Сообщество «Экономика» 12:15 24 ноября 2017

"Газпром" под давлением

о трудных проектах, скандальных премиях и нюансах стоимостью в миллиарды долларов

О бедном "Газпроме" замолвите слово. Как там пелось в старой белогвардейской песне: "Всё теперь против нас, будто мы и креста не носили…"? Так вот, теперь всё — против него.

То министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский в эфире "Польского радио" призывает страны ЕС отказаться от поставок природного газа из России после 2022 года. То отрок из курируемой корпорацией новоуренгойской гимназии в рамках спонсируемой немецким партнером "Газпрома" по проекту "Северный поток-2" BASF/Wintershall программе обмена выходит на трибуну бундестага и на весь мир начинает нести несусветно-позорную чушь о "невинных солдатах вермахта", погибших в советском плену после "сталинградского котла". То ярой поклоннице российского "голубого золота" Ангеле Меркель явно купленные "дядей Сэмом" политические партнеры не дают сформировать полноценную правительственную коалицию. То "родные" масс-медиа задаются дурацкими вопросами о том, справедливо ли топ-менеджмент российского "национального достояния" выписывает себе премии за январь-сентябрь 2017 года в размере 1,467 млрд. рублей при текущих убытках компании в 9,205 млрд. рублей — якобы под девизом "Премии — себе, убытки — стране!". И заодно удивляются немеряно выросшим после 2016 года операционным расходам "естественной монополии", что привело к значительному сокращению объёма налоговых поступлений от неё в российский бюджет…

Та самая ситуация, которая зафиксирована в старинной русской пословице: "Пришла беда — отворяй ворота!" Скажу сразу — особых симпатий к Алексею Миллеру и Ко не питаю. Тем более — не питал их в те времена, когда "Газпромом" рулила связка Черномырдин—Вяхирев. Ещё в конце 90-х пустил в оборот бренд "Газпрём". Опубликовал не один десяток статей о том, почему "Газпром" зависит от украинской газотранспортной системы и какие объёмы среднеазиатской и прочей "неучтёнки" ежегодно проходят по ней "серыми" и "чёрными" схемами… Даже в 2015 году, то есть после года "евромайданной" власти и войны на Донбассе, официальная (подчеркну — официальная!) статистика российско-украинской торговли была, по данным "незалежной" таможни, на 5,2 млрд. долл. больше, чем по аналогичным отечественным данным, и никого "наверху" это почему-то не волновало. Надеюсь, что внёс тем самым какую-то скромную лепту в то, что ситуация с "газовыми потоками", в том числе — экспортными, постепенно стала меняться. В лучшую сторону. И собственные газовые хранилища построили, и, несмотря на упорное противодействие западных "партнёров", реализуют альтернативные украино-белорусско-польскому "коридору" маршруты газопроводов. "Северный поток" уже построен и функционирует, на очереди — "Северный поток-2" и "Турецкий поток".

Но "где будет труп, там соберутся орлы" (Мф. 24:28). Совместный российско-турецкий проект газопровода от компрессорной станции "Русская" в Анапском районе Краснодарского края до точки выхода Кыйыкёй и далее по маршруту Люлебургаз—Ипсала (суммарной мощностью до 63 млрд. кубометров "голубого золота" ежегодно) постоянно сопровождается всё новыми и новыми требованиями со стороны турецкого руководства, увязывающего этот пункт сотрудничества со всем комплексом отношений между Москвой и Анкарой. Укладка "российского" участка "трубы", в том числе — по дну Черного моря на глубинах свыше двух километров, была завершена еще в августе, но строительство турецкой части остаётся практически замороженным, что, естественно, не усиливает доверие российского президента Владимира Путина к его турецкому коллеге Реджепу Эрдогану. Про позицию турецких властей по Крыму даже говорить не приходится.

На "северном фронте" дела у "Газпрома" обстоят не менее сложно, хотя все эти сложности носят совершенно иной по своей форме характер. Надо понимать, что строительство "Северного потока-2" — дело решенное, акционерами обсуждается распределение товарных и финансовых потоков внутри данного проекта. Позиций и даже нюансов стоимостью в миллиарды долларов каждый здесь предостаточно. "Газпромовцы" давят на своих партнеров из E.ON (Германия), Shell (Нидерланды/Великобритания), BASF/Wintershall (Германия), OMV (Австрия) и ENGIE (Франция), а те, соответственно, — на них. Не гнушаясь при этом никакими способами и средствами.

Противостоять такому давлению, даже имея за спиной такой аргумент, как реальные объёмы газа, отсутствующий у потенциальных конкурентов, чрезвычайно тяжело. И топ-менеджмент "Газпрома", явно выписавший себе премии под успешно завершенные переговоры по "Северному потоку-2", то есть под будущие прибыли, понять можно.

Проблема только в том, что эти прибыли еще ничуть не гарантированы, быстро "развернуть" потоки "голубого золота" с юго-западного направления на юго-восточное у "Газпрома" не получится, и в этом случае его финансовые показатели на несколько лет могут уйти в "глубокий минус", чем, разумеется, вовсю пользуются его западные партнёры, пытаясь отгрызть от проекта самые лакомые куски.

Разумеется, на фоне зарплат подавляющего большинства российских граждан в 15-20 тысяч рублей многомиллионные "бонусы" для Миллера и Ко выглядят форменным издевательством. Но факт состоит в том, что без подобной "кормёжки" государство может потерять намного больше, чем заявленные премии в полтора миллиарда рублей. И никакими "чистками", никакими "расстрелять коррупционеров, как в Китае или при Сталине", здесь, увы, не поможешь. В противном случае мы до сих пор жили бы при советской власти, под красным знаменем с серпом и молотом, в космос летали "Бураны", а на Олимпийских играх и прочих международных спортивных соревнованиях почти непрерывно звучал бы чудесный гимн нашей страны.

Конечно, даже с учётом всех обстоятельств, "пряник" для власть и собственность предержащих, кажется, великоват, а "кнут" — напротив, маловат. Но тут, видимо, многое зависит от ракурса, с которого каждому из нас доступно видеть происходящее.

Cообщество
«Экономика»
1.0x