмен годами вынашивал месть, а потом пошёл и застрелил мэра-обидчика, и другие подобные истории. А как часто истории после ДТП с обнаглевшими «шишками» уже балансируют на грани самосуда прямо на месте происшествия?
Большой вопрос даже, что хуже: парочка всенародных революционеров-борцов за справедливость, или сотни маленьких мстителей, которые будут понимать справедливость очень своеобразно, но действовать при этом решительно...